Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты сравнительного изучения рассудочной деятельности животных разных таксономических групп, полученные при помощи тестов, предложенных Л.В.Крушинским.






Многочисленные исследования, проведенные в лаборатории Л.В. Крушинского, позволили при помощи вышеуказанных методик оценить уровень рассудочной деятельности позвоночных животных основных таксономических групп: рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

Рыбы. Все изученные виды рыб, в том числе: карпы, караси, гольяны, хемихромисы оказались не способны к экстраполяции направления движения пищи. Их лишь удавалось обучить решению данных задач, после сотен предъявлений теста.

Амфибии. Подобно рыбам, исследованные представители класса амфибий, в том числе травяные лягушки, обыкновенные жабы и аксолотли оказались не способными к экстраполяции направления движения.

Рептилии. Исследованные представители этого класса, а именно, водяные и сухопутные черепахи, зеленые ящерицы и крокодилы продемонстрировали выраженную способность к экстраполяции. Результаты экспериментов позволяют достаточно высоко оценить уровень их рассудочной деятельности. По способности к решению предложенных задач, они сопоставимы с курами, дневными хищными птицами, кроликами и крысами.

Млекопитающие. Представители класса млекопитающих продемонстрировали широкий спектр изменчивости уровня рассудочной деятельности. Сравнительный анализ показал, что по результатам предлагавшихся задач исследованных млекопитающих можно разбить на следующие группы, достоверно отличающиеся друг от друга.

1. Не человекообразные обезьяны, дельфины и бурые медведи. Виды, отнесенные к данной группе, показали высокую способность к оперированию эмпирической размерностью фигур. Тест на экстраполяцию направления движения не составлял для них никакой задачи.

2. Представители семейства собачьих: волки, шакалы, красные лисицы, собаки, корсаки и енотовидные собаки. Представители этой группы продемонстрировали высочайший уровень способности к экстраполяции направления движения пищевого раздражителя. Они успешно справлялись с самыми сложными вариантами этого теста. Однако тест на " способность к оперированию эмпирической размерностью фигур" оказался для этих видов слишком трудным.

3. Серебристо-черные лисицы и песцы, принадлежащие к популяциям, разводимым в течение многих поколений на зверофермах. Эти животные продемонстрировали достаточно высокий уровень способности к экстраполяции направления движения пищевого раздражителя, однако самые сложные варианты теста решались далеко не всеми особями.

4. Домашние кошки. Эти животные показали достаточно хорошо выраженную способность к экстраполяции. Однако в целом этот тест они решают несколько хуже, чем представители семейства собачьих. Тем не менее, кошки, несомненно, могут быть оценены как животные, обладающие развитой рассудочной деятельностью.

5. Грызуны и зайцеобразные: крысы, мыши, полевки, кролики, бобры. Способность к экстраполяции у этой группы выражена значительно слабее, чем у кошек и сильно варьирует. Лабораторные крысы и мыши практически не решают задачу экстренно, но способны обучиться решению после довольно большого числа ее предъявлений. Бобры и кролики способны к экстраполяции, однако правильные решения задачи у этих животных лишь незначительно превышают случайный уровень. Несколько лучше решают тест на экстраполяцию крысы-пасюки, но, в отличие от всех хищных им доступны только самые простые варианты теста. В целом грызуны обладают значительно более низким уровнем рассудочной деятельности, чем хищные. Наиболее высокий уровень отмечен у крыс-пасюков, что вполне коррелирует с высочайшей пластичностью поведения данного вида.

Птицы. Исследованные в лаборатории Л.В. Крушинского птицы также продемонстрировали широкую изменчивость по уровню рассудочной деятельности. Среди изученных видов птиц удалось выделить три группы, достоверно различающихся по степени развития рассудочной деятельности.

1. Врановые птицы. Исследованные виды: вороны, серые вороны, сороки, грачи галки показали высокую способность к экстраполяции направления движения пищевого раздражителя. Более того, примерно 60% ворон оказались способны к решению теста на оперирование эмпирической размерностью фигур. Врановые птицы обладают высоко развитой рассудочной деятельностью. По уровню ее развития они сравнимы с хищными млекопитающими из семейства собачьих.

