Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участки







Рис. 17 (по Ричу)


Рассмотрим теперь дополнительный экс­перимент, выполненный Ричем. Этот экспери­мент был направлен на дальнейшее изучение широты приобретаемой пространственной кар­ты. Здесь крысы опять бежали через площадку, но на этот раз к коридорам, расположенным в виде буквы Т (рис. 15). 25 животных в течение 7 дней (по 20 проб ежедневно) тренирова­лись находить пищу в пункте F1; и 25 — в пункте F2. Буквой L на диаграмме обозначен свет. На 8-й день пусковая камера и круглая площадка поворачивались на 180° так, что теперь они оказывались в положении, изо­браженном на рис. 16. Пунктирные линии от­ражают старое расположение. Также была до­бавлена серия радиальных участков. Что же оказалось? Снова крысы бежали через пло­щадку в центральный коридор. Однако, когда они находили себя запертыми, они возвра­щались обратно на площадку и на этот раз в течение нескольких секунд делали по несколь­ку шагов практически во все участки. Нако­нец через 7 мин 42 из 50 крыс выбирали один из участков и пробегали его весь. Участки, выбираемые животными, показаны на рис. 17. 19 из этих животных получали раньше пищу в пункте F1, 23 — в пункте F2.

На этот раз крысы выбирали не те участ­ки, которые располагались около места, где находилась пища, но скорее устремлялись к участкам, которые располагались перпенди­кулярно к соответствующим сторонам поме­щения. Когда животные стартовали от проти­воположной стороны, пространственные карты этих крыс оказывались полностью не­адекватными точному положению цели, но они были адекватны как раз по отношению к правильной стороне помещения. Карты этих


 

животных не были узкими и ограниченными.

Это были эксперименты с латентные на­учением, эксперименты на викарные пробы, эксперименты на поиск стимула, экспери­менты с гипотезами и последние — экспери­менты на ориентацию в пространстве.

Теперь, наконец, я подошел к очень важ­ной и существенной проблеме: каковы усло­вия, способствующие возникновению узких карт, ограниченных отдельными участками пути, и каковы условия, которые приводят к образованию широких карт — и не только у крыс, но и у человека?

Имеются важные доказательства, разбро­санные по литературе, касающиеся этого воп­роса в отношении как крыс, так и человека. Некоторые из этих доказательств были полу­чены в Беркли, а некоторые — в других мес­тах. Не представляя их в деталях, могу кратко подытожить, сказав, что образование узких карт, ограниченных определенным участком, в отличие от широких, по-видимому, связа­но со следующими причинами: 1) поврежде­ние мозга; 2) неудачное расположение раз­дражителей, предъявляемых из внешней среды; 3) слишком большое количество по­вторений первоначально выученного пути;

4) наличие избыточной мотивации или ус­ловий, вызывающих слишком сильную фру-страцию*.

На четвертом пункте я хочу кратко оста­новиться в заключение. Ибо именно он будет предметом моего спора о некоторых по край­ней мере так называемых " психологических механизмах", которые открыли клинические

* Дальнейший текст приводится с небольшими со­кращениями (прим. ред.).


Когнитивные карты у крыс и у человека 181


психологи и другие исследователи личности в качестве причин, лежащих в основе многих индивидуальных и социальных отклонений, которые можно интерпретировать как резуль­тат узости наших когнитивных карт, обусловленный избыточной мотивацией или слишком сильной фрустрацией.

Мое доказательство будет кратким, ибо я сам не являюсь ни клиническим, ни соци­альным психологом. То, что я намереваюсь сказать, следует рассматривать поэтому как логическое рассуждение психолога, являюще­гося, в сущности, психологом, исследующим поведение крыс,

С помощью примеров рассмотрим три вида динамики: " регресс", " фиксацию" и " пере­мещение агрессии на другие группы". Они есть выражение когнитивных карт, отличающих­ся своей узостью и являющихся результатом слишком сильной мотивации или слишком сильной фрустрации.

а) Регресс. Этот термин используется для обозначения тех случаев, когда индивид пе­ред лицом слишком трудной проблемы воз­вращается к более ранним детским формам поведения. Например, иллюстрацией регрес­са может служить следующий пример. Жен­щина средних лет, после того как лишилась мужа, регрессировала (к большому горю сво­их подрастающих дочерей). Это выразилось в том, что она стала одеваться несоответствен­но своему возрасту, увлекаться поклонника­ми и затем, наконец, вести себя как ребе­нок, который требует постоянного внимания и заботы. Такой случай не слишком отличает­ся от многих, которые можно наблюдать в наших госпиталях для душевнобольных или даже иногда у нас самих. Во всех таких при­мерах моя мысль сводится к тому, что 1) та­кой регресс является результатом слишком сильной эмоциональной ситуации и 2) что он состоит в возврате к слишком узкой кар­те, которая сама обусловлена сильной фруст­рацией или избыточной мотивацией в ран­нем детстве. Женщина, о которой мы упоминали, пережила сильное эмоциональ­ное потрясение, вызванное смертью мужа, и регрессировала к слишком узким картам юно­сти и детства: первоначально они были чрез­вычайно выразительны вследствие стрессовых впечатлений, пережитых ею в период, когда она находилась в процессе развития.

б) Фиксация. Регрессия и фиксация обыч­но идут рука об руку. Ибо, формулируя иначе факт чрезмерной устойчивости ранних карт, следует сказать, что они зафиксировались. Это


 

проявлялось уже у крыс. Если крысы избы­точно мотивированы при своем пер­воначальном обучении, им очень трудно пе­реучиться, когда первоначальный путь больше не оказывался правильным. Если же после того, как они переучились, им дать удар элек­трическим током, то они, подобно этой бед­ной женщине, будут проявлять тенденцию вновь вернуться к выбору более раннего пути.

в) " Перемещение агрессии на другие груп­пы ". Приверженность к собственной группе — тенденция, свойственная приматам. Мы на­ходим ее у шимпанзе и других обезьян, а так­же у человека. Мы также являемся примата­ми, действующими в условиях группового существования. Каждый индивид в такой груп­пе имеет тенденцию идентифицировать себя со всей группой в том смысле, что цели груп­пы становятся его целями, жизнь и смерть группы — его жизнью и смертью. Более того, каждый индивид вскоре усваивает, что, на­ходясь в состоянии фрустрации, он не дол­жен выносить свою агрессию на членов сво­ей группы. Он научается перемещать свою агрессию на другие группы. Такое перемеще­ние агрессии есть не что иное, как сужение, ограничение когнитивной карты. Индивид становится больше неспособным верно лока­лизовать причину своего раздражения. Физи­ки, у которых особый дар критиковать гума­нитарные науки, или мы, психологи, которые критикуют все другие отделения, или универ­ситет как целое, который критикует систему среднего школьного образования, а после­дняя, в свою очередь, критикует университет — все мы, по крайней мере отчасти, занима­емся не чем иным, как иррациональным пере­мещением своей агрессии на другую группу.

Я не хочу делать вывод о том, что не су­ществует некоторых случаев подлинной ин­терференции целей разных групп и, следова­тельно, что агрессия членов одной группы против членов другой группы является толь­ко перемещенной агрессией. Но я убежден, что часто и по большей части она является именно таковой.

Что мы можем сделать с этим? Мой ответ состоит в том, чтобы проповедовать снова силы разума, т. е. широкие когнитивные кар­ты. Учителя могут сделать детей разумными (т. е. образовать у них широкие карты), если при этом они позаботятся о том, чтобы ни один ребенок не был бы избыточно мотиви­рован или слишком раздражен. Только тогда дети смогут научиться смотреть вокруг, на­учиться видеть, что часто существуют обход-


ные и более осторожные пути к нашим це­лям, научатся понимать, что все люди вза­имно связаны друг с другом.

Давайте постараемся не становиться сверхэмоциональными, не быть избыточно мотивированными в такой степени, чтобы у нас могли бы сложиться только узкие карты. Каждый из нас должен ставить себя в доста­точно комфортные условия, чтобы быть в со­стоянии развивать широкие карты, быть спо­собным научиться жить в соответствии с принципом реальности, а не в соответствии со слишком узким и непосредственным прин­ципом удовольствия.

Мы должны подвергать себя и своих детей (подобно тому как это делает экспериментатор со своими крысами) влиянию оптимальных условий при умеренной мотивации, оберегать от фрустрации, когда " бросаем" их и самих себя в тот огромный лабиринт, который есть наш человеческий мир. Я не могу предсказывать, будем ли мы способны сделать это или будет ли нам представлена возможность делать именно так; но я могу сказать, что лишь в той мере, в какой мы справимся с этими требованиями к организации жизни людей, мы научим их адек­ватно ориентироваться в ситуациях жизненных задач.


