Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другие популяции






Шимпанзе, живущие в горах Махале, используют приемы извлечения термитов, по­чта идентичные наблюдаемым в Гомбе. Чле­ны группы В поедают таким образом


 

Macrotennes, а группы K—Pseudacanthotermes (Uehara, 1982). В бассейне реки Касакати шим­панзе, по-видимому, тоже пользуются сход­ными приемами: два шимпанзе однажды убе­жали от гнезда термитов, оставив после себя палочку для " ужения" (Suzuki, 1966). Тот же метод, по-видимому, применяла и группа шимпанзе в районе горы Ассерик в Сенегале (McGrew, Tutin, Baldwin, 1979). Кроме того, группа живших в неволе шимпанзе, возвра­щением которых в естественную среду обита­ния занималась Бруэр, без обучения'или по­каза демонстрировала весьма сходную технику. Ранние годы жизни этих особей прошли в природе (в Гвинее); одна самка росла на воле примерно до трех лет и, вероятно, воспроиз­водила форму поведения, характерную для своей социальной группы (Brewer, 1978).

Шимпанзе в трех из четырех заселенных ими мест в районе Мбини, известном ранее как Рио-Муни (Jones, Sabater Pi, 1969), и в одном районе западного Камеруна (Struhsaker, Hunkeler, 1971) тоже пользуются орудиями при поедании Macrotennes, но как тип ору­дий, так и приемы здесь сильно отличаются. Хотя действий шимпанзе непосредственно не наблюдали, орудия, разбросанные вокруг тер­митника, а иногда и торчавшие из него, ока­зывались не веточками, а палками. По-види­мому, шимпанзе использовали их, чтобы пробить отверстие и проникнуть в гнездо. Получив доступ к термитам, шимпанзе, ве­роятно, кормились ими, уже не употребляя орудий. (В четвертом месте обитания в Мбини шимпанзе если и поедали термитов, то вооб­ще без использования орудий: несмотря на интенсивные поиски, они не были обнару­жены (Jones, Sabater Pi, " 1969).

В Боссу (Гвинея) отмечен еще один спо­соб извлечения термитов неидентифициро­ванного вида. Дважды самцы шимпанзе отла­мывали и очищали небольшие палочки, а затем засовывали их в гнезда, которые тер­миты устраивали в небольших полостях в ство­лах деревьев на месте отпавших сухих веток. Самцы в течение нескольких секунд с силой тыкали палкой в отверстие, а затем вынима­ли ее с небольшим количеством прилипших к концу термитов (обычно раздавленных). Оба трудились таким образом около 30 минут, но улов был невелик; видимо, этот метод весь­ма неэффективен.

Шимпанзе Боссу используют примерно такой же способ для сбора смолы в отверстиях деревьев Caurapa procora. Для этой цели спо­соб оказывается вполне подходящим: смола


Дж. Гудом


клейкая и хорошо прилипает к концу засуну­той палки.

Шимпанзе групп К и М (о группе В сведе­ний пока нет) в горах Махале используют орудия для ловли некоторых видов древесных муравьев, в особенности Camponotus (Nishida, 1973; Nishida, Hiraiwa, 1982). Орудия варьи­руют по размеру в соответствии с шириной входного отверстия гнезда. Иногда использу­ется небольшая боковая ветка, которую и суют прямо в гнездо. В других случаях, когда отвер­стие слишком мало, изготовляются орудия вроде тех, которыми шимпанзе пользуются для извлечения термитов. Если муравьи не цепляются за орудие, шимпанзе начинают энергично ворошить им внутри гнезда, после чего муравьи обычно вылезают наружу. (Если этого не происходит, шимпанзе может оста­вить ветку, на которой он сидел, и ударить по стволу ногой, встряхнув тем самым гнез­до.) Муравьев, ползущих по веткам, обезья­на подбирает губами, языком или тыльной стороной кисти, как при поедании термитов. Однажды, когда вокруг входного отверстия кишело множество муравьев, самка взяла большую горсть листьев, вытерла им муравьи­ную массу и съела. Палки используются так­же в качестве зондов для исследования толь­ко что обнаруженных отверстий (Nishida, Hiraiwa, 1982).

Шимпанзе из группы К иногда демонст­рировали приемы типа " уженья" при поеда­нии меда пчел двух видов (Nishida, Hiraiwa, 1982); шимпанзе Камеруна, как однажды было отмечено, засовывали палки в гнездо земля­ных пчел и ели мед (Meriield, Miller, 1956).

В Боссу наблюдалось поразительное упот­ребление веток. На протяжении немногим более двух недель шимпанзе ежедневно посе­щали дерево со спелыми фигами, на которое из-за его толстого гладкого ствола они не могли взобраться. Тогда они залезали как мож­но выше на другое дерево, верхние ветви ко­торого почти касались нижних фигового де­рева. С этой высоты они пытались — вначале безуспешно — перебраться на фиговое дере­во. Разные самцы один за другим отламывали ветки, очищали их от листьев и сучьев и, дер­жа за один конец, старались притянуть к себе ближайшую ветку фигового дерева и схватить ее. В некоторых случаях на орудии оставались одна или две боковых ветки, служившие как бы крючьями. Шимпанзе стояли вы­прямившись и иногда ударяли по верхней вет­ке, а иногда, притянув ее вниз своим длин­ным крючковатым орудием, дотягивались до


 

нее свободной рукой. В промежутках между| попытками использовать палки они прыгали и раскачивались на тех ветках, где стояли, пытаясь набрать достаточную амплитуду, что­бы можно было перемахнуть на фиговое де­рево. Один самец упорствовал в своих попыт­ках не больше не меньше как 51 минуту, прежде чем добился цели, — в этот момент остальные стали громко ухать, а он устроил демонстрацию на фиговом дереве (как бы от1 возбуждения). Дни шли, и обезьянам стано­вилось все труднее добывать фиги; постепен­но все подходящие ветки на доступном для шимпанзе дереве были обломаны; то же са­мое произошло и со многими нижними вет­ками фигового дерева. Но ни разу не было за­мечено, чтобы шимпанзе принес с собой палку, взобрался на удобное дерево и ис­пользовал ее в качестве орудия (Sugiyama, Koman, 1979).

Губкой из листьев для питья воды поль­зовались шимпанзе в Гамбии. И здесь эта фор­ма поведения возникает спонтанно, без на­учения (Brewer, 1978). В Боссу видели, как один шимпанзе окунул в воду непережеванный и несмятый лист, а затем слизнул с него капли. В лесу Будонго в Уганде шимпанзе опустил руку в сосуд с водой и потом стал облизывать паль­цы. (Этот тип поведения, наблюдавшийся так­же и в Гомбе, вовсе не означает, что шимпанзе Будонго не пользуются губками.)

В Западной Африке в местах обитания шим­панзе, находящихся в Либерии (Beatty, 1951), Кот-д'Ивуаре (Savage, Wyman, 1843—1844;

Struhsaker, Hunkeler, 1971; Rahm, 1971; Boesch, Boesch, 1981) и Гвинее (Sugiyama, Koman, 1979), наблюдались случаи использования " ме­тода молота и наковальни" для раскалывания семян масличной пальмы и других небольших предметов с твердой скорлупой. Систематичен-:

кое исследование, проводимое в лесу Таи (Кот-:

д'Ивуар) теперь уже в течение почти 6 лет (Boesch, Boesch), показывает, что во время глав-| ного сезона созревания орехов шимпанзе рас-] калывают их по меньшей мере столь же часто, как восточные шимпанзе выуживают термита» или муравьев; они раскалывают орехи пяти ви­дов, но чаще всего Сам/а edulis и Panda oleosa. Для того чтобы разбить орех, шимпанзе нужд твердая поверхность, такая как камень или ко­рень дерева, в качестве наковальни и камень или мощная палка вместо молотка. Орехи Cauls раскалывают не только на земле, но и на дере­вьях, а это означает, что шимпанзе, взбираж» наверх, должен прихватить с собой " молоток". Panda — более твердый орех, и его можно раз-


Манипулирование предметами 115


бить только камнем; чтобы расколоть его, со­хранив содержимое, нужно расположить орех надлежащим образом на " наковальне" и на­нести точный удар. В дождевых тропических ле­сах камни встречаются редко, и иногда их при­ходится приносить с расстояния в сотни метров. Эти наблюдения относятся к самым удивитель­ным примерам " технологических достижений" шимпанзе, известных до сих пор. Сходную тех­нику молота и наковальни использовали шим­панзе Боссу, разбивавшие плоды масличной пальмы и извлекавшие из них ядра. В этом рай­оне обезьянам тоже надо было принести камни туда, где они разбивали орехи (Sugiyama, Koman, 1979).

