Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стаксель






В последние годы благодаря Иллингворту полностью завершилось развитие переднего парусного треугольника бермудского вооружения. Если проводить стаксель-штаг к топу мачты — в противоположность обычному до сего времени креплению его к верхнему салингу (например, как у морских крейсерских классов), — то можно полностью использовать высоту мачты или уменьшить ее при сохранении площади парусности. К сожалению, CR — формула не позволяет делать проводку стаксель-штага к топу мачты (см. табл. 18), так что при вооружении яхты по этой формуле постройки ряд аэродинамических преимуществ не используется.

У новых парусов ежегодно обнаруживаются постоянно повторяющиеся дефекты: верхняя часть стакселя стоит плохо, задняя шкаторина вместе со штагом прогибается или ложится на ванты и краспицы, галсовый угол расположен слишком высоко, точка тяги шкотового угла проходит слишком высоко или низко и многие другие. Чтобы избежать этих неприятностей и улучшить качества паруса, нужно придерживаться некоторых простых правил, выработанных практическим опытом.

Хорошо снаряженный морской крейсер должен иметь действующие стаксели для четырех различных сил ветра (см. табл. 19): паруса для слабого ветра (сила ветра 1—2 балла), для среднего ветра (3—4 балла), сильного (5—6 баллов) и штормовой парус (свыше 7 баллов). Каждая гоночная и крейсерская яхта должна иметь в своем распоряжении стаксели для любых из этих четырех сил ветра (шхуна — по комплекту стакселей). Приобретать их можно постепенно, сообразуясь с финансовыми возможностями. Вначале обзаводятся парусами для сильного ветра, с тем чтобы они не перегружались и не могли преждевременно порваться. Можно, естественно, избрать для пользования парусами иные диапазоны силы ветра, например 0—2, 3—5, 6—7 или 0—1, 2—4, 5—6 баллов и т. д. При проектировании стакселя основное внимание следует уделять головной части паруса. Угол у головной дощечки между передней и задней шкаторинами должен составлять не менее 20°. Если парус в своей верхней части слишком узок, то его очень тяжело ставить. У парусов для среднего и сильного ветра угол в верхней части паруса увеличивают до 23—25°. Если старый чрезмерно узкий парус стоит плохо и его переделка ни к чему не приводит, то его эффективность можно частично увеличить, перенося вперед кипы стаксель-шкотов и добиваясь тем самым более сильного натяжения задней шкаторины.

Самой трудной задачей является определение расстояния между головной частью паруса и верхней точкой крепления штага к мачте. Если расстояние слишком мало, т. е. парус поставлен чрезмерно высоко, то направляемый стакселем в грот поток воздуха задерживается в образовавшейся щели; если же расстояние слишком велико, то часть аэродинамически выгодной поверхности паруса напрасно теряется.

Каковы бы ни были размеры стакселя и величина перекрытия грота, яхтсмен должен всегда следить за тем, чтобы между головной частью паруса и точкой крепления штага было необходимое расстояние. Затем следует уделить внимание галсовому углу паруса.

Чтобы передняя шкаторина была максимально длинной, галсовый угол крепят как можно ниже к палубе. Для этого в парус вделывают люверс и закрепляют его с помощью узла или такелажной скобы. Заплетать коуш в конец стального лик-троса не следует. Благодаря современному раскрою паруса, такой способ крепления стакселя возможен даже при наличии леерного ограждения, которое не мешает парусу при вытравливании его на полных курсах.

Может случиться, что яхта, вооруженная шлюпом, после взятия рифов на гроте и постановки штормового стакселя будет уваливаться из-за сильного перемещения вперед центра парусности. В этом случае необходимо пользоваться другой точкой крепления галсового угла, расположенной несколько сзади, и предусмотреть другой штаг для подъема штормового стакселя. Можно поднять и два стакселя, если топенант спинакер-гика по своей длине и толщине, а также по положению своей верхней точки крепления может быть использован в качестве дополнительного штага, обтянутого с помощью натяжного рычага (брашпиля). О принципе действия брашпиля рассказано в главе «Оборудование палубы».

