Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды экологического аудита






 

ЭА может быть добровольным и обязательным, то есть существуют определенные условия для проведения экологического аудита.

Обязательность ЭА может быть регламентирована нормативными правовыми актами или сложившейся практикой организации и выполнения работ в некоторых областях деятельности. В частности ЭА при изменении собственника с объекта, передаче объекта в аренду или в качестве залога, выделили в отдельный вид аудирования, и является обязательным.

Обязательный аудит можно определить как ежегодную (или с другой периодичностью) проводимую аудиторскую проверку. Проводится для организаций и видов деятельности, перечень которых утверждается специально уполномоченным органом по ЭА. Обязательный ЭА может инициироваться (проводиться по требованию) специально уполномоченных государственными органами при урегулировании исков к нарушителям природоохранного законодательства.

Добровольный (инициативный) ЭА проводится исключительно по инициативе организации.

Регулярное осуществление ЭА должно постепенно становится нормальной практикой хозяйствующих субъектов, так как получаемые отчеты смогут заменить проведение дорогостоящих ОВОС в полном объеме.

Иногда ЭА подразделяют в зависимости от объема работы (анализа), срочности его проведения, степени детализации рассмотрения анализируемых аспектов и показателей. Выбор варианта (в соответствии с целями и задачами) ЭА производит заказчик. Каждый вариант (вид) ЭА отличается методической базой, регламентирующий оценку тех или иных экологических аспектов деятельности организации, содержанием выводов и рекомендаций. При экологическом аудировании может использоваться авторская методика, когда аудитор использует собственные подходы к анализу и оценке экологических аспектов. При высокой квалификации аудитора этот вариант эффективен, а с другой стороны затрудняется воспроизведение результатов аудита и отслеживание результатов работы организации, если последующий аудит проводит другой или фирма.

Анализ и оценка экологических аспектов может производиться по результатам сравнения с деятельностью других аналогичных подразделений или организаций. Но здесь необходимо выбрать аналог, который будет служить эталоном.

Анализ и оценка экологических аспектов и формулирование выводов по результатам ЭА может производиться путем сравнения с установленными нормами и стандартами, регламентирующими требования к объекту (производству), организации, системе управления, отдельным производственным процессам (например, с требованиями СТБ ИСО 14001, предъявляемыми к системе управления окружающей средой на предприятии). Такой подход является наиболее плодотворным, обеспечивает сопоставимость результатов ЭА, возможность отслеживания изменений (положительных и отрицательных) в деятельности и состоянии организации.

Несмотря на наличие различных подходов к анализу и оценке экологических аспектов, организации и процедура ЭА для всех типов ЭА имеют общие черты.

В экологическом аудите существуют три стороны:

ü Инициатор (клиент, заказчик);

ü Аудитор (аудиторская фирма);

ü Проверяемый объект (аудируемый объект или субъект).

Права и обязанности участников ЭА устанавливаются соответствующими нормативными правовыми и нормативными техническими актами. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок.

При проведении добровольного аудита заказчиком аудита является аудируемая организация (аудируемый субъект).

Аудитор в области экологии - физическое лицо или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отвечающие квалификационным требованиям, установленным специально уполномоченным государственным органом регулирования деятельности в области ЭА к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора в области экологии. Аудиторская организация, в штате которой должно быть не менее 3 аудиторов, осуществляет ЭА по одному или нескольким направлениям, оказывает сопутствующие ЭА услуги. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор осуществляет свою деятельность по проведении аудита после получения лицензии.

Как правило, ЭА осуществляется индивидуальным аудитором или группой аудиторов, представляющих аудиторскую организацию. Работа по ЭА проводится на основании договора, который заключают индивидуальный аудитор (аудиторская организация) с одной стороны, и аудируемый субъект, с другой. Все расходы по финансированию ЭА несет аудируемый субъект.

Работа проводится по заранее разработанной схеме (программе) проведения ЭА, которая включает исчерпывающий перечень вопросов, параметров, которые подлежат анализу и оценке в ходе ЭА. Этот же документ определяет состав необходимых приложений и структуру отчета по ЭА, требования к аудиторскому заключению.

Есть различные варианты перечней вопросов, на которые должны быть получены ответы в ходе ЭА. Часть из них определяется особенностями объектов аудировании. Так, специальные типы протоколов применяются в случаях аудита предприятий нефтеперерабатывающей, химической промышленности и др. В обычных случаях применяются стандартные формы протоколов. Большинство из крупных аудиторских организаций обычно разрабатывают и используют свои собственные протоколы.

Проведению аудита предшествует краткий обзор объекта с целью выявления наиболее значимых проблем, требующих углубленного исследования, в том числе с учетом мнения (или требований) заказчика. Согласно полученным данным об особенностях объекта программа ЭА уточняется.

Организация и проведение ЭА находится в ведении заказчика. Он нанимает аудитора (или аудиторскую организацию), оплачивает расходы по аудированию, определяет цели и критерии аудита, порядок использования материалов аудиторской проверки. Цели и задачи аудита, которые должны быть решены, выбираются в зависимости от того, что является основанием для проведения ЭА. Обычно ЭА проводится в течение нескольких дней (может быть больше) непосредственно при посещении объекта.

При реализации программы аудита, направленной на оценку экологической безопасности объекта в ходе его посещения аудиторами должны быть выполнены следующие основные действия:

ü Обход объекта и посещение всех участков намеченных в протоколе (программе) ЭА;

ü Анализ всех документов, фиксирующих выполнение природоохранных требований, норм санитарной, пожарной безопасности, техники безопасности и т.п., сбор копий наиболее важных на объекте документов;

ü Налаживание контакта и проведение бесед со специалистами и служащими на объекте). Например, с главным инженером, главным технологом, главным энергетиком, начальником очистных сооружений);

ü Проведение консультаций с представителями государственных контрольных органов и ознакомление с “делом” объекта в архивах этого учреждения.

На практике работа по организации и проведению ЭА состоит их нескольких последовательных этапов.

Этап 1. Подготовка аудита (этап обеспечивает заказчик). На этом этапе выполняется следующая работа:

ü Составляется план и график ЭА. Аудит проводится в рабочие дни и часы. Обеспечивается контакт с необходимыми специалистами на объекте обеспечение аудиторов на время работы средствами индивидуальной защиты, оборудованием, инструктаж по технике безопасности (обеспечивает представитель аудируемого объекта);

ü Определяются цели, уточняются критерии ЭА;

ü Выбирается группа аудиторов или аудиторская фирма;

ü Подготовка с аудиторами протокола экологического аудита.

Этап 2. Проведение экологического аудита аудиторами (аудиторской фирмой) непосредственно на объекте.

На этом этапе производится обзор и анализ информации по объекту. При проведении инспекции по объекту собирается информация, которая дает максимально полное представление об уровне экологической опасности объекта. Для оценки фактического воздействия на окружающую среду аудируемого объекта аудиторами могут быть использованы методы материