Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зоопсихология и сравнительная психология. 6 страница






Нужно сказать, что приведенные выше исследования страдают тем общим недостатком, что количественная характеристика деятельности, выполняемой организмом после периода изоляции, практически невозможна.

4.5.4. Метод муляжа

Четвертым методическим приемом, широко используемым при изучении инстинктивного поведения в эксперименте и отчасти в природе, является метод муляжей. Муляж по идее имитирует природные раздражители и хорошо известен охотникам, применяющим модели уток или такие звуковые раздражители, как манки. К группе методических приемов муляжирования относятся воспроизведение как моделей животных и растений, так и пищевых веществ, запахов и звуков, имитирующих природные раздражители. Метод имитирования природных взаимоотношений широко распространен в экспериментальной биологии. Он широко применялся еще Фабром в наблюдениях над насекомыми, Цитовичем при изучении натуральных условных рефлексов (меловая болтушка, имитирующая молоко), Элли (АПее, 1931) при изучении газообмена при групповых скоплениях моллюсков (пустые раковины и т. д.). Интересными фактами, установленными с помощью муляжей, являются факты усиления врожденных реакций или их ослабления при соответствующем усилении или ослаблении контрастности цветов раздражителя (например, более яркое оперение муляжа птицы-партнера при половом поведении), при действии запахового раздражителя большей интенсивности, чем природный и т. д. Эти факты представляются важными для изучения проблем физиологической адекватности раздражителей, значения силовых отношений природных раздражителей.

Наибольший интерес с этой стороны представляет описание полового поведения самца колюшки на приближение к нему различных искусственных моделей самки (?, 1955). Если модель (даже весьма грубая по оформлению) имеет расширение в области брюшка, то со стороны самца колюшки наблюдается реакция ухаживания. Если модель самки не имеет этого расширения (имитирующего наличие неоплодотворенной икры), то реакция ухаживания отсутствует или даже может наблюдаться агрессия. В этом случае применение муляжа, лишь в какой-то степени имитирующего живой биологический объект, вызывает более интенсивную реакцию, чем натуральный раздражитель – самка с менее раздутым брюшком.

Из методов изучения инстинкта, применяемых физиологами, следует остановиться на методе разрушения и раздражения отдельных частей мозга (центральной нервной системы) и на методе изучения гормональных влиянии на инстинкт.

4.5.5. Метод разрушения и раздражения отдельных частей центральной нервной системы

Этот метод занимает большое место в изучении инстинкта. Особенно большое значение приобрел этот метод в связи с развитием техники исследования функции центральной нервной системы, прежде всего электрических явлений. Однако роль отдельных нервных элементов в проявлениях инстинктов изучалась уже очень давно, и наиболее простые приемы всегда включали удаление отдельных воспринимающих элементов нервной деятельности.

Большое место в изучении инстинктов занимают исследования деятельности желез внутренней секреции. Уже самый факт, что такие явления, как функции размножения и спаривания, постройка гнезд у птиц и т. д., происходят периодически в течение года, указывает на большое значение в проявлениях инстинкта сезонных изменений в организме. Последние же, как показывают многочисленные современные исследования, тесно связаны с сезонным циклом деятельности желез внутренней секреции, таких как надпочечники, гипофиз, щитовидная железа, половые железы.

4.5.6. Фармакологические методы в изучении инстинкта

Значительное место заняло за последнее время изучение химических воздействий на отдельные участки центральной нервной системы – фармакологические методы в изучении инстинкта. Так, введение специальных микроканюль в различные области промежуточного мозга позволяет проводить хроническое воздействие различными возбуждающими и тормозящими нервную систему веществами. Так, например, оказалось возможным таким образом возбуждать или угнетать пищевую активность животных, жажду и т.д.

Еще большее значение для понимания проблем инстинкта имеет применение в последнее время так называемых психотропных веществ, действующих на организм как через нервную систему, так и путем изменения функции эндокринных желез и обмена веществ. К ним, прежде всего, относятся вещества, блокирующие импульсы, приходящие с анализаторов, или напротив, стимулирующие стволовые отделы мозга, вызывают возбуждение животного.

Наиболее сложным оказывается изучение влияния фармакологических средств на специфические проявления инстинкта. В настоящее время исследование действия новых фармакологических препаратов на видоспецифическое поведение животных является необходимым этапом общей оценки их психотропного действия.

