Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма клюва играет важную роль






Тогда мы начали подробнее изучать воз­действие формы клюва. Манипулировать с головой было легче, чем с моделью одного только клюва, а потому мы использовали мо­дели голов, но с клювами различной формы. Мы исходили из того, что точная заострен­ная форма клюва большой роли не играет и что важнее окажется удлиненность, а пото­му, кроме модели с клювом нормальной формы, мы изготовили модель с закруглен­ным клювом примерно тех же пропорций, а затем стали варьировать форму этого обобщенного клюва. Мы делали его то длин­нее, то шире, а также длиннее и шире одно­временно, но с сохранением обычных про­порций и, наконец, длиннее и значительно тоньше. Право, не знаю, почему мы изгото­вили эту последнюю модель. Наверное, пол­ноты ради. А может быть, на нас снизошло озарение. Но, как показывают результаты, именно эта последняя модель устроила нам сюрприз, оказавшись намного эффективнее, чем модель стандартной формы. Это было непонятным, но уже по другим причинам, чем прежние головоломки. Ведь до сих пор самыми эффективными были модели, выг­лядевшие наиболее естественно. И вот теперь совершенно неестественный клюв оказался куда более привлекательным, чем клюв ес­тественный.

Однако более внимательный анализ по­казал, что это только видимость. Чтобы по­нять это, нам пришлось еще раз понаблю­дать, как птенец впервые в жизни получает корм. Обычно это происходит, когда роди-


Изучая мир птенца 161



100

62

174

 


Рис. 5. Воздействие клювов разной формы


тели еще греют птенца. Едва птенец высохнет, как он начинает вести себя очень беспокойно. Взрослая птица реагирует на его движение тем, что поднимается с гнезда или издает мяукаю­щий крик. В большинстве случаев птенец отве­чает на это выпрашиванием корма, и родитель отрыгивает корм. Часто чайка кормит птенца даже прежде, чем тот начнет выпрашивать корм. В та­ких случаях птенец выбирается из-под родитель­ского тела, подходит к клюву и клюет его. В этом положении птенец видит родительский клюв сзади, и, как показывает рис. 6, продольно сжа­тый клюв представляется ему очень длинным и тонким. Хотя в последующих кормежках птенец обычно уже не ограничен гнездом и подходит к родителю с любой стороны, так что редко видит клюв сзади, врожденная реакция проявлялась применительно к самой первой ситуации, когда она может быть стимулирована. Изучение результатов, полученных с другими моделями, до­казывает, что форма клюва не определяется его пропорциями или, во всяком случае, определяется не только ими, так как большой клюв нор­мальных пропорций получает гораздо меньше реакций, чем клюв тех же пропорций, но нор­мальной величины.

Модели на рис. 7 служили для проверки, существует ли какой-либо минимум для длинны клюва. Оказалось, что такой минимум существует. Отсюда мы можем сделать следующий вывод: клюв не должен быть короче нормального, но должен быть тонким. То есть,


 

будучи удлиненным, он, кроме того, должен быть длиннее определенного минимума и не толще определенного максимума. Странная смесь относительных и абсолютных свойств!

Рис. 6. Клюв серебристой чайки, каким его видит птенец

Оставалось ответить еще на один вопрос: по­чему птенец целится в определенную часть клю­ва, а именно в его кончик? У нормального клюва это отчасти объясняется наличием красного пят­нышка, так как оно не только стимулирует клев­ки, но и служит ориентиром. Когда же красное пятнышко было передвинуто еще дальше от кон­чика клюва, оно получило гораздо меньше клев-


162 Н. Тинберген


100
84
52

Рис. 7. Воздействие длины клюва

ков, а кончик клюва — относительно больше, как это было и с клевками, стимулированными желтоклювой моделью без красного пятнышка. Это показывает, во-первых, что воздействие красного пятнышка уменьшается пропорцио­нально его расстоянию от кончика клюва, а во-вторых, что кончик клюва сам по себе обеспе­чивает какие-то важные сигнальные стимулы.

Вот тут перед нами открылось широкое поле для догадок. Возможно, птенец реагиру­ет на оба конца удлиненного клюва. Но в та­ком случае почему на один конец больше, чем на другой? Или же, поскольку родители, а потому и наши модели всегда держат кончик клюва опущенным, птенец может реагировать лишь на самую нижнюю часть клюва? И на­конец, кончик клюва — это та его часть, кото­рая обычно находится ближе всего к птенцу. Не может ли " близость" также быть эффек­тивным сигнальным стимулом?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.