Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Якорные цепи и канаты






К выбору цепи или каната нужно подходить не менее тщательно, чем к другим важным вещам, так как цепь и канат часто должны выдерживать обратные рывки и внезапные растягивающие нагрузки.

Пеньковый канат в настоящее время уже не считается хорошим материалом для якорных канатов. Такой канат обладает слишком малой прочностью на разрыв и подвержен опасности истирания, особенно когда канат вытравливается с палубы через полуклюз. Растяжение пенькового каната тоже незначительно, что часто ведет к разрыву его. Кокосовые волокна хотя и имеют большое удельное растяжение, но зато обладают меньшей прочностью на разрыв. Поэтому якорные канаты манильские, сизальские, кокосовые или из местных сортов пеньки теперь употребляются почти исключительно для швертботов.

Канат из перлона. Якорные канаты из этого искусственного материала обладают при несколько меньшем весе, чем пеньковые, вдвое большей разрывной прочностью. Наряду с этим перлон в 2—4 раза эластичнее пеньки и не подвержен опасности разрушения из-за гниения или истирания. Перлоновый канат значительно дороже пенькового, но такой перерасход оправдывает себя более длительным сроком службы каната. В табл. 14 дается сопоставление пеньковых и перлоновых канатов. Из таблицы наглядно видно преимущество последних.


Таблица 14

Разрывная прочность якорных канатов из манильского троса и перлона* (сравни эти значения с данными, приведенными в табл. 15).

Манильский или сизальский трос Перлоновый трос грубого плетения
диаметр (в мм) вес 100 м троса (в кг) разрывная прочность (в кг) диаметр (в мм) вес 100 м троса (в кг) разрывная прочность (в кг)
  8, 9     7, 2  
  11, 0     9, 8  
  18, 0     17, 0  
  32, 0     27, 0  
  48, 0     39, 0  
  82, 0     56, 0  
  118, 0     93, 0  
  264, 0     225, 0  

 

* По данным некоторых предприятий-изготовителей в Германской Демократической Республике

 

Стальной трос обладает более высокой разрывной прочностью при мало увеличенном весе. Неоцинкованный трос, однако, начинает быстро ржаветь. На оцинкованных тросах, если их сразу после использования не намотать на барабаны, легко образуются колышки. Недостаток стальных тросов заключается в том, что они незначительно вытягиваются и при продольном натяжении не амортизируют. Кроме того, при длительном употреблении часто лопаются проволоки в отдельных прядях, отчего возникают задиры, затрудняющие использование тросов. В табл. 15 дается разрывная прочность различных видов стальных тросов*.

Таблица 15

Разрушающая нагрузка якорного каната из стального троса**

1. Конструкция: 6x12 = 72 проволоки и один органический сердечник.

 

 

 

 

Диаметр (в мм) Вес 100 м (в кг) Разрушающая нагрузка (в кг) при
черной красной зеленой
отличительной нити***
  3, 4      
  5, 9      
  8, 6      
  13, 0      
  19, 0      
  23, 0      
  30, 0      
  34, 0      

 

* Данные по стальным тросам, изготовляемым в СССР, см. примечания переводчика, 295. ** По данным предприятий-изготовителей в Германской Демократической Республике (используется как таблица и для стоячего такелажа). *** Стальной трос с черной отличительной нитью имеет предел прочности 130 кг/мм2, с красной — 160 кг/мм2, с зеленой — 180 кг/мм* для отдельной проволоки троса

.

2. Конструкция: 6 X 19= 114 проволок и один органический сердечник.

 

 

 

 

Диаметр (в мм) Вес 100 м (в кг) Разрушающая нагрузка (в кг) при
черной красной зеленой
отличительной нити *
  3, 4      
  5, 7      
  8, 1      
  11, 6      
  17, 0      
  21, 0      
  25, 0      
  36, 0      

 

* См. прим. 3 на стр. 206 (выше). Примечания переводчика. Изготавливаемые в Советском Союзе, согласно ГОСТу 2172—43, стальные тросы, которые могут применяться на яхтах для якорных канатов и стоячего такелажа, имеют следующие данные: а) трос 7x7=49 проволок без органического сердечника, свивка крестовая правая
Диаметр троса d (в мм) 1, 8 2 2, 5 3 3, 5 4, 5
Диаметр проволоки (в мм) 0, 20 0, 24 0, 28 0, 34 0, 40 0, 50
Расчетный предел прочности проволоки при растяжении (в кг/мм2) 190 190 190 190 190 180
Разрывное усилие троса (в кг) не менее 260 380 500 760 1050 1550
Вес I погонного метра (в кг) не более 0, 016 0, 023 0, 031 0, 044 0, 061 0, 098

б) трос 7х19=133 проволоки без органического сердечника, свивка крестовая правая

Диаметр троса (в мм) 3 3, 5 4 5 6 7, 5 8 9, 5
Диаметр проволоки (в мм) 0, 20 0, 24 0, 28 0, 34 0, 40 0, 50 0, 55' 0, 65
Расчетный предел прочности проволоки при растяжении (в кг/мм2) 210 180 180 180 170 170 170 170
Разрывное усилие троса (в к г) не менее 750 900 1270 1800 2440 3770 4460 6450
Вес 1 погонного метра троса (в кг) не более 0, 044 0, 062 0, 082 0, 125 0, 169 0, 266 0, 318 0, 434

в) трос 6 x 19= 114 проволок с одной органической сердцевиной, свивка крестовая правая

Диаметр троса (в мм) 3 3, 5 4 5
Диаметр проволоки (в мм) 0, 20 0, 24 0, 28 0, 34
Расчетный предел прочности проволоки при растяжении (в кг/мм2) 210 180 180 180
Разрывное усилие троса (в кг) не менее 650 800 1100 1600
Вес 1 погонного метра троса (в кг) не более 0, 039 0, 055 0, 074 0, 112

Пeред применением в конструкции, где длина троса имеет большое значение (например, для стоячего такелажа на парусном судна и т. п.), все стальные канаты (тросы) необходимо предварительно вытягивать.

