Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для самостоятельной работы студента






ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России

Кафедра экстремальной, военной медицины и

Безопасности жизнедеятельности

 

«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий кафедрой ЭВМиБЖ
Доцент П.Л. Колесниченко

«____»_____________________2013 г.

Методические указания для самостоятельной работы студента

по Мобилизационной подготовке здравоохранения

для студентов 2 курса стоматологического факультета

 

ТЕМА 3.1 «Нормативно-правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения»

 

Утверждено на методическом заседании кафедры

ЭВМиБЖ
(протокол №___ от «__»________________ 2013 г.)

 

 

Иваново 2013


Вопросы, подлежащие изучению:

 

1. Виды нормативных правовых актов.

2. Законы российской Федерации, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации.

3. Указы Президента Российской Федерации, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации.

4. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации.

5. Ведомственные документы по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации.

6. Полномочия государственных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

7. Обязанности организаций и граждан в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

 

Методические рекомендации по самостоятельной подготовке:

При подготовке к семинару необходимо изучить основные этапы развития мобилизационной подготовки и мобилизации в Европе в ХIХ веке и в России в ХХ веке. Значение трудов К. Клаузевица – родоначальника мобилизационной подготовки и мобилизации и А.А. Свечина – разработчика основных положений о мобилизации в России. Изучить основные этапы развития мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения в 1-ю мировую войну, в Гражданскую войну, межвоенный период, значение советско-финской войны 1940 г. и Великой Отечественной войны. Развитие мобилизационной подготовки здравоохранения в послевоенный период.

Изучить основные виды нормативных правовых актов Российской Федерации, их иерархию, порядок принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов, подзаконных актов.

При подготовке к семинару необходимо изучить основные статьи Конституции РФ, касающиеся вопросов обороны страны, мобилизационной подготовки и мобилизации. Изучить основные федеральные конституционные законы № 1 – ФКЗ и № 3 – ФКЗ, вводящие понятия «Военное положение» и «Чрезвычайное положение», мероприятия, проводимые на территории введения военного и чрезвычайного положения. Изучить основные положения федеральных законов, вводящих и раскрывающих понятие «оборона государства», «мобилизационная подготовка» и «мобилизация», мероприятия. Составляющие основу мобилизационной подготовки всех структур власти, организаций, независимо от форм собственности и граждан.

 

 

Время подготовки –90 минут

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Конституция РФ

2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении».

3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»

4. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»

5. Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»

6. Федеральный закон от 29 декабря 1004 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»

7. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

8. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

9. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

10.

11. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе».

12. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 года № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности»

13. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»

14. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»

15. Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 года № 231 «О Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации»

16. Указ Президента Российской Федерации от16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»

17. Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605 «Об утверждении Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе»

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. № 1161 «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне»

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1354 «Об организации системы обучения и повышения квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации»

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 397 «Об утверждении Положения об оплате труда работников мобилизационных органов»

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 г. №1216 «0б утверждении Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований»

22. Постановление Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1541 «Об утверждении Положения о воинском Правительства учете»

23. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

25. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 года № 341 «О целевом усовершенствовании мобилизационных работников, медицинского персонала специальных формирований медицинской службы гражданской обороны»

26. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 2003 года № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»

27. Приказ МО РФ от 20 августа 2003 г. N 200 «О порядке проведения Военно-врачебной экспертизы»

28. Методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и работающих в учреждениях, организациях и на предприятиях Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Москва, 1999 г.)

29. Мобилизационная подготовка экономики Российской Федерации, Москва 2000.

30.Сборник нормативно-правовых и методических документов по вопросам мобилизационной подготовки и медицинской службы гражданской обороны. Москва. «ИнтерСЭН»2001.

 

 

Определения

Мобилизационная подготовка - комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

 

Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизационная подготовка здравоохранения - комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке органов медицинского управления, учреждений и специальных формирований здравоохранения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом " Об обороне", к медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации и населения в военное время.