ЗАБОТА О ТЕЛЕ

Шимпанзе весьма чистоплотны, и если они чем-то испачкаются (калом, мочой, гря­зью и т. п.), то часто используют листья, что­бы обтереться. Они также прикладывают их, как салфетки, к кровоточащей ране, а иног­да и вытирают ими шерсть во время или пос­ле сильного ливня. <... >

Шимпанзе Гомбе, казалось, испытывали почти инстинктивный ужас перед угрозой испачкаться экскрементами и лишь в редчай­ших случаях дотрагивались до них (собствен­ных или чужих) голыми руками. <...>

Келер (КбЫег, 1925) также отмечал по­добную чистоплотность и сделал следующее интересное наблюдение. Как едва ли не все живущие в неволе шимпанзе, животные в его колонии практиковали копрофагию и в этих ситуациях, не колеблясь, брали экскременты голыми руками. Но стоило какому-нибудь животному испачкаться случайно, например " ступить ногой в экскременты, и ходить нор­мально оно уже, как правило, не могло... Оно хромало до тех пор, пока не представлялась возможность очиститься" (тряпьем, соломой, куском бумаги и т. п.). <...>

Если шимпанзе случится забрызгаться мочой (по милости сидящего наверху ком­паньона, например), он может тоже обтереть себя листьями, но делает это не столь исступ­ленно; иногда жертва просто посмотрит на­верх и отодвинется в сторону, чтобы остаток душа пролился мимо.

Как мы упоминали, шимпанзе иногда ис­пользует листья, чтобы вытереть с себя лип­кий сок плодов. Поедание незрелых плодов Strychnos вызывает обильное слюноотделение;

именно с этим были связаны 11 из 15 случаев обтирания при кормежке, отмеченных за ше­


стилетний период. Интересно, что во всех этих случаях фигурируют члены одной семьи:

Пэшн, Пэкс, Проф и Пан. В более ранние годы, однако, наблюдатели видели, как дру­гие животные тоже вытирали свою шерсть в ситуациях, связанных с едой. Например, Фифи многократно чистила себе грудь и жи­вот, перенеся однажды охапку перезревших бананов.

Шимпанзе часто прикладывают к кро­воточащим ранам листья, а потом облизывают их; эта процедура может повторяться много раз. <...>

В двух случаях шимпанзе обтирали себя листьями после контакта с чужаками. Первый произошел тогда, когда пришлая самка была окружена членами сообщества Касакелы (она стала жертвой одной из самых жестоких атак). Нервно похрюкивая, она подошла к Сатане, протянула руку и, выражая подчинение, кос­нулась его руки. Сатана тотчас же отошел от нее, подобрал несколько листьев и вытер то место, до которого она дотронулась. Второй инцидент произошел в 1968 году, когда сам­ка Пом, в то время еще детеныш, играла, раскачиваясь прямо над головой посетителя (Роберта Хайнда), и из любознательности наступила ногой ему на голову. После этого она понюхала ногу, сорвала несколько лис­тьев и тщательно обтерла ступню.

Иногда/шимпанзе пользуются листьями, чтобы вытереть партнера. За шесть лет мы на­считали 19 таких случаев, причем в них уча­ствовали только члены одной семьи. <...> Мелисса четыре раза вытирала листьями того или другого из своих близнецов после дефе­кации. Однажды она вытерла обоих сразу, хотя запачкался только один из них. В 10 случаях было отмечено, как детеныши прикладывали листья к ранам других членов семьи: Проф шесть раз осторожно обтирал серьезную рану у младшего брата, а Джимбл четыре раза осу­шал кровоточащую рану, полученную его матерью. <...> Последний случай был отме­чен, когда детеныш Пэкс чихнул. Его брат Проф пристально посмотрел на вытекшую у него из носа густую слизь, взял несколько листьев и тщательно вытер ее. <...>

Шимпанзе, живущие в неволе, иногда используют предметы в качестве орудий при уходе друг за другом. Мак-Гру и Тьютин (McGrew, Tutin, 1972) описывают ис­пользование веточек при чистке зубов в группе Мензела. " Дантистка" Белль не только вычи­щала ими зубы у молодого самца, но и про­извела удаление зуба, вытащив шатающийся


116 Дж. Гудол


молочный премоляр за полторы минуты. Шимпанзе этой группы засовывали также различные предметы в собственный рот и удаляли себе зубы; в Гомбе мы наблюдали, как одна самка ковыряла палочкой в зубах, так как там, по-видимому, что-то застряло. Д. Фаутс (Fouts, 1983) описывает, как под­росток Лулис с помощью ивового прутика неоднократно пытался обследовать ранку на стопе молодой самки, но его приемная мать Уошо всякий раз забирала орудие и заботилась о пациентке более традиционным образом, обыскивая ее.

В неволе шимпанзе иногда используют палочки, чтобы почесаться (см., например, КбЫег, 1925, и прелестную фотографию в книге Kummer, 1971). Эта форма поведения лишь однажды наблюдалась в Гомбе, но зато мы видели, как'молодая самка Пом во время очень сильного дождя то и дело тыкала ко­роткой крепкой веточкой в шерсть на своей голове, почти наверняка из-за того, что дож­девая вода щекотала ее, просачиваясь между волос (вероятно, по той же причине у нее на лице появлялись самые невероятные грима­сы).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Мы уже описывали, как шимпанзе при кормежке используют травинки и стебли в качестве зондов, особенно для обследования ходов термитника с помощью обоняния. Кро­ме того, шимпанзе используют веточки и па­лочки для обследования предметов, до кото­рых они не могут дотянуться или боятся потрогать руками. Когда мы положили в рай­оне подкормки мертвого питона, восьмилет­няя Фифи некоторое время пристально смот­рела на него, потом понюхала конец длинного пальмового листа, на котором ле­жала змея, и начала продвигать его к окро­вавленной голове питона, а как только он коснулся ее, отодвинула назад и понюхала. Детеныш Флинт, которому мать не позволя­ла дотрагиваться до новорожденной сестрич­ки, осторожно коснулся младенца палочкой и потом понюхал ее конец. В ранние дни под­кормки бананами я часто прятала фрукты у себя в кармане, чтобы сунуть их какому-ни­будь детенышу, когда взрослые самцы не ви­дят. Однажды Фифи подошла ко мне и попы­талась залезть в карман. Я воспротивилась этому (так как взрослые были неподалеку), и тогда она, взяв длинную травинку, с некото­


рого расстояния сунула ее в мой карман,! потом понюхала кончик своего орудия. Суд по всему, ее подозрения подтвердились, та как она пошла за мной и хныкала до тех пор пока я не смогла вручить ей мое приношение В 1965 году два детеныша, взяв небольши веточки, обследовали область гениталий у дву самок (обыкновенно обезьяны делают эп пальцем, который потом обнюхивают). В 197 году точно так же вел себя еще один дете ныш. Иногда подростки берут палки для об следования водного потока: опускают их воду, крутят ими — и пристально наблюдаю за результатом своих действий.<...>

УСТРАШЕНИЕ

Самец шимпанзе обычно усиливает gboi демонстрацию тем, что тащит за собой вет ки, размахивает ими или швыряет их, пере катывает и бросает камни. Даже если эти дей ствия не адресованы каким-то конкретны особям, они тем не менее служат для того чтобы демонстрирующий казался крупнее 1 опаснее, чем он есть на самом деле. Во врем затянувшегося конфликта из-за доминирова ния Хамфри в двух отдельных случаях швыр нул больше 20 камней в направлении друго го самца (обарааа это был Сатана). В конц концов Сатана был вынужден искать убежн ща на дереве, а Хамфри продолжал носитьс;

и швырять камни внизу. Я описывала, ка Снифф из сообщества Кахамы бросил и меньшей мере 13 камней в овраг, где демонстрировали свою силу самцы из непри выкшего к людям сообщества Каланде, Иног да во время демонстраций шимпанзе сдвига ют с места и перекатывают очень большие камни (один весил около 6 кг); они могу представлять большую опасность для шим панзе (а также людей и всех других животных^ если тем случится быть ниже по склону.

