Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии психического






В современной отечественной психологии можно выделить две основные научные точки зрения, касаю­щиеся объективных критериев психики. Первая из них принадлежит К. К. Платонову, вторая - А. Н. Леонтье­ву. Платонов, уподобляя развитие жизни ветвистому дереву, отводил растениям ветвь, на которой жизнь ог­раничилась «приспособлением внутренних отношений организма к внешним условиям посредством физиоло­гических форм отражения». Животные образовали дру­гую ветвь, которая, начиная от простейших хордовых, рыб, амфибий, рептилий и млекопитающих, привела к человеку. Отличительной особенностью этой группы живых существ является активное перемещение во внешней среде. Именно у них по мере образования го­ловного мозга с его корой возникла как жизненная не­обходимость, так и возможность психических форм от­ражения. В своих трудах Платонов ссылается на слова физиолога П. С. Купалова: «На определенном этапе филогенетического и онтогенетического развития при­сущее всем живым существам свойство раздражимос­ти обогащается свойством переживаемости. Это - ве­личайший скачок, величайшее событие в ходе эволюции жизни. Возникает то, что мы называем субъективным, или в другом, более полном смысле - психическим. Для живых существ весь смысл возникновения и развития этого нового качества состоит в том, чтобы служить внешней деятельности организма, его сложному соот­ношению с окружающей средой». Таким образом, пси­хическая форма отражения возникла в результате скач­ка от раздражимости к переживаемости.

· Раздражимость - свойственная всем живым орга­низмам способность реагировать на биологически зна­чимые воздействия, изменять физиологическое состо­яние под влиянием внешних раздражителей.

· Следующим этапом развития психики было появ­ление чувствительности, возникшей в процессе выде­ления в нервной системе специальных органов чувств (рецепторов).

· Чувствительность - это способность ряда живых организмов отражать воздействия раздражителей, име­ющих прямое биологическое значение.

· Переживаемость - это психическое отражение нуж­ды организма, которое в дальнейшем переходит в по­требности и эмоции.

У человека переживаемость принимает форму чувств. Чувствительность же преобразовывается в ощу­щения, субъективные образы мира.

Платонов считал, что, следуя этой логике, надо выде­лять в качестве первичной формы психического отражения не ощущение, а эмоцию. В первоначальном, элемен­тарном, простейшем виде эмоции как форма психического отражения ничем не отличались от потреб­ности как отражения нужды в чем-либо. Субъективное переживание смутной потребности и более дифференцированной эмоции являлось пусковым механизмом двигательной реакции. В дальнейшем этот процесс на­растал по спирали, усложнялся и дифференцировался, приобретая формы сложного поведения и деятельности. Эмоции устанавливали психическую связь организма со средой, обеспечивали развитие условно-рефлекторной деятельности, однако не обеспечивали познания среды.

Фило- и онтогенез познания, приобретения знаний о свойствах предметов и явлений связан с возникновением ощущений. Элементарные ощущения, благодаря имеющимся нервным механизмам, оказались включен­ными в структуру двигательных актов и приобрели форму сенсомоторных реакций. В дальнейшем элемен­тарные ощущения становились сложными и комплекс­ными, обеспечивающими высшим животным целост­ные, постоянные и предметные образы внешнего мира. Таким был путь формирования процесса восприятия. Обе формы психического отражения - эмоции и ощу­щения - по мере развития получали свою следовую форму - память.

А. Н. Леонтьев придерживается иной позиции относительно объективного критерия психики. По его мне­нию, основной и исходной формой психики являются простейшие ощущения. Согласно гипотезе Леонтьева, чувствительность имеет два аспекта: объективный и субъективный. Объективность заключается в способно­сти реагировать на воздействия внешней среды, преж­де всего - двигательно. Субъективность выражается во внутреннем переживании, ощущении воздействия. Раз­дражимость, по теории Леонтьева, субъективного аспек­та не имеет.

Ощущение составляет необходимое звено условно-рефлекторного приспособительного поведения. Его функцией является ориентация организма в значимых условиях среды. По предположению Леонтьева, толч­ком к появлению психического отражения (чувстви­тельности) мог послужить переход от жизни в однород­ной, гомогенной среде к среде вещно-оформленных объектов. Чувствительность, возникшая на базе раздра­жимости, обеспечивала способность организма отра­жать объективные связи между устойчивыми свойства­ми вещно-оформленной среды.

