Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молоком травяным я тебя препоясал 4 страница






Известно, что среди народов Северного Кавказа представителя­ми индоевропейской языковой семьи являются осетины – пришельцы из южнорусских степей, потомки древнего народа, называвшегося ала­нами. Выдающийся советский лингвист В.И.Абаев, говоря о скифс­ких языках (к которым относится и аланский язык), отмечает, что при сравнении их со славянскими языками бросается в глаза «обилие спе­цифических скифо-славянских схождений» и что по количеству этих схождений скифо-славянские связи «далеко превосходят... связи скиф­ского с любым другим европейским языком и языковой группой» [408]. Он же считает, что множество осетинских слов в балкарской речи, чрезвычайная близость внешнего облика балкарцев к типу соседней осетинс­кой народности дигорцев (где очень значителен процент светловолосых и светлоглазых людей), характерное для осетин и балкарцев цоканье – все это «следует бесспорно считать аланским наследием» [409] (курсив мой. – С.Ж.). Кроме того, В.И.Абаев отмечает, что: «выявле­но немало случаев, когда осетинский смыкается именно с севернорусскими (онежскими, архангельскими) говорами, минуя южнорусские» [410]. Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что различные авторы в разное время подчеркивали: на севере Европы (от Балтики до Урала или Ледовитого океана) обитали скифоаланы (Пто­лемей IIв. н.э.) [411], русоланы (исландские саги), [412] аланы, которые сами себя звали «веси» (Адам Бременский XI в) [413].

Таким образом, между древним населением севера Восточной Европы, которое вышеперечисленные авторы называли «аланами» или «русоаланами», а выдающийся лингвист Н.Я.Марр – «северными сарматами» или «русами», и потомками алан – осетинами и балкарца­ми – народами Северного Кавказа, судя по всему, родство более тес­ное, чем может показаться на первый взгляд. И поэтому нет ничего уди­вительного в том, что очень много общего в языке осетин и северно­русских диалектах, что ножка тарногской прялки так похожа на осетин­ские и балкарские (т.е. аланские) надгробья. Перед нами свидетель­ства древних передвижений родственных племен и народов на новые тер­ритории, когда они, уходя со своей прародины, уносили с собой свои обряды, верования, мифы, традиции и культуру.

Основания для таких выводов дают не только надгробия Север­ного Кавказа, но и древние памятники Средней Азии, где и в настоящее время живет индоевропейский народ – таджики. Так, например, най­денный во время раскопок Краснореченского городища (Сарыта) гли­няный сосуд для костей умерших (оссуарии) VII–IX вв. н.э. был укра­шен резным орнаментом, удивительно похожим на декор лопаски тарногской прялки. Те же розетки, композиции из треугольников, ве­точки. О значимости подобного орнамента говорит не только нахожде­ние его на оссуарии, но и то, что орнамент резьбы в жилых помещениях древнего Сарыта был иной – не геометрический, а растительный. Краснореченский оссуарии, кроме того, украшают лепные фигурки мужчин в характерной позе, со скрещенными на груди руками [414]. И здесь вновь приходится вспоминать донца русских прялок в виде мужской полуфи­гуры со скрещенными руками и шестилепестковой розеткой на тулови­ще. Надо отметить также, что в Таджикистане трехгранно-выемчатая резьба, аналогичная севернорусской, издревле была распространена на мазарах – «могилах святых», михрабах – т.е. объектах, связанных с культами предков и плодородия.

Для сравнения имеет смысл обратиться также к культурным тра­дициям жителей гор Гиндукуша (Афганистан), потомков первых индо­европейских иммигрантов, еще не называвших себя «арьями», не по­читавших арийских богов и не знавших ведических ритуалов, т.е. пришедших сюда со своей восточноевропейской прародины задолго до начала II тыс. до н.э. [415] У них до настоящего времени распространена традиция делать деревянные резные памятные доски в честь знатных покойников в виде столбика, украшенного трехгранно-выемчатой резь­бой и завершающегося фигурой коня или всадника на одно- или двухго­ловом коне. К.Йеттмар считает, что последнее изображение (на двух­головой лошади), очевидно, было «самой высокой степенью почета, которую только можно себе представить» [416]. Но К.Йеттмар отмечает: в Северном Кафиристане «лошадей не держали», хотя «в качестве над­гробных памятников... часто ставили статуи всадников» [417]. Одно из та­ких изображений, находящееся в Национальном музее Кабула, являет­ся абсолютной аналогией севернорусским швейкам (очень близким по декору к прялкам), также часто завершающимся точно такими же и по построению, и по моделировке всадниками. Надо отметить, что антро­поморфные персонажи в резбе по дереву нуристанцев изображали толь­ко умерших людей, что касается божеств, то они представлены доска­ми, покрытыми геометрической резьбой определенного типа, иногда «напоминающими своими очертаниями человеческие фигуры». Здесь имеет смысл вспомнить, что символом верховного женского божества калашей (одной из народностей Нуристана) была резная доска, причем считалось, что основной смысл выражал именно трех­гранно-выемчатый орнамент, помещенный в центре этой дос­ки. Кроме того, у калашей резной столб, покрытый той же геометри­ческой резьбой, является «религиозным центром не только дома, но и семьи» [418].

Аналогичное орнаментальное решение декора резных балок – «бузовезов» характерно для творчества горных таджиков, т.е. населе­ния, в значительной мере сохранившего реликты древнейших арийских традиций. М.Рузиев в своей работе «Искусство таджикской резьбы по дереву» отмечает, что: «В памирском жилище перекладина является до сих пор обязательной архитектурной деталью. Она всегда орнаменти­ровалась резьбой. Связанная с древними традициями перекладина и поныне имеет широкое распространение в народной архитектруе памирцев», но в жилищах Памира «встречаются также перекладины, кото­рые не выполняют ни декоративную, ни утилитарную функции. Они тон­ки, не обработаны, только ножом намечены деления на множество квадратиков, иногда с крестами в каждом из них» [419]. Это последнее за­мечание М.Рузиева особенно интересно в связи с тем, что в данном случае балка-бузовез выполняла не утилитарные, а сакральные функ­ции, и отмечающий эти фугкции орнамент идентичен тому, что мы по­стоянно встречаем на лопасках северно-русских прялок.

В свете того, что говорилось ранее о функционировании прялок в качестве надгробий на территории королевства Боснии, где вместо кре­стов до середины XVIII в. (!) по обычаю ставили «простыя древеса съ преслицомъ», а также севернорусского обычая носить в Святки прял­ки на могилы или даже опускать их в свежевыкопанные могильные ямы, мы можем предположить, что общность формы и декора резных досок Гиндукуша, северокавказских надгробий, ножек и лопасок севернорус­ских прялок и швеек вызвана в значительной мере древним единством функций этих, столь, казалось бы, различных, предметов и родством на­родов, пользовавшихся одними и теми же знаковыми формами с одина­ковой смысловой нагрузкой. Если это так, то дальнейшее изучение и дифференциация типов прялок и их декора, возможно, даст в руки ис­следователей богатейший материал для изучения этногенетических и миграционных процессов, протекавших на протяжении длительного исторического периода на обширных территориях Евразийского мате­рика. Вероятно, именно вследствие таких этногенетических и миграци­онных процессов, наличие которых подтверждается данными антропологии [420], произошла сакрализация определенной техники резьбы по де­реву, определенного набора геометрических составляющих резного де­ревянного декора у народов, связанных единством происхождения, ге­нетическим родством.

Н.М.Бачинский, анализируя роль резного дерева в архитектуре Средней Азии, отмечает, что такой вид прикладного искусства, как резь­ба по дереву, представлен настолько разнообразно и в таких совершен­ных образцах, что «нет никаких сомнений в древности этого вида худо­жественного производства у коренного населения страны» [421]. Но он же ставит вопрос о том, «Как в стране, настолько бедной лесом, мог заро­диться и развиться до такого совершенства этот тонкий вид декоративной отделки» [422]. Н.М.Бачинский считает, что именно из-за высокой ценности и дефицитности дерева сложилось более внимательное отно­шение к этому материалу, что в свою очередь вызвало к жизни художе­ственную резьбу. Однако эта аргументация представляется малоубеди­тельной, так как точно такая же резьба, как и в бедной строительным деревом Средней Азии, была широко распространена вплоть до начала XX века в районах, где оно всегда, по меньшей мере с мезолитической эпохи, было основным строительным материалом, где из дерева созда­валось подавляющее большинство предметов быта: орудия, утварь, средства передвижения и т.д. – то есть в лесной и лесостепной полосе Восточной Европы.

Абсолютная идентичность технических приемов, элементов орна­ментов и даже их сочетаний, характерные для среднеазиатской и север­норусской резьбы по дереву, свидетельствуют скорее об общих этни­ческих истоках данной традиции и о том, что родиться она могла именно там, где леса было много и где из поколения в поколение люди отраба­тывали приемы обработки дерева и создали единый мир геометричес­ких образов, настолько значимых для них, что их потомки сохраняли эти образы на протяжении по меньшей мере III–IV тысячелетий.

Только древней сакрализацией дерева и резного орнамента, по­мещенного на нем, можно объяснить то, что в Средней Азии в обычном городском и сельском жилом доме большинство видимых деревянных деталей покрывалось резьбой, и, прежде всего – ворота или двери в ограде дома. Н.М.Бачинский отмечает, что в таких городах как Самарканд, Бухара, Ташкент, Хива, Ура-Тюбе и многих других почти в каждом доме еще в середине XIX века ворота и двери обязательно были покры­ты резьбой. Эта резьба была еще более присуща таким сооружениям XVIII–XIX вв. как медресе, мечети, дворцы, караван-сараи [423]. В художественном оформлении дверей и ворот Бухары значительное место за­нимает геометрический орнамент, который отличает бухарскую резьбу от резьбы других районов Средней Азии и состоит из зигзагов, ромбов, квадратов, свастик, 5, 6, 8, 10 и 12-ти лучевых звезд, выполненных двух-трехгранно-выемчатой резьбой. В такой же древней технике выполнялся декор дверей в Ходженте, где доминируют простые геометрические фигуры в виде квадрата, ромба, зигзагов, розеток [424]. Аналогичная традиция особенно характерна для горных районов Средней Азии. Так, М.Рузиев отмечает, что: «резьба и роспись по дереву – характерная черта таджикского декоративно-прикладного искусства не только домусуль-манского периода и средних веков, но и советского времени», и что рез­ные двери «дар», ставни «дарича» и ворота «дарвоза» имели в архитектруе Средней Азии важное декоративное значение [425]. Он пишет о том, что архаические формы в искусстве и архитектуре памирцев дожили до сегодняшнего дня и что многие, крайне древние, технические и художе­ственные приемы таджикской резьбы, сахранились как в культовой, так и в гражданской архитектуре Горного Таджикистана. На резных балках-бузовезах, на дверных планках, бывших обязательным объектом геометрической орнаментации в Горном Таджикистане, на Памире, размещалась, как правило, композиция из резных крестов, зигзагов, ромбов и многолепестковых розеток. М.Рузиев пишет: «Граненая резьба – излюбленный вид резьбы резчиков-горцев. Различные варианты выем­чатых треугольников, гофр, розеток позволяли народным мастерам со­здавать весьма оригинальные композиции и светотеневые контрасты». И далее: «Памятники народного искусства горных районов Таджикис­тана часто хранят в себе узоры-символы, восходящие к родовому строю, ко временам язычества и поклонения стихийным си­лам природы. Смысл этих мотивов был давно забыт. Но они перехо­дили по традиции из рода в род, а порою, став привычным декоратив­ным элементом, приобретали новое значение и новый смысл» (курсив мой. – С.Ж.) [426]. Сравнивая геометрическую резьбу Афрасиаба X в. и резные датели из древнего городища Пенджикента VII в., М.Рузиев делает вывод, что древние орнаментальные композиции зачастую дохо­дят до наших дней без изменений. Среди таких композиций в резьбе Бухары и Верхнего Зеравшана одной из самых распространенных была та, что характерна еще для парадных залов древнего Пенджикента – центральные прямоугольные медальоны с кругами-розетками в центре и сиянием в виде веера по углам [427]. Но именно такие композиции являются одними из самых распространенных в трехгранно-выемчатом декоре севернорусских прялок.

Многочисленные аналогии севернорусской резьбе по дереву мы находим также в прикладном искусстве народов Северо-Западной и ча­стично Центральной Индии. Судя по археологическим материалам, с приходом ариев во II тыс. до н.э. на территорию Индостана, там также очень широко стал применяться резной трехгранно-выемчатый декор архитектурных деталей. Вероятно, довольно долго сохранялись тради­ции деревянного зодчества, принесенные ариями с их богатой строи­тельным лесом восточноевропейской прародины. Так, в эпосе описы­ваются дворцы с резными стенами, дверями и колоннами [428]. Однако, из-за специфических климатических условий Индии, где деревянные детали довольно быстро разрушались, уже в древности началась заме­на дерева на камень, на который в значительной мере была перенесена резная орнаментация, присущая деревянной трехгранно-выемчатой резьбе. Но в Северо-Западных районах Индии до настоящего времени при строительстве жилых домов продолжают широко использовать де­рево, украшая его резьбой. Н.Р.Гусева пишет, что в эпоху средневеко­вья в некоторых областях Индии еще возводились великолепные зда­ния из дерева и что в современной Индии наибольшее количество деревянных строений можно видеть в Кашмире и штатах Уттар-Прадеш, Западный Бенгал и Махараштра [429]. Интересно, что некоторые, ха­рактерные для севернорусской деревянной прялочной резьбы, для резь­бы по дереву Бухары и Горного Таджикистана, элементы орнамента сохранились в Индии в очень своеобразной форме – это роспись мине­ральными порошковыми красками на земле у входа в дом, возле алта­рей и мест жертвоприношений – «ранголи» и узоры на женских руках, где довольно часто встречается характерная для резьбы композиция из семи шестилепестковых розеток, объединенных в круг, вихревые розет­ки, сегнерово колесо, свастика и т.д. Очень интересна приводимая Н.Р.Гусевой резная деревянная дверь из штата Мадхья-Прадеш, где все резные детали, за исключением фигур слонов, имеют себе много­численные аналогии, как в резьбе Гиндукуша, так и в деревянной резьбе лесного пояса Восточной Европы и, в частности, в прялочной резьбе Русского Севера [430]. На дверях из штата Мадхья-Прадеш мы вновь встре­чаем декор из косых крестов и ромбов, пересеченных прямым и косым крестом, о котором мы говорили в связи с культовым костяным скифс­ким молотком из Пастырского городища (VI в. до н.э.), средневековы­ми русскими каменными надгробиями из Московского Кремля (XII–XIV вв.), тарногской прялкой конца XIX в. и т.д., отмечая, что этот орна­мент исследователи связывают с символикой плодородия древнего на­селения Евразийской лесостепи и степи III–II тыс. до н.э.

Одной из характерных деталей резного орнамента Гиндукуша, Памира, Ирана, Индии являются также ряды прорезных треугольни­ков, которые встречаются постоянно и в деревянной домовой, и прялочной резьбе Русского Севера. Исследователи считают, что такой ор­наментальный мотив является характерным для декора вещей индоиранской принадлежности в период продвижения ариев через Сред­нюю Азию и Закавказье на территориир Индийского субконтинента и Ирана. Так, М.Н.Погребова отмечает, что орнамент из прорезных тре­угольников на кинжалах – характерная деталь для Восточного Закав­казья и Северного Ирана в XIV–XII вв. до н.э., т.е. периода начала экспансии ариев на эти территории [431]. Она считает, что эта орнаменти­ка, характерная для эпохи поздней бронзы и раннего железа районов современных Армении и Азербайджана, является серьезным этничес­ким указателем, отмечающим пути подвижек индоиранцев на новые тер­ритории. Вероятно, М.Н.Погребова права, так как именно такой ор­намент украшает нож поздней бронзы из Сеймы Горьковской области, тип которого одинаков от Енисея до Урала и ничем не отличается от «срубного» ножа Дона, Десны и Волги [432]. Этот орнамент постоянно при­сутствует на изделиях из кости раннескифских курганов VII в. до н.э. Правобережного Поднепровья [433], на изделиях из бронзы начала-се­редины I тыс. до н.э. с территории Северного Кавказа [434], на бронзовых ножах и деталях конской упряжи VII–VI вв. до н.э. из Кармир-Блура и Самтавро (Закавказье) [435]. Орнамент из рядов прорезных треугольни­ков был характерен в эпоху поздней бронзы и для территории Индийс­кого субконтинента, точнее его северо-западной части. Таким орнамен­том украшен меч из Форта Мунро (Пакистан), особое внимание которому уделил Р.Гейне-Гельдерн, считавший его бесспорно вещью западного происхождения (именно основываясь на данном орнаменте), еще раз подтверждающей, что факт нахождения на территории Индос­тана в конце II – первой половине I тыс. до н.э. носителей этих запад­ных культурных традиций несомненен [436]. О проникновении этих носите­лей западных традиций далеко на восток, вплоть до Порт-Артура, свидетельствуют найденные там глиняные модели домов, стенки кото­рых украшал орнамент из рядов прорезных треугольников. Здесь же были найдены, относящиеся как и модели домов к рубежу нашей эры, бронзовые фантастические личины рогатых гениев, имевших челове­ческие лица, звериные уши и бычьи рога. С.В.Киселев, описывая их, отмечал «ярко подчеркнутые некитайские черты» и то, что «они даже более европеоидны, чем самые европеоидные из современных им... по­гребальных портретных масок», то есть «перед нами тот, обладавший крупными чертами лица европеоидный человек, который с древнейших времен и почти до начала нашей эры был господствующим в Южной Сибири» [437]. Но орнамент из прорезных треугольников, аналогичный де­кору срубных ножей середины II тыс. до н.э. Дона, Десны и Волги, сейминских ножей, распространенных в эпоху поздней бронзы от Нижнего Новгорода до Енисея, бронзовых изделий I тыс. до н.э. Северного Кав­каза и Закавказья, и, наконец, меча из Северо-Западной Индии конца II – начала I тыс. до н.э., постоянно присутствует в декоре ажурных славянских (позднезарубинецких) бронзовых, украшенных выемчатой эмалью, фибул IV–V вв., в орнаменте вятичских височных колец ХШв., в каменном декоре Черниговской Пятницкой церкви рубежа XII–XIII вв., Рождественского и Успенского соборов XV в. в с. Ферапонтово, храмов Кирилло-Белозерского монастыря, фронтона палат удельных князей в Угличе XV в. и многих других памятников средневековой русской архи­тектуры, и в узорочье севернорусских прялок, швеек, вальков, рубе­лей, льнотрепал конца XIX – начала XX вв.