Убедительный пример намеренного ис пользования предметов во время устра шающих демонстраций — описанное ранее употребление Майком пустых 15-литровых ка нистр из-под керосина. Майк научился дер жать перед собой две, а иногда даже три пус тых канистры из-под керосина, громыхая ими во время своих демонстраций. Этот прием ока зал такое устрашающее действие на его CO перников, что через четыре месяца он про вратился из самца низкого ранга среди самцов в бесспорного лидера; физической атаки со стороны Майка не было отмечено ни разу. (Н. van Lawick.) Весьма впечатляю


Манипулирование предметами 117


щим было то спокойствие, с которым он выбирал канистры перед началом спектакля. После того как и нам досталось несколько ударов, мы спрятали канистры, и тогда Майк стал прилагать все усилия, чтобы завладеть чем-нибудь еще из нашего имущества. А ког­да мы полностью обезопасили свои вещи от его набегов, он в течение нескольких меся­цев занимался тем, что особенно часто тас­кал и швырял природные предметы.

Хлестание, размахивание и нанесение побоев

О хлестании (whipping) говорят тогда, когда шимпанзе хватает растущую ветку или деревцо и начинает энергично раскачивать его вверх и вниз, ударяя при этом жертву. Во вре­мя одного затянувшегося иерархического кон­фликта между Майком и Голиафом хлеста-ние было единственной формой агрессивного взаимодействия между соперниками. Наблю­датели видели, как самцы хлестали самок, которые отказывались подставляться для спа­ривания; иногда самцы-соперники хлестали спаривающихся самца и самку. В начале на­ших исследований шимпанзе иногда хлеста­ли и меня, агрессивно реагируя на мое при­сутствие.

Термин размахивание (Hailing) использу­ется тогда, когда шимпанзе берет палку или пальмовую ветвь (иногда даже обламывает их с дерева) и, как правило, стоя на двух ногах, машет своим оружием в сторону противника. Это весьма эффективный способ устрашения:

взрослый павиан-самец может проигнориро­вать угрожающие жесты " безоружного" взрос­лого самца шимпанзе, но скорее всего отсту­пит в случае приближения самки или даже подростка-шимпанзе, размахивающих боль­шой палкой.

Если отломанная палка или пальмовая ветвь используется для избиения противни­ка, мы называем это " нанесением ударов" (clubbing). За 6 лет (с 1977 по 1982) из 188 эпизодов, в которых наблюдалось разма­хивание, 22 % окончились нанесением побоев.

Келер (Kohler, 1925) приводит еще один способ использования палки в качестве ору­жия, который мы не наблюдали в Гомбе. Шимпанзе из его колонии использовали пал­ки или куски проволоки, чтобы наносить ко­лющие удары по ничего не подозревавшим людям, собакам иди курам. Иногда шимпан­зе специально приманивали курицу побли­же, бросая ей кусочек хлеба (еще один при­


 

мер орудийной деятельности!), а когда зло­получная птица попадала в пределы досягае­мости, наносили внезапный удар. Иногда эта операция проводилась совместными усилия­ми: один шимпанзе бросал хлеб, а другой работал палкой.

Метание в цель

Помимо ненаправленного швыряния предметов во время демонстраций шимпан­зе бросают камни или палки по определен­ным целям, таким как свои же сородичи, павианы, люди или представители многих других видов. Направленное метание может осуществляться движением сверху вниз или снизу вверх: более крупные снаряды чаще бросают снизу и иногда обеими руками. Шим­панзе метко целятся, но снаряды часто не долетают до намеченного объекта.

Организация подкормки в Гомбе явно по­влияла на наблюдаемую частоту и эф­фективность (в смысле выбора орудий) ме­тания в цель; по крайней мере это можно сказать о взрослых самцах. <... >

Увеличение числа бросаемых снарядов в период интенсивной подкормки бананами (1966—1969 гг.) отражает как возросшее на­пряжение, связанное со скоплением взрос­лых самцов в месте подкормки, так и кон­куренцию за обладание бананами не только среди самих шимпанзе, но и между шимпанзе и павианами. Когда конкуренция и скучен­ность пошли на убыль, необходимость бро­сать предметы стала реже возникать у самцов (хотя, как мы увидим, некоторые подростки продолжали часто применять этот прием).

Метание камней, как и размахивание пал­кой, — весьма эффективный метод устрашения. Правда, шимпанзе редко используют оружие во время серьезных схваток (наказанием обыч­но служит укус, удар, пинок ногой), но, бес­спорно, бывали случаи, когда использование палок или камней, наводя страх на жертву, препятствовало превращению агрессивных инцидентов в еще более жестокие стычки.

Половозрелые самцы больше бросают предметы, чем размахивают или бьют ими, а половозрелые самки склонны больше разма­хивать, чем бросать. Неполовозрелые самки, по наблюдениям, бросали предметы и нано­сили ими удары с такой же частотой, как и взрослые, а неполовозрелые самцы явно были первыми по части использования оружия.


118 Дж. Гудолл


Ситуации, в которых использовалось " оружие"

<...> За исключением этого года, когда между шимпанзе и павианами отмечалась ожесточенная конкуренция за обладание ба­нанами на станции подкормки, взрослые сам­цы шимпанзе бросали предметы и размахи­вали ими чаще всего в адрес своих сородичей. Половозрелые самки бросали предметы чаще в павианов, но размахивали ими обычно в адрес сородичей. Для неполовозрелых самцов существенных отличий не обнаружено; высо­кая частота бросков по людям в 1968 году от­личала одного подростка — Флинта. За годы наблюдений было зафиксировано очень мало случаев использования предметов в качестве оружия самками. <...> Молодые шимпанзе могут начать размахивать предметами или бросать их во время игры с детенышами па­вианов, когда те начинают убегать, а шим­панзе — им вслед устраивать демонстрации, угрожающе размахивая палками или швыряя камни. Эту форму поведения описывают как агрессивную игру, причем степень агрессии зависит от возраста и пола участвующих в ней шимпанзе, и ее оценивают по реакции их партнеров-павианов.

Взрослые самцы бросают камни в со­перников во время конфликтов из-за до­минирования, а в самок и детенышей — во время других агрессивных инцидентов. Сам­цы-подростки швыряют камни в самок, что­бы усилить свои устрашающие демонстрации. Именно при таких обстоятельствах были брошены 35% из 129 предметов Атласом и Фрейдом — двумя молодыми самцами в воз­расте от 8 до 10 лет, которые стремились запугать более взрослых самок. Способ ока­зался весьма эффективным: в 32 из 44 слу­чаев самки удалялись или демонстрировали подчинение. Иногда молодому самцу было достаточно просто взять камень и начать им размахивать, даже не бросая, чтобы добить­ся подчиненного поведения молодой самки. Старшие по возрасту или по рангу самки, увидев, что молодой самец тянется за кам­нем или держит его в руке, иногда подхо­дили и отбирали оружие. Только три раза (за весь период исследований) мы наблюдали, как самец, увернувшись от камня, пущенно­го в него другим самцом, подбирал снаряд и швырял его обратно.

Некоторые шимпанзе были больше дру­гих склонны бросать камни в людей. <...> В Боссу шимпанзе тоже бросали предметы в


 

людей, наблюдавших за их поведением. Они брали ветки и обычно швыряли их движени­ем, направленным снизу вверх, хотя сами сидели в этот момент на дереве. Взрослые сам­цы хорошо справлялись с задачей и бросали крупные снаряды до 120 см длиной и 3, 2 кг весом, которые иногда попадали в людей. Все эти инциденты " фактически представляли собой серьезные атаки против авторов" (Sugiyama, Koman, 1979).

Подростки иногда бросают предметы или размахивают ими при встрече с ящерицами и другими мелкими созданиями. Фифи и Гремлин обе шли за медленно ползущими змеями примерно на протяжении 10 метров, размахивая при этом ветками и время от вре­мени хлеща ими по рептилиям. Молодые шим­панзе в экспериментах Келера пользовались палками для исследования небольших живот­ных, таких как ящерицы и мыши; если одно из этих созданий делало быстрое движение в сторону к шимпанзе, палка становилась ору­жием и жертва получала сильный удар.

Начиная с 1970 года мы четыре раза виде­ли, как шимпанзе бросают крупные камни во взрослых кустарниковых свиней:

1) я уже описывала, как самец-подросток Атлас разогнал группу свиней, которые от­теснили его с семейством от-полянки с опав­шими плодами;

2) во время охоты взрослый самец Майк швырнул камень величиной с дыню во взрос­лую свинью, защищавшую своего детеныша (Plooij, 1978); снаряд был, вероятно, пущен для того, чтобы заставить жертву побежать (с этой же целью шимпанзе иногда размахи­вали предметами);

3) Хамфри, стоя во весь рост, швырнул камень весом, по нашей оценке, не менее 5 кг во взрослую свинью, которая встретилась на его пути;

4) группа матерей с детенышами встре­тила кабана, который захрюкал и бросился на них. Все самки ринулись на деревья, но восьмилетний Фрейд остался внизу, демон­стрируя свою силу и швыряя в кабана камни и ветки, пока тот (может быть, из-за присут­ствия наблюдателей) не убежал прочь.

Во время одной охоты на павианов шесть участвовавших в ней самцов шимпанзе бро­сили множество камней в павианов-самцов, которые кидались на охотников. <...> Взрос­леющая самка-подросток Гремлин отломила и бросила большой сухой сук в павиана, уг­рожавшего ее матери (которая только что от­няла у этого павиана убитую им добычу). Обе


Манипулирование предметами 119


самки в описанном эпизоде энергично раз­махивали предметами.

Два необычных инцидента, связанных с метанием, произошли с одним и тем же взрослым самцом Хуго. В первом из них он сделал целую серию бросков, используя круп­ные (до 15 см) камни, в направлении мерт­вого Рикса — самца, который упал с дерева и сломал себе шею; ни один из бросков не достиг цели (Teleki, 1973a). Во втором эпизо­де Хуго встал во весь рост, чтобы бросить невероятно большой камень (весивший, по нашей оценке, более 5 кг) в неподвижно ле­жавшего Годи, который стал жертвой агрес­сивной стычки между сообществами. Если бы камень попал в цель, он нанес бы серьезные повреждения.

Кортландт (Kortlandt, 1962, 1963, 1967) и его коллеги (Albrecht, Dunnett, 1971) провели ряд полевых экспериментов с чучелом лео­парда, которое помещали в том месте, куда шимпанзе приходили кормиться плодами па­пайи (в Бенине) или грейпфрутами (в Боссу). Голова леопарда благодаря электрическому устройству могла двигаться из стороны в сто­рону. Многие взрослые шимпанзе устраивали вокруг чучела демонстрации, часто волоча за собой палки, размахивая ими или швыряя их. Нередко по леопарду наносили удары. На ос­новании этих наблюдений Кортландт пред­положил, что шимпанзе могут пользоваться палками как дубинками при встречах с лео­пардами.

В природных условиях отмечено очень мало столкновений шимпанзе с крупными хищни­ками. Имеется четыре сообщения о встречах с леопардами, все они произошли в Танза­нии — две в Гомбе (Goodall, 1968b; Pierce, 1975), одна в бассейне реки Касакати (Izawa, Itani, 1966; Itani, 1970) и одна в Махале (Nishida, 1968). Только в двух случаях были использованы палки, причем для устрашения, а не как дубинки. В Гомбе самка-подросток Хони-Би, сидевшая на дереве, отломила и швырнула ветку в хромого леопарда, когда он проходил под ней. Молодой самец в Маха­ле бросал небольшие ветки и кусочки засох­шей лианы в леопарда, находившегося внизу в кустарнике, но был, казалось, не слишком обеспокоен его присутствием.

Имеются два сообщения о встречах шим­панзе со львами. Одна из них произошла неда­леко от Кигомы в 1950-х годах, и в ней исполь­зовались палки в качестве снарядов. Ее наглядно изобразил мне местный житель, танзаниец Мзее Мбришо. Пять взрослых шимпанзе кри­


чали и бросали ветки вниз, в молодого льва, который убежал при появлении Мбришо и его спутников. Второй эпизод произошел в районе Угалла на юго-западе Танзании. Кано (Капо, 1972) натолкнулся на группу примерно из 15 шимпанзе, возбужденно кричавших. Внезапно из кустарника под ними выскочил лев (кото­рого встревожило появление Кано, так же как и последнего—появление льва!). Было 11 часов утра, но шимпанзе все еще находились на де­ревьях, где ночевали; очевидно, они не осме­ливались спуститься на землю.

ДРУГИЕ СИТУАЦИИ

Если детеныш не сумеет перепрыгнуть вслед за матерью с одного дерева на другое, он продвигается по ветке, насколько возмож­но, а затем останавливается и начинает хны­кать. Иногда вернувшаяся мать обнаружива­ет, что ей не дотянуться до своего отпрыска. Ознакомившись с ситуацией, она залезает на другую ветку так, чтобы достать кончик той ветки, где сидит детеныш, ловко подтягива­ет ее поближе и держит в таком положении, пока детеныш не переправится через этот мост. Строго говоря, это нельзя считать орудийной деятельностью; однако наряду со многими примерами использования предметов во вре­мя игры (см. ниже) такие действия указывают на понимание связей между вещами.

Детеныши, играя в одиночестве, часто используют различные предметы, проявляя высокую степень изобретательности по части утилизации внешних объектов. Веточки с ра­стущими на них плодами, клочки кожи или шерсти от давно убитой добычи, высоко це­нимые лоскутки ткани — все эти трофеи мож­но закинуть за плечи или " спрятать в карма­нах", т. е. зажать между шеей и плечом или между бедром и животом. Камешки и мелкие плоды можно " гонять" ногой по земле, пе­ребрасывать из одной руки в другую или под­кидывать невысоко в воздух, а потом снова хватать рукой.

Иногда большой камень или короткий тол­стый сук шимпанзе использует для того, что­бы пощекотать себя — и эти действия тоже можно считать примером орудийной деятель­ности. К ним особенно склонны самки детс­кого или подросткового возраста: они засо­вывают предметы в особо чувствительные к щекотке места — между плечом и шеей или в пах — и трут ими там. Эта процедура может длиться до 10 минут и часто сопровождается


120 Дж. Гудолл


громким смехом. Иногда инструмент для ще­котания захватывается в гнездо, и игра про­должается там. Две маленькие самки (постар­ше и помладше) щекотали себе палочками гениталии, смеясь при этом. А три детеныша-самца, как мы неоднократно наблюдали, пе­реносили на небольшие расстояния камни или плоды (однажды—даже кусок засохшего по­мета), клали их на землю и терлись о них, делая движения, как при копуляции. Инте­ресно, что все они были членами одного се­мейства (Гоблин, Джимбл и Гетти); научиться друг у друга они не могли, так как в каждом случае эта форма поведения появлялась у од­ного брата спустя много времени после ее исчезновения у другого.

Очень популярной игрушкой служат оре­хи Strychnos. Их можно переносить на неболь­шие расстояния, катить по земле или тереть­ся о них телом. Упомяну один поразительный случай: Фрейд в возрасте семи лет играл так с орехом и не только подбросил его вверх почти на метр, но и опять поймал. Следую­щие пять минут он потратил на то, чтобы по­вторить свое достижение, но безуспешно — орех откатывался, и он трижды поднимал его с земли.

Иногда в начале игры или в самом ее раз­гаре один из детенышей отламывал веточку с листьями или подбирал какой-нибудь другой предмет, например кусок пальмового листа;

зажав его во рту или в руке, он подбегал к одному из партнеров и тотчас отбегал назад. Тот пускался за ним вдогонку, иногда пыта­ясь отнять предмет, — получалось нечто вро­де " перетягивания каната".