4. Стадии эволюционного развития психики (по АНЛ и Фабри)
Выделение стадий развития психики по АНЛ.
Сенсорная психика. На уровне отражения проявляются только отдельные свойства предметов. Преобладание инстинктивных форм поведения. Беспозвоночные и рыбы. По мере развития деятельности происходит развитие образа и осуществляется переход на новую стадию.
Перцептивная психика. Деятельность животных отражает отношения между предметами. В образе мира животных – отражение только отдельных предметов. Появление игровой деятельности. Медленно формируются прижизненные навыки.
Стадия интеллекта. Отражение отношений между предметами. Деятельность отражает причинно-следственные связи, орудийна. Быстро формируются навыки. Появляется подготовка к действию. Способность переноса опыта в другие условия.
Фабри поделил первые две стадии напополам (т.к. посчитал это разделение слишком крупным) и убрал стадию интеллекта (т.к. очень сложно провести грань между высшим уровнем перцептивной психики и стадией интеллекта, т.к. наличие стадии подготовления действия (критерий интеллекта) встречается в разных формах и в разной степени у разных животных).

5 .Виды научения

Науче́ ние — приобретение знаний, умений и навыков. Одно из основных понятий этологии.

Виды научения:

Привыкание (Гн6набитуация) наступает, когда организм — в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации — «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянный раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. В отличие от этого при утомлении снижается внимание ко всем действующим раздражителям.

Сенсибилизация — это процесс, противоположный привыканию. При сенсибилизации повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу; в результате раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение. Представим себе, например, что в комнате, где мы работаем, жужжит назойливая муха или же из плохо завернутого крана в раковину мерно падают капли воды. Эти раздражители становятся для нас постепенно все труднее переносимыми. Можно привести и другие примеры — царапину на музыкальной пластинке, вызывающую при каждом прослушивании треск, который мы уже заранее ожидаем, или слова-паразиты вроде «так сказать», «значит» и т.п. в лекциях некоторых преподавателей; иногда такие слова повторяются настолько часто, что могут полностью отвлекать вниманиестудентов от содержания лекции.

6.Импритинг как особый вид научения.

Ранний послеродовой период жизни характеризуется беспомощностью детенышей, зависимостью их от родителей, функциональной незрелостью многих отделов головного мозга и большинства анализаторных систем, а также большой вероятностью того, что в этот период детеныши будут контактировать с представителями только своего вида и находиться в том месте, которое наиболее свойственно данному виду животных.

При таких условиях в ранний возрастной период научение происходит очень специфично: в форме импринтинга или запечатления.

Импринтинг- это специфическая форма научения у высших позвоночных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов, некоторых поведенческих актов, родительских особей, братьев и сестер, пищевых объектов и других.

Характерными особенностями импринтинга, отличающими его от других форм научения, являются преимущественное проявление его на ранних этапах постнатального развития возможностью его осуществления лишь в течение ограниченных периодов, чрезвычайно быстрое осуществление научения относительная необратимость результатов и значительное влияние, оказываемое импринтингом на последующее развитие поведения животных.

Впервые явление импринтинга было открыто и изучено на птицах, особенно известны работы К. Лоренца и его школы. Однако импринтинг свойственнен и млекопитающим, но у них он более растянут во времени и сглажен в своем проявлении.

Так, например В.А. Трошихин и Л.Н. Козлова обнаружили у щенков собаки в первые дни их жизни образование условных реакций на запаховые раздражители. При этом была отмечена быстрота их выработки, легкость восстановления, что позволяет рассматривать их как запечатление.

В связи с этологическими особенностями импринтинга, можно выделить следующие его виды: социальный, экологический, пищевой и инструментальный. Социальный импринтинг направлен на формирование внутривидовых и межвидовых взаимодействий. К социальному импринтингу относят детский, родительский, половой и видовой.

Пример, после содержания щенков с котятами под кошкой в период с 25-дневного до 16-недельного возраста, щенки в тесте «реакции на зеркало», обнаружив собственное отражение, реагировали на него гораздо слабее и непродолжительнее, чем обычные щенки. То есть образ социальных партнеров щенков, выращенных кошкой, уже сформировался и был “кошачьим”. Общаясь со щенками своей породы, «кошачьи пасынки», отличались пассивно-оборонительным поведением и сниженным игровым рефлексом.

Чувствительный период социализации, определяющий дальнейшее поведение щенков по отношению к партнерам, приходится на возраст от 3, 5 до 16 недель. В данном примере щенки, во-первых, запомнили и научились отличать своих родителей и животных своего вида, с которыми они имеют право контактировать, сотрудничать и в будущем образовывать стаи. Чуть позже должен наступить и половой импринтинг, который повелевает выбирать полового партнера не похожего на родителей, братьев и сестер, но обязательно одного с ними вида. Взаимоотношения человека и собаки строятся на межвидовом импринтинге. Период социального импринтинга у собак наступает не сразу после рождения, и довольно растянут во времени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.