Таким образом, в архаической крестьянской деревянной резьбе Русского Севера, как и в ткачестве, вышивке, кружеве этого региона, в огромном количестве сохранились до конца XIX – начала XX вв. древ­нейшие орнаментальные схемы, общие какдля восточнославянских, так и для индоиранских народов. Использование этих орнаментальных сим­волов в одном и том же качестве – оберегов и знаков сакрального начала как восточнославянскими так и индоиранскими народами вплоть до порубежья века нынешнего и века минувшего, свидетельствует об исключительном значении данных орнаментов в древности и о том, что создавались они, вероятнее всего, на основании одной и той же мифо­логической основы, у этнически единой группы племен, впоследствии распавшихся, разошедшихся и потерявших связь между собой. Но един­ство орнаментальных комплексов, которые обычно неповторимы и про­должают хранить древние традиции, свидетельствуют о древней общ­ности этих народов.

Об особой значимости трехгранно-выемчатой резьбы, как свое­образного этнического определителя и индикатора этно-миграционных процессов, свидетельствует то, что этот вид резьбы, широко распрост­раненный у скандинавов, балтов и восточных славян, живущих в бога­тых лесом районах, столь же щироко распространен и в Средней Азии, отнюдь не богатой лесом, но у народов, этногенез клоторых связан с индоиранскими племенами эпохи бронзы и раннего железа, продвинув­шимися в этот регион с территории Восточной Европы.

Вывод о сакральной значимости трехгранно-выемчатого орнамен­та у балто-славянско-индоиранских народов (а, возможно, и в целом у индоевропейцев) подтверждается и тем, что у финно-угров, живущих как и славяне, балты и скандинавы в районах богатых лесом, трехгран­но-выемчатая резьба не имела широкого распространения. И более того – В.А.Шелег в результате картографирования районов бытования трех­гранно-выемчатой геометрической резьбы как наиболее распространенного вида орнаментирования в русском народном искус­стве, пришел к выводу о том, что у прибалтийско-финских народов – эстонцев, финнов, а также у карел и вепсов, такая резьба встречается в основном в районах, пограничных с расселением скандинавов, балтов и славян. У коми такой вид резьбы характерен также для районов активных контактов с русскими. Что же касается поволжских финно-угорских народов, то трехгранно-выемчатая резьба для них в целом не характерна и встречается в основном в западных, контактных с русски­ми, районах [438]. Таким образом, практически все финно-угорские наро­ды восприняли этот вид резьбы от индоевропейцев, сами же такой вид орнаментации не разработали, хотя, повторяем, всегда жили в зоне, до­статочно богатой деревом.

