Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие психической деятельности в пренатальном периоде. (эмбриогенез).






В этот период происходят два важных события:

1)интенсивная подготовка к последующим этапам формирования поведения, а именно закладка структуры органов и нервной системы;

2)формирование элементов самого поведения. Это формирование происходит за счет развития генетических компонентов активности, а также за счет тренировки этой активности и накопления эмбрионального опыта. Как у позвоночных, так и у беспозвоночных в пренатальном периоде происходит появление движений, хаотических, спонтанных, генерализованных. Эти движения являются элементами будущих двигательных актов. Американский ученый китайского происхождения (Цин Ян Куо) наблюдал за развитием куриного эмбриона через окошечко в скорлупе яйца. Он показал постепенное развитие и совершенствование двигательной функции путем накопления «эмбрионального опыта» (эмбриональная тренировка): первые спонтанные движения головы и груди появлялись уже на 4 день инкубации, затем они постепенно перемещались к заднему концу зародыша. Эти движения являются элементами будущих двигательных актов. Но пока они еще не несут никакой функциональной приспо­собительной нагрузки. Они не могут быть вызваны каким-либо стимулом и быть ответной реакцией на этот стимул, т. к. во внутренней среде нет внешних стимулов. Но когда появятся внешние стимулы, должна быть готова рефлекторная база, то есть нервное обеспечение этих движений. Так, у новорожденного цыпленка на разные раздражители всегда одна и та же реакция — движется все тело, движения не скоординированы, нецелесообразны. Наследственная генетическая программа поведения (инстинкт) выступает отчетливо только тогда, когда какая-нибудь двигательная функция проявляется в готовом виде, без эмбриональной трениров­ки. К таким инстинктивным компонентам у млекопитающих отно­сятся: поиск соска матери, сосущие движения новорожденных или некоторые защитные реакции. Истинное, полноценное научение встречается только на завер­шающих этапах эмбриогенеза. У млекопитающих эмбриональное развитие идет несколько иначе. Движения конечностей формируются не из первоначальных генера­лизованных, а одновременно с ними или раньше. Для млекопитаю­щих очень важна также связь эмбриона с материнским организмом через плаценту. Эта связь осуществляется гуморальным путем. Плацента не только защищает организм, но и способствует поддержанию жизнедеятельности организма, обеспечивая его всем необходи­мым. И взаимосвязь зародыша с внешней средой, в этом смысле, опосредована через плаценту. В конце эмбриогенеза начинают формироваться сенсорные систе­мы, после чего эмбрион способен воспринимать сенсорную стиму­ляцию извне. На эту стимуляцию он в состоянии ответить опреде­ленной двигательной реакцией. На ранних этапах эмбриогенеза бедность, однородность компонентов внутренней среды, окружающей зародыш в яйце, икринке или утробе. млекопитающих, ограничивает развитие психики. Психика эм­бриона — это психика в процессе становления. Существуют только за­чаточные формы элементов психики, ее потенциальные возможности. На поздних этапах эмбриогенеза, по мере формирования органов и систем, появляется необходимость связи с внешним миром, зарождается психическое отражение. Эмбрион является всего лишь формирующим­ся организмом, не способным к полноценному осуществлению функ­ций. Значение эмбриогенеза в том, чтобы подготовить морфофункциональную базу организма. Для подготовки этой базы достаточна генетическая фиксированная, спонтанная двигательная активность эм­бриона, дополняемая некоторым эмбриональным научением.

  1. Результаты исследования Н.Н.Ладыгиной-Котс интеллекта человекообразных обезьян.

Значение работ:

1)впервые был проведен эксперимент по воспитанию детеныша шимпанзе в развивающей среде 2)был описан онтогенез поведения шимпанзе, сопоставлены особенности познавательной деятельности приматов и человека

3)показано наличие у шимпанзе способности к обобщению и абстрагированию как одной из основных характеристик элементарного мышления

4)разработан и введен в практику метод обучения выбора по образцу

5) проведено сравнительное исследование орудийной и конструктивной деятельности у приматов

6) сделан вывод о наличии у ж зачатков мышления как предпосылки мышления человека.