Этой проблемой занимается специальный раздел современной экспериментальной медицины – " фармакоэтологии", которая, изучает характер и механизмы действия психотропных средств на внутривидовое поведение животных в естественных или лабораторных условиях. Используя в качестве биологической модели социальное и агрессивное поведение грызунов, а также точные методы регистрации и классификации видоспецифического поведения создателям этого метода удалось дать точную характеристику " антиагрессивных", " антисоциабельных", " анксиогенных и анксиолитических" (т.е. модулирующих страх и тревогу) эффектов большого числа психотропных средств.

Методически изучение инстинктивной деятельности представлено в настоящее время очень широко. По существу для исследования инстинкта применяются все современные методы изучения поведения, высшей нервной деятельности, нейрофизиологии, эндокринологии и физиологии анализаторов. Однако, тем не менее, далеко не все методы являются применимыми для наблюдения над различными формами инстинктивной деятельности.

Тема 5
НАУЧЕНИЕ КАК ФОРМА РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

5.1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Итак, как мы видим, каждый инстинктивный акт представляет собой сложное переплетение врожденных и приобретенных элементов. Индивидуальный опыт животного позволяет ему адаптироваться к условиям среды обитания, он способствует выживанию и успешному размножения конкретного животного.Индивидуально-приспособительная деятельность животного весьма разнообразна и состоит из множества как врожденных, так и приобретенных компоненты разной природы. Самая большая доля этих компонентов приходится на разные формы обучения.

Мы считаем нужным обратить внимание читателей на некоторое расхождение в терминологии, часто встречающееся в разных литературных источниках. В психологической литературе обычно фигурирует термин " научение". Физиологи, зоологи, этологи и исследователи поведения животных других специальностей предпочитают использовать термин " обучение". В большой степени это разночтение связано с разным переводом с английского языка одного и того же " learning". Таким образом оба эти термина по своей сути означает совершенно одно и то же!

В психологии обучением принято называть процесс, когда есть тот, кто обучает – обучающий, т.е субъект обучения. Субъект, приобретающий в процессе обучения новый опыт называется субъектом научения, а сам процесс – научением.

Проблема приобретения индивидуального опыта, образования навыков, создание новых способов обучения и изучение физиологических механизмов привлекает к себе внимание огромного количества исследователей самого широкого профиля, а также дрессировщиков и педагогов. В связи с многопрофильностью явления возможно существований разных определений самого феномена обучения. Как представляется нам, предмету современной зоопсихологии наиболее соответствует определение обучение, данное У. Торпом (Thorpe, 1963).

Обучение – это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта.

Индивидуально – приспособительная деятельность, помимо разных форм обучения включает в себя и такой важнейший элемент, как рассудочная деятельность, который мы рассматриваем ниже.

Обучение играет исключительно важную роль в жизни животных и человека, поэтому изучению этой проблемы посвящено огромное количество научных исследований.

5.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Формы обучения животных весьма многообразны и поэтому существует целый ряд их классификаций.

В частности, З.А. Зорина и И.П. Полетаева (2001), на основе данных О. Меннинга (Manning, Dawkins, 1992), Д. Дьюсбери (1981), Р. Томаса (Thomas, 1996), Дж. Пирса (Реагсе, 1998) и др., предлагают следующую классификацию форм индивидуально-приспособительной деятельности животных.

Неассоциативное обучение:

· привыкание.

Ассоциативное обучение:

· классические условные рефлексы;

· инструментальные условные рефлексы.

Когнитивные процессы:

· латентное обучение;

· выбор по образцу;

· обучение, основанное на представлениях о пространстве; порядке стимулов; времени, числе.

О. Меннинг и Д. Дьюсбери включали в свои классификации также и «инсайт-обучение». Однако и когнитивные процессы, и инсайт-обучение в большой степени относятся к области рассудочной деятельности.

В. Торп (1963) выделяет две группы процессов, связанных с обучением: неассоциативное и ассоциативное, при этом в понятие ассоциативное он включает и те типы, которые у предыдущих авторов рассматриваются в качестве когнитивных.

Способность к обучению базируется на присущем центральной нервной системе свойстве пластичности, которая проявляется в способности системы изменять реакции на повторяющийся многократно раздражитель, а также в случаях, его совместного действия с другими факторами.

5.2.1. Неассоциативное обучение

Неассоциативное обучение заключается в ослаблении реакции на раздражитель при его повторных предъявленьях. Любой незнакомый объект при первой встрече вызывает у животного ориентировочную реакцию, которая со временем угасает. Это происходит за счет наиболее примитивной формы обучения – привыкания.

5.2.1.1 Привыкание.