Все это еще раз свидетельствует о высокой сакральной значимо­сти трехгранно-выемчатого орнамента именно в индоевропейской, кон­кретно балто-славянско-индоиранской среде, и о том, что на основании распространения и сохранения такого орнамента у современных наро­дов, зачастую живущих на значительных расстояниях друг от друга, мы можем судить о их древнем единстве и вероятном этногенетическом род­стве. Именно трехгранно-выемчатую орнаментику исследователи свя­зывают с символикой добра и плодородия древнего индоевропейского населения Евразии III–II тыс. до н.э. И наиболее ярко и широко пред­ставлен такой трехгранно-выемчатый орнамент именно на севернорус­ских прялках, которые, как мы выяснили выше, были не только про­стым инструментом для получения нити. Они символизировали собой мужское начало, участвующее в процессе прядения нити – аналога жизни, судьбы, мысли, потомства; они были воплощением Древа жиз­ни, несущего на своих ветвях Вечное Время – прошлое, настоящее и будущее; они были надмогильными памятниками и соединяли мир жи­вых и мир мертвых, предков и потомков.

Будучи воплощением Верховного Изначального Божества, прял­ка была символом плодородия и способствовала увеличению плодоро­дия всего живого на Земле. Именно в ней, как нельзя лучше, воплотилась идея вечной гармонии бытия, с его бесконечным перетеканием жизни в смерть, а смерти – в жизнь. И это, разумеется, далеко не все. Образный язык русской народной прялки, ее трехгранно-выемчатого узора, еще ждет своего прочтения. И здесь хотелось бы вспомнить сло­ва, сказанные В.В.Стасовым более ста лет назад: «Орнаменты всех вообще новых народов идут из глубокой древности, а у народов древне­го мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии. Каж­дая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выра­жением известных понятий, представлений. Ряды орнаментистики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную при­чину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чув­ства» [439].


ГЛАВА ШЕСТАЯ

Веда – значит Знание

 

ЗАГАДКИ. ГИПОТЕЗЫ. ФАКТЫ

 

 

Говоря об истоках многих северорусских обрядов, ритуалов, тра­диций, о возможной дешифровке образов народных сказок, былин, за­говоров, мы постоянно обращались к такому древнему источнику, как эпос Махабхарата, созданный в глубинах тысячелетий предками индо-ариев. Теперь пришла пора рассказать о том, какие еще, порой совер­шенно неожиданные знания, донес до наших дней этот удивительный феномен науки и культуры.

Так что же представляет собой сама Махабхарата?

Среди множества преданий, сохраненных памятью человечества, древнеиндийский эпос Махабхарата считается одним из величайших и древнейших памятников культуры, науки и истории предков всех индо­европейских народов. Изначально это было повествование о междоу­собице племен куру, многочисленного народа, жившего более 5 тыся­челетий назад между Индом и Гангом. Постепенно к основному тексту прибавлялись новые, и до нас Махабхарата дошла содержащей почти 200 тысяч строк стихов и состоящей из 18 книг. Сегодня мы хотели бы обратиться к одной из них – «Лесной», в которой описаны священные источники – реки и озера страны древних арьев, т.е. земли, на которой и разворачивались события, рассказанные в великой поэме.

Но, говоря об этой стране, называемой эпосом Бхаратой, мы прежде всего должны помнить о том, что завершающим событием по­вествования была грандиозная битва между войсками двоюродных бра­тьев, произошедшая на поле Куру в 3102 году до н.э. Однако, как сви­детельствуют данные науки, арийских племен на территории Ирана и Индостана в это время еще не было, и жили они на своей прародине, достаточно далеко от Индии и Ирана. Но где же она находилась, где разворачивались все эти грандиозные события? Этот вопрос волновал ис­следователей еще в прошлом веке. Так, в середине XIX века Шпигель высказал мысль о том, что такой прародиной была территория Восточ­ной Европы между 45° и 69° северной широты. О реке Волге, как вос­точной границе прародины арьев, на основании изучения древних тек­стов, в 1912 году писал Кнауер. Вновь, уже в середине нашего века, к мысли о том, что прародина всех индоеврпейцев находилась на землях Восточной Европы, вернулся немецкий ученый Шерер.

