Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Якорное устройство






Все детали оборудования, относящиеся к обслуживанию якоря, объединяются общим понятием «якорное устройство». Сюда относятся якорная цепь или ее рабочая часть (якорный канат), якорный груз, крепление якоря на палубе, шпиль или лебедка для выбирания цепи или каната, полуклюзы, клюзы или роульсы, с помощью которых якорь отдается с палубы, и устройства для застопоривания цепи после отдачи или укладки каната по окончании работ с якорем.

Держащая способность якорного устройства по существу определяется тремя факторами:

1. Держащей способностью якоря в грунте, зависящей от типа якоря и состояния морского дна.

2. Углом тяги якорного каната.

3. Отношением длины цепи к глубине дна на якорной стоянке.

Сравнение держащей способности различных типов якорей с одинаковым или различным весом видно из табл. 9 и 11. Для снаряжения следует выбирать якорь с большой держащей способностью при самом минимальном весе и брать с собой достаточно длинный канат в соответствии с размерами яхты и районом плавания.

Влияние второго фактора (уменьшение удерживающей силы заякоривания с увеличением угла между морским грунтом и якорным канатом) видно из диаграммы (табл. 12).

Исследование, проведенное Комбесом с адмиралтейским якорем, показывает, что при угле 0° (если веретено лежит на грунте) удерживающая сила превосходит вес якоря в 17 раз. При подъеме веретена до угла 10° она падает до 12-кратного значения, при дальнейшем увеличении угла до 20° — до 9-кратного значения и при большем выбирании якорного каната достигает такого значения, при котором удерживающая сила адмиралтейского якоря становится равной нулю.

Отношение длины якорной цепи к глубине дна показано на табл. 13. Из таблицы видно, что только при отношении длины цепи к глубине дна 2, 5: 1 (т. е., например, при 6 м глубины — 15 м цепи) достигается достаточная удерживающая способность, и эта величина возрастает при увеличении длины цепи.

Несмотря на то, что эти опытные данные имеются только для адмиралтейского якоря, тем не менее можно заключить, что благодаря возрастанию угла тяги удерживающая сила уменьшается у каждого якоря, и что для каждого типа якоря существует определенный угол, при котором якорь вырывается из грунта и начинает ползти.

Таблица 12. Ослабление удерживающей силы заякоривания при увеличении угла между дном моря и якорным канатом

 

 

Таблица 13. Возрастание удерживающей силы заякоривания при увеличении отношения длины вытравленной якорцепи к глубине дна на якорной стоянке

 

Для сохранения возможно меньшего угла тяги якоря служат следующие вспомогательные средства:

1. Применение якорной цепи вместо якорного каната.

2. Вставка цепи между якорем и якорным канатом.

3. Балластный груз, который спускается на канате посредством специальной скобы, скользящей по якорному канату, до грунта моря.

Сравнивая табл. 12 и 13, можно сделать вывод, что для обеспечения надежного заякоривания наиболее важным средством является сохранение незначительного угла тяги, а не удлинение якорного каната. Сравнение наглядно показывает необходимость цепной вставки, а также преимущество цельной якорной цепи для яхт. Длина вводимой цепной вставки составляет примерно 15% всей длины цепи и должна быть не менее 5 м.

Рис. 279. Крепление адмиралтейского якоря на палубе Рис. 280. Крепление лемехового якоря под носовым леерным ограждением, выдвинутым вперед

 

Рис. 281. Крепление лемехового якоря на вращающемся двойном роульсе бушприта кливера, в вытравленном положении Рис. 282. Крепление лемехового якоря в поднятом положении

Якорный груз в килограммах должен быть примерно таким, какова длина необходимой цепной вставки в метрах, т. е. 5 кг у яхты 4 KR, 10 кг у яхты 8, 5 KR. Благодаря этому нагрузка на якорное устройство уменьшается на 50—70% по сравнению с простым заякориванием без якорного груза.

К якорному устройству относится приспособление, с помощью которого якорь крепится к палубе. Это приспособление одновременно гарантирует быстрейшую подготовку якоря к отдаче. На рис. 279—283 показано, каким образом можно укладывать адмиралтейский лемеховый якоря и якорь Данфорта, чтобы они не мешали проведению других палубных работ на баке и одновременно были готовы к немедленной отдаче.

 
Рис. 283. Установка якоря Данфорта Рис. 284. Металлические накладки, установленные по углам битенга и служащие для предохранения дерева при креплении якорной цепи или при ее вытравливании

Частью якорного устройства является и якорный клюз — отверстие в обшивке, находящееся на середине высоты надводного борта, от этого отверстия в сторону бака идет труба, в которой на больших яхтах и судах удерживается в любое время готовый к отдаче патент-якорь или якорь Данфорта. Во время вытравливания через этот клюз проходит якорная цепь. Небольшие яхты вместо клюзов имеют рядом с форштевнем роульс или выемку в фальшборте, которая усилена окантовкой или полуклюзом, чтобы канат не мог протереть фальшборт.

Рис. 285 и 286. Приборы для отыскивания утерянных якорных канатов и цепей. Различные виды якорных цепей: с короткими звеньями (вверху), с длинными звеньями (посредине) и с перемычкой. Следует избегать применения цепи с длинными звеньями

Только на небольших яхтах бывает достаточно усилия команды, чтобы, перекладывая с руки на руку цепь, подтянуть яхту к якорю и вырвать его из грунта. Более крупные яхты не должны отказываться от лебедки с горизонтальной осью (брашпиля) (см. раздел «Рычажная лебедка», стр. 190). Якорный шпиль с вертикальной осью и цепной звездочкой или барабаном для проводки якорной цепи или якорного каната сохраняет свое значение для океанских судов и для профессионального судоходства.

Яхтсмен среди деталей якорного устройства не должен забывать еще об одном приспособлении, которое принимает на себя тягу от всего якорного устройства и передает эту нагрузку прямо на корпус. На крупных яхтах для этой цели применяются особые цепные стопоры, в которые вставляется цепь для разгрузки шпиля. Это короткая, прочно заделанная на палубе стропа или короткий кусок цепи с приспособлением для крепления за звено якорь-цепи.

На небольших яхтах для застопоривания служит уже описанный двойной битенг, тщательно соединенный с усиленными поперечными связями яхты. На закругленных угловых кромках битенга или двойного битенга можно поставить и закрепить на шурупах металлические пластинки, подогнанные по форме дерева (рис. 284), чтобы при застопоривании или травлении цепи не повредить деревянный битенг. Если дерево по углам растрескалось, то при более сильном трении во время вытравливания или закладывания снасти повреждается такелаж. Если приходится часто становиться на якорь и использовать для этого битенг в качестве цепного стопора, то вместо деревянного стопора с металлическими планками рекомендуется применять стальной битенг.

Помимо этого, к якорному устройству относится и якорь-кошка, служащая для вылавливания упущенных за борт вещей, ибо всегда может случиться так, что якорная цепь или канат неожиданно оборвутся или запутаются. Если же яхта встала на якорь без томбуя, то якорь, цепь или канат могут оказаться потерянными. Наилучшим образом оправдали себя приспособления, показанные на рис. 285, которые снабжены крючьями и могут протаскиваться по грунту или по воде на определенной глубине, с тем чтобы отыскать плавающий якорный канат. Благодаря тому, что они не слишком тяжелы и не требуют много места, их, без сомнения, необходимо включать в снаряжение яхты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.