Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольные работы (все контрольные обязательны к выполнению).






Контрольная №1.

1. Дайте определение инстинкту. Можно ли применять понятие инстинкта по отношению к человеку? Почему?

2. Развитие орудия в филогенезе. Дайте краткую характеристику, опишите этапы развития.

3. Опишите один из классических экспериментов с крысами.

Контрольная №2

1. Дайте определение научению. Приведите примеры научения и примеры врожденных реакций.

2. Язык и речь. Как становилась речь в филогенезе? Что можно называть языком, а что речью?

3. Опишите один из классических экспериментов с шимпанзе

Контрольная №3

1. Опишите игру у животных. Чем она отличается от игры ребенка?

2. Обозначьте ключевые моменты в развитии поведения животного и человека.

3. Опишите один из классических экспериментов с птицами

 

Задание:

1. Необходимо предоставить отчёт о наблюдении за тремя (не менее) животными, принадлежащими разным систематическим группам, напр., насекомые (беспозвоночные, скелет наружный); позвоночные хладнокровные (рыбы, амфибии, рептилии); позвоночные теплокровные (птицы, млекопитающие).

2. Изучите этологические понятия и используйте их в отчёте при описании своих наблюдений.

Альтруистическое поведение – одно животное жертвует собою, защищая членов своей семьи или стаи; встречается у общественных насекомых, птиц, млекопитающих.

Амбивалентное поведение – противоречивое поведение животного, когда оно не может сделать выбора между двумя борющимися потребностями и выбирает третий путь.

Биологические часы – ритмы, управляющие поведением животных (суточные, сезонные).

Взаимное кормление распространено среди социально организованных насекомых и некоторых видов птиц.

Внутренние механизмы отражения действительности – инстинкты сохранения, побуждающие специфическим образом информировать сородичей об опасности.

Восприятие цельное и частичное – маленькие животные начинают жизнь с восприятия частей целого (птенец чайки видит только красный клюв, позже – видит всю птицу, а потом и всё окружение в целом).

Высвобождение – проявление инстинктивного поведения (ФКД) в ответ на побуждающий стимул (событие).

Групповая защита – объединение животных в группу для защиты от врагов. Например, лошади выстраиваются кругом, головой внутрь круга, отбиваясь задними копытами; птицы образуют стаи и окриками отгоняют врага.

Демонстрации – ритуальные формы поведения, осуществляемые при ухаживании, чтобы привлечь партнёра.

Доминирование – подавление деятельности других в стаде или стае.

Драйв (побуждение) – такие состояния животного, в основе которых лежат базисные потребности – голод, жажда, половое влечение, запускающие поисковые реакции.

Инстинкт – (от лат. Instinctus – побуждение) – совокупность сложных наследственно обусловленных стереотипных действий, совершаемых одинаково всеми особями данного вида в ответ на внешние и внутренние раздражители для удовлетворения основных биологических потребностей. Единицами инстинктивного поведения считают фиксированные комплексы действий (ФКД, fixed action patterns) – видоспецифические (одинаковые у всех особей данного вида), генетически обусловленные, стереотипные по порядку и последовательности исполнения двигательные акты. Их называют также видоспецифическими (или видотипическими) формами поведения. В структуру инстинктивного поведения входят хорошо скоординированные движения, выразительные позы, психофизиологические реакции, воспроизводящиеся в строгой последовательности. В инстинктивном поведении выделяют подготовительную, или поисковую фазу, которая достаточно вариативна, и завершающую, более постоянную.

Навигация (ориентация) – тесно связана с миграцией, напр., птицы, рыбы.

Паттерны (образы) поведения – каждый основной инстинкт (избегание, охота, размножение) имеет свои специфические формы поведения, позы и т.д.

Полифакториальный контроль над поведением – типы поведения, контролируемые (зависящие) от двух и более факторов внешней и внутренней среды организма.

Половое поведение – поведение животных во время брачного периода в определённое время года (брачный сезон).

Принцип конкурирующего вытеснения – замещение одного экологического вида другим, вплоть до вымирания, при возникновении условий, благоприятствующих экспансии одного из видов.

Релизер (ключевой раздражитель) – специфический сигнал, запускающий инстинктивное поведение (ФКД).