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ

В таблице 1 перечисляются примеры ору­дийной деятельности, наблюдаемые в разных местах обитания шимпанзе. Следует подчерк­нуть, что это не полный перечень типов такой деятельности, а лишь сводка тех форм пове­дения, которые приходилось наблюдать. Толь­ко в Гомбе и Махале (группа К) шимпанзе, привыкшие к человеку, изучались в течение достаточно длительного периода, чтобы мож­но было с некоторой уверенностью сказать, что были зарегистрированы все обычные виды действий с орудиями. И все-таки мы имеем уже известное представление о разнообразии предметов, используемых как орудия, и це­лей, для достижения которых они при­меняются. Формы орудийной деятельности варьируют в пределах от малоэффективного


 

протыкания или раздавливания термитов в их древесных гнездах до тщательного выбора, подготовки и умелого введения подходящего предмета внутрь термитника; от обмакивания в воду единственного листа в неизмененном виде до извлечения влаги с помощью " губ­ки" из скомканных листьев; от разбивания плода с твердой скорлупой о неподвижную поверхность без применения орудия до того изощренного поведения, которое демонстри­руют " щелкунчики" из Таи. Предметы могут быть использованы в том виде, как они есть, или модифицированы, чтобы лучше соответ­ствовать своему назначению. Их можно подо­брать в том месте, где они в дальнейшем бу­дут применяться, а можно принести из другого места, нередко издалека, так что шимпанзе, выбирая орудия, не имеет перед глазами конечной цели.

Во всех достаточно долго изучавшихся по­пуляциях были отмечены такие виды пищи, которые, по крайней мере в некоторые меся­цы года, было бы трудно или невозможно добыть без помощи орудий. В Гомбе шимпан­зе до 20% времени, затрачиваемого на кор­межку в ноябре, проводили, выуживая тер­митов, а самки занимались этим в течение всего года. По-видимому, термиты поедаются в большом количестве также в Сенегале и в Мбини (Рио-Муни). В Махале шимпанзе до­бывают древесных муравьев почти ежеднев­но, сеансы длятся в среднем около 30 минут, и за это время удается поймать от 200 до 2000 особей (Nishida, Hiraiwa, 1982), В Таи они разбивают орехи Сом/о с ноября по март; пик приходится на декабрь, когда они занимаются этим чуть ли не весь день. Орехи Panda шим­панзе разбивают с января по октябрь (с пи­ком в феврале — апреле), а орехи Parinari — с июня по октябрь. Таким образом, нет такого месяца, когда они не использовали бы метод " молота и наковальни", а в течение четырех месяцев применяют его весьма интенсивно (Boesch, Boesch, 1983).

Техника выуживания термитов в Гомбе и Сенегале — на противоположных концах аре­ала шимпанзе — по-видимому, сходна, если судить по применяемым орудиям. С другой стороны, приемы, используемые в Мбини, сильно отличаются. Способы ужения у шим­панзе в Гомбе и в Махале (группа К) кажут­ся очень схожими, хотя насекомые, которые служат добычей, здесь и там разные. Шим­панзе в Таи и в Боссу, разделенные расстоя­нием около 200 километров, используют в качестве молотков камни. Существуют нско-


Манипулирование предметами 121


торые отличия в технике; кроме того, шим­панзе в Боссу разбивают орехи масличной пальмы, а в Таи — нет, хотя эти орехи там имеются (Boesch, Boesch, 1983). До сих пор, однако, нет сведений о том, чтобы шимпан­зе восточных районов использовали камни в качестве молотков, несмотря на обилие (по крайней мере в Гомбе) камней и твердых плодов.

Эти различия, как я уже писала ранее (Goodall, 1970, 1973), можно сопоставить с разнообразием культурных традиций. После того, как в данном сообществе утвердился ка­кой-то технический прием, он, вероятно, сохраняется почти неизменным на протяже­нии бесчисленных поколений*. Конечно, между сегодняшними молодыми шимпанзе в Гомбе и представителями предыдущего по­коления нет явных различий по части ору­дийной деятельности. Молодые шимпанзе ос­ваивают принятые в сообществе способы использования орудий в раннем детстве — в результате социального облегчения, наблю­дения, подражания и практики, включающей немало проб и ошибок (Goodall, 1973). Спо­собность овладевать теми или иными действи­ями путем научения играет роль, которая сходна с ролью генетически закрепленного поведения у более низкоорганизованных животных: то и другое обеспечивает преемственность некоторых форм поведения, в том числе и с использованием предметов в качестве орудий (Marais, I969; Kummer, 1971).

На формирование орудийной деятельности в данной популяции, несомненно, влияет и окружающая среда (McGrew, Tutin, Baldwin, 1979). Высокий годовой уровень осадков в Мбини означает, например, что термиты про­должают трудиться над своими гнездами в течение большей части года, поэтому в стен­ках термитника — влажных и пористых — лег­ко проделать отверстия. В Гомбе и Сенегале поверхность термитных холмиков в сухой се­зон становится очень твердой, и шимпанзе не могут взломать их и проникнуть внутрь. Поэтому в Мбини шимпанзе более изобрета­тельны — они добывают термитов путем вскрытия гнезд. В то же время трудно объяс­нить действием каких-то особых факторов среды некоторые другие различия, например, то, что в Гомбе шимпанзе ловят муравьев-

' В [ракитных наковальнях, используемых " щелкун­чиками" в Таи и Боссу, обнаружены углубления, кото­рые указывают на то, что их употребляли очень дол­го* время (Sugiyama, Koman, 1979; Boesch, Boesch, 1983).


 

эцитонов, а в Махале — древесных муравьев, или использование камней как молотков в одних местах, но не в других. Мы, вероятно, должны признать, что решающую роль игра­ют отдельные особи, которые становятся в мире шимпанзе " изобретателями колеса".

Известно, что в неволе шимпанзе иногда решают задачу путем инсайта—внезапного " постижения" ситуации. Один четкий пример мы наблюдали и в Гомбе. Взрослый самец Майк боялся брать банан из моих рук. Он уг­рожал мне, тряся пучком травы. И вдруг ко­нец одной травинки коснулся банана. Он вы­пустил из рук траву, сорвал растение с тонким стеблем, но тотчас бросил его и от­ломил от другого растения довольно толстую палочку. Затем он ударом сбил банан на зем­лю, поднял его и съел. Когда я вынула второй банан, он сразу же воспользовался орудием. Этот способ решения задачи не имел для шимпанзе Гомбе особого значения, так же как и изобретенное Майком использование листьев для сбора фекалий, чтобы не за­пачкать руки (поскольку шимпанзе редко ели свой помет). Суть, однако, в том, что шим­панзе способный действиям подобного рода и, однажды достигнув цели определенным способом, почти наверняка смогут повторить найденный прием. А так как шимпанзе нео­бычайно любопытны, с пристальным внима­нием наблюдают за каждым необычным по­ступком и могут учиться, наблюдая за поведением других, новые действия могут быть восприняты и другими членами группы.

Натолкнуться на новый способ исполь­зования орудий могут скорее всего детеныши. Маленький детеныш, однажды овладев какой-то формой поведения (например, выужива-нием термитов), часто пробует применять его в новых ситуациях. Так, Флинт якобы " из­влекал термитов" из шерсти ноги своей ма­тери — нельзя сказать, чтобы это было по­лезное новшество! Однако тот же самый детеныш, когда ему было четыре года, ис­пользовал метод " выжимания", чтобы дос­тать воду из древесного дупла. Сначала он сли­зывал капли воды с кончика травинки, которую засовывал в дупло; при многократ­ном повторении травинка постепенно сми­налась, пока ее конец не превратился в ми­ниатюрную губку. Это был именно тот род действий, который ранее мог привести к пер­воначальному " изобретению" губки для пи­тья. (Возможно, именно детеныш пытался по­вторить действия матери по сбору смолы, выбрав для этого неудачное место — скажем,


122 Дж. Гудом


гнездо термитов, — и в результате впервые добыл насекомых тем малоэффективным способом, который наблюдается в Гвинее.)

Детеныши более склонны к исследова­тельской деятельности, нежели взрослые, и их поведение более пластично. За двухлетний период палки использовались в Гомбе для обследования дупел деревьев в 11 случаях: 8 раз их держали детеныши и 3 раза — самки-подростки. Интересный случай произошел с детенышем старшего возраста самцом Уил-ки, когда тот сунул палку в гнездо муравьев и оттуда появилась масса разъяренных чер­ных насекомых. Уилки отошел подальше. На­блюдавшая за ним мать тотчас приблизилась к гнезду и принялась есть муравьев. Вероят­нее всего, это были древоточцы, любимая пища " муравьедов" Махале. Нетрудно понять, как подобного рода исследовательское поведе­ние может привести к появлению нового вида орудийной деятельности в сообществе. Ма­ленькие детеныши (особенно те, которые родились первыми и не имеют братьев и сес­тер, так что должны сами развлекать себя, пока матери заняты кормежкой) часто игра­ют с муравьями, следят за ними, когда те ползают по стволу вверх и вниз, давят их или протыкают тоненькими прутиками.

