Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Низший уровень перцептивной психики






Членистоногие и головоногие моллюски способны воспринимать объекты, взаимодействовать с ними, учитывая целостную ситуацию, замечают появление новых объектов, различают формы (один из важнейших критериев для определения ПП). Эта способность определяется в эксперименте (дифферентировочная дрессировка). Территориальные виды членистоногих и головоногих хорошо знают свою территорию и замечают перемены, при этом первых план выходит ориентироваочная деятельность.

 

Взаимосвязь со средой у членистоногих сложная и разнообразная. Она обеспечена сложной НС: нервная цепочка (сближение нервных узлов, у головы — три нервных ганглия — " головной мозг" — с крупными зрительными долями). Глаза очень сложно устроены, и животные могут различать форму, цвет, величину объекта (пчелы воспринимают поляризованный свет), но некоторые цвета путают. Есть специализированные органы химического чувства: полые волоски (на усиках и щупальцах — особенно), расположенные по всему телу. Органы слуха у некоторых насекомых, (особенно хорошо реагирут и издают звуки сверчки, кузнечики и цикады). Тактильные чувства развиты у насекомых, ведущих ночной обрах жизни или живущих под землей. Наиболее сложные взаимосвязи отмечены у общественных насекомых; у них наблюдаются взаимопомощь, взаимное кормление, сложение усилий во время охоты, разделение функций (муравьи и пчелы). У муравьев функциональные группы различаются по морфологии и особенностям психики (например, активные и пассивные муравьи). Аллело-мимитическое поведение — стимуляция видотипичных действий — впервые появляется у муравьев (при переносе пищи). Коммуникация бывает визуальной, химической и тактильной. Танцы пчел: через движения на поверхности сот пчелы сообщают о том, насколько далеко богатое пищей место. У муравьев — химическая коммуникация (мечение территорий) и антеннальный код (муравьи при встрече друг с другом, часто соприкасаясь усиками, обмениваются информацией о том, где добыть пищу). Все это — врожденное инстинктивное поведение, но это большой шаг в развитии психики. Насекомые могут учиться новому. Помнят местоположение корма в течение 2-3 недель. Научение у насекомых только облигатное (обязательное).

 

Головоногие ведут оседлый образ жизни, поселяются на определенном участке дна. Многим представителям отряда свойственна конструктивная деятельность, которая является инстинктивной. Осьминоги регулярно исследуют свою территорию с помощью щупалец. Поскольку осьминоги не имеют скелета, они не различают предметы по весу. С помощью сложно устроенных глаз могут различать форму (46 пар фигур), величину и расположение предметов. Головоногие имеют крупный головной мозг из 14 отделов, с хорошо развитыми зрительными долями. Хорошо различают химические стимулы. Особое внимание исследователей привлекает пластичность поведения осьминогов, особенно в лабораторных условиях. Пластичность проявляется, например, в том, что если поблизости нет пригодного естественного материала для постройки дома, животные используют антропогенно произошедшие предметы (шины, бутылки и т. д.). Осьминоги могут приручаться. В природе узнают аквалангистов и ныряльщиков, которые их подкармливают; от остальных — прячутся или пытаются поймать и удерживать под водой, пока человек не задохнется. В одном из экспериментов осьминог разжимал пальцы человека, если в зажатой руке была пища, вместо того чтобы утопить и съесть эту пищу вместе с рукой. Обход преграды: если перед голодным осьминогом положить краба и прикрыть пластинкой под током, то осьминог бьется 1-2 (max) раза и обползает пластинку. Эксперимент в естественных условиях: осьминогу на нитке опускали пищу, и животное вылезало из воды, чтобы покушать. Затем в половине случаев опускали белый квадрат, и если осьминог вылезал, он получал удар током. Понадобилось 12 проб, чтобы осьминог научился не вылезать к пище с квадратом. Животное помнило этот опыт несколько недель или больше. Возрастные различия: в отличие от позвоночных, у осьминогов взрослые особи учатся быстрее, чем молодые. Если предъявить добычу в стеклянной трубке, то взрослый осьминог пытается взять добычу в течение часа, а молодой — от 6 до 8 часов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.