Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В – критерий – виды решаемых задач и используемые процессы обработки информации.






- 60-70-е гг. XX в. – обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением раз­вития информационной технологии являлась автоматизация опера­ционных рутинных действий человека;

- с 80-х гг. XX в. – создание информационных технологий, направ­ленных на решение стратегических задач.

Г – критерий – содержание проблем информации.

- до конца 60-х гг. XX в. — проблема обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств;

- до конца 70-х гг. XX в. — отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств (распространение ЭВМ серии IBM/360);

- с начала 80-х гг. XX в. — максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде (компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы — средством поддержки принятия его решений);

- с начала 90-х гг. XX в. — создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем.

Проблемы этого этапа весьма многочисленны:

- выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

- организация доступа к стратегической информации;

- организация защиты и безопасности информации.

 

III. Основные сюжетные линии эволюции носителей информации раскрыты во многих учебниках и монографиях. Например, см.: Левин В.И. Носители информации в цифровом веке. – М., 2000.

Обратим внимание на ряд деталей.

Развитие информационных технологий помимо системы представления информации было связано с совершенствованием средств информационных коммуникаций. Они возникли, как уже указывалось, при появлении человеческой речи, которая стала нематериали­зованной несущей информацией. Начало этой фазы, несомненно, можно считать первым информационным взрывом в истории техноло­гической цивилизации. В течение следующей фазы – добумажной — информационные взрывы характеризовали переход ко все более совершенным носителям: запись на камне позволила впервые добиться эффекта обезличенности процесса передачи информации, закрепленной навечно; переход к записям на сырых глиняных табличках и деревянных дощечках (с 4-го тысячелетия до н. э.) придал информационным коммуникациям динамический характер (камень сохраняет значение носителя символической монументальной информации); изобретение папируса (с 3-го тысячелетия до н. э.) значительно повышает единичную емкость носителя и его разрешающую способность благодаря большой площади свитка и возможности применить краски; появление пергамента (III в. до н. э.) завершает добумажную фазу новым информационным взрывом: появляется оптимальный носитель информации — книга (IV в. н. э.).

Качественно новый характер приобрели информационные коммуникации, когда в крупных государствах Древнего мира (Греция, Персия, Египет, Китай, Рим) возникла хорошо налаженная государственная почтовая связь: письменная информация передавалась гонцами по принципу эстафеты. С образованием древнегреческих городов-полисов создаются библиотеки, доступные для свободных граждан. Библиотека в этот период становится первым в истории центром со­средоточения информационных носителей на папирусных свитках| (позднее на пергаменте) для передачи широкому кругу пользователей, своего рода первым институтом массовой информационной коммуникации. Это обстоятельство в значительной мере способствовало началу продуцирования информации в новой форме — авторских сочинениях. Книга приобретает функции товара, в связи с чем, воз­никает новая ремесленная профессия — переписчик книг. Книжные лавки превращаются в своего рода интеллектуальные микроцентры, в которых происходит интенсивный обмен знаниями. Наряду с об­щественными библиотеками формируется, новая форма массовой коммуникации — личные библиотеки (у наиболее обеспеченных граж­дан). Принципиально важным моментом является выделение пока узкого социального слоя людей — производителей знаний, закреп­ляемых ими в книгах и передаваемых наиболее способным продол­жателям. Несомненно, что такое широкое информационное взаимодействие людей приводило к накоплению не только духовных, но и материальных (в том числе культурных) ценностей, способствовало появлению рациональных для того времени законодатель­ных форм, регулировавших социальные отношения в обществе.

Великое переселение народов, сопровождавшее падение Римской империи, практически полностью уничтожило сложившуюся куль­туру (в том числе информационную). В этой связи нельзя не отме­тить важный исторический факт миграции информационных источ­ников — рукописных тиражей первых сочинений. Вначале с первыми христианами, гонимыми Римом, они попадают в Византию и Сред­нюю Азию – главным образом в Бухару, где в VII—X вв. переводятся на арабский язык. После падения Константинополя с середины XV в. ру­кописные древнегреческие и латинские книги вместе с массой бежен­цев перемещаются в Западную Европу, где становятся основным ин­формационным массивом накопленных знаний.

Бумажная фаза развития информационных технологий начина­ется с X в., когда бумага (изобретенная еще во II в. в Китае) становит­ся объектом промышленного производства в странах Европы. Эпоха Возрождения и последующий за ней период сыграли исключитель­ную роль в развитии информационных технологий. С расширением торговли и ремесел появились городские почты, с XV в. — частная по­чта (Западная Европа), в XVI—XVII вв. — централизованная королев­ская почта (во Франции, Швеции, Англии и других странах). Благода­ря этим стабильным коммуникациям в информационную деятельность вовлекается большое число людей, и она охватывает крупные регио­ны. Центрами хранения и передачи информации становятся первые университеты Италии, затем Франции, Германии, Англии.