Ладыгина-Котс взяла на 2 года полуторагодовалого шимпанзе Иони. Игры, в основном деструктивного характера. Экспериментальные игры (с водой). Собирание предметов и объединение их по разным признакам. Разглядывание мира через цветную клеёнку. Мучил маленьких животных, не любил детей, тараканов давил рукой через тряпку. Когда рядом никого не было, практически не играл – нужна компания. Тоже эмоции радости. Ладыгина-Котс позже наблюдала за своим сыном и отметила сходство изменений мимики. Иони понимал ряд предложений типа “иди в клетку”, “иди ко мне”, “горячо”. Воспитание шимпанзе сводится к выработке условных рефлексов и навыков. Подражание. Рисование на бумаге не продвигается дальше линий

 

Среди одинаковых игр детей и шимпанзе можно выделить собирание предметов и объединение их по разным признакам, разглядывание мира через цветную клеенку. Но если маленькие дети могут играть самостоятельно, то шимпанзе практически не играют в одиночку, им нужна компания. Ладыгина-Котс отметила сходство изменений мимики у ребенка и шимпанзе. Ионии понимал ряд предложений типа «иди в клетку», «иди ко мне», «горячо». Таким образом, воспитание шимпанзе сводится к выработке условных рефлексов и навыков, за счет подражания. Причем подражание действиям человека, как правило, ограничивается воспроизведением внешних особенностей этих действий без понимания их смысла и достижения нужного результата. Ионии любил подражать тому, как молотком забивают гвозди, но за всю жизнь не забил не одного гвоздя. Он либо держал его неправильно, либо не попадал по нему молотком, либо, наконец, наносил слишком слабый удар. Таким образом, исследования Ладыгиной-Котс были посвящены изучению психологических особенностей шимпанзе и ребенка, при акценте на эмоциях, инстинктах и играх у обоих подопытных. Этот затянувшийся эксперимент был выполнен в лучших традициях дарвиновской науки. Целью его было обнаружение сходств и различий между человеком и обезьяной, особенно в области поведения и познавательных способностей.

  1. Рефлекс, виды рефлексов, их характеристика.

Безусловный рефлекс. Самой первой формой таксиса явл. кинез(просто движения беспорядочно). А когда спецефический кинез, то это таксис(новая форма движения псих. деятельности). Б/усл рефлекс - это ответная реакция организма на раздражитель с обязательным участием нервной системы. если нет нервной системы, то таксис, а если еще ниже, то кинез. организма матери.

Классификация безусловных рефлексов. Классификация: по раздражимости (реакция на действия раздражителя), по анализаторам (слуховые, вкусовые, тактильные, двигательные, зрительные, обонятельные), по значению для организма. Возрастные особенности: существуют в реальном мире: зрелорожденные детеныши и незрелорожденные. У зрелорожденных все системы связаны с движением имеютвызревшие центры, т. е. рефлексы сразу начинают осуществляться. У незрелорожденных все системы связаны с двигательными. Все зависит от условий проживания. Есть рефлексы, центры которых, вызревают в ходе жизни в определ. сроки: половые рефлексы. Видовые особенности: рефлексы направлены на выживание, приспособление к окр. среде, размножение. Все притерто к условиям проживания.

Стадный рефлекс появляется постепенно. Внешний облик одного или группы животных своего вида запоминается как положительный фактор среды. Он становится возбудителем стадного рефлекса у молодого животного. Стадный рефлекс образуется и существует на основе врожденного оборонительного рефлекса. Именно ощущение большей безопасности среди подобных себе подкрепляет до этого безразличный раздражитель – стадо, превращая его в условно-рефлекторный. Стадный рефлекс вырабатывается у всех животных данного вида и закрепляется на всю жизнь.

Натуральные условные рефлексы образуются в определенный период жизни животного. В первые часы жизни малыши учатся узнавать голос, и облик матери, запоминают позу сосания молока. Исследователи кормили из бутылочки зверей, отнятых у матерей сразу после рождения, те начинали относиться к ним, как к родителям: повсюду ходили за ними, а проголодавшись, просили есть. Уже, будучи взрослыми, такие звери не пугаются, как остальные, когда человек приходит в стадо, а подбегают к нему.

Существует несколько классификаций условных рефлексов:

1) по рецепторному признаку: а) экстероцептивные условные рефлексы образуются на раздражения внешней среды; б) интероцептивные условные рефлексы образуются на раздражения из внутренней среды организма. Такие рефлексы образуются более медленно по сравнению с экстероцептивными; в) проприоцептивные условные рефлексы образуются при сочетании раздражения мышц и сухожилий с безусловным рефлексом;

2) по эффекторному признаку: а) вегетативные условные рефлексы образуются на базе всех без исключения обменных процессов, протекающих в организме; б) сомато – двигательные условные рефлексы образуются на базе, безусловно, рефлекторных двигательных реакций. в) простые двигательно-оборонительные рефлексы образуются очень быстро;

3) в зависимости от соотношения во времени действия условного и безусловного раздражителей: а) наличные условные рефлексы, образующиеся при совпадении во времени условного раздражителя и подкрепления

  1. Сенсибильные периоды онтогенеза животных, их значение.