И действительно, судя по текстам Ригведы, Махабхараты и Авес­ты, древние арьи прекрасно знали флору и фауну Европейского Севера, поклонялись Полярной звезде, Большой Медведице, созвездию Касси­опеи, Волопаса и Персея, т.е. созвездиям Приполярья и Заполярья. Один из переводчиков текста Махабхараты на русский язык академик Б.Л.Смирнов отмечал, что: «Большой исторический интерес для ре­шения вопроса о родине арийцев представляют... сообщения текста о том, что ближайшие к Полярной звезде созвездия описывают круги, центр которых – Полярная звезда... Эти созвездия не заходят за гори­зонт, то есть описывают круг, который можно проследить почти весь в течение одной ночи, особенно зимой, только в странах, расположенных не южнее приблизительно 55°–56° с.ш. Текст говорит об опасностях арктических путешествий и прямо указывает: как только человек про­никает дальше на Север, он погибает» [440]. Но, судя по текстам Махабха­раты и Авесты, в эпический период (т.е. до 3 тыс. до н.э.) арьи жили не только на севере, но и на юге, и в центре Восточной Европы. Из чего мы делаем такой вывод? Как известно, великая река нашей Родины Волга вплоть до 2 века н.э. носила имя, под которым ее знала священная кни­га древних иранцев Авеста – Ранха или Ра. Но Ранха Авесты аналогич­на реке Ганге Ригведы и Махабхараты, именно на ее берегах жили древ­ние арьи, предки современных индийцев и иранцев. «Через ряд столетий пронесли арии память о своей прародине и о ее великой реке Волге. Ведическое Rasa, авестийское Ranha,... название мифической реки, которая «опоясывает землю»...», – пишет В.И.Абаев [441].

Так что же за люди, какие народы населяли в то далекое время Центральную Россию?

Как повествует Авеста, по берегам моря Воорукаша («Молочно­го моря» Махабхараты) и Ранхи (Волги) располагался ряд арийских стран от Арьяна-Вэджа (арийского простора) на крайнем севере до семи индийских стран на юге, за Ранхой (т.е. в Центральной России). Эти же семь стран упоминаются в Ригведе и Махабхарате как земли между Гангой и Ямуной, на Курукшетре. О них говорится: «Прославленная Курукшетра, все живые существа, стоит только прийти туда, избавляются от грехов...», или «Курукшетра – святой Алтарь Брахмы; туда являют­ся святые брахманы-мудрецы. Кто поселился на Курукшетре, тот ни­когда не узнает печали, о царь». Зато население других стран древние арьи оценивали несколько иначе: «тех, что обитают вне пределов Химавана, в удалении от Ганги, Сарасвати, Ямуны и Курукшетры... нечис­тых, стоящих вне дхармы (закона)... следует всячески избегать» [442].

Нам остается ответить на вопрос – так что же это за реки Ганга и Ямуна, между которыми лежала страна Брахмы. Мы уже выяснили, что эпическая Ранха-Ганга – это Волга. Но, как следует из древнеиндийс­ких источников, единственным крупным притоком Ганги, текущим с юго-запада, была река Ямуна. А так как Ганга – Волга, то, следовательно, Ямуна – это наша Ока! Возможно ли это? Судя по всему – возможно. Не случайно в течении Оки то там, то здесь попадаются реки с названи­ями: Ямна, Ям, Има, Имьев. И, более того, согласно арийским текстам, вторым именем реки Ямуны было Кала. Так вот, до сих пор устье Оки называется местными жителями устьем Калы. Кроме того, Ямуна в сред­нем течении называлась Вака, и также зовется в Рязанской области река Ока.

Упоминаются в Ригведе и Махабхарате и другие крупные реки. Так, недалеко от истока Ямуны (Оки) размещался исток текущей на во­сток и юг и впадающей в Червоное (Красное) море реки Синдху («Синдху» на санскрите – поток, море). Но вспомним, что в ирландских и русских летописях Черное море называлось Черемным, то есть Крас­ным. Так, кстати, до сих пор называется участок его акватории на севе­ре. На берегу этого моря жил народ синды, и располагался город Синд (современная Анапа). Можно предположить, что Синдху древнеарийских текстов – это Дон, чьи истоки находятся недалеко от истока Оки. Тем более, что в позднеантичных и римских текстах Дон иногда называ­ют Синдом.

В Волго-Окском междуречьи есть множество рек, над именами которых тысячелетия оказались не властны. Для доказательства этого не требуется особых усилий: достаточно сравнить названия рек Поочья с названиями «священных криниц» Махабхараты, точнее, той ее части, которая известна как «Ходение по криницам». Именно в ней дано опи­сание более 200 священных водоемов древнеарийской земли Бхараты в бассейнах Ганги и Ямуны (по состоянию на 3150 г. до н.э.):






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.