ГОСТ 3120—46 предусматривает предварительную вытяжку всех приведенных выше тросов согласно нижеследующей таблице, которая определяет величину усилия при вытяжке каната)

Характеристика каната Усилие вытяжки Р (в кг)
конструкция диаметр (в мм)
7х7 1, 8 130
2 190
2, 5 3 250 380
3, 5 530
4, 5 780
7х19 3 380
3, 5 450
4 640
5 6 900 1220
7, 5 1890
8 2290
9, 5 3290
6х19+1 3 320
3, 5 400
4 550
5 800

Продолжительность выдержки каната под полной нагрузкой не менее 1 мин. (Прим. переводчика).

 

Цепи являются лучшим материалом для якорного устройства, так как благодаря весу образуют малый угол тяги и демпфируют рывки, возникающие при волнении. На небольших яхтах якорная цепь состоит из одного конца. Звенья цепи овальные, они вставлены друг в друга и сварены. На крупных яхтах цепь состоит из сочленения многочисленных отдельных «длин» (по 10—25 м) и соединительных скоб (звенья цепи с разъемными болтами). Благодаря этому якорную цепь можно разъединить, когда ее нужно очистить или отдать с борта, или заменить поврежденные звенья. Звенья у тяжелых цепей имеют в большинстве случаев дополнительные поперечные распорки (рис. 286).

На палубе обычно находится только небольшая часть якорной цепи; она уложена в цепном ящике форпика и имеет расположенные на определенном расстоянии друг от друга марки, для того чтобы при постановке на якорь или при снятии с него можно было бы установить, сколько вытравлено цепи. Для маркировки служат короткие проволочные кольца, надетые на звенья цепи на определенном расстоянии друг от друга, которые хорошо заметны благодаря цветной окраске соответствующих звеньев цепи. Якорные цепи, у которых диаметр проволоки звена соответствует диаметру стального троса, обладают примерно одинаковой с тросом разрывной прочностью. Возможны, конечно, и отклонения от этого правила из-за качества стального литья или сварочной работы. Ниже приводятся средние данные на разрыв якорных цепей:

Таблица 16

Диаметр (в мм) Вес 1 м (в кг) Прочность на разрыв (в кг)
     
     
    1 500
  1, 5  
  1, 5  
     
     
  2, 5  
     
     

 

На концах цепной вставки и каждой длины якорной цепи должна вставляться вертлюжная скоба, которая допускает повороты вокруг оси цепи. Цепи с короткими звеньями (см. рис. 286) следует предпочитать цепям с длинными звеньями, так как последние легче закручиваются и быстрее рвутся, если одно звено становится поперек.

Таблица 17

Длины и размеры якорных цепей, цепных вставок и якорных канатов, необходимых для отдельных крейсерских классов, и размеров яхт в каботажном и морском плавании

KR класс Длина наибольшая — L наиб. (в м) Ширина наибольшая — В наиб. (в м) Площадь парусности (в м2) Длина и диаметр якорной цепи при использовании цельной цепи Длина и диаметр цепной вставки и каната при применении перлонового троса
цепная вставка перлоновый трос
длина (в м) диаметр (в мм) длина (в м) диаметр (в мм) длина (в м) диаметр (в мм)
4KR 5, 50—6, 50 1, 80—2, 0 15—20            
4, 5—5, 0 KR 6, 50—7, 50 2, 0—2, 20 20—25   7        
5, 5—6, 0 KR 7, 50—9, 0 2, 20—2, 50 25—30            
6, 5—7, 0 КR 9, 0—10, 0 2, 50—2, 80 30—40            
7, 5—8, 0 KR 10, 0—11, 0 2, 80—3, 0 40—50            
8, 5—9, 0 KR 11, 0—12, 0 3, 0—3, 20 50—70            
9, 5—10, 0 KR 12, 0—13, 0 3, 20—3, 40 70—80            

Цепной ящик делается с высокой выгородкой, с тем чтобы звенья цепи хорошо прилегали друг к другу и ложились ровно. По возможности ящик должен быть расположен в доступном месте, для того чтобы образующиеся на цепи «колышки» (т. е. перекрученные места), мешающие свободному выходу цепи через цепное отверстие, могли бы быть быстро устранены. Подъем цепи, естественно, требует больше сил, чем подъем каната, зато длина ее не ощущается, так как вес цепи в руке все время равен весу вертикально висящего участка цепи от яхты до грунта.

Приведенная таблица указывает длину и толщину якорных цепей и канатов, необходимую для отдельных крейсерских классов (табл. 17).

Глава 4. ПАРУСА

Всякий морской крейсер должен быть оснащен как можно проще. Выбор вида вооружения зависит не только от размеров яхты, но и от числа членов экипажа, участвующих в походе. Во всяком случае на небольших морских крейсерах паруса и такелаж должны быть поставлены таким образом, чтобы работы по замене парусов и взятию рифов выполнялись одним членом экипажа, а обслуживание шкотов и управление яхтой во время маневров — другим. На более крупных яхтах каждая вахта должна уметь справляться с этими работами без привлечения свободных от вахты членов экипажа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.