Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оттяжка гика






Для устранения трения грота, вытравленного до вант, и улучшения работы парусов на полных курсах в качестве оттяжки гика употребляется таль. Она проводится от середины гика к палубе у мачты и придает парусу более плоскую форму. Нижняя точка крепления оттяжки должна по возможности находиться в диаметральной плоскости судна, так как в этом случае нет нужды переставлять таль. Если на палубе устанавливается тузик, то оттяжка крепится за хорошо приделанные к палубе обушки, находящиеся по бортам рядом с леерным ограждением. Так как таль очень часто сильно нагружается, ее тщательно крепят к гику, чтобы она могла выдерживать тягу в различных направлениях. Чем уже грот, тем более важную роль играет применение оттяжки гика.

Глава 6. КАЮТА

Важнейшие работы по управлению яхтой — работа рулевого, перестановка парусов и их замена, постановка яхты на стоянку или на якорь — выполняются на палубе. В каботажном или морском плавании к этим работам прибавляются еще и другие: работы по навигации, приготовление пищи, переодевание, починка парусов, отдых и сон. Всем этим экипаж» занимается в каюте. В последующих разделах будет рассказано, каким образом с минимальными затратами можно добиться того, чтобы экипаж мог спокойно отдыхать, выполнять в каюте все указанные работы и в то же время смог бы надежно разместить здесь все детали снаряжения.

 

ПЛАНИРОВКА ПОМЕЩЕНИЯ КАЮТЫ

Вблизи входа в каюту должен находиться камбуз, где на небольших яхтах на свежем воздухе может работать кок; кроме того, отсюда легче выветривается чад, образующийся при работе кухни. Для того чтобы рулевой мог в любое время быстрее связаться со штурманом, стол для карт с навигационными приборами должен находиться поблизости к входу. Шкаф для штормовой одежды также ставится как можно ближе к входу (в данном случае у форлюка): это позволяет меньше заносить сырость в жилое помещение. Пространство по обе стороны водонепроницаемого кокпита лучше всего использовать под «гробы». На небольших яхтах это место особенно удобно для размещения коек, так как экипаж — будь то на вахте или вне вахты — всегда находится рядом с кокпитом, создавая незначительный дифферент на корму.

В форпике по возможности следует размещать паруса, которые можно будет быстро достать через люк в палубе. Здесь также удобно укладывать запасные снасти, запасной якорь и прочее. Гальюн лучше всего ставить в форпике. Благодаря воздушной циркуляции, происходящей в каюте по направлению с кормы в нос, запах тотчас же вытягивается наружу, и, таким образом, почти не проникает в каюту. Отделение форпика переборкой от остального помещения каюты дает некоторые преимущества, однако при этом следует обратить внимание на то, чтобы не страдала воздушная циркуляция внутренних помещений. Излишних перегораживаний следует избегать.

Расположение стола для карт, а также камбуза, особенно на средних и крупных морских крейсерах, должно быть таким, чтобы работе кока и штурмана не мешало хождение членов экипажа в каюту и обратно. Далее следует иметь достаточно широкий проход с кормы в форпик, с тем чтобы в плохую погоду, когда нельзя открывать форлюк, можно было бы легко и быстро вынести через каюту предметы снаряжения из форпика на палубу. Расположение стола и сидений должно допускать не только такую переноску, но и ремонт парусов в каюте. Шкафы, выдвижные ящики и трюм, если даже они закрыты, должны достаточно хорошо проветриваться, так как иначе дерево разбухнет, а детали снаряжения затвердеют или заплесневеют. Содержание влаги в воздухе каюты в течение всего года чрезвычайно велико, поэтому при планировке внутреннего помещения особое внимание следует обращать на то, чтобы каюта была светлой и хорошо проветривалась.