Данная реакция представляет собой наиболее примитивную форму обучения. Это самая элементарная индивидуально вырабатываемая реакция снижения возбудимости называется привыканием. Она возникает при многократном систематическом повторении определенного раздражителя, не грозящего организму существенными последствиями, и заключается в постепенном достаточно устойчивом ослаблении самой реакции или уменьшении частоты появления вплоть до полного ее исчезновения. Иными словами, животное «обучается» не реагировать на раздражитель, не причиняющий ему вреда, и привыкание становится как бы «отрицательным обучением». Так, например, человек, живущий в непосредственной близости от железной дороги, вскоре совершенно перестает реагировать на шум проходящих поездов, хотя вначале они его заметно раздражают, и мешают спать.

Мы привыкаем к тиканью часов, к шуму текущей воды, к рекламным щитам и вывескам. Эти раздражители перестают доходить до нашего сознания. Для нас привыкание означает возникновение такого состояния, когда мы легко узнаем раздражители, с которыми постоянно приходится сталкиваться; воспринимая эти раздражители как вполне обыденное явление, мы игнорируем их.

Реакция привыкания не является утомлением. Не удается обнаружить ни мышечной усталости, ни усталости рецепторных аппаратов – так называемой сенсорной адаптации. После выработки привыкания условный раздражитель продолжает восприниматься животным. Если его чуть усилить, он тотчас же вызовет реакцию.

Привыкание распространено чрезвычайно широко: от примитивных существ до человека включительно. Оно обеспечивает адекватность реакций организма, устраняя все лишние, необязательные, не приносящие ощутимой пользы, не затрагивая лишь самые необходимые, что позволяет экономить массу энергии. Животное способно притерпеться к любым воздействиям, с которыми ежедневно встречается на своей территории, и не откликаться на них ни ориентировочной, ни оборонительной реакциями, адаптироваться к товарищам по стаду и ограничить свои реакции, возникающие в их присутствии, лишь действительно необходимыми. Короче говоря, не будь привыкания, любое животное было бы похоже на пуганую ворону, которая шарахается от каждого куста. Благодаря привыканию происходит стандартизация общественного поведения любого сообщества животных, что одновременно приводит к обострению восприятия важнейших ключевых стимулов.

5.2.2. Ассоциативное обучение

При ассоциативном обучении в ЦНС формируется временная связьмежду двумя стимулами, один из которых изначально был для животного безразличен, адругой, выполнял роль вознаграждения или наказания. Формирование этой связи обнаруживается в виде изменений в поведении животного, которые называются условными рефлексами. В психологии этот процесс называют обусловливанием.

Условные рефлексы существенно отличаются от описанных выше индивидуально вырабатываемых приспособительных реакций привыкания. У большинства животных они могут быть образованы на любой раздражитель, для восприятия которого организм имеет соответствующие рецепторы. Выработка условных рефлексов происходит при сочетании индифферентного и безусловного раздражителей при обязательном предшествовании первого (подробнее об условиях выработки условных рефлексов см. гл.3). Очень важной особенностью условных рефлексов является способность к угашению при отсутствии подкрепления. Именно поэтому физиологи часто называют их " временными связями". Биологическое значение способности забывать очень велико – живому организму совершенно ни к чему постоянно удерживать в памяти события и явления, с которыми он не сталкивается в настоящий момент и таким образом перегружать ЦНС. В то же время, выработанные однажды условные рефлексы легко вспоминаются животными при восстановлении ситуации, которая привела к их возникновению. Таким образом, они обладают высокой стабильностью, а у высших животных способны сохраняться всю жизнь, если, конечно, не возникнет серьезных причин для их полного устранения.

Условные рефлексы являются обширным классом реакций. Существует множество принципов их классификации:

· по модальности условного раздражителя (зрительные, звуковые, обонятельные, кожные и т. д.);

· по характеру ответной реакции животного (двигательные или секреторные);

· по ее биологическому смыслу (пищевые, оборонительные, половые);

· по способу образования (условные рефлексы первого, второго, третьего и высших порядков, имитационные условные рефлексы и др.);

· по временным характеристикам образуемых условных рефлексов (наличные и следовые).

Кроме того, имеются условные рефлексы, вырабатываемые на простые раздражители и на различные виды комплексных раздражителей, натуральные на естественные признаки предметов (например, на запах пищи) и искусственные – на случайные ее признаки (например, бренчание миски), классические, инструментальные и др.

5.2.3 Экспериментальное изучение условно рефлекторной деятельности

Ассоциативное обучение, включающее классические и инструментальные условные рефлексы, интенсивно исследовалось на протяжении всего XX века.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.