№ п/п
| Наименование раздела / темы дисциплины
| Содержание раздела / темы
|
1.
| Предмет зоопсихологии и сравнительной психологии. Их место в системе психологических наук.
| Предмет зоопсихологии и сравнительной психологии. Их место в системе психологических наук. Виды животных, их природа, классификация. Науки о поведении. Предмет, цели и задачи зоопсихологии. Сравнительная психология как наука об общем и различном в психической деятельности человека и животных. Связь зоопсихологии и сравнительной психологии с этологией, нейрофизиологией и физиологией высшей нервной деятельности, генетикой поведения и другими областями знания. Прикладная зоопсихология.
.
|
| Тема 2. Развитие идей в области изучения поведения и психики животных.
| Развитие идей в области изучения поведения и психики животных.Период накопления знаний в XVIII – XIX веках. Влияние эволюционного учения Ч. Дарвина на исследование поведения. Началоизучения поведения с помощью объективных методов. Классическая этология и зоопсихология. История исследования высших когнитивных функций и предпосылок мышления животных. Становление сравнительная психологии и зоопсихологии в России. Развитие взглядов на поведение животных на современном этапе. История формирование взглядов на поведение животных.
|
| Тема 3. Классификация основных форм поведения.
| Классификация основных форм поведения – основа зоопсихологических знаний.Классификация Д. Дьюсбери поведения животных. Индивидуальное, репродуктивное, социальное поведение. Смещенная активность.Индивидуальные особенности поведения животных. Классификация Л.В. Крушинского. Врожденное поведение, приобретенное поведение и элементарная рассудочная деятельность.
|
| Тема 4. Методы зоопсихологических и сравнительно-психологических исследований.
| Методы зоопсихологических и сравнительно-психологических исследований.Наблюдение. Методы изучения различных форм поведения (пищевого, социального, исследовательского и др.). Оценка эмоционального состояния животных. Оценка способности к научению и памяти. Исследование элементарной рассудочной деятельности и уровня интеллекта. Знакомство с методами зоопсихологических исследований, позволяющими изучать исследовательское, зоосоциальное, половое поведение, память, проявления тревожности.
|
| Тема 5. Врожденное и приобретенное в поведении животных.
| Инстинкт и безусловные рефлексы. Внутренние и внешние факторы, запускающие инстинктивное поведение. Приобретенное в поведении животных.Облигатное и факультативное научение. Импринтинг. Неассоциативное и ассоциативное обучение. Условные рефлексы, обучение методом проб и ошибок. Дрессировка. Обучение путем подражания. Обучение на основе высших психических процессов (образное обучение, инсайт, латентное обучение). Соотношение врожденных и приобретенных компонентов в поведении животных на разных уровнях эволюции.
|
| Тема 6. Развитие психики животных в онтогенезе.
| Развитие психики животных в онтогенезе.Характеристика развития психической деятельности в пренатальном периоде онтогенеза, в раннем постнатальном онтогенезе, характеристика игрового (ювенильного) периода онтогенеза.Онтогенез психической деятельности.Изучение особенностей исследовательского поведения на разных этапах онтогенеза.
.
|
| Тема 7. Коммуникация и сообщества животных.
| Коммуникация и сообщества животных. Виды коммуникации животных. Сообщества животных. Узнавание животных друг другом на разных уровнях эволюции (анонимная стая, стая, личностное узнавание, иерархия). Сотрудничество и функциональная дифференциация в группах животных. Эмоции животных. Сообщества, коммуникация и эмоции животных.
|
| Тема 8. Проблема мышления животных и предпосылки сознания у высших обезьян.
| Проблема мышления животных и предпосылки сознания у высших обезьян. Критерии мышления животных. Способность животных к обобщению и абстрагировании. Элементарная рассудочная деятельность. Способность животных к символизации. Обучение животных языкам- посредникам. Принципиальные различия языков животных и человека. Основные характеристики сознания. Самоузнавание. «Социальное знание» и жизнь в сообществе.
|
| Тема 9. Эволюция психики и антропогенез.
| Критерии психического. Эволюция психики и антропогенез. Общая характеристика психики животных. Гипотезы об эволюции психики Ч. Дарвина, А.Н. Северцева, Л.А. Орбели. Теория эволюции психики А.Н. Леонтьева. Уровни элементарной сенсорной и перцептивной психики.Развитие двигательных функций в филогенезе. Эволюция психики и антропогенез. Этапы антропогенеза. Факторы, способствовавшие становлению человека как вида
|
(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться в текстовом виде)