 

Мобилизационные задания (заказы) — задания по поставкам продукции (работ, услуг) в расчетном году для государственных нужд в составе мобилизационного плана экономики Российской Федерации, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и размещаемые в виде заказов на договорной (контрактной) основе за счет бюджетных источников финансирования в организациях (на предприятиях) — поставщиках, включая организации (предприятия), привлекаемые к выполнению этих заказов по кооперации.

 

Мобилизационные мощности (объекты) - мощности (объекты), максимальное (дополнительное) использование которых после завершения периода мобилизационного развертывания и перехода экономики на режим работы в условиях военного времени обеспечивает выполнения мобилизационных заданий.

 

Федеральные конституционные законы – законы, принимающиеся по вопросам, предусмотренным Конституцией российской Федерации.

 

Подзаконные акты - акты органов исполнительной власти, акты органов местного самоуправления, а также акты, регламентирующие внутреннюю структуру и распорядок деятельности предприятий, учреждений, организаций.

 

Военное положение - особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

 

Чрезвычайное положение - вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений. Особый правовой режим допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

 

Оборона - система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

 

Мобилизационные органы – органы, создающиеся федеральными органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением.

 

Государственный материальный резерв - особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, в который входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

Мобилизационный резерв является федеральным запасом материальных ценностей, находящимся в исключительном ведении Правительства Российской Федерации, не подлежит приватизации, продаже в составе имущества предприятий-должников, не может использоваться в качестве залога и используется в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном материальном резерве».

 

Военная служба - - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

 

Военно - транспортная обязанность – обязанность организаций и граждан, устанавливающаяся для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время.

 

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

 

Национальные интересы России - совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

 

Военная доктрина Российской Федерации - совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Военные сборы – мероприятия, проводящиеся в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, по подготовке граждан к военной службе.

 

Воинский учет - государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

 

Мобилизационный план - совокупность документов, отражающих все основные мероприятия, обеспечивающих планомерное и своевременное выполнение мобилизационного задания.

 

Расчетный год - условно взятый год, состояние экономики которого, морально-политическая, психологическая и военная подготовка населения страны на данный период времени взятые за отправные показатели для разработки мобилизационного задания.

 

Государственная измена - шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации.

Шпионаж - передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.

 

Введение

 

Мобилизация (франц. mobilisation, от лаг. mobilis - подвижной), приведение в действие, сосредоточение сил и средств для достижения определённой цели (БСЭ).

Мобилизация - приведение вооруженных сил государства на военное положение; укомплектование кадров личным и конским составом, сформирование новых воинских частей и учреждений, обеспечение их вооружением. Мобилизация предполагает призыв военнообязанных запаса на действительную службу.

Родоначальником понятия мобилизация является Карл Клаузевиц.

Клаузевиц (Clausewitz) Карл (01.06.1780, Бург, около Магдебурга, -16.11. 1831, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша), немецкий военный теоретик и историк, прусский генерал.

Карл Клаузевиц родился в семье акцизного чиновника. С 1792 г. в прусской армии. Окончил Всеобщее военное училище в Берлине (1803), до 1808 адъютант принца Августа Прусского, участвовал в войне с Францией 1806-1807 гг. В 1808-1809 гг. - начальник кабинета председателя Военно-реорганизационного комитета генерала Б. Шарнхорста, принимал активное участие в подготовке реорганизации армии. В 1810-1812 гг. преподавал в Офицерском военном училище, написал " Обзор военного обучения (Важнейшие принципы войны)". Автор патриотического документа группы военных реформаторов (Шарнхорст, Гнейзеиау, Бойен) " Три символа веры" (февраль 1812), в котором выдвигалась идея народной войны в союзе с Россией против наполеоновского господства. Весной 1812 г. уехал из Пруссии и поступил па службу в русскую армию. Во время Отечественной войны 1812 года был квартирмейстером кавалерийского корпуса П.П. Палена, затем Ф. П. Уварова, с октября 1812 г. - в штабе корпуса (затем армии) П.Х. Витгенштейна. В 1813 г. офицер связи при прусской армии Г. Блюхера, с августа 1813 г. - начальник штаба корпуса Л. Вальмодена. В апреле 1814 г. вернулся на прусскую службу, был начальником штаба корпуса. В 1818-1830 гг. - директор Всеобщего военного училища. В 1830 г. назначен инспектором артиллерии, в 1831 г. - начальник штаба прусской армии на польской границе. Умер от холеры.