Революцией в процессе развития информационных технологий стало изобретение в Германии книгопечатания (середина XV в.), при­давшее ей форму массовой деятельности, особенно с конца XVII в., т. е. со времени возникновения науки и появления парового двигателя — основы машинного производства. По существу это стало началом нового научно-технического этапа в естествознании. Главным качественным содержанием информационных технологий стало появление систем научно-технической терминологии в основных отраслях знаний, а количественным — выпуск многотиражных книг журналов, газет, географических карт, технических чертежей, а так же первых энциклопедий — своего рода стационарных информационно-поисковых систем на алфавитной основе.

Новый этап в развитии информационных технологий, связанный с технической революцией конца XIX в., характеризуется созданием почтовой связи как формы стабильных международных коммуни­каций (Всеобщей почтовый союз с 1874 г. и Всемирная почтовая конвенция с 1878 г.), фотографии (с 1839 г.), изобретением телеграфа (1832 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.), кинематографа (с 1895 г.), а позднее беспроводной передачи изображения (1911 г.) и промыш­ленного телевидения (с конца 20-х гг.). В развитии информационных коммуникаций наступил период создания общемировой системы со­средоточения, хранения и быстродействующей передачи информации в наиболее удобной для пользователей форме. Это превратило информацию в движущую силу технического, социального и экономического прогресса, определило ее ведущую роль на этапе современной технологической революции, которая придает информационным технологиям форму интеллектуальной индустрии. Благодаря этому было разрешено назревшее историческое противоречие между накоплением гигантского объема информации в обществе и невозможностью эффективного ее использования с помощью традиционных немашинных методов.

Информация превращается в один из наиболее ценных по содержанию и массовых по форме продуктов цивилизации, потребителем которой становится все человечество. Этап информационной революции второй половины XX в. знаменует начало безбумажной фазы развития информационных технологий, когда на качественно новом уровне завершается крупнейший исторический виток перехода к неосязаемой несущей информации, причем скорость ее передачи (посредством электромагнитных волн) возрастает в миллионы раз (по сравнению с человеческой речью). Машинная интуиция (экспертные системы) превращается в производительную силу, а искусственный интеллект позволяет решать качественно новые задачи технического прогресса. Исключительное значение машинных динамических информационных систем в жизни современного общества выдвинуло на первый план проблемы создания все более совершенных ЭВМ и связанных с ними технологий. История развития механизма инфор­мационного взаимодействия между людьми (а теперь и между чело­веком и машиной) дает основание для понимания информационных технологий как единой интеграционной системы развития всех об­ластей знаний, этапы которой в основном совпадают с периодами становления естествознания и более ранними по времени периода­ми накопления знаний в обществе.

 

 

IV. Среди источников, освещающих данный раздел темы, следует обратить внимание на издание «Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность» (под ред. М.А. Вуса. СПб., 1999).

Жизнедеятельность современного общества строится на осно­ве многосторонних информационных воздействий социальных институтов и отдельных граждан. На передний план сегодня вы­ходит информация, наука становится непосредственной произво­дительной силой, а экономика приобретает сверхсложный харак­тер. В конечном счете, именно многосторонние информационные взаимодействия обеспечивают движение капиталов, технологий и людей — основу современного общественного развития. Одной из характерных черт информатизации общества является ярко выраженная направленность на смещение акцента управления от централизации к децентрализации. Сам процесс информатизации общества, который нередко рассматривается лишь как чисто тех­нологический, по своей сути является также и глубоко социальным процессом, последствия которого еще только прогнозируют­ся и по-настоящему не осознаны.

Информатизация и перспективные информационные техноло­гии должны обеспечить не только повышение эффективности про­изводства и экономию труда, но и быстрое распространение науч­ных знаний и передовых технологий в обществе, повышение об­щего уровня его интеллектуализации, то есть способности людей не только воспринимать новые методы и орудия труда, но и гене­рировать новые знания. В социальном аспекте информатизация представляет собой процесс перехода общества от одной формы своего существования к другой, характерной для более высокого уровня общественного развития. Она же в основном определит и черты будущего общества.

Информатизация дает серьезный толчок интеграционным процессам в национальном и международном масштабах, но в то же время в обществе и экономике усиливаются процессы децент­рализации и поляризации. " Атомизация" общества становится уже реальной и опасной перспективой. Развитие приобретает как ни­когда противоречивый характер. Возникает опасность появления " информационной элиты", прослойки или класса людей, владею­щих релевантной информацией и определяющих правила доступа к ней. На пороге перемен исторического значения возникают но­вые возможности для массовой демократии и самоуправления, но в то же самое время господствующие экономические и политичес­кие силы обретают дополнительные возможности для политичес­ких манипуляций и эффективного управления широкими народ­ными массами.

Информатизация ведет к созданию единого информационного пространства, в рамках которого производится накопление, обра­ботка, хранение и обмен информацией между субъектами этого пространства — людьми, организациями, государствами. Форми­руется единая информационно-телекоммуникационная система, в которую включены сегодня все наиболее развитые страны мира. Информация из национального ресурса с развитием коммуникаци­онных и информационных технологий превращается в мировой ресурс. Происходит резкое возвышение информационных потреб­ностей людей и общества, на их удовлетворение ориентируется все больше и больше отраслей и сфер экономики.

