Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Штормовой парус






Штормовой парус, или трисель, заменяет грот при сильном или штормовом ветре. Размеры штормового паруса определяются его особым назначением. Если можно укрепить второй рельс на середине высоты мачты, то тогда используют большой штормовой парус с одним рядом рифов, так как в этом случае трисель может оставаться все время вставленным в рельс и ставиться без предварительной уборки грота.

Рис. 288. Трисель общепринятого покроя для крепления за гик Рис. 289. Трисель стаксельного покроя; шкот может быть проведен к гику и к палубе

Площадь триселя составляет примерно 50% площади грота. Если же необходимо поставить штормовой парус, когда яхта уже не может нести полностью зарифленный грот, то в таком случае он должен быть как можно меньше. Согласно практическому опыту, на каждую тонну балласта рассчитывают 3 м2 площади штормового паруса плюс 3 м2. Так как вес балласта морской крейсерской яхты составляет примерно от 40 до 50% ее водоизмещения, то величина штормового паруса у морского крейсера парусностью 50 м2, водоизмещением 6 т и балластным килем от 2, 5 до 3 т будет равна 2, 5x3+3=10, 5 м2. Величину штормового паруса можно также рассчитывать как 20% обмерной площади парусности; следовательно, морская крейсерская яхта 50 м2 парусности должна оснащаться штормовым парусом 10 м2.

По роду изготовления различают два вида штормовых парусов. Первый вид триселя имеет форму, где передняя и нижняя шкаторины у галса образуют тупой угол, причем передняя шкаторина несколько короче остальных (рис. 288). Преимущество такого раскроя заключается в том, что парус, имеющий относительно небольшую поверхность, может быть высоко поднят на мачте, благодаря чему удается избежать затихания ветра, даже находясь в подошве волны. Трисель можно нести с закрепленным шкотовым углом как за палубу, так и за гик. Но так как галсовый угол расположен выше шкотового, то на повороте о время волнения моря шкоты перебрасываются с трудом, поэтому трисель рекомендуется крепить за шкотовый угол к гику и управлять им с помощью гика-шкота.

Триселю можно также придать форму почти равностороннего треугольника (рис. 289), раскраивая его, как стаксель, со швом посередине. При одинаковой площади и высоте расположения головной дощечки на мачте такой парус обладает по сравнению с описанным выше триселем некоторым преимуществом: он позволяет идти круче к ветру, а во время поворота шкоты перебрасываются без затруднения, так что безразлично, закреплены ли они на палубе или шкотовый угол привязан к гику. Такой штормовой парус необходим и может быть применен также и в том случае, когда гик или его бегучий такелаж при аварии вышли из строя.

Каждый из перечисленных триселей должен быть только слегка обликован, иначе материал растягивается сильнее, чем лик-трос, и парус приобретает мешкообразную форму, из-за чего он уже не может применяться на курсе крутой бейдевинд. Широкая головная дощечка допускает необходимое уменьшение длины переднего лика. Если фаловый угол паруса не поднимается выше нижнего салинга, то переднюю шкаторину можно нести на отдельном тросе. В этом случае нет необходимости снимать грот с рельса мачты, отчего постановка триселя значительно облегчается. Применение штормового паруса без ползунков имеет преимущество: его можно поднять при повреждении мачтового рельса. На более крупных яхтах чаще всего ставят второй рельс на мачте, который предназначен исключительно для штормового паруса. Если размеры мачты не позволяют поставить штормовой парус, то рекомендуется применить «стрелку». Нет необходимости иметь для триселя на топе мачты запасной фал рядом с грота-фалом. При потере последнего для подъема триселя используют благодаря незначительной длине передней шкаторины стаксель-фал или топенант. В тех случаях, когда трисель не крепится за гик шкотовым углом, в качестве шкотов для штормового паруса хорошо оправдали себя спинакер-шкот и спинакер-брас, которые проводятся к роульсу на корме, а оттуда к одной из лебедок кокпита, обеспечивая правильное натяжение паруса (см. рис. 289).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.