Единственный случай использования кам­ня в качестве молотка был отмечен в Гомбе тогда, когда детеныш Флинт многократно пытался расплющить им какой-то находив­шийся на земле объект (вероятно, насекомое). Флинт наносил также по насекомым удары деревянной палкой. Таким образом, у шим­панзе Гомбе уже есть предпосылки для выра­ботки навыков разбивания орехов, и исполь­зование ими камней как молотков в будущем представляется вполне возможным. Как уже говорилось <...>, самки в Гомбе тратят на­много больше времени, чем самцы, на поис­ки и поедание термитов (а также, возможно, муравьев-эцитонов), поэтому они чаще пользуются орудиями в связи с кормежкой. Однако пока не было данных о том, что они более умело обращаются с орудиями. В связи с этим интересны недавние исследования в Таи, где выяснилось, что самки не только разбива­ют орехи чаще, чем самцы, но и проявляют при этом больше ловкости (Boesch, Boesch, 1981). Эти половые различия особенно важны в связи с закреплением определенных типов орудийного поведения в данном сообществе. Самки проводят много времени, употребляя предметы в качестве орудий; поэтому их де­теныши, которым в будущем предстоит


 

пользоваться орудиями, имеют достаточно времени для освоения необходимых навыков. Кроме того, у шимпанзе именно самки обыч­но переходят из одного сообщества в другое;

тем самым они не только обогащают гено­фонд соседней группы, но и могут способ­ствовать расширению репертуара технических приемов, передаваемых как " культурное" на­следие. Если самка принесет с собой новый вид орудийной деятельности, то, как мини­мум, передаст его собственным потомкам, по­ложив начало распространению этого вида деятельности в новой группе. Если исследо­вания, которые сейчас ведутся или только организуются, будут продолжены, мы узна­ем намного больше о типах орудийной дея­тельности, распространенных в разных час­тях ареала, и в конце концов, возможно, сумеем проследить, как возникают и пе­редаются новые технические приемы внутри сообществ и между ними.


Джейн Гудолл СОЦИАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ'

ПРИОБРЕТЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

Детеныш шимпанзе появляется на свет без врожденных реакций, которые могли бы оп­ределять его поведение в сложных социальных ситуациях. Конечно, многие звуки, жесты и позы, которыми шимпанзе выражают свои настроения, закодированы генетически, од­нако тому, как и когда следует использовать их, он должен еще учиться (Menzel, 1964). Обучение происходит методом проб и оши­бок, благодаря социальному облегчению, на­блюдению и подражанию, а также путем про­верки полученных знаний на практике. Знания приобретаются не сразу, и шимпан-зенок часто ошибается, нередко при этом подвергаясь наказанию.

Социальные взаимодействия во всем их многообразии окружают шимпанзенка с са­мого его рождения. Вначале, однако, его вряд ли можно рассматривать как самостоятельную особь: он — часть целого, в которое входит и его мать. Мать формирует и смягчает первые взаимодействия детеныша с другими живот­ными. Когда он неверной походкой прибли­жается к мирно отдыхающему взрослому сам­цу, мать наблюдает за ним, но контакту не препятствует. Если же самец при этом ощетинивается и проявляет иные признаки беспокойства или недовольства, мать устремля­ется к шимпанзенку и уносит его с собой. Ког­да к детенышу подходит другой малыш и за­тевает с ним спокойную игру, мать обычно не вмешивается; но если чужак ведет себя слишком грубо, она забирает своего отпрыска или угрожает его партнеру по игре, а иногда и обоим. В этот период своей жизни шимпанзе-нок постепенно узнает признаки, по которым можно определить пол, возраст, характер и настроение окружающих его животных. Свое собственное семейство — мать, братьев и сес­тер — он, конечно, знает лучше всех других.

' Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М.:

Мир, 1992. С. 584—589 (с сокр.).


 

Когда шимпанзенок становится постар­ше, мать все чаще разрешает ему общаться с другими животными, и у него появляется больше возможностей самому испробовать те формы поведения, которые раньше он мог только наблюдать. Иногда шимпанзенок на­талкивается со стороны других особей на мягкий отпор, а его бдительная мать, как правило, вызволяет его из тех ситуаций, где ее детенышу грозит слишком серьезное на­казание. Следует заметить, что взрослые шим­панзе относятся к малышам большей частью весьма терпимо. Нередко первый серьезный отпор шимпанзенок получает от собствен­ной матери, а она, как правило, особенной жестокости к нему не проявляет. Так растет самоуверенность шимпанзенка, а вместе с ней и знания.

ПРЕДВИДЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОВЕДЕНИЯ

Шимпанзе (подобно всякому высшему млекопитающему) изменяет свое поведение в зависимости от пола, возраста и индиви­дуальных особейностей животного, с которым он взаимодействует. Понятно, что он отдает себе отчет и в характере своих взаимоотноше­ний с этим животным, и в том, как следует с ним держаться — уверенно или осторожно. Если бы молодой самец не осознавал возмож­ных последствий своего спаривания с самкой на глазах старших соперников, он не старался бы сначала увести эту самку в укромное мес­то; и он не делает этого, если вышестоящих самцов поблизости нет. В некоторых случаях шимпанзе способны даже вычленять из после­довательности поведенческих актов отдельные компоненты, которые нужно подавить или скрыть, чтобы не вызвать неудовольствия со­родичей более высокого ранга.

Ясно и то, что шимпанзе тонко понимает взаимоотношения других особей и возможный исход их взаимодействий. Пример, описанный выше — случай тройственного взаимодей­ствия, в котором участвовали Цирцея, Пуч и Хаксли. Пуч начала угрожать Цирцее только после появления Хаксли. По-видимому, она не только была уверена в защите старого сам­ца в случае необходимости, но и понимала, что Цирцея, будучи ниже Хаксли по рангу, вряд ли причинит ей зло в присутствии ее со­юзника. И Цирцея, несомненно, отдавала себе отчет в союзническом характере взаимоотношений между Пуч и ее покровите­лем.


124 Дж. Гудолл


Более высокие когнитивные способности обнаруживает шимпанзе в том случае, когда он со стороны наблюдает за взаимодействием двух или большего числа других животных и, не будучи участником событий, показывает своим поведением, что их исход ему известен. Приведем следующий пример. В 1975 году Фрейд часто бывал груб с другими шимпан-зятами во время игры. Когда, как нередко слу­чалось, от его грубостей начинал визжать ма­ленький Проф, поднималась суматоха, в которой участвовали все члены обоих семейств (сестра Профа угрожала Фрейду, Фрейд кри­чал, Фифи угрожала Пом, Пэшн бежала на помощь к Пом). Дважды подобные события заканчивались дракой между Фифи и более высокопоставленной Пэшн (которая одержи­вала верх). После того, как позже в тот год у Фифи родился малыш, она обычно старалась избегать подобных конфликтов. В двух случаях мне приходилось видеть, как она вставала и быстро уходила прочь, как только в игре между Фрейдом и Профом назревала ссора. Вероят­но, ома понимала, что вскоре начнутся бес­порядки, и если она останется, то скорее все­го примет в них участие. (В одном случае се предчувствие оправдалось; во втором случае Фрейд прекратил игру и последовал за мате­рью.) Точно так же поступила и другая самка с маленьким детенышем, когда ее сын-под­росток Атлас начал угрожать Пом, расхажи­вая вокруг нее с камнями и палками. Иначе вышла из положения Тепель — самка из ари-хемской колонии шимпанзе. Когда ее отпрыск начал ссориться во время игры с приятелем, Тепель озабоченно взглянула на сидевшую ря­дом мать второго шимпанзснка, а затем на­правилась к наиболее высокопоставленной самке колонии, которая в то время спала. Рас­толкав ее, Тепель жестом указала ей на ссорив­шихся шимпаязят. Доминантная самка сделала в их сторону несколько шагов и про­демонстрировала сдержанную угрозу, вос­становив тем самым мир (dc Waal, 1982).