Массовое применение новых технических средств и информа­ционных технологий, составляющие основу бурно развивающего­ся процесса информатизации, изменяют образ жизни миллионов людей. Под воздействием информационных технологий меняются формы экономической деятельности. Электронная связь порожда­ет новые формы общения как профессионального, так и личного. Ярким примером может служить глобальная сеть Интернет. Взрывоподобное развитие этой сети и связанных с ней технологий уже в ближайшем будущем может привести к тому, что она станет ве­дущим средством массовой информации, основной системой теле­коммуникации и важнейшим информационным ресурсом целого ряда стран.

В информационном обществе первичным становится не стои­мость труда, а стоимость знаний. Наряду с традиционными фор­мами богатства все большее значение приобретает накопление информационного богатства. Так, по имеющимся оценкам, свыше 60% всех ресурсов США приходится сегодня на информационные ресурсы. Обработка информации превратилась в новую индуст­рию, в структуре экономики сложился мощный информационный сектор. Быстро увеличивается доля трудоспособного населения, занятого в информационной сфере. В США, например, до 80% за­нятого населения трудится в сфере, связанной с переработкой ин­формации.

Информационное преимущество является важной социальной силой, способствующей перераспределению экономических, социальных и политических (властных) ресурсов. Вместе с тем инфор­мационное неравенство ведет и к социальному неравенству. Одно­временно растет вес информационных факторов во всех составля­ющих национальной безопасности — политической, экономичес­кой, военной, правоохранительной, экологической и др.

Вполне очевидно, что возможности быстрого обмена политиче­ской, экономической, научно-технической и другой информацией, применение новых информационных технологий во всех сферах общественной жизни и особенно в производстве и управлении яв­ляется несомненным благом. Усиление в результате информатиза­ции коммуникативного аспекта социальных отношений членов общества создает возможности для дальнейшего развития челове­ка как личности. Но подобно тому, как быстрый промышленный рост создал угрозу экологии Земли, а успехи ядерной физики по­родили опасность ядерной войны, так и информатизация может стать источником ряда серьезных проблем.

Деятельность людей достигла планетарных масштабов, разви­тие общества начинает все больше зависеть от состояния окружа­ющей среды. Одновременно с этим возник и нарастает целый клу­бок социально-экономических, политических и экологических проблем. Развитие информационных технологий затрагивает инте­ресы не только отдельных физических и юридических лиц, но и всего общества в целом, не только интересы отдельного государ­ства, но и всех стран мира.

Многие глобальные социально-экономические проблемы со­временности являются в значительной степени информационными проблемами. Вследствие этого развитие человеческого общества на современном этапе цивилизации необходимо рассматривать не только в свете экономических, социальных и экологических про­блем, но и не в последнюю очередь с точки зрения многоаспект­ных информационных проблем.

Как и всякое достижение науки, информатизация общества не­сет в себе доброе и злое начала. Высочайшая степень автоматиза­ции, к которой стремится современное общество, ставит его в за­висимость от степени безопасности используемых им информаци­онных технологий, от которых в свою очередь зависит благополу­чие и даже жизнь множества людей.

В связи с массовой компьютеризацией информационных процес­сов, увеличением ценности и значимости информационных ресур­сов особую остроту принимает проблема надежной защиты информации, циркулирующей в критически важных информационных системах, то есть предупреждение ее искажения и уничтожения, несанкционированной модификации, злоумышленного получения и использования.

Экран телевизора или компьютера стал ныне главным носите­лем информации для среднестатистического современного челове­ка. При этом скорость создания картин, понятий-образов столь вы­сока, что на обдумывание полученной информации уже нет време­ни. В итоге диалог исчез, осталось только чтение-потребление. Телевизионная камера приближает человека на запретное расстоя­ние, вызывает нездоровый интерес и тем развращает человека. Следствием этого является изменение психологического потенци­ала — базовой направленности личности, характерологических особенностей и интеллекта человека, его психофизиологического состояния.

На практике имеют место проявления " виртуализма" — на­правленности личности на уход от реальных жизненных впечатле­ний и проблем в виртуальный мир, создаваемый информационны­ми средствами, и " авитализма" — потери глубинных жизнесберегающих установок личности, то есть слом психологических барье­ров личности, препятствующих немотивированному нанесению вреда другим живым существам или самому себе (последнее мо­жет проявляться, например, под воздействием восприятия и усвое­ния на подсознательном уровне " развлекательных" убийств, раз­ного рода жестокостей, которыми основательно заполнен телеви­зионный экран и которые положены в основу многих компьютер­ных игр).

По оценкам психологов, только 15-25% населения способны критически усваивать информацию, а до 75% людей обладают по­вышенной внушаемостью. Вследствие этого применение совре­менных средств и способов массовой информации обеспечивает управляемость обществом. На смену толпам у костров инквизиции и на улицах фашистского рейха приходят " рассеянные толпы" у экранов телевизоров и персональных компьютеров. Эти толпы не­привычны по способу организации, но также управляемы и потен­циально опасны.