 

КОЙКИ

До настоящего времени на наших каютных яхтах все еще преобладают койки, имеющие раму из углового железа с натянутыми на нее спиральными пружинами, на которые кладутся матрацы, состоящие из трех частей (чтобы их легче можно было вынимать). Однако спальные места простой конструкции обходятся дешевле, они более гигиеничны, значительно менее чувствительны к коррозии и меньше поглощают влагу. По типу парусиновых подвесных коек, какие употребляются на учебных парусных кораблях, или парусиновых оснований складных коек в настоящее время на яхтах вместо матрацев стали делать парусиновые основания. Для этого парусиновое полотнище подрубают вдвое по всему периметру и через каждые 10—15см устанавливают люверсы, с помощью которых полотнище натягивают на деревянную или металлическую раму; еще проще полотнище можно натянуть между продольной стойкой и бортом (рис. 338). В качестве матрацев койки имеют сплошные маты из пористой резины толщиной 20— 30 мм. Такое спальное место гораздо мягче и приятнее, чем капоковые матрацы на деревянной основе, и не жестче, чем матрацы из спиральных пружин с положенными поверх них подушками. Однако особое преимущество применения парусины и губчатой резины состоит в том, что обе части койки не принимают воду, а если и намокнут, то очень быстро сохнут, что позволяет их опять использовать через короткий промежуток времени.

Рис. 338, Постоянная парусиновая койка с матрацем из пористой резины. По передней кромке парусиновая основа крепится шурупами, вставленными в люверсы и привернутыми к планке. По задней кромке парусиновая основа может натягиваться тросом, пропущенным через люверсы спирально

Места для коек при планировке внутреннего помещения должны выбираться так, чтобы при плавании даже в волнение они обеспечивали членам экипажа хороший отдых. Если места для коек находятся в форпике или перед мачтой, то спящим мешает сильная качка яхты или шум над их головами, который производит работающая с парусами вахта. Для дифферентовки яхты также более выгодно расположение коек ближе к середине яхты. «Гробы» должны постоянно иметь занавески, лучше всего из парусной ткани или перлоновой пленки, с тем чтобы брызги воды не могли попадать на головы спящих. Рассмотрим различные виды спальных мест:

Койка должна иметь 180—185 см длины и не более 60см ширины, для того чтобы на нее можно было свободно лечь и чтобы под действием качки тело человека не перекатывалось из стороны в сторону. Если место ограничено, то койку следует сделать шириной 50—55 см в головах и до 35 см в ногах, но в этом случае ее рекомендуется удлинить до 195 см. Жесткие койки по возможности должны иметь постоянные оградительные бортики (комингсы) высотой 30 см над верхней кромкой матраца. В такой койке можно спокойно лежать при бортовой и продольной качке, а также при поворотах оверштаг и фордевинд. Если же у вас нет чувства полной безопасности, то тогда нельзя рассчитывать и на здоровый, глубокий сон, который снимает напряжение и укрепляет силы. Свое ложе можно сделать еще более удобным, если для подкладки взять пористую резину на 50% шире, нежели это позволяют размеры койки. Такая резина позволит сделать мягкими и наружные части матраца. Если койки накрыты, то по возможности их не следует использовать в качестве мест для сидения. Поэтому банки или отдельные места для сидения должны быть или постоянными и устанавливаться перед оградительными комингсами коек, или, если внутреннее помещение мало, раскладными. Задним ограничением является оградительный комингс.

Если все-таки койка используется как место для сидения, то установка постоянного оградительного комингса становится уже невозможной. В случае необходимости для защиты от бортовой качки комингс подвязывается кверху, а после употребления откидывается вниз. На рис. 339 сбоку показана треугольная штора из парусины (она может быть и четырехугольной), которая предохраняет спящего от падения на наветренном борту накрененной яхты. Штора так же эффективна, как и оградительный комингс. На рис. 340 изображен вид шторы спереди.

Каюта может быть оборудована постоянными койками, а также «гробами» вышеописанной формы. Если вдруг окажется, что для некоторых не хватает места, то следует пользоваться складными койками. Складная койка состоит из стальной или алюминиевой трубчатой рамы, которая обычным способом обтянута парусиной и имеет поворотную опору у борта. Ее внешние стороны подвешиваются на двух стропах из стального троса или цепях, закрепленных за перекрытие каюты; стропы могут отцепляться и дают возможность откинуть койку вверх. Откидные койки также имеют матрацы из губчатой резины и оградительные комингсы.

Рис 339. Спальное место, отгороженное парусиной для безопасности (вид сбоку) Рис. 340. Спальное место, отгороженное парусиной (в разрезе)

Еще меньше места занимают складные койки, имеющие вместо рамы только два трубчатых стержня для закрепления по бортам. Однако применение таких коек предполагает наличие двух поперечных перегородок, расположенных на расстоянии длины койки, между которыми можно подвесить койку. Устанавливаемая вдоль борта труба или укрепляется жестко, или вставляется в оковку с полукруглым вырезом (рис. 341). Труба, обращенная внутрь яхты, имеет три таких приспособления для подвески, которые обеспечивают натяжение койки в трех различных плоскостях, что дает ей соответственно различное провисание.