Сенсибильные периоды Особая группа ключевых стимулов для опознавания которых требуется специфически тип обучения – импринтинг. В отличии от обычных форм обучения он может происходить в строго определенный чувствительный период онтогенеза. В этот период ж фиксирует, запечатлевает раздражитель на который впоследствии будет та или иная реакция.(если утенок вовремя не встретивший объект для запечатления то в дальнейшем он будет избегать контактов со всеми живыми существами) В основном характерно для выводковых птиц. Для птенцовых характерно – половое запечателение. Феномен чувствительного периода - это частный случай общего явления – существования стадий развития организма чувствительных к тому или иному внешнему по отношению к данной развивающейся системе воздействий. Доказано действие разных факторов на развивающийся механизм вызывает у взрослой особи стойкие изменения поведения. К ним относятся: стрессирующие раздражители, обеднение или обогащение условий содержания ж, кратковременное воздействие фармакологичекими средствами. Например изменение кол-ва гормонов в пренатальный период и сразу после рождения изменяет половое поведение у взрослых.

В онтогенезе человека, как и других живых существ, выде­ляют некоторые моменты, которые принято называть «критиче­скими», т. е. наиболее чувствительными к повреждающим фак­торам и условиям среды. Так, первый период онтогенеза, связан­ный с оплодотворением, размножением, перемещением клеток, органогенезом, безусловно, является критическим. Также и после рождения переход от каждого очередного периода онтогенеза к последующему связан с изменениями в управляющих систе­мах организма, следовательно, является критическим.
Все эти «чувствительные точки» являются возрастными мишенями для действия стрессорных факторов окружающей среды. По данным медицинской статистики соответствующие возрастные группы людей характеризуются повышенной забо­леваемостью и смертностью.

  1. Современные направления в исследовании зоопсихологии.

Попытки установить языковое общение м\д человеком и шимпанзе. Н.Н.Ладыгина – Котс впервые ставила психологические эксперименты на человекообразной обезьяне. А.Г.Уланова ввела в исследовательскую практику языковое (подобно языку глухонемых) общение с обезьянами. Но опыты Премака и Рамбо дискредитировали эти исследования. Так как искусственная система человеческих сигналов ничем не отличается от практикуемого человеком многие тысячелетия общения с разными одомашненными животными. Делается заключение, что поведение обезьян в этих опытах не имеет ничего общего с речью человека. Способность обезьян к псевдоречевому общению это ничто иное как дрессировка путем выбора на образец. Но эти данные доказывают что у высших ж существует генерализированные образы, из интеграции которых у каждого вида ж слагается генерализированный образ среды обитания. Генерализированные образы ж функционально эквивалентны столь же гипотетическим пока образом мира у человека., но качественно различаются. Психические образы у ж – это процессы отражения, формирующиеся в обобщенном виде в результате накопления инд.опыта. Актуализация этого опыта и в новых непривычных условиях, присутствуют элементы тех ситуаций в которых эти образы формировались. В этом и есть адаптивное значение обобщенных психических образов этой проблемой занимаются С.Д. Смирнов и Мешкова. На основании экспирементов посвященных ориентировочно-исследовательской деятельности жж Мешкова пришла к выводу, что формирующиеся у ж психические образы не только сохраняются, но и непрерывно адаптивно изменяются. Þ обеспечивают готовность ж к быстрым и неожиданным изменениям окружающей среды.Школа Ренша – вопросы вязанные с высшими псих.процессами в частности по вербальному общению и мышлению прямо пропорциональной зависимости м\д величиной их мозга и псих.способностями.Особый интерес работы по сравнительно-психологическому анализу движ.перед.конечностей и форм общения у приматов в свете антропогенеза. Усматривается тенденция к анализу функциональных аспектов эволюции психики с учетом количественных накоплений в качественные преобразования. Выявление значения манипулирования как ведущего фактора эволюции психики. Возникла потребность в зоопсихологии в народном хоз-ве (звероводство, животноводство), здравоохранении(дератизация, моделирование психопатогенных ситуаций), педагогике(дошкольное воспитание) и охране природы. Возникла необходимость в прикладной психологии т.к.практикуемый подход на чисто рефлекторном уровне был неэффективенВажно участие зоопсихологов когда в практике на передний план выступают сравнительно-психологические моменты в частности общение человека и ж. Эта новая в зоопсихологии тенденция приобрела в связи с задачами стоящими перед промышленным рыболовством. Баранов сказал о проблематике рыболовства – проблема упирается и перерастает в проблему поведения промысловых рыб.Направление науки в сторону запросов промышленного рыболовства привело не только к созданию ихтиопсихологии но и к заполнению пробела в изучении эволюции психики (т.к. рыбы – родоначальники всех позвоночных).