Ритуальная борьба – турнирная или церемониальная борьба, ФКД разрешающие конфликт, запрограммированные генетически так, чтобы сражающиеся приносили как можно меньше вреда друг другу; способствует сохранению вида.

Родительская забота – развита у млекопитающих, птиц, среди насекомых, некоторых рептилий, рыб. Защита молодняка и обучение его родителями поведению в различных ситуациях явилась важным шагом в эволюции.

Социальная этология – изучает социальное поведение животных с учётом условий окружающей среды, инстинктивных реакций, индивидуальных навыков, приобретённых в течение жизни и т.д., чтобы во всей полноте представить жизнь социальных видов животных.

Территориальное поведение – поведение, определяемое территорией проживания.

Территориальные отношения – маркировка своей территории постоянная или временная (на время спаривания или гнездования) запахами, звуками, визуальными метками.

Феромоны – химические вещества, вырабатываемые животными с целью обмена информацией (внутривидовая коммуникация). Информация о принадлежности виду, полу, фазе полового цикла, идентификации особей, их возраста, настроения, маркировки территории, дорог, ведущих к источнику, пище, врагов.

Хоминг (инстинкт дома) – особенность некоторых животных возвращаться домой издалека.

Этограмма – полное описание поведения отдельного животного или вида, полный перечень двигательных актов, наблюдаемых у данного вида.

3. Напишите отчет по требуемой форме.

Недостающую информацию по частной биологии, экологии и этологии животных Вы сможете найти в специальной литературе.

Ведение записей:

1. Дата.

2. Погодные условия (солнце, облачность, ветер и т.д.).

3. Название животного – №..: систематика (тип, класс, отряд, видовое – русс.).

4. Время наблюдения.

5. Индивидуальные особенности:

-цвет

подмечайте все оттенки и особенности распределения окраски животного.

-размер

величину сравнивайте: если птица, то с размером воробья, дрозда, вороны и т.д., если животные – то с мышью, крысой, сурком, лисицей, волком, оленем, медведем и т.д., но лучше, если можно измерить;

-форма (зарисовать)

если птица – форма клюва, ног, крыльев, когтей. У млекопитающих – рога, голова, уши, хвост, очертание тела, обратите внимание на детали;

-голос и другие звуковые характеристики

-пища

какова пища в дикой природе, как охотиться или питаться, чем кормят в неволе?

-период активности

указать период активности в живой природе;

-жилище

характерные признаки жилища в живой природе (описать, если можно – зарисовать);

-экологические особенности

изучение взаимосвязей живого с окружающей средой:

а) приспособленность животного к климатической среде обитания в дикой природе (холод, жара, водная среда и т.д.);

б) влияние географических особенностей (горы, долины, степи, пустыни, тёплые течения, прибрежные зоны и т.д.);

в) взаимоотношения между животными (хищничество, симбиоз: мутуализм, комменсализм, паразитизм: внешний и внутренний);

 

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету):

1. Предмет и задачи зоопсихологии

2. Методы зоопсихологических исследований

3. прикладное значение зоопсихологии

4. Инстинкт и научение в свете эволюционной теории.

5. Внешние факторы инстинктивного поведения

6. Внутренние факторы инстинктивного поведения

7. Структура инстинктивного поведения

8. Общая характеристика процесса научения

9. Навык и подражание.

10. Общая характеристика игры у животных.

11. Первые действия игрового типа. Манипуляционные игры.

12. Игровое общение. Виды совместных игр. Сигнализация в игровом общении.

13. Познавательная функция игровой активности. Игры высшего типа.

14. Развитие психики в перинатальный период

15. Эмбриогенез и развитие психического отражения

16. Развитие психики в раннем постнатальном периоде

17. Ранее постнатальное поведение

18. Ранний опыт

19. Развитие психики в игровом (ювенильном) периоде

20. Антропогенез человека и приматов.

21. Антропогенетически значимые черты в психике и поведении животных (на примере шимпанзе).

22. Орудийная деятельность животных.

23. Общая характеристика интеллектуального поведения животных

24. Проблема происхождения трудовой деятельности.

25. Предметная, предтрудовая деятельность млекопитающих.

26. Орудие, функциональное значение орудия.

27. Проблема зарождения общественного взаимодействия.

28. Появление и развитие речи. Язык животных и язык человека.

29. Элементарная сенсорная психика

30. Перцептивная психика

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.