Формы насилия меняются вместе с прогрессом. На смену физи­ческому насилию меча, пушек и кандалов, а затем экономическому насилию безработицы, конкуренции и денежного кредита пришло информационное насилие: манипулирование сознанием людей, вторжение в их психику и внутренний мир. " Сетевой компьютинг" — это одновременно и инструмент информационной, политической и культурной экспансии развитых стран. С его помощью воз­можны изменения политической карты мира и сложившегося со­отношения между геополитическими центрами сил.

Современные СМИ — могучее средство реализации приемов и методов психологического воздействия. Перспективные информа­ционные, компьютерные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают возможности СМИ воздействовать на со­циально-политическую и культурную жизнь людей. Человек жи­вет сегодня в информационном поле, ежедневно черпая информа­цию из прессы, радиопередач, с экранов телевизоров. Он получает самую свежую информацию со всех концов планеты, но только ту ее проекцию, которую предоставляют СМИ. Средства массовой коммуникации формируют " массового" человека нашего времени. В то же время они разобщают людей, вытесняют непосредствен­ные контакты, заменяя их телевидением и компьютерами. Нахо­дясь в мире оторванных от реальности символов, люди могут при этом даже идти против своих собственных интересов. Реальность может отходить на второй план, играть подчиненную роль. Таким образом, на смену физическому и экономическому воздействию на людей, приходит информационное воздействие, вновь ведущее к порабощению.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция по про­блемам окружающей среды, на которой была констатирована гло­бальность экологического кризиса, нарушение равновесия в сис­теме природа – общество за счет мощного антропогенного воз­действия. Тогда же была провозглашена концепция устойчивого развития. Сохранение устойчивости – объективное требование нашего времени. К сожалению, разработанные вслед за этим мно­гочисленные национальные и партийные концепции устойчивого развития нередко прямо противоречат друг другу и игнорируют такой фактор, как состояние общественного сознания, таящее в себе угрозу возникновения неустойчивости.

Французский специалист в области телекоммуникаций Т. Бретон полагает, что в условиях информационного общества общепринятое понятие власти потеряет смысл, а вместе с этим усилится ощущение неуверенности и непредсказуемости. Новый, усложнившийся мир вряд ли станет гармоничным: коммуникация сократит расстояния, сблизит удаленные друг от друга территории, но разъединит соци­альные группы. Человек будет постоянно находиться перед необхо­димостью самостоятельного принятия решения.

По мнению исследователя, новая коммуникационная техноло­гия полностью исключает возможность манипулирования инфор­мацией (что, на наш взгляд, весьма спорно) и подводит черту под существованием пропаганды.

Но, согласно Т. Бретону, мировое сообщество разделится на тех, кто живет в условиях функционирования новых и старых мо­делей распространения информации. Как на глобальном уровне, так и в отдельных странах бедные будут беднее, а богатые — бо­гаче. Это вызовет взрыв недовольства, конфликтов, войн. Таким образом, информационное общество породит новую волну наси­лия и варварства.

Как было отмечено на научно-практическом семинаре «Век информации» (С.-Петербург, 1-2 ноября 1995 г.), перед ми­ровым сообществом снова стоит альтернатива: либо развитие по­лучит «информационная демократия, при которой диалогичпость и терпимое отношение к другим должны быть нормой, обязатель­ными элементами не только новой системы международных от­ношений, но и общения внутри существующих границ», либо «глобальное коммуникационное поле взрастит информационный тоталитаризм с диктатом сильнейшего, материальным и духовным подчинением ему слабых, механическим наложением его культу­ры, уподоблением остальных себе или культурной ассимиляцией, ведущей к однообразию и одинаковости, монологичности, нетер­пимости и неизбежно конфликтности, социальным, этническим, конфессиональным взрывам». И если не всеобщее согласие по этому вопросу, то, по крайней мере, продвижение в сторону ре­альных решений необходимо.

Информационная война — сравнительно новое понятие в облас­ти отечественной политической науки, включающее в себя различ­ные аспекты политической, экономической и социокультурной действительности. Однако корни возникновения такого явления, как информационная война уходят в древность, хотя для современного обыденного сознания — это, прежде всего, компьютерные вирусы и воровство новых технологий. Информационная война парадоксаль­на: она ведется с помощью манипулирования знаниями, охватывает СМИ, влияет на образование и разрушает традиционные " старые" культуры. Эта война ведется в режиме " все против всех", в ней не бывает союзников, побежденный теряет свои позиции навсегда. Не­большая группа людей, владеющих приемами ведения сражений, может идеологически или психологически поработить социальные группы или целые страны. При сверхмалом сроке реализации воен­ных действий, а это занимает иногда доли секунды, нет возможнос­ти немедленно противодействовать агрессии.