  1. Сравнительная характеристика психики животных и человека.

Генетическое родство и качественные различия психики чел - ка и жив. Келеру удалось показать, что человекообразные обезьяны обнаруживают интеллектуальное поведение того типа и рода, которое является специфическим отличием человека, а именно: что высшие обезьяны способны к изобретению и употреблению орудий. По Кёлеру, отсутствие языка и ограниченность представлений - причины тому, что шимпанзе не свойственны задатки культурного развития. У шимпанзе очень ограничены рамки прошлого и будущего, оно живёт в наличной ситуации. По причине этого шимпанзе не заготавливают орудия, что тоже является барьером для культурного развития. Речь шимпанзе - это звуки, выражающие их эмоциональное состояние, имеющие субъективное значение и никогда не обозначающие ничего объективного, не употребляющиеся в качестве знака. Т. о. речь не является человекоподобной. Любое рефлекторное движение у обезьян можно закрепить с 1 - 2 сочетаний. “Изобретение” средств: видит корм, старые движения не действуют, тогда обезьяна начинает выдумывать что - то своё, и каждый раз надо выдумать что - то новое.

Согласно исследованиям А.Н.Леонтьева, первое отличие всякой деятельности животных от деятельности человека состоит в том, что она является деятельностью инстинктивно – биологической. Деятельность животного может осуществляться лишь по отношению к предмету жизненной, биологической потребности или по отношению к воздействующим свойствам, вещам и их соотношениям, которые для животного приобретают смысл в связи с удовлетворением определенной биологической потребности.

Второе отличие состоит в том, что возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются принципиально ограниченными. В силу того, что животное вступает во взаимодействие с многообразными, воздействующими на него предметами среды, перенося на них свои биологические отношения, они отражаются им лишь теми своими сторонами и свойствами, которые связаны с осуществлением этих отношений.

Третье отличие заключается в том, что в противоположность человеку у животных не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности. Для животного всякий предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его инстинктивной потребности, и само отношение к нему животного никогда не существует для него как таковое, само по себе, в отделенности от предмета. Когда человек вступает в то или иное отношение к вещи, то он отличает, с одной стороны, объективный предмет своего отношения, а с другой – само свое отношение к нему. Такого именно разделения и не существует у животного.

Четвертое отличие заключается в «речи» животных. Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют собой особенность их «речи». Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков голоса. В данном случае сходство с речевым общением человека только внешнее. Внутренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как звук, устойчиво связанный с определенным явлением, но именно на отраженную в речи реальность.

Итак, общение животных и по своему содержанию, и по характеру осуществляющих его конкретных процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности. Пример, биологическая ограниченность интеллектуального поведения обезьянпроявляется в том, что она всецело определяется образом жизни и чисто биологическими закономерностями.

  1. Стадии онтогенеза животных, их краткая характеристика.

Стадии развития – пренатальный, постнатальный и ювенильный(игровой).

Онтогенез - это период от оплодотворения яйцеклетки, который продолжается развитием зародыша, взрослением организма, затем зрелостью взрослой особи, ее старением и смертью.

Различают два типа онтогенеза — онтогенез у беспозвоночных и онтогенез у позвоночных. У позвоночных животных (включая чело­века) различают три периода раннего онтогенеза — пренатальный, постнатальный и ювенильный (игровой). А у беспозвоночных — нет третьего, игрового, периода. Это указывает на существенные разли­чия между этими группами животных. Но главное, наличие игрового периода свидетельствует о доминировании наследственных (генети­ческих) форм поведения у беспозвоночных и индивидуально приоб­ретенного опыта у позвоночных. Игровой период привносит приоб­ретенные навыки, сложные индивидуальные формы поведения. Поэтому позвоночные лучше адаптируются к окружающей среде. Они успевают перестроить врожденные генетические программы к условиям окружающей среды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.