Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольные задания (раздаточный материал)






 

Примерные темы творческих заданий:

1. Предмет зоопсихологии _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие проблемы решают зоопсихологи: а) исследование механизмов поведения, б) проблема научения, в) проблема интеллекта животных, г) генетические аспекты поведения, д) проблема инстинкта как врожденной формы поведения

3. Методы зоопсихологии – это: а) метод проб и ошибок, б) лабиринты, в) метод проблемного ящика (клетки), г) метод условных рефлексов, д) электрическая регистрация биоэлектрической активности мозга, е) введение препаратов

4. Классические зоопсихологи занимались проблемой: инстинктов, научения, элементарной рассудочной деятельности

5. Классических этологов критиковали за: отсутствие видеосъемки, проведения исследований в естественной среде, неточность формулировок, работу на ограниченном числе объектов, изучение форм поведения, не имеющих важного значения в природе, отсутствие точных количественных оценок и статистического анализа

6. Основные работы Ладыгиной –Котс были посвящены изучению:

научения, онтогенеза приматов, инсайту, инстинктам насекомых

7. Этологи – лауреаты нобелевской премии:

Лоренц, Скиннер, Келер, Павлов, Сеченов, Уотсон, Карл фон Фриш, Тинберген, Вагнер

8. Инсайт- это: научение методом проб и ошибок, особый условный рефлекс, внезапное озарение и решение сложной задачи

9. Что верно в отношении инстинкта:

Это врожденная форма поведения; это приобретенная форма поведения; он одинаково проявляется у всех здоровых представителей вида; он по-разному проявляется у представителей вида; он требует научения; проявляется только в детском возрасте; он генетически закреплен.

10. Что относится к врожденным формам поведения

а) безусловные рефлексы б) инстинкты в) Инсайт д) условные рефлексы

11. Изучение факторов, запускающих инстинкт проводится с помощью метода: генного анализа, муляжей, научения

12. При постоянно меняющихся условиях обитания выживание больше обеспечивается (подчеркните): инстинктами, научением

13. Какова функциональная роль ключевых раздражителей?

а) облегчает ориентировку в пространстве; б) способствует приобретению навыков;
в) вызывает спячку; г) вызывает инстинктивное поведение

14. Импринтинг (подчеркните) – это безусловный рефлекс; это научение, привязанное, в основном к критическим периодам раннего онтогенеза; это форма научения, которую легко отменить; возникает на основе подражания; на основе импринтинга формируется реакция следования; на основе импринтинга запечатлевается внешний вид друзей; на основе импринтинга запечатлевается внешний вид будущих половых партнеров

15. У простейших и беспозвоночных научение идет главным образом за счет (подчеркните): привыкания, условных рефлексом, импринтинга, сенситизации, инсайта, иммитиации

16. Значение научения: обеспечивает выживание особи при неизменных условиях среды, обеспечивает выживание при постоянно меняющихся условиях

17. Перечислите правила выработки условных рефлексов_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Отличие инструментальных условных рефлексов от классических условных рефлексов (подчеркните): – это обучение методом проб и ошибок; вырабатываются на свет или звук; в результате животное должно совершить действие; результат – вегетативная реакция

(слюноотделение или выделение желудочного сока); пусковой сигнал- внешний вид педали (ключа)

19. Научение на основе высших психических функций: вегетативный условный рефлекс, латентное научение, образное научение, импринтинг, имитация

20. По Герду стадии дрессировки: наталкивание, торможение, подкрепление, дрессировка, отработка, упрочение

21. Впервые в эволюции условные рефлексы можно выработать у: собак, приматов, людей, рыб, простейших, червей, птиц

22. Ситуации, в которых возможно обучение за счет подражания животными друг другу (подчеркните): научение молоди, инсайт, игровая деятельность, стадное поведение, агрессивное поведение; межвидовое обучение (исключая обучение у человека)

23. Когнитивная карта пространства- это: сложный инстинкт, инсайт, мысленный план местности

24. Отличие орудийной деятельности человека и животных_________________________________

____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

25. Рассудочная деятельность обезьян выражается в: сложных условных рефлексах, сложных инстинктах, возможности обучения языку- посреднику, имитации, обмане сородичей, возможности обучения счету, прогнозировании последствий своих действий

26. Принципиальные отличия второй сигнальной системы человека и языка обезьян, выявленные при обучении языку- посреднику___________________________________________________