Карен Прайор НЕ РЫЧИТЕ НА СОБАКУ! *

Эта книга о том, как обучать кого угодно:

человека или животное, старого или молодо­го, самого себя или других — и чему угодно. Как добиться, чтобы кот спрыгнул с кухонно­го стола, а бабушка перестала ворчать; как управлять поведением домашних животных, детей, начальства и друзей; как улучшить свои достижения в теннисе, гольфе, мате­матике, развить память? Все это можно до­стичь, используя принципы обучения с под­креплением.

Эти принципы являются такими же непре­ложными законами природы, как законы фи­зики. Они лежат в основе всех ситуаций обуче­ния, точно так же, как падение яблока основано на законах гравитации. При попытке изменить чье-либо поведение, будь то собственное или чужое, мы используем эти законы, независи­мо от того, знаем мы их или нет.

Чаще всего мы их применяем неправиль­но. Мы запугиваем, спорим, принуждаем, лишаем чего-либо. Мы ругаем окружающих, когда дела идут плохо, и забываем похвалить, когда все хорошо. Мы грубы и нетерпеливы с детьми, друг с другом, даже сами с собой, и потом сожалеем об этой грубости. Зная луч­шие способы управления поведением, мы до­стигли бы своей цели быстрее, к тому же без нервотрепки, но мы не представляем, как это сделать. Мы попросту не можем привести в соответствие те приемы, которыми совре­менные дрессировщики достигают успеха, с законами положительного подкрепления.

Какой бы ни была наша задача — заста­вить ли четырехлетнего малыша вести себя тихо при посторонних, отучить ли щенка грызть дома все что попало, тренировать ли спортивную команду, выучить ли стихотво­рение — она решается быстрее, легче, весе­лее, если вы знаете, как пользоваться поло­жительным подкреплением. <...>

Обучение с подкреплением — это вовсе не система наград и наказаний; современные тренеры даже не используют этих терминов.

* Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М.: Селена+, 1995. С. 11—95 (с сокр.).


 

Награды и наказания приходят обычно после того, как действие совершено, часто спустя длительное время, как, например, в уголов­ном суде. Они могут повлиять, а могут и не повлиять на будущее поведение, но они, бе­зусловно, не могут воздействовать на уже со­вершенное действие. Подкрепление — будь то " положительное", то, к чему надо стремить­ся, например, улыбка или ласка, или " отрицательное" — то, чего надо избегать, подобно рывку поводка или нахмуренным бровям — происходит именно во время пове­дения, на которое надо воздействовать. Под­крепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент.

Впервые я услышала об обучении с поло­жительным подкреплением на Гавайях, куда в 1963 году я была приглашена старшим тре­нером дельфинария " Жизнь моря". Раньше я дрессировала собак и лошадей, пользуясь тра­диционными методами, но дельфины — дру­гое дело; на животное, которое просто уплы­вает от тебя, не воздействуешь поводком, уздечкой или даже кулаком. Положительное подкрепление — в основном ведро с рыбой — единственное, чем мы располагаем. Психологи в общих чертах познакомили меня с принци­пами обучения с подкреплением. Искусство применения этих принципов я постигла при работе с дельфинами. Имея биологическое образование и всю жизнь интересуясь пове­дением животных, я оказалась очарованной не столько дельфинами, сколько моим с ними взаимным общением во время дрессировки. То, чему я обучилась, работая с дельфина­ми, я стала применять и в дрессировке дру­гих животных. И я начала замечать, как эта система входит в мою повседневную жизнь. Например, я перестала кричать на своих де­тей, потому что заметила, что крик не помо­гает. Подмечать поведение, которое мне нуж­но, и сразу подкреплять его — это гораздо более действенно, да к тому же еще и сохра­няет мирные отношения в семье.

Тот опыт, который я извлекла из дресси­ровки дельфинов, имеет солидное теоретичес­кое обоснование. В этой книге я постаралась дер­жаться подальше от теоретизирования, так как, насколько мне известно, правила по при­менению этих теорий обычно не описывают­ся наукой и, с моей точки зрения, ученые часто неправильно ими пользуются. Но основ­ные законы уже твердо установлены и долж­ны приниматься во внимание при обучении.