Мировоззрение К. Клаузевица формировалось под воздействием идей Великой французской революции и национально-освободительного движения народов Европы начала 19 в. Клаузевиц впервые применил диалектический метод в военной теории, рассматривая явления военного искусства в их взаимосвязи и развитии. Глубоко изучил свыше 130 походов и войн с 1566 по 1815 гг. и написал ряд военно-исторических работ. Главным трудом Клаузевица является 3-томное исследование " О войне" (рус. пер. 1932- 1936), где изложены взгляды автора на природу и сущность войны, формы и способы её ведения.

Военно-теоретическое наследие Клаузевица составило целый этап в развитии военной мысли 19 в. Многие положения Клаузевица сохранили своё значение. Центральное место среди его научных достижений занимает положение о связи войны с политикой: " война есть продолжение политики иными средствами", в политике уже заключаются в скрытом виде основные очертания будущей войны.

Клаузевиц много сделал для разработки теории военного искусства и его составных частей - стратегии и тактики. Им были установлены некоторые стратегические принципы, необходимые для достижения победы (полное напряжение всех сил, сосредоточение возможно больших сил на направлении главного удара, быстрота и внезапность действий, энергичное использование достигнутого успеха). Большое значение Клаузевиц придавал материальному, географическому и моральному факторам, роли полководца и др. Благодаря его работам Германия первая занялась мобилизацией экономики (первая мировая война).

В России только в 1870 году вводится понятие мобилизации, а с начала 20 века мобилизация переносится на экономику.

Много внес в разработку мобилизационных вопросов Свечин Александр Андреевич.

А.А. Свечин родился 17(29).08.1878 г. в г. Екатеринослав, ныне Днепропетровск, русский и советский военный историк и теоретик, генерал-майор (1916 г.). Родился в семье генерала. Окончил Михайловское артиллерийское училище (1897 г.) и Академию Генштаба (1903 г.). Участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг. В 1905-1914 гг. служил в Главном и Генеральном штабах. Во время 1-й мировой войны 1914-1918 гг. -офицер для поручений при начальнике штаба верховного главнокомандующего, командовал полком, дивизией, с июля 1917 года - начальник штаба 5-й армии, с сентября 1917 го да - начальник штаба Северного фронта. С ноября 1918 г. - профессор Академии Генштаба РККА (ныне Военная академия им. М.В. Фрунзе). В 1918-1921 гг. одновременно председатель Военно-исторической комиссии по исследованию опыта войны 1914-1918 гг. Автор многих трудов по военной истории, тактике и стратегии.

В 1926 году издается его труд «Военная стратегия», в котором он подробно останавливается на вопросах:

§ перманентность мобилизации;

§ предмобилизационный период;

§ мобилизация и план оперативного развертывания;

§ мобилизационный план.

Судьба Александра Андреевича глубоко трагична. Он был беспартийный. Арестовывался в 1931 году. Вторично арестован 30.12.1937 году (на момент ареста — помощник начальника кафедры военной истории Военной академии Генштаба (ВАГШ).

Подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке " Москва-центр" от 26 июля 1938 на 139 чел.. №107, по представлению И.Шапиро. Подписи: " За расстрел всех 138 человек". Сталин, Молотов. (I человек - Маршал СССР А.И. Егоров (№46) был из этого списка вычеркнут и погиб в 1939).

А.А. Свечин приговорен ВКВС СССР 29 июля 1938 по обвинению в участии в контрреволюционной организации, подготовке террористов. Расстрелян и похоронен на " Коммунарке" (Московская обл.) 29 июля 1938. Реабилитирован 08.06.1956 года.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.