Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучения языка человека и языка животных






 

Основные понятия: язык животных, язык человека, звуковая речь, категории языка, языки – посредники, свойства языка – посредника, амслен, йеркиш.

 

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Особенности естественных языков высокоорганизованных животных.

2. Обучение человекообразных обезьян языкам посредникам.

3. Обучение языкам – посредникам других животных.

 

 

Список литературы

Основная литература

 

1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 2003.

2. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. - М., 2004.

3.Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. – М., 2001.

Дополнительная литература

 

1. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981.

2. Резникова Ж.И. Интеллект и язык: Животные и человек в зеркале экспериментов. – М., 2000.

3. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. – М., 1983.

 

 

Практические задания

 

1. Познакомьтесь с экспериментальными исследованиями по обучению обезьян языкам-посредникам (Л.И. Уланова, А.и Б. Гарднер, Ф. Паттерсон, С. Сэведж-Рамбо, Д. Примэк). Зафиксируйте основные выводы, сделанные исследователями.

2. Дайте сравнительную характеристику языкам - посредникам, выделите их основные отличия.

3. Опираясь на критерии Ч. Хоккета (1958 г.) выделите свойства языка человека доступные животным при овладении языками – посредниками, в чем они находят свое проявление.

4. Какие веские доказательства того, что шимпанзе могут усваивать общие принципы построения фраз и делать это самостоятельно, а не просто подражать экспериментатору, были получены Сью Сэведж – Рамбо (1993 г.)?

5. Подготовьте сообщение об особенностях обучения языкам – посредникам дельфинов и попугаев. В сообщении необходимо рассмотреть следующие вопросы: основные эксперименты, их специфику, трудности с которыми сталкиваются исследователи, практическую значимость данных работ.

 

 

Проверочные тестовые задания

 

1. Аллен и Беатрис Гарднер доказали наличие способности у шимпанзе:

а) осуществлять совместные действия

б) читать мысли экспериментаторов

в) общаться с помощью языка – жестов

г) достигать приманки, с помощью сооружения пирамиды

 

2. Какие из перечисленных языков являются языками – посредниками:

а) браль

б) амслен

в) йеркиш

г) лексикограммы

 

3. Кто из перечисленных ниже исследователей, после вызвавших ряд возражений экспериментов А. и Б. Гарднер, провел собственное исследование и доказал наличие способности антропоидов к усвоению языка:

а) Г. Террес

б) Д. Рамбо

в) С. Сэведж – Рамбо

г) Л.А. Фирсов

 

4. Усвоение языков – посредников у животных базируется на:

а) восприятии

б) желании, интересе

в) когнитивных процессах

г) боязни наказания

 

5. Какие из перечисленных видов животных способны к усвоению языков - посредников:

а) человекообразные обезьяны

б) дельфины

в) собаки

г) попугаи

 

 

Вопросы к зачету

 

1. Предмет и задачи зоопсихологии м сравнительной психологии.

2. Методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии.

3. Движение, поведение, психическое отражение, их характеристики и взаимосвязь.

4. Основные проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии в историческом аспекте.

5. Проблема возникновения психики.

6. Основные этапы развития психики животных в эволюции.

7. Общая характеристика низшего уровня стадии элементарной сенсорной психики.

8. Высший уровень стадии элементарной сенсорной психики.

9. Низший уровень стадии перцептивной психики.

10. Общение и групповое поведение высших беспозвоночных.

11. Общая характеристика высшего уровня стадии перцептивной психики.

12. Особенности научения высших животных.

13. Групповое поведение и общение у высших позвоночных.

14. Элементарная рассудочная деятельность животных и методы его изучения.

15. Манипуляционная активность и ее познавательная функция.

16. Орудийная деятельность животных и ее отличие от орудийной деятельности человека.

17. Особенности онтогенеза беспозвоночных и позвоночных.

18. Периодизация онтогенетического развития поведения и психики у высших позвоночных,

19. Общая характеристика развития поведения и психики в пренатальном периоде. Возможности научения зародышей.

20. Общая характеристика развития поведения и психики в раннем постнатальном периоде. Особенности онтогенеза зрело- и незрело рождающихся животных.

21. Инстинктивное движение, врожденное узнавание и ранний опыт.

22. Общая характеристика развития поведения и психики в ювенильном периоде.

23. Основные концепции игры животных.

24. Представление об игре животных как о развивающей деятельности.

25. Игра и исследовательское поведение в онтогенезе высших позвоночных.

26. Врожденное и приобретаемое поведение животных.

27. Инстинктнвное поведение и методы его изучения.

28. Научение и методы его изучения,

29. Виды научения.

30. Неассоциативное и ассоциативное научение.

31. Запечатление как особый вид научения.

32. Латентное научение как особый вид научения.

33. Облигатное и факультативное научение.

34. Подражание и имитационное научение.

35. Развитие научных представлений об инстинктивном поведении и научении в истории зоопсихологии. Пластичность инстинктивного поведения (Концепция В.А.Вагнера).

36. Проблема мотивации поведения животных.

37. Групповое поведение обезьян и проблема зарождения общественных отношений.

38. Биологические предпосылки зарождения человеческой речи.

39. Эксперименты по обучению обезьян коммуникации с помощью искусственных средств.

40. Различие в использовании орудий антропоидами и человеком.

42. Поведение и психика человека и животных - генетическое родство и качественные различия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.