Рис. 341. Складная койка, передняя сторона которой имеет три различных гнезда для подвески

Таким образом, можно сделать или широкую постель для стоянки, или узкую морскую койку с высокой внешней стороной, обращенной к наветренному борту. Если труба, расположенная у борта, может также выниматься из своего гнезда, то койку после употребления скатывают и кладут в сторону. Такой тип складных коек особенно удобен в море для установки их над постоянными койками. Необходимость в этом возникает, например, во время морской гонки, когда число членов экипажа на короткое время превышает количество имеющихся в распоряжении спальных мест или же койки форпика заняты дополнительными парусами.

Деревянные ограждающие комингсы или парусиновые шторы, установленные вдоль коек, имеют некоторое значение и для дифферентовки яхты. Конечно, морской крейсер нельзя откренить весом экипажа, как это обычно имеет место на крейсерском швертботе. Однако если два свободных от вахты члена экипажа на яхте весом в три тонны отправятся спать, то они, если на койках нет достаточно хорошего ограждения, всегда остановят свой выбор на спальных местах подветренного борта. В результате этого сильно накрененная яхта получит на наветренном борту дополнительную нагрузку, равную примерно 3—4% от общего веса яхты. С помощью же ограждения можно создать удобные спальные места и на наветренном борту и тем самым не только разгрузить подветренный борт, но и с пользой разместить свободный экипаж на наветренном борту. Выигрыш в силе составит теперь не 4, а 2x4 = 8% от общего веса и будет направлен на уменьшение крена яхты. Просто удивительно, насколько выгодным для улучшения скоростных качеств яхты оказывается такое распределение веса, в особенности если оно постоянно.

 

ШКАФЫ

В дальнем плавании яхтсмен, конечно, не должен все свободное от вахты время заниматься перекладыванием и размещением различных вещей. Однако, прежде чем установить размеры шкафов на борту, следует хорошо обдумать, какими предметами снаряжения, одеждой, бельем и многими другими принадлежностями личного обихода можно себя ограничить. Насколько простой и практичной должна быть одежда для ношения на борту, настолько удобной она должна быть и при размещении. И тем не менее, объем шкафов следует ограничивать таким образом, чтобы не занижать минимальных размеров, предписанных формулой постройки.

Шкаф по возможности делят на два отделения: одно — для одежды, надеваемой на суше, а другое — для одежды, предназначенной к ношению на борту. В первое помещают повседневные костюмы мужчин и соответствующий гардероб женской части экипажа. Лучше всего одежду вешать в чехлах из перлоновой пленки, надеваемых на вешалку через крючок, чтобы даже в сырой яхте одежда для выходов на сушу всегда была чистой и сухой. Одежду для вахт и штормовые костюмы помещают в другом отделении шкафа. Шкаф шириной 25 см и глубиной от 45 до 50 см достаточен для 4—5 человек. Высота шкафа для вешалок должна составлять не менее 125 см, так как это позволяет полностью использовать высоту каюты. При такой высоте костюмы не будут касаться пола. Верхнее пространство в шкафу можно использовать под полку для головных уборов, a мecто внизу под одеждой — для размещения обуви.

Самую нижнюю четверть или пятую часть шкафа рекомендуется спереди отгородить перегородкой, которая при открывании дверцы на наветренной стороне не даст возможность выпасть содержимому в каюту, а одежде раскачиваться, мешая тем самым захлопнуть дверцу. У шкафа слишком большой ширины не только остается неиспользованным ценное помещение, но и нагруженные вешалки могут войти в нежелательные колебания. Дверцы шкафа должны иметь защелки, чтобы при качке яхты они самопроизвольно не раскрывались. Любая часть пространства шкафа должна хорошо проветриваться, поэтому в дверцах и боковых стенках шкафа делаются отверстия или иные приспособления, обеспечивающие достаточную циркуляцию воздуха. В качестве двери хорошо оправдала себя плетенка из перлона, а также решетка из трубочек или планок.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.