27. О предпосылках сознания у высших приматов свидетельствуют: сложные условные рефлексы, сложные инстинкты, возможности обучения языку- посреднику, имитация, обман сородичей, возможности обучения счету, прогнозировании последствий своих действий, самоузнавание в зеркале

28. Впервые эмоции появляются у: птиц, рыб, насекомых, червей, головоногих моллюсков, хищников, приматов

29. У человека агрессия часто возникает в состоянии: перевозбуждения, усталости, фрустрации, голода

30. Как изоляция от сородичей в раннем возрасте на развитие психики животных: а) не оказывает никакого влияния б) стимулирует развитие психики; в) нарушает коммуникативное поведение; г) способствует формированию агрессии; д) способствует формированию трусости.

31. Отличия игрового поведения людей и животных

________________________________________________________________________

 

32. В чем основное значение совместных игр животных?

а) в игре становится веселее; б) учатся друг у друга; в) подражают друг другу;
г) устанавливают иерархические отношения; д) изгоняют слабых.

33. Какую функциональную роль выполняют танцы пчел?

а) насекомые отдыхают; б) передают информацию о местоположении и величине взятка;
в) брачный ритуал; г) условия образования меда; д) повышение температуры в улье.

34. Преднамеренна ли коммуникация животных: да, нет, зависит от ситуации

35. Что верно в отношении иерархии животных: бывают сообщества без иерархии, у всех видов животных доминируют самцы, высокоранговое животное должно быть стресс- устойчивым, альфа- это главное животное.

36. Что лежит в основе классификации уровней психики по Леонтьеву

___________________________________________________________________________

37. На каком уровне эволюции по классификации Леонтьева- Фабри находятся пчелы? ___________________________________________________________

38. Научение у простейших возможно в форме: условных рефлексов, безусловных рефлексов сенситизации

39. Что принципиально нового появляется в психике животных при переходе с низшего на высший уровень перцептивной психики: элементарная рассудочная деятельность, материнское поведение, преднамеренность в поведении

40. Точка зрения, что психика есть только у человека: панпсихизм, антропопсихизм, антропоморфизм, Нейропсихизм

41. Одомашнивание отличается от приручения тем, что: приручит можно и дикое животное, приручить можно только домашнее животное, при одомашнивании человек берет всю заботу о животных (кормление, размножение и т.д.) на себя

42. Являются ли неандертальцы прямыми предками современного человека: да, нет

Пример вопросов к экзамену (ПК-9; ПК-10):

Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет зоопсихологии и сравнительной психологии, их основные задачи.

2. История возникновения зоопсихологии и ее связь с другими науками.

3. Методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии.

4. Врожденное поведение, основные характеристики. Понятие инстинкта.

5. Эволюционное учение Дарвина и его роль в сравнительной психологии.

6. Соотношения врожденного и приобретенного в поведении на разных уровнях эволюции.

7. Возникновение науки этологии и ее развитие. Опыты Лоренца.

8. Возникновение и развитие экспериментального подхода в зоопсихологии.

9. Внутренние и внешние факторы развития инстинктивных действий.

10. Основные формы поведения.

11. Основные формы научения.

12. Облигатное и факультативное научение, импринтинг.

13. Ассоциативное научение

14. Обучение путем подражания

15. Обучение на основе высших психических процессов (латентное обучение, инсайт- обучение)

16. Характеристика развития психической деятельности в пренатальном периоде онтогененеза.

17. Характеристика низшей стадии элементарной сенсорной психики.

18. Характеристика развития психической деятельности в раннем постнатальном периоде онтогенеза.

19. Характеристика игрового (ювенильного) периода онтогенеза.

20. Характеристика высшей стадии сенсорной психики.

21. Характеристика низшей стадии перцентивной психики.

22. Характеристика высшей стадии перцентивной психики.

23. Зоосоциальные взаимодействия, их развитие у высших позвоночных.

24. Проблема мышления животных. Предпосылки развития второй сигнальной системы.

25. Орудийная деятельность животных.

26. Эволюция психики и антропогенез.

27. Эксперименты с человекообразными обезьянами, критерии их интеллекта.

28. Характеристика ручного мышления.

29. Предпосылки сознания у животных.

30. Проблема происхождения речи.

31. Коммуникация животных.

32. Сообщества животных. Иерархия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.