Директива 3600.1 Министерства обороны США определяет " информационную войну" (ИВ) как «информационные операции, проводимые во время кризисов или конфликтов для достижения или пропаганды определенных целей по отношению к противни­ку».

В литературе встречается понятие " информационное противо­борство", трактуемое как «форма борьбы между государствами, представляющая собой целенаправленное использование инфор­мационного оружия для реализации политических и военных ин­тересов и защиты собственных информационных ресурсов». В мирное время оно носит скрытый характер и обеспечивает как решение текущих задач, так и постепенное накапливание необрати­мого превосходства.

В России одной из первых фундаментальных попыток опреде­лить суть понятия информационной войны и способы сохранения государственного суверенитета в области культуры и информации стал доклад, подготовленный в 1996 г. аналитической группой Фе­деральной службы безопасности РФ для Президента России. До­клад назывался «Основные угрозы в сфере информационной безо­пасности Российской Федерации». В этом докладе отмечается, что информационная безопасность играет ключевую роль в обеспече­нии жизненно важных интересов Российской Федерации, чем дик­туется необходимость создания развитой и защищенной информа­ционной среды общества. «В традиционном противостоянии поли­тических оппонентов растет значимость информационно-психоло­гического воздействия, а в экономике растет уязвимость экономи­ческих структур от недостоверности, запаздывания и незаконного использования экономической информации. В сфере духовной жизни возникает опасность развития агрессивной потребительской идеологии, тотальной коммерциализации культуры, распростране­ния идей насилия и нетерпимости, воздействия на психику разрушительных форм мифологизированного сознания. Эти угрозы и защита от них, а также утверждение нравственных ценностей реа­лизуются внутри информационной среды и, прежде всего, через средства массовой информации».

К источникам информационно-психологических воздействий относятся:

- государственные и негосударственные средства массовой информации (печать, радио, телевидение, информационные и рек­ламные агентства);

- политические партии и движения, оказывающие влияние на формирование общественного мнения и осуществляющие манипу­лирование информацией, имеющей социально-политическое зна­чение.

1. В качестве первого метода осуществления информационной агрессии можно назвать такое привычное явление сегодняшней жизни, как реклама. Успешная реклама — это убеждение. Успех в убеждении создает побудительные стимулы к действиям. Это от­носится не только к товарам, но и к восприятию идей. С помощью рекламы и убеждения можно обращаться и к покупателям, и к из­бирателям. В последние годы в связи с появлением новых техно­логий в западных странах возникают нетрадиционные способы ведения избирательных кампаний: с помощью использования " электронной почты", банков данных кандидатов, видеокассет, то есть с помощью непосредственного общения с избирателем. Неко­торые аналитики говорят о возможности предвыборных кампаний без мобилизации традиционных СМИ.

С помощью телевидения какая-то идея может быть насильст­венно навязана массам. К примеру, прошедшая в 1996 г. акция в поддержку Бориса Ельцина на президентских выборах «Голосуй - или проиграешь!» - классический пример интенсивного ин­формационного воздействия. Надо отметить, что пока не сущест­вует научных исследований постоянного воздействия на мозг че­ловека одной и той же информации. Информационно-психологическая компонента информационной безопасности общества сравнительно мало изученный аспект. Тем не менее, после победы Б. Ельцина во втором туре голосования аналитики отмеча­ли, что телевизионная и концертная акция «Голосуй — или проиг­раешь!» принесла российскому президенту от 10 до 15% голосов избирателей.

Предвыборная агитация была построена по схеме, заимство­ванной у английского музыкально-развлекательного канала MTV. Музыкальные видеоклипы перемежались политической рекламой двух типов:

1) очень короткие клипы «Голосуй — или проиграешь!», пост­роенные по одной схеме: противопоставление символов " коммунистического" прошлого, к которому можно вернуться, и " демократического" настоящего и будущего, гарантом которого является победа Бориса Ельцина. (При этом имена кандидатов не назывались, хотя ролики безусловно агитировали за Б. Ельцина. В восприятии зрителя был сформирован устойчивый образ. Поэтому в день голосования, когда агитация запрещена, эти клипы, фор­мально призывающие идти на выборы, можно было транслиро­вать. Чем и воспользовались создатели кампании);

2) репортажи с маршрута следования концертного турне в под­держку действующего Президента. В интервью молодых людей не всегда звучало имя Бориса Ельцина, что создавало иллюзию объ­ективности. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Для манипуляции требуется фаль­шивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощу­щаться. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно.

Все элементы телевизионной части акции «Голосуй – или проиграешь!» были очень короткими, а пятичасовой ежедневный агитационный блок напоминал мозаичный узор, мешая аналитиче­скому (продолжительному) восприятию информации. Другими словами, кроме постоянного повторения одних и тех же идей и лозунгов присутствовал элемент фрагментарности, дробления ин­формации.

