Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право первой ночи – детали






Это исторически-одобренное изнасилование, возможно, повлияло на уровень изнасилований во время войн прошлого десятилетия в бывшей Югославии. Однако были и другие исторические факторы, которые содействовали этому и использовались пропагандой в Боснии и Герцеговине, а также Сербии. В Османской империи бó льшая часть Сербии получила автономию в 1830 году, но Босния и Герцеговина оставались в составе империи вплоть до 1878 года, и сербы и хорваты находились там в невыгодном положении.

 

Притеснения и эксплуатация сербок и других христианских женщин мусульманскими мужчинами, особенно османскими чиновниками и помещиками, были главным источником возмущений. Полигамия и разврат мусульман, особенно богатых, приводили к тому, что в итоге жен или наложниц, взятых из числа христиан, а также мусульманок-полукровок, использовали и бросали, когда к ним пропадал интерес. Отсутствие минимальных прав приводило этих женщин к тому, что они были вынуждены иметь мало детей и прибегать к абортам, детоубийству и другим мерам по контролю над рождаемостью.

 

Другие «злоупотребления» были связаны с «правом первой брачной ночи» или «правом служения сеньору» (право феодала), когда янычары, дворецкие или помещики имели право лишать девственности всех невест сербов и других крепостных. Это зафиксировано во многих литературных источниках. Бывший политический деятель, боснийская сербка Биляна Плавшич в 1993 году утверждала, что изнасилования являлись военной стратегией мусульман и хорватов. По ее словам, это было «вполне нормальной практикой для мусульманской знати – обладать правом первой ночи с христианками» во времена Османской империи.

 

Левинзон цитирует белградского издателя Петара Ждаждича, заявившего, что существовала традиция, обязывающая сербских крепостных или крестьян ходить по дому, сняв обувь, когда османский чиновник или землевладелец приезжал к нему, чтобы развлечься с его женой. В первые годы османской оккупации янычарам, которые не только составляли ядро вооруженных сил, но и управляли крупными сельхозугодьями, запрещалось жениться до выхода в отставку – возможно, «право первой ночи» и аналогичные традиции являлись для них важной заменой брака.

 

Однако помещики становились все более наследственным классом. В Боснии приблизительно триста лет назад они должны были уговорить сербов прибыть из Черногории для того, чтобы стать на их землях рабами или испольщиками (испольщик – крестьянин, работающий на землях помещика и отдающий ему половину урожая). Росло желание мусульманских крестьян иметь собственную землю и работать на себя как мелкие фермеры, а не быть крепостными, но у христиан Боснии и Герцеговины эта возможность появилась только в конце 1830 года. Следовательно, «право первой ночи» и другие формы сожительства для сербок, хорваток и крепостных женщин стали сходить на нет только под закат османского правления. Класс помещиков составлял не более 5-10 процентов мусульманского населения – 4000 семей владели землями, перераспределенными по Земельной реформе 1919 года. Только у малой части мусульман-османов была возможность доступа к православным и христианским женщинам. Следовательно, «право первой ночи» не было широко распространено. В Косово до первой Балканской войны 1912 года большинство сербов были, по сути, рабами, обрабатывающими землю предводителей албанских кланов и турецких землевладельцев, однако неизвестно, влияло ли это на доступ к христианкам.

 

Вопрос, распространялась ли право доступа к чужим женщинам на все сообщество, или только на его привилегированную часть, является спорным. Несколько лет тому назад на австралийском канале SBS был показан греческий фильм, сюжет которого посвящен имевшей место эксплуатации греческих невест и жен, которые были крепостными на сельскохозяйственных угодьях османского помещика за пару десятилетий до объявления греческий независимости в 1830 году. Этот фильм 50-х годов также демонстрирует, что «злоупотребления» не доходили до лишения будущей невесты девственности, а аренда земли была формой приданого в обмен на сексуальные услуги.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.