Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем дисциплины и виды учебной работы.






Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - -   -  
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе: - -   -  
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          

 

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
       
Конспекты первоисточников          
           
Зачет          
Общая трудоемкость:            
         

(Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)

 

 

Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов/тем дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела / темы дисциплины Содержание раздела / темы
1. Предмет зоопсихологии и сравнительной психологии. Их место в системе психологических наук.   Предмет зоопсихологии и сравнительной психологии. Их место в системе психологических наук. Виды животных, их природа, классификация. Науки о поведении. Предмет, цели и задачи зоопсихологии. Сравнительная психология как наука об общем и различном в психической деятельности человека и животных. Связь зоопсихологии и сравнительной психологии с этологией, нейрофизиологией и физиологией высшей нервной деятельности, генетикой поведения и другими областями знания. Прикладная зоопсихология.   .    
  Тема 2. Развитие идей в области изучения поведения и психики животных.   Развитие идей в области изучения поведения и психики животных.Период накопления знаний в XVIII – XIX веках. Влияние эволюционного учения Ч. Дарвина на исследование поведения. Началоизучения поведения с помощью объективных методов. Классическая этология и зоопсихология. История исследования высших когнитивных функций и предпосылок мышления животных. Становление сравнительная психологии и зоопсихологии в России. Развитие взглядов на поведение животных на современном этапе. История формирование взглядов на поведение животных.  
  Тема 3. Классификация основных форм поведения. Классификация основных форм поведения – основа зоопсихологических знаний.Классификация Д. Дьюсбери поведения животных. Индивидуальное, репродуктивное, социальное поведение. Смещенная активность.Индивидуальные особенности поведения животных. Классификация Л.В. Крушинского. Врожденное поведение, приобретенное поведение и элементарная рассудочная деятельность.
  Тема 4. Методы зоопсихологических и сравнительно-психологических исследований.   Методы зоопсихологических и сравнительно-психологических исследований.Наблюдение. Методы изучения различных форм поведения (пищевого, социального, исследовательского и др.). Оценка эмоционального состояния животных. Оценка способности к научению и памяти. Исследование элементарной рассудочной деятельности и уровня интеллекта. Знакомство с методами зоопсихологических исследований, позволяющими изучать исследовательское, зоосоциальное, половое поведение, память, проявления тревожности.  
  Тема 5. Врожденное и приобретенное в поведении животных. Инстинкт и безусловные рефлексы. Внутренние и внешние факторы, запускающие инстинктивное поведение. Приобретенное в поведении животных.Облигатное и факультативное научение. Импринтинг. Неассоциативное и ассоциативное обучение. Условные рефлексы, обучение методом проб и ошибок. Дрессировка. Обучение путем подражания. Обучение на основе высших психических процессов (образное обучение, инсайт, латентное обучение). Соотношение врожденных и приобретенных компонентов в поведении животных на разных уровнях эволюции.
  Тема 6. Развитие психики животных в онтогенезе.   Развитие психики животных в онтогенезе.Характеристика развития психической деятельности в пренатальном периоде онтогенеза, в раннем постнатальном онтогенезе, характеристика игрового (ювенильного) периода онтогенеза.Онтогенез психической деятельности.Изучение особенностей исследовательского поведения на разных этапах онтогенеза.     .  
  Тема 7. Коммуникация и сообщества животных.   Коммуникация и сообщества животных. Виды коммуникации животных. Сообщества животных. Узнавание животных друг другом на разных уровнях эволюции (анонимная стая, стая, личностное узнавание, иерархия). Сотрудничество и функциональная дифференциация в группах животных. Эмоции животных. Сообщества, коммуникация и эмоции животных.  
  Тема 8. Проблема мышления животных и предпосылки сознания у высших обезьян. Проблема мышления животных и предпосылки сознания у высших обезьян. Критерии мышления животных. Способность животных к обобщению и абстрагировании. Элементарная рассудочная деятельность. Способность животных к символизации. Обучение животных языкам- посредникам. Принципиальные различия языков животных и человека. Основные характеристики сознания. Самоузнавание. «Социальное знание» и жизнь в сообществе.  
  Тема 9. Эволюция психики и антропогенез.   Критерии психического. Эволюция психики и антропогенез. Общая характеристика психики животных. Гипотезы об эволюции психики Ч. Дарвина, А.Н. Северцева, Л.А. Орбели. Теория эволюции психики А.Н. Леонтьева. Уровни элементарной сенсорной и перцептивной психики.Развитие двигательных функций в филогенезе. Эволюция психики и антропогенез. Этапы антропогенеза. Факторы, способствовавшие становлению человека как вида

(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться в текстовом виде)

 

5.2. Разделы / темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

 

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов / тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
               
  Социальная психология   +   + +        
  Экспериментальная психология +   +   + +      
№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов / тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
                 
  Социальная психология + + +            
  Экспериментальная психология   +              

 

(По разделам данной дисциплины указываются номера тем)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.