2. Дробление информации – еще один, пожалуй, новейший способ осуществления информационной агрессии. Дробление как метод распространения информации особенно широко применялся сначала в США, но сегодня можно говорить о том, что он проник и в Россию. Дробление и фрагментарную передачу информации американские исследователи называют одним из характерных приемов культурного подавления, который, за редким исключени­ем, не осознается преданными, но наивными профессионалами, сосредоточивающими внимание на локализированном подходе к проблемам и потому не способными воспринимать их как измере­ния одной общей проблемы в целом.

Подобно тому, как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию, новая и эффективная тех­ника обработки информации позволяет заполнить вещание боль­шими объемами пустой и ненужной информации, которая еще больше осложняет для зрителя поиски смысла.

На практике прослеживается очень четкая тенденция показы­вать разрозненные яркие события и не давать анализ происходя­щего. Другими словами, очевидно желание скрыть происходящее, заменив реальность взаимосвязанных и взаимообусловленных фактов реальностью случайного набора событий или искусствен­ной реальностью. Российская телевизионная журналистика сего­дня предоставляет множество примеров дробления информации – сравнительно нового для постсоветского общества явления.

3. Немедленность (незамедлительность) передачи новостей связана с методом фраг­ментации и является обязательным элементом для его осуществ­ления. С того момента, когда информация является преждевремен­ной, то есть ее еще нельзя использовать, и до момента, когда она устаревает, потому что становится достоянием публики, политиче­ская информация сохраняет свою коммерческую ценность не больше чем в течение одного утра. Система передачи новостей ставит жесткие рамки, но сами профессионалы — корреспонденты газет и ТВ — отмечают: за минуты, которые им порой отпущены для подготовки и передачи сообщения, невозможно оценить зна­чимость происшедшего. Поэтому информация становится поверх­ностной, с элементами сенсации и сиюминутности, но напрочь лишенная аналитики. Качество это способствует усилению манипулятивных возможностей информационной системы.

С последним из перечисленных методов ведения информаци­онной агрессии тесно связан появившийся в конце 80-х гг. XX в. журналистский термин " real time television" (" телевидение реаль­ного времени", " живое телевидение"). Заметим, что фактически новизны в этом нет, а есть возвращение к истинной сущности ТВ, которое по определению передает сообщения о происходящих со­бытиях, то есть является живым. В связи с тем, что с появлением в конце 1960-х гг. видеозаписи ТВ но возможности хранить инфор­мацию приблизилось к кино, сегодня правомерно рассматривать " real time television" как относительно новое явление.

Фактически, влияние, оказываемое те­левидением " реального времени" на политических деятелей, за­ключается в следующем:

1) политикам приходится планировать любую военную акцию с применением заведомо подавляющей силы. Так, например, для общественного мнения в странах-союзницах шестинедельная кам­пания против Саддама Хусейна в 1991 г. была приемлема. Но лю­бое продление кровавой войны в Персидском заливе, постоянно транслируемое на весь мир телекомпанией CNN, было недопусти­мо. Опасаясь затяжных сражений, командование приняло военно-политическое решение о бомбардировке иракского морского кон­воя, которая и решила исход конфликта;

2) правительства воюющих сторон должны просить постоянно растущий международный корпус тележурналистов добровольно придерживаться ограничений. Однако на практике, если, напри­мер, британские СМИ и могут согласиться с требованиями бри­танского правительства, то вряд ли на это согласятся зарубежные издания. Такую ситуацию продемонстрировали в 1994 г. бес­плодные попытки правительства США установить какой-либо контроль над СМИ в период перед вторжением на Гаити.

4. Прием с перехватом инициативы — еще один метод инфор­мационной агрессии. «Опередил с новостью — обеспечил инициативу на своей стороне». Цель этого метода — внушить населению своей страны (т. е. аудитории национальных телевизионных кана­лов) или всему миру (аудиториям каналов-подписчиков мировых информационных агентств) версию, выгодную для себя или невы­годную для противника.

Между освещением военных столкновений " доспутниковой" эпохи и современных отмечается разительный контраст. К при­меру, видеоматериал из Ирака и Кувейта всегда подвергался проверке военных цензоров и опаздывал. Кассеты с Фолкленд­ских островов запаздывали на два дня. Сегодня такие сроки не­допустимы не только из-за возросшей оперативности работы ТВ, но и благодаря стремлению представителей конфликтую­щих сторон опередить соперника в информировании мира о происходящем.

Если в Афганистане Советская Армия достигла поставленных перед ней целей прежде, чем там появился первый западный жур­налист, то на Гаити вместе со специальными подразделениями ар­мии США прибыли несколько сотен журналистов и операторов. В Чечне западные телекамеры стали вещать из Грозного прежде, чем началось наступление российских войск. Правительство России, вероятно, еще не осознало, что телевизионное освещение воору­женных конфликтов в принципе изменилось. Российские власти надеялись провести в Чечне скрытую от мира операцию, как в Аф­ганистане, Вместо этого прибытие российских воздушных и на­земных сил получило почти такое же освещение, как высадка аме­риканских войск на Гаити.