2. Дневные хищные птицы (канюки, коршуны, осоеды, степные орлы), домашние утки и куры. В целом эти птицы плохо решали экстраполяционную задачу при первых ее предъявлениях, однако обучались ее решению при многократных. По уровню своей рассудочной деятельности эти птицы приблизительно соответствуют крысам и кроликам.

3. Голуби. Эти птицы практически не способны к экстраполяции, и после большого числа предъявлений задачи обучаются решать лишь самые простые тесты. Уровень развития рассудочной деятельности этих птиц сопоставим с уровнем лабораторных мышей и крыс.

Приведенная градация животных по уровню развития их рассудочной деятельности достаточно приблизительна. Однако она, несомненно, отражает общую тенденцию в развитии рассудочной деятельности у исследованных таксономических групп позвоночных.

Интересно отметить параллелизм в развитии рассудочной деятельности у млекопитающих, птиц, и, частично рептилий, что очевидно, связано с разными путями эволюции головного мозга. В сравнительно физиологическом ряду животных наблюдается последовательное усложнение в строении отдельных нейронов и увеличение числа синаптических связей между нейронами, а также соответственное возрастание относительного веса мозга. Основной причиной видовых различий в рассудочной деятельности изученных видов является разный уровень организации их головного мозга.

6.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

6.3.1. Понятие когнитивный процесс

Активное познание окружающего мира осуществляется благодаря когнитивным или познавательным процессам.

Данный термин употребляют для обозначения тех видов поведения животных и человека, в основе которых лежит не условно-рефлекторный ответ на воздействие внешних стимулов, а оперирование внутренними мысленными представлениями – образами. К когнитивным процессам относится ряд форм сложного обучения и памяти, все виды мышления или рассудочной деятельности, а также способность к использованию предыдущего опыта в виде обобщений и абстрагирования. Таким образом можно поставить знак равенства между высшими когнитивными способностями и интеллектом.

В процессе познания человеком действительности психологи отмечают три основные функции интеллекта:

· способность к обучению;

· оперирование символами;

· способность к активному овладению закономерностями окружающей среды.

Когнитивные функции играют весьма важную роль в индивидуально приспособительной деятельности животных и человека.

Процесс представления. Наличие представлений обнаруживается в тех случаях, когда человек или животное совершает действие без влияния какого бы то ни было физически реального стимула. Такое возможно, например, когда он извлекает информацию из памяти или мысленно восполняет отсутствующие элементы действующего стимула. В то же время формирование мысленных представлений может никак не проявляться в исполнительной деятельности организма и обнаружится лишь позднее, в какой-то определенный момент.

Внутренние представления могут отражать самые разные типы сенсорной информации, не только абсолютные, но и относительные признаки стимулов, а также соотношения между разными стимулами и между событиями прошлого опыта. По образному выражению, животное создает некую внутреннюю картину мира, включающую комплекс представлений " что", " где", " когда". Они лежат в основе обработки информации о временных, числовых и пространственных характеристиках среды и тесно связаны с процессами памяти. Различают также образные и абстрактные (отвлеченные) представления, служащие базой возникновения довербальных понятий. И.С. Бериташвили называет их психонервными образами, или психонервными представлениями, Л.А. Фирсов (1972; 1993) – образной памятью. Таким образом, в основе когнитивных процессов лежит способность животных так или иначе использовать прежний опыт и переносить его в новые ситуации.

Проблема поиска элементов разума у более низкоорганизованных животных занимала родного брата известного исследователя интеллекта человекообразных обезьян В. Келера, коллегу и единомышленника К. Лоренца, О. Келера (1889– 1974). Он занималсяисследованием способности к обобщению и формированию довербальных понятий у ряда видов животных, не относящихся к приматам. Большую известность получили его опыты по обучению птиц " счету", а точнее – оценке и оперированию количественными, и в особенности числовыми параметрами стимулов. На основании этих опытов он пришел к выводу и сформулировал представление о наличии довербального мышления у некоторых птиц и млекопитающих. Благодаря работам О. Келера способность к " счету" стала такой же моделью для изучения зачатков мышления животных, как орудийная и конструктивная деятельность.

6.3.1. Методы изучения когнитивных процессов
(по: Зориной и Полетаевой 2001)

Основными методами изучения когнитивных процессов у животных являются: выработка дифференцировочных условных рефлексов, формирование " установки на обучение", метод отсроченных реакций, метод обучения в лабиринтах, обучение " выбору по образцу" и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.