Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двойной спинакер






Рис. 308, Морская крейсерская яхта в дальнем плавании под двойным спинакером

На крейсерских яхтах двойной спинакер хорошо оправдал себя не только на курсе фордевинд в дальних плаваниях, но и во время гонок на длинных галсах с кормовым ветром. Галсовый угол у каждого из этих свободно стоящих парусов закрепляется на палубе несколько впереди и сбоку от мачты (рис. 308). Так как каждый шкотовый угол парусов распирается с помощью спинакер-гика, двойной спинакер, может быть, было бы более правильным называть «двойным стакселем». Однако, поскольку речь идет о вооружении, предназначенном только для курса фордевинд, для данных парусов принято выражение «двойной спинакер».

Обе свободные части двойного спинакера, который обычно поднимается не на штаге, крепятся за головную часть, за галсовый и шкотовый углы, в то время как все остальные передние паруса убираются. В таком положении центр парусности расположен низко и находится впереди центра бокового сопротивления яхты, которая поэтому всегда движется в одном направлении, не уклоняясь в сторону. При небольшом перемещении вперед точки крепления галса, т. е. при незначительном увеличении угла между мачтой и передней шкаториной, у головной части спинакера давление ветра по направлению движения яхты ослабевает. Во время волнения возникает опасность разворота яхты с креном, так как сила ветра направляется больше вверх. Если же переставить галсовый угол слишком вперед, то это отрицательно скажется на силе тяги паруса; выигрыш в подъемной силе одновременно обозначает и потерю хода.

Так как оба стакселя, предназначенные для двойного спинакера, изготовляются плоскими, спинакер-гики должны устанавливаться особенно тщательно, потому что они держат яхту на курсе и без рулевого. Угол между спинакер-гиком и поперечной осью яхты составляет примерно 20—25°. Это необходимо для того, чтобы поток воздуха на обоих парусах шел от галсового к шкотовому углу и уже оттуда стекал с паруса. Благодаря этому достигается лучшее использование силы ветра и исключается возможность возникновения инертной воздушной подушки на подветренной стороне.

В таком положении оба паруса облегчают управление яхтой; яхта как бы «тянется», а не «смещается», и поэтому она более устойчива на курсе. Если направление ветра меняется или яхта резко сбита с курса волной, то в этом случае благодаря изменению установки наветренный парус увеличивает тягу, а подветренный уменьшает, и яхта без особого труда снова возвращается на курс. Правильно установленный двойной спинакер при плавании на длинной дистанции держит яхту на заданном курсе без всякого участия рулевого, работающего румпелем. Итак, если перед дальним плаванием двойной спинакер подготовлен к постановке, то можно быть уверенным, что этот труд не пропадет даром.

К сожалению, в гонках только RORC — формула разрешает установку двойного спинакера с двумя спинакер-гиками, которые можно нести как на наветренном, так и на подветренном бортах яхты. У двойного спинакера площадь обеих его половин не должна превышать общую обмерную площадь парусности яхты. Применение двойного спинакера на яхте, особенно в тяжелых условиях, улучшает качество паруса. Поэтому весьма желательно иметь на яхте второй спинакер-гик (для этой цели можно также использовать реек стакселя).

Жаль, что по KR — и CR — формулам подобное вооружение в гонках использовать не разрешается. На слабых и средних ветрах на коротких дистанциях также хорошо оправдывает себя комбинация грот-спинакер. В сильный ветер это вооружение можно заменить на более эффективный двойной спинакер. Для этого убирают грот и ставят два передних паруса вышеописанной формы таким образом, чтобы они стояли свободно или с заведенными на стаксель-штаг передними шкаторинами. Стаксель-штаг в большинстве случаев проводится двойным; галсовые углы стакселей при этом крепят за палубу. Если на яхте имеется только один стаксель-штаг, то на нем можно поставить на карабинах два паруса или один стаксель на штаге, а другой поднять со свободной передней шкаториной. Шкот одного из этих, по возможности одинаковых, стакселей проводится через спинакер-гик, а шкот другого — через вытравленный гик. На гике удобно также провести оттяжку, которая допускает перестановку точки тяги спинакер-шкота. Гик рекомендуется несколько приподнять на топенанте и предохранить от перемещения вперед шкотом, а от движения назад — завал-талью.

Это вооружение, испытанное уже много раз, возникло из морской практики и должно быть также предусмотрено при подборе соответствующих деталей снаряжения.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.