На практике в сегодняшней реальности информационного про­странства правительство и военные больше не властны контроли­ровать " живое" телевизионное освещение зоны конфликта. Воен­ная цензура времен войн на Фолклендских островах и в Персид­ском заливе больше вряд ли повторится.

5. Нелетальные виды оружия. Как отмечалось выше, средства массовой информации, особенно электронные, могут (вольно или невольно) служить в качестве проводников, а иногда и субъектов осуществления информационной агрессии. Воздействие СМИ па зрителя-реципиента при этом еще очень мало изучено.

В последнее время, как отмечалось в упомянутом выше Докла­де аналитической группы ФСБ «Основные угрозы в сфере инфор­мационной безопасности Российской Федерации», внимание спе­циалистов в области вооружений привлекает информация о так называемых нелегальных (не ведущих к гибели людей) видах ору­жия, которые могут быть применены при разрешении междуна­родных конфликтов. Такие традиционные меры, как экономичес­кие санкции, с одной стороны, и военные действия типа операций в Персидском заливе — с другой, не всегда отвечают требованиям ситуации. Недавнее развитие событий в Боснии, Сомали, Гаити и Руанде, а также борьба с государственным терроризмом указыва­ют на потребность в новых решениях и надежных средствах сдер­живания. Этим целям отвечают новейшие научные и технические разработки в области нелетальных видов оружия, имеющих широкий спектр возможностей: от воздействия на вышедшие из-под контроля толпы людей до вывода из строя средств связи, передви­жения и источников энергии.

Среди нелетальных технологий и военных средств, выделяемых экспертами с позиций нашего рассмотрения, интерес представляет глушение и выведение из строя средств связи и информации про­тивника с одновременным распространением собственных про­грамм радио и телевидения. Этот вид действий считается особенно эффективным для минимизации воздействия подстрекательских, иногда принимающих характер призыва к геноциду обращений, а также для того, чтобы изолировать лидеров противника от армии и населения.

Ведение военных действий с применением информационного воздействия можно проиллюстрировать на примере событий в Ру­анде. Эксперты единодушны во мнении, что использование неле­тальных средств оправдано в ситуациях, схожих с руандийской, когда единственная радиостанция, призывавшая к геноциду, имела колоссальное воздействие на население. Если бы в то время при­менили глушение и ответную тактику в виде широковещательных радиопередач умиротворяющего характера, то были бы сохранены десятки тысяч жизней. В связи с этим специалисты приводят так­же пример Камбоджи, где во время имевшего место конфликта передачи радиостанции, призывающей к национальному примире­нию, отличались высокой эффективностью.

Право на информацию относится к числу основных фунда­ментальных прав человека. Сравнительно недавно вошедший в лексикон термин " право человека и гражданина на информацию" обозначает совокупность правомочий человека на получение и распространение информации. Впервые о праве человека искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средст­вами и независимо от государственных границ было заявлено во Всеобщей Декларации прав человека, принятой в 1948 г. Гене­ральной Ассамблеей ООН. Но в этой Декларации не уточнялось, какого рода информацию могут искать, получать и распростра­нять граждане. Вместе с тем, как отмечено во Всеобщей Декла­рации прав человека, «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспече­ния безопасности, должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения требований морали, обществен­ного порядка и общественного благосостояния в демократичес­ком обществе» (Ст. 29.2).

Общепризнанные правовые нормы выделяют четыре класса информации по признаку ее доступности:

1) общедоступная информация;

2) информация, доступ к которой не может быть ограничен;

3) информация с ограниченным доступом;

4) информация, не подлежащая распространению.

Проблема секретности, защиты собственной информации отно­сится к общесоциальным, общечеловеческим проблемам. Еще древние жрецы понимали цену информационному противоборст­ву: «кто владеет информацией, тот владеет миром». Государствен­ные и коммерческие секреты и охота за ними возникли на заре че­ловеческого общества. Как только человек понял, что всякое уп­равление немыслимо без информации, он стал использовать в вой­нах информационное оружие.

Тайны как элемент системы выживания сопровождают челове­чество на всем пути его развития, они определяют условия отно­шений между индивидами и их группами. Тайны являются неотъ­емлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы и могут служить даже своеобразным мерилом для опре­деления вида политического режима в государстве, ибо состояние защиты секретов отражает характер взаимоотношений общества и государства, демократизации государственной власти. Для любого тоталитарного государства характерно гипертрофирование секрет­ности, чрезмерное расширение объема сведений, относимых к государственной и служебной тайне — «всеобщий дух бюрократии есть тайна». Для демократического государства характерно акцен­тирование внимания на защите прав человека — углубленное пра­вовое регулирование отношений, связанных с охраной личной и семейной тайны и связанных с ней институтов профессиональных тайн.

Сегодня право человека и гражданина на информацию — одно из субъективных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Право на информацию в России было зафиксировано в 1991 г. после принятия Верховным Советом РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина. Ныне действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит специальную норму о праве на ин­формацию, которая закрепляет право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (Ст. 29). В этой же статье зафиксиро­вано положение о том, что «перечень сведений, составляющих го­сударственную тайну, определяется федеральным законом». Дан­ная статья гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.