Основа этой теории по разным источни­кам известна как модификация поведения,


184 К. Прайор


теория подкрепления, оперантное обуслов­ливание, бихевиоризм, психология поведения и т.д.; это тот раздел психологии, который принес мировую известность Б.Ф.Скиннеру, профессору Гарвардского университета.

Я не знаю другой современной области науки, которую бы в такой степени поноси­ли, не понимали, переиначивали, неправиль­но истолковывали и неверно использовали. Одно только имя Скиннера приводит в ярость тех, кто является поборником " свободной воли" в качестве характеристики, отделяю­щей человека от животного. Для тех, кто вос­питан в гуманистических традициях, воздей­ствие на поведение человека при помощи своего рода осознанной техники кажется не­поправимо безнравственным, несмотря на тот очевидный факт, что все мы пытаемся вли­ять на поведение друг друга любыми попав­шимися под руку средствами.

Пока гуманисты нападали на бихевиоризм и самого Скиннера с таким же жаром, с ка­ким когда-то правоверные обрушивались на еретиков, бихевиоризм превратился в громад­ный раздел психологии, которым занимают­ся целые факультеты в университетах, он широко применяется в клинике, бихевиори-сты издают специальные журналы и созыва­ют международные конгрессы, бихевиориз­му обучают на специальных курсах, в нем возникает ряд доктрин и разных течений, ему посвящаются целые горы литературы. Это при­несло определенную пользу обществу.

Некоторые болезни — например, аутизм — оказались более чувствительны к формирова­нию и подкреплению, чем к любым другим воздействиям. Многие врачи успешно разре­шали эмоциональные проблемы своих паци­ентов, используя приемы бихевиоризма. Боль­шая эффективность простого изменения поведения по сравнению со скрупулезным ко­панием в источниках его происхождения — по крайней мере в некоторых обстоятельствах — способствовала возникновению семейной те­рапии, в которой рассматривается поведение каждого члена семьи, а не только того, чье страдание наиболее очевидно.

Обучающие машины и программирован­ные учебники, разработанные на основе Скиннеровской теории, были первыми по­пытками разбить обучение на этапы и поощ­рять обучающегося за правильные ответы. Эти ранние механизмы были неуклюжими, но именно они были предвестниками компью­терного обучения, которое оказалось не только высокоэффективным, благодаря совершен­


ству выбора времени подкрепления компью­тером, но и внесло в процесс обучения весе­лые нотки в связи с забавным характером под­крепления (фейерверки, танцующие роботы). Программы подкрепления, использующие жетоны и талоны, которые можно накопить и обменять на конфеты, сигареты или какие-то льготы, были установлены в психиатричес­ких лечебницах и некоторых других учреждени­ях. Нет недостатка в программах аутотренинга, позволяющих следить за весом и изменением других привычек в нужную сторону, и все они основаны на положительном подкреплении. Интересным применением подкрепления для тренировки физиологических реакций явля­ется биологическая обратная связь. Академи­ческие ученые изучили мельчайшие аспекты обусловливания. Например, одно исследова­ние показывает, что если вы составляете таб­лицу, чтобы следить за своими успехами в выполнении какой-либо саморазвивающей программы, то вы скорее выработаете новые привычки, если будете ежедневно не ставить в клеточке соответствующей графы крестик, а сплошь ее зачеркивать. <...>

Прежде чем двигаться дальше, я должна извиниться перед всеми профессиональными бихевиористами, которые обеспокоены моим лихим использованием терминологии теории подкрепления. Словарь Скиннера имеет не­сколько элегантных определений, таких, как оперантное обучение, которое подчеркивает, что субъект является оператором, а не только пассивным участником, или последователь­ное приближение, предполагающее постепен­ный характер процедуры формирования на­выков. Однако, обучая тренингу, я обнаружила, что люди спотыкаются об эту непривычную терминологию. Чтобы четко изложить предмет, вы должны обучить двум вещам: самой сущности работы и подходя­щему способу ее обсуждения. По мере рас­пространения из университета в университет Скиннеровская терминология подверглась некоторой модификации; то, что одни назы­вают условными стимулами, другие предпо­читают именовать различительными стимула­ми, а третьи употребляют жаргонное выражение " S-дельта". Этот специфический словарь все время разрастается. Поэтому я пожертвовала научной точностью ради такой терминологии, которая, как мне кажется бу­дет понятной. <...>


Не рычите на собаку! 185







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.