Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория познания.






Философская онтология.

Философия – теоретическое мировоззрение, возникающее в противоположность мифу, система взглядов на мир и место человека в нём, создаваемая на основе абстрактно-понятийного мышления, правил логики и рац. критики

Онтология – учение о бытии, о структурах и формах бытия, об основных принципах и категориях (определениях) бытия.

Термин «онтология» введен в 1613 г. Р.Гоклениусом, однако различение подлинного (истинного) бытия и неподлинного (иллюзорного) сущего введено уже в античной греческой философии.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Онтологическая (бытийная) заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

1. С à М (религ. учение)-идеализм;

2.М à С (марксизм)- материализм;

3. С, М (Декарт)-дуализм.

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное).

Бытие – «это то, что есть» (Парменид), существует реально, в отличие от небытия, «того, чего нет».

Материальное – это то, что существует вне и независимо от сознания.

Идеальное – 1) это не материальное; 2) существующее благодаря сознанию, содержание сознания.

Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Атрибуты материи: (А.это неотъемлимое существенное св-во, утрата которого ведет к разрушению его св-в):

1) Пространство это положение вещей «одна подле другой».

2) Время – это положение вещей «одна после другой

3) Движение – 1) атрибут материи, процесс всякого изменения вообще; 2) возникновение, становление и уничтожение всего сущего, т.е. «единичных вещей» (в античной философии); 3) всеобщая форма существования бытия, выражающая активный и процессуальный характер бытия.

4) Отражение - это результат взаимодействия тела с другими телами, воспроизводящий особенности последних в своей собственной природе; 2) это способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые признаки последних в своей собственной природе.

Теория познания.

Познание есть специфический вид деятельности человека, процесс постижения окружающего мира.

1. Существует предмет мысли

2.Существует мысль о предмете.

Насколько мысль о предмете совпадает с предметом мысли?

2 модели познания:

1)рационалистич.

2) эмпиричский

1тип - аффективное действие- д., совершенно под воздействием эмоций.

2тип- традиционн.- д, совершенное в силу обычая, традиции.

3тип -ценностно-рационал.-д, ориентирован.на ценность

4тип -целерациональное-д, совершенное ради достижения цели, которая ясно сознается чел-м.

 

· Структура познавательной деятельности по Канту: чувственное восприятие, затем рассудок, затем разум.

· В философии структура познания сложна, разрабатывается детально.

· Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности, а также формы, способы и закономерности достижения истинного знания.

· Теория познания связанна с онтологией и диалектикой, а также с логикой и методологией.

· Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

· Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

В общем виде структура научного познания представляется в современной философии науки следующим образом: научное познание (наука) имеет два уровня – эмпирический и теоретический, которые 1) взаимосвязаны и 2) сложно структурированы.

В гносеологии сложились две крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания: ЭМПИРИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ.

И эмпирический, и теоретический уровень науки имеют сложную структуру. Элементы этой структуры – формы знания и методы научного познания. На разных уровнях научного познания эти формы и методы – существенно разные.

На эмпирическом уровне науки: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

На теоретическом уровне науки: абстрагирование, анализ и синтез, идеализация

ЭМПИРИЗМ как философский принцип – принцип, согласно которому единственным источником знания является опыт, чувственное познание, знание сводится к описанию этого опыта, фактов, а мышление сводится к комбинированию опытных данных, ничего не прибавляя к знанию.

РАЦИОНАЛИЗМ как философский принцип – принцип, согласно которому единственным источником знания является разум, мышление, знание имеет форму логически обоснованного общего понятия, закона, а опытные данные, факты сами по себе вообще не являются знанием.

НАБЛЮДЕНИЕ – эмпирический метод, основанный на систематическом и целенаправленном восприятие объекта исследования. Это наиболее простой метод, как правило, использующийся в составе других эмпирических методов, хотя может использоваться и самостоятельно.

СРАВНЕНИЕ – эмпирический метод, основанный на установлении сходства (тождества) и различия в объектах исследования, обнаружение общего и особенного у сопоставляемых предметов.

ИЗМЕРЕНИЕ – это эмпирический метод, процедура установления численного (количественного) значения некоторой характеристики объекта посредством её сравнения с единицей измерения, принятой как стандарт.

ЭКСПЕРИМЕНТ – метод познания и преобразования объектов, когда исследователь активно воздействует на них путем создания искусственных условий, необходимых для выявления каких-либо интересующих его свойств, характеристик, сознательно изменяя течение естественных процессов, ведя при этом регулирование, наблюдение и измерение.

АБСТРАГИРОВАНИЕ – теоретический (логический) метод, состоящий в мысленном отвлечении от несущественных свойств, отношений в объекте и одновременной фиксации отдельных сторон объекта в соответствии с целями познания.

АНАЛИЗ – мысленное разделение объекта познания на отдельные части с целью их систематического изучения.

СИНТЕЗ – мысленное объединение выделенных методом анализа и изученных элементов в единое целое, мысленное воссоздание целостного объекта из его частей.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – теоретический метод, направленный на мысленное построение (мысленное конструирование) «идеального объекта», не существующего в действительности, но позволяющего формулировать теоретическое знание – понятия и законы – о реальных объектах.

Идеализация осуществляется на основе абстрагирования, анализа и синтеза и др. методов теоретического познания (напр., моделирования).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.