Российская Декларация прав и свобод человека и гражданина со­держит положение о том, что ограничения права искать, получать и свободно распространять информацию «могут устанавливаться За­коном только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности» (Ст. 13.2). Так в российском праве появилась и начала развиваться система охраняемых силой государства социальных норм и отно­шений, возникающих в информационной сфере.

И во Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), и в Евро­пейской Конвенции (1950 г.), и в Международном пакте о граж­данских и политических правах (1966 г.) проблема права на ин­формацию рассматривалась в системе других прав человека. Од­нако постепенно проблема права на информацию начала приобре­тать самостоятельное значение. Это было связано с осознанием значения средств массовой информации и практической реализа­цией права на информацию.

Сегодня на наших глазах активно формируется информацион­ная парадигма социально-экономического развития. XXI век при­зван стать веком информационного общества, информационных технологий, информационной экономики, информационных мето­дов управления общественным развитием и информационных ме­тодов защиты. Возрастание роли информации и информационных ресурсов в развитии граждан, общества и государства, задачи по­строения гражданского общества в Российской Федерации как общества информационного выводят на первый план в аспекте национальной безопасности вопросы информационной безопасно­сти. (Это обстоятельство нашло свое отражение в утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.97 г, № 1300 «Концепции нацио­нальной безопасности Российской Федерации»).

«Государственная безопасность — система гарантий государст­ва от угроз извне и основам конституционного строя внутри стра­ны. В узком смысле государственная безопасность – охрана прежде всего соответствующими государственными органами го­сударственных тайн (секретных данных, образцов новых вооруже­ний, закрытых сведений экономического характера и др.), разглашение которых может сказаться на политической, экономической и военной защищенности государства». Такое определение " государственной безопасности" дается в энциклопедическом сло­варе «Конституция Российской Федерации».

В соответствии со Статьей 71 Конституции Российской Федерации обеспечение безопасности государства, а также защита государственных тайн находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Правовой институт государственной тайны имеет три состав­ляющие:

1) сведения, относимые к определенному типу тайны (уровню секретности), а также принципы и критерии, по которым эти све­дения классифицируются как государственная тайна;

2) режим секретности — механизм ограничения доступа к ука­занным сведениям, то есть механизм их защиты;

3) санкции за неправомерное получение и (или) распростране­ние этих сведений.

Утвержденная Указом Президента РФ Концепция националь­ной безопасности Российской Федерации к важнейшим задачам относит укрепление безопасности государства в оборонной и ин­формационной сферах.

Основу нормативно-правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации составляют законы «О безо­пасности», «О государственной тайне», «Об информации, инфор­матизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и другие. Важную роль выполняет за­кон «О федеральных органах правительственной связи и инфор­мации». В этом же перечне следует рассматривать и российский закон «О средствах массовой информации», определяющий право­вой режим массовой информации.

Федеральный закон «Об участии в международном информа­ционном обмене» дает следующее определение понятия " инфор­мационная безопасность": «состояние защищенности информаци­онной среды общества, обеспечивающее ее формирование и раз­витие в интересах граждан, организаций и государства».

К внешним источникам угроз информационной безопасности России сегодня относятся:

- недружественная политика иностранных государств в облас­ти глобального информационного мониторинга мировых полити­ческих, экономических, военных, экологических и других процес­сов и информационная экспансия ряда иностранных государств, распространяющих информацию в целях получения односторон­них преимуществ;

- деятельность иностранных разведывательных и специальных служб, а также преступные действия международных групп, фор­мирований и отдельных лиц.

Базовым актом российского информационного законодательст­ва является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об инфор­мации, информатизации и защите информации». Он устанавлива­ет, что информационные ресурсы защищаются законом наряду с другими видами ресурсов. Право устанавливать режим защиты информационных ресурсов и правила доступа к ним имеет собст­венник этих информационных ресурсов. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Закон «Об информации, информатизации и защите информа­ции» устанавливает основные группы правовых норм, формули­рующих систему в информационном законодательстве, регулирует отношения, возникающие:

- при формировании и использовании информационных ре­сурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, поиска, распространения и предоставления потребителю документирован­ной информации;

- при создании и использования информационных технологий и средств их обеспечения;

- при защите информации, защите прав граждан в условиях информатизации.

Государственные информационные ресурсы являются откры­тыми и общедоступными. Исключение составляет документиро­ванная информация, отнесенная законом к категории ограничен­ного доступа.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Ин­формация о гражданах (" персональные данные") – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни граждан, позволяющие идентифицировать его личность, относится к категории конфи­денциальной информации.

Согласно закону, пользователи — граждане, органы государст­венной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на до­ступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед их владельцем необходимость получения за­прашиваемой ими информации. Исключение составляет информа­ция с ограниченным доступом. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недосто­верной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

…Дополнительные тематические выводы и комментарии можно получить, ориентируясь на списки литературы в учебной программе курса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.