Еще более сложнее поведение обнару­живали порой шимпанзе арихемской коло­нии, когда нарушалась устойчивость иерар­хии среди самцов. Возбуждение членов колонии после агрессивных столкновений оставалось высоким до тех пор, пока самцы-соперники не мирились. В таких случаях сам­ки брали на себя роль посредниц. Бывало, например, что два враждебно настроенных самца расходились в разные стороны и сиде­ли, избегая встретиться взглядом. Спустя не­которое время к одному из них подходила


 

взрослая самка, недолго его обыскивала и принимала позу подставления. После того как самец осматривал ее генитальную область, она начинала медленно двигаться по направ­лению ко второму самцу; первый самец, сле­дуя за самкой, продолжал время от времени обнюхивать ее зад. Самка садилась между дву­мя самцами, и оба принимались ее обыски­вать. Когда она вскоре осторожно удалялась, соперники продолжали обыскивать... друг друга! Все взрослые самки колонии в разное время выступали в роли посредниц, хотя одни справлялись с этой ролью лучше дру­гих. Несомненно, такое поведение самок было преднамеренным, так как посредница, приближаясь ко второму самцу, то и дело ог­лядывалась назад, чтобы убедиться, что пер­вый самец идет следом. Если самец не шел, самка иногда останавливалась и тянула его за руку. Наблюдатели видели также, как сам­ки арнхсмской колонии спокойно забирали из рук самцов камни, прежде чем те исполь­зовали их в качестве метательных снарядов (de Waal, 1982). В Гомбе самки иногда выры­вают камни или ветки из рук расхаживаю­щих вокруг них самцов раннего подростко­вого возраста, прежде чем те успевают швырнуть их, но мишенями в этом случае служат эти же самки; в арнхемской же коло­нии самки-пацифистки были больше озабо­чены тем, чтобы не пострадали другие жи­вотные. Очевидно, они понимали, что если камни будут пущены в ход, то между взрос­лыми самцами разразится ссора и мир будет нарушен.

СОЦИАЛЬНОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ И ОБМАН

Некоторые коммуникативные акты пред­ставляют собой просто-напросто " под­тверждения", как, например, в случае при­ветствия, когда подчиненное животное А подтверждает доминантный статус своего бо­лее высокопоставленного сородича Б, а тот в свою очередь признаёт присутствие А и по­казывает, что все между ними нормально. Хотя " цель" приветствия заключается лишь в том, чтобы еще раз подтвердить относи­тельное иерархическое положение и поддер­жать взаимоотношения, оно, кроме того, способствует сохранению сложившегося со­циального порядка. В других случаях живот­ное подает коммуникативный сигнал, что­бы изменить поведение другого животного в


Социальное сознание 125


соответствии со своими желаниями или по­требностями. Доминирующая особь может усилить свой сигнал приказами или угроза­ми, а если они не достигнут цели — атако­вать подчиненную особь. Последняя, одна­ко, может прибегнуть к просьбам и жалобам;

если же они не помогают — либо уступить, либо использовать более хитрую тактику.

Поведение доминантных особей

Во многих случаях агрессия доминантно­го животного по отношению к подчиненному неуместна — например, когда шимпанзе бо­лее высокого ранга, чтобы настоять на своем, должен действовать " убеждением". Хорошие примеры встречаются в ситуациях социально­го груминга. Хотя, как упоминалось ранее, один самец иногда слегка угрожал компаньону, ког­да тот медлил с ответным обыскиванием, та­кое поведение нетипично. Взаимодействия жи­вотных во время груминга носят по большей Части мирный характер. Приведем подробное описание 60-минутного сеанса обыскивания, в котором участвовали взрослая самка Пом и ее два " несовершеннолетних" брата. Чтобы пе­реключить Профа с обыскивания маленького братца Пэкса на себя, Пом в тот раз прибегла к пяти разным приемам, из которых четыре привели к успеху. Два раза она протягивала руку и прикасалась к лицу Профа. Тот в одном слу­чае ответил на этот знак внимания, и они за­нялись с Пом взаимным обыскиванием; во втором случае Проф игнорировал сигнал. Тог­да Пом положила руку ему под подбородок (Проф в это время, согнувшись, усердно обыс­кивал Пэкса) и поднимала его лицо до тех пор, пока их взгляды не встретились; после этого Проф переключился на обыскивание сестры. Один раз Пом схватила горсть листьев, отошла метра на три в сторону и бешено при­нялась изображать их обыскивание. Проф и Пэкс подошли к сестре и стали наблюдать за ее действиями. Бросив листья, Пом начала обыскивать Профа, который сразу же ответил ей тем же. Два раза Пом, поглядев на Профа и несколько раз безрезультатно почесавшись пе­ред ним, внезапно начинала неистово его обыскивать, громко щелкая при этом зубами. Оба раза Проф вздрагивал и оборачивался, чтобы поглядеть, что она там делает, но к ее обыскиванию не переходил (в других случаях я наблюдала, как такой трюк срабатывал). Во время описываемого сеанса, когда Проф обыс­кивал сестру, в их занятие, подставляя спи­ну и прося того же, попытался вмешаться


 

Пэкс. Пом сразу же вклинилась между брать­ями, и Проф продолжал обыскивать ее. Дваж­ды Пом подставляла спину Профу в то вре­мя, когда интерес к обыскиванию у шимпанзе вообще притуплялся; оба раза Проф сразу же подходил к сестре спереди, и они начинали взаимный груминг.

В период прекращения грудного вскарм­ливания, подчас весьма болезненный для де­теныша, мать нередко пытается отвлечь вни­мание своего отпрыска от сосания грумингом или игрой. Три самки (Паллада, Литл-Би и Пэтти) затевали в этот период особенно бур­ные игры, во время которых громко смеялись даже тогда, когда их детеныши хныкали. Пал-ладе (в отличие от двух других самок) всегда удавалось вовлечь свою дочь в игру, прекра­тив тем самым хотя бы на время ее домога­тельства. Та же Паллада нередко затевала игры и в тех случаях, когда ее дочь отказывалась следо­вать за ней, увлекшись, например, игрой с дру­гим шимпанзенком. Присоединившись на не­сколько мгновений к игре малышей, Паллада напоследок игриво подталкивала дочь, а сама быстро отходила в сторону; как правило, дочь следовала за ней: Другие самки в аналогичных случаях иногда немного щекотали детенышей, а затем тащили их за собой по земле за руку. Малыши, очевидно, воспринимали этот маневр как забаву, ибо, ковыляя за матерью, нередко смеялись, а когда мать отпускала руку, быст­ро ее обгоняли и бежали впереди. Самка мо­жет также начать обыскивание или затеять игру с детенышем (обычно своим собственным), который пытается дотронуться до ее новорож­денного отпрыска.

Поведение подчиненных особей

Нередко само по себе присутствие шим­панзе более высокого ранга Б служит поме­хой для целенаправленной активности шим­панзе А. В таком случае у А есть выбор из двух возможностей — или воздержаться от желаемых действий по крайней мере до тех пор, пока Б не уйдет, или попытаться дос­тичь цели, невзирая на присутствие Б. По­пробуем представить себе, каким образом животное А может " добиться своего" даже в присутствии Б. Здесь могут быть ситуации двоякого рода: в одном случае достижение цели животным А предполагает его взаимо­действие с Б (А хочет что-то получить от Б или хочет, чтобы животное Б сделало что-то или перестало что-то делать); во втором случае цель А не имеет к Б никакого


отношения, но присутствие Б мешает ее достижению (например, цель А — спарить­ся с самкой, находящейся рядом с Б). Спо­собы достижения цели особью А часто в обоих этих случаях одинаковы; первый слу­чай мы будем для удобства называть ситуа­цией А -> Б, а второй — ситуацией А/Б.

1. А может заручиться поддержкой третье­го животного. Шимпанзе А может иногда до­стичь цели (например, заставить Б уйти — ситуация А -> Б), заручившись поддержкой своего союзника, шимпанзе В. Ранг В не обя­зательно должен быть выше ранга Б — дос­таточно того, чтобы А и В совместными уси­лиями могли запугать Б. Чаще всего подобные случаи отмечаются тогда, когда А преследует цель атаковать Б, но в одиночку пойти на это не осмеливается. Однажды, например, Мифф, повстречавшись с Пэшн (которая незадолго до того пыталась отобрать у Мифф детеныша), с визгом убежала, но вскоре возвратилась с двумя взрослыми самцами, за­пугавшими Пэшн " от имени" Мифф.

Поддержкой союзника шимпанзе А может воспользоваться и в ситуациях типа А/Б. Так, Шерри однажды пытался съесть большой ку­сок мяса, но сделать этого не мог: вокруг него с демонстрациями расхаживал самец более высокого ранга Сатана, норовивший выхватить добычу и один раз даже атаковавший Шерри. В конце концов Шерри подбежал к альфа-сам­цу Фигану, поцеловал и обнял его и затем, усевшись рядом, спокойно занялся едой (Фи­гану тоже досталась часть мяса). Следующий пример касается семилетнего Фродо, захотев­шего поиграть с малышом самки Спэрроу. Вся­кий раз, когда он пытался затеять игру, Спэр­роу угрожала ему. Наконец, Фродо " уговорил" шимпанзенка последовать за ним к его матери — Фифи, социальный статус которой был выше, чем у Спэрроу. В результате Фродо по­лучил возможность играть с малышом без по­мех. Иногда подрастающий шимпанзенок пы­тается утащить за собой малыша поближе к своей матери. Если ему это удается и если соци­альный ранг его матери выше, чем ранг мате­ри малыша, он может играть с ним до тех пор, пока малыш сам не уйдет к своей матери.

В приведенных примерах союзника (вы­полняющего активную или пассивную роль), с помощью которого А добивается иначе не­достижимой цели, можно рассматривать как социальное орудие (термин, предложенный Чансом (Chance, 1961); дальнейшую разработ­ку эта концепция получила в работе Куммера (Kummer, 1982)).


 

Дж. Гудом

Еще один пример использования соци­ального орудия (в ситуациях А -> Б) — случаи, когда старший из детенышей (обычно сын) пы­тается убедить последовать за ним свою мать, которая еще отдыхает или кормится. Если увес­ти за собой мать обычным способом не удается, шимпанзенок может, как описано в самом на­чале этой главы, унести с собой ее младшего детеныша. Если тот очень мал, мать почти все­гда встанет и последует за ним. Конечно, ма­лыш может вырваться и убежать назад к мате­ри, или самка может отобрать малыша и возобновить прерванное занятие. Однако неред­ко такой трюк срабатывает как нельзя лучше. Чаще всего его наблюдали в семействе Фло: как Фиган, так и Фабен (реже) вначале использо­вали с этой целью младенца Флинта; позже Фрейд использовал своего маленького братца Фродо, а потом и Фрейд и Фродо — свою ма­ленькую сестренку Фанни.

Если один шимпанзе прибегает к помощи другого для достижения несоциальной цели, недоступной для него одного, можно гово­рить о другой форме использования социаль­ного орудия. Первые сообщения о таком пове­дении принадлежат Келеру (Kohler, ' 1925) и Кроуфорду (Crawford, 1937). Келер описыва­ет, как один шимпанзе попытался подтащить другого к месту, над которым с потолка све­шивался плод, и достать лакомство, взобрав­шись на своего компаньона. Этот способ дос­тижения цели не отличался особой эффективностью, так как в результате обра­зовывалась " группа борющихся шимпанзе, которые хватали друг друга и задирали ноги, чтобы взобраться на соседей, так как никто не хотел служить подставкой" (с. 50). Рассчи­тывая изучить способности шимпанзе к сотрудничеству, Кроуфорд задумал экспери­мент, в котором два молодых шимпанзе мог­ли втащить поднос с пищей в свою клетку только в том случае, если тянули за веревку вместе. Поскольку, однако, пищу с подноса почти всегда забирал доминирующий член пары, ему нелегко было убедить своего парт­нера помогать тянуть веревку! Йеркс (Yerkes, 1943, с. 190) описывает поведение шимпанзе следующим образом: " Наблюдатель мог видеть как просительные, так и командные жесты... Один шимпанзе мог взять конец веревки, но вместо того, чтобы начать ее подтягивать, воп­росительно поглядывал на своего компаньо­на, протягивал к нему руку и дотрагивался до него, как бы пытаясь привлечь его внимание к начатой работе, а если все эти напомина­ния не помогали, то подтолкнуть или повер-


Социальное сознание 127


нуть другое животное к веревке и подождать, пока оно тоже не примется за дело".

В Гомбе аналогичное поведение шимпанзе чаще всего наблюдалось в тех случаях, когда детеныши обращались за помощью к своим матерям. Целью шимпанзенка могло стать все, что он не мог сделать в одиночку — взобраться на вершину толстого дерева, переправиться на другой берег ручья, перелезть с одного дерева на другое, извлечь ядро ореха из скорлупы и т. п. Первые явные попытки воздействовать на мать — протягивать к ней руки, хныкать, виз­жать, выпрашивать и т.п. — шимпанзенок де­лает в возрасте двух-трех лет, т. е. тогда, когда он уже может, приложив достаточное усердие, достичь перечисленных целей и самостоятель­но. Если, однако, ему удается " уговорить" мать, жизнь значительно облегчается.

Оба отпрыска Уинкл использовали по­добную тактику весьма успешно. Целью Уил-ки, как правило, было убедить мать сопровож­дать его к другим шимпанзе, к которым ему хотелось присоединиться. Описанные ниже события происходили, когда ему было пять лет и Уинкл отучала его от груди. Как-то раз, ког­да Уинкл пошла в выбранном ею направле­нии, Уилки за ней не последовал. Вместо это­го он сел на землю и тихонько захныкал. Пройдя метров десять, Уинкл остановилась, посмотрела назад, вернулась к сыну, прижала его к животу и пошла в прежнем направлении (почти прямо к большому плодоносящему фиговому дереву). Скоро, однако, Уилки ос­вободился и пошел в другую сторону. Уинкл остановилась, посмотрела вслед сыну, поче­салась и издала несколько тихих хрюкающих звуков. Уилки, увидев, что мать за ним не идет, тоже остановился и снова захныкал — на этот раз громче.

Спустя полминуты Уинкл подошла к сыну, вновь прижала его к животу и пошла в направ­лении, которое перед тем выбрал он. Минуты через три она повернула и опять двинулась к фиговому дереву. Почти тотчас Уилки вырвался и пошел своей прежней дорогой, хныча и то и дело оборачиваясь на мать. На этот раз самка сдалась и последовала за сыном. Они присоеди­нились к небольшой группе шимпанзе, и Уил­ки затеял неистовую игру с другими шимпан-зятами. Спустя полтора часа, в течение которых Уинкл то сидела и сама себя обыскивала, то кор­милась листьями, она начала отходить в сторо­ну. Уилки метров 15 прошел следом за ней, а потом с хныканьем стал возвращаться к дру­гим шимпанзе. Уинкл посмотрела на него, а затем (быть может, вздохнув при этом) по­


плелась за ним назад к группе шимпанзе, от которой она только что попыталась уйти. Той ночью все шимпанзе спали рядом.

Бунда в раннем возрасте чаще всего " ока­зывала давление" на свою мать в ситуациях, связанных с извлечением термитов. Она вып­рашивала у Уинкл (и, как правило, успеш­но) почти всякое орудие, которым та начи­нала действовать; она отбирала у матери (хныча при этом) почти всякий ход термит­ника, который та начинала использовать. В то время Бунде было шесть лет. На следующий год она часто отказывалась следовать за Уинкл, когда та бросала ловлю термитов и хотела идти дальше. Бунда продолжала работать, хныча и то и дело поглядывая на мать, нередко ожи­давшую ее по целому часу.

<...> Во время посещения Цюрихского зоопарка мне довелось наблюдать случай, ког­да мать использовала свою дочь в качестве социального орудия. Группе шимпанзе, в ко­торую входили старая самка Лулу и два ее потомка, давали деревянные брусья с просверленными насквозь отверстиями, за­полненными изюмом. К этому новшеству обе­зьяны еще не привыкли, и Лулу, почти сра­зу же завладев брусом своей 12-летней дочери, казалось, едва удерживала равнове­сие на своем насесте: одной рукой она дер­жала один брус, ногой — другой брус, а вто­рой рукой — орудие для извлечения изюма (длинный прутик). Когда Лулу доставала изюм из своего собственного бруса, ее дочь Сита сидела совсем рядом, наблюдала за матерью и просила у нее изюм. К моему великому удивлению, минут через пять Лулу вдруг про­тянула Сите свой прут. Вскоре причина это­го поступка разъяснилась: освободившейся рукой Лулу поменяла брусья местами — взя­ла брус с почти съеденным изюмом ногой, а нетронутый (брус дочери) переложила в дру­гую руку. Потом с видом полной невинности она протянула руку к Сите за своим






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.