Так как лик, сделанный из стального троса, придает достаточную прочность передней кромке на ее протяжении между галсовым и фаловым углами, стаксель (в противоположность гроту) делается из легких тканей, однако при этом учитывается сила ветра, на которую он рассчитан. Чтобы на слабых ветрах усилить обдувающее действие стакселя, у тендеров с плоскоскроенными парусами, можно от нижнего салинга параллельно стаксель-штагу поднять еще «стаксель-малютку» (рис. 296), который галсовым углом крепится к палубе и надежно поддерживается без особого штага фалом. «Стаксель-малютка» делается из перлона или совершенно легкой хлопчатобумажной ткани, идущей на изготовление спинакера.

Рис. 296. «Стаксель-малютка» из очень легкой ткани, который ставится при слабом ветре ниже стакселя Рис 297. Чем меньше стаксель, тем больше уклон нижней шкаторины и тем выше располагается шкотовый угол. Положение точки тяги стаксель-шкота по возможности не должно сильно изменяться у различных по величине стакселей. Нижняя шкаторина большого стакселя уже перед мачтой должна проходить над леерным устройством

При рассмотрении форм стакселя особое внимание уделяется расположению шкотового угла. Чем меньше стаксель, тем выше должна подниматься нижняя шкаторина и тем выше должен располагаться шкотовый угол (рис. 297) Это дает возможность легко переносить стаксель на поворотах с одной стороны на другую. При сильном ветре стаксель хорошо стоит и не тащится по воде, когда яхта сильно накренивается или ее накрывает волна. Благодаря такой форме стакселя сохраняется большая длина передней шкаторины, а при определенной величине площади паруса— эффективная передняя кромка. Кроме того, такая форма, несмотря на значительно уменьшенный грот при взятии на нем рифов, способствует сохранению эффективной щели между гротом и стакселем. При такой форме стакселя передняя часть яхты не зарывается в воду под напором ветра, что часто бывает, когда применяются иначе скроенные стаксели. Эффективный продув между обоими парусами сохраняется даже тогда, когда шкотовый угол при штормовом ветре, как обычно, вынесен далеко вперед от передней кромки мачты. Об эффективности стакселя можно легко судить по водяным брызгам, летящим в грот с задней кромки стакселя. Точки крепления стаксель-шкотов должны располагаться по борту как можно ближе друг к другу в продольном направлении (см. рис. 297). Если у вас нет возможности укрепить блоки или кипы на передвижных рельсах или к различным обушкам на палубе, то вам волей-неволей придется крепить блок к тому обушку, который есть на палубе. В этом случае высота блока над палубой будет меняться с помощью изменения длины той стропы, которая связывает нижнюю проушину блока с обушком. При всей простоте этой конструкции она все же дает возможность в небольших пределах изменить положение точки крепления стаксель-шкотов. Во всяком случае такая импровизация рекомендуется для нахождения правильного положения точки крепления при установке нового стакселя.

Стаксели должны раскраиваться достаточно плоскими., чтобы сохранять необходимую эффективность на курсах бейдевинд. Если яхта идет курсом бакштаг, то благодаря вытравливанию шкота нижняя шкаторина выгибается, вследствие чего парус приобретает форму совершенного профиля. В настоящее время на полных курсах, начиная с полветра, поднимают на баке спинакер, который благодаря своей «пузатой» форме является эффективным передним парусом. Поэтому совершенно необязательно приобретать дополнительно особо скроенный «пузатый» парус. Больше того, на полных курсах плоский спинакер стоит лучше, так как он обеспечивает более ровное стекание ветра с парусов, чем «пузатый» парус. У генуэзского стакселя при курсе бейдевинд слегка вогнутая задняя шкаторина способствует выпрямлению паруса; если же на полных курсах начинают травить шкоты, то стаксель становится более «пузатым».

У тендера стаксель и кливер должны быть плоскими, а задние шкаторины скроены так, чтобы они не касались краспиц. По опыту известно, что яхта, вооруженная тендером, с двумя передними парусами идет не так круто к ветру, как шлюп. На море, однако, это не является недостатком, так как при волне всегда приходится идти на более полных курсах. Аэродинамическая эффективность вооружения тендера зависит не только от покроя передних парусов, но и от расстояния между обоими штагами (стаксель штагом и кливер-штагом), а также от правильной проводки шкотов к точкам крепления на палубе. Вооружением тендера можно быть полностью удовлетворенным только в том случае, если оба штага натянуты правильно и передние кромки обоих парусов работают эффективно. Однако оба только что названных фактора зависят также и от достаточной прочности мачты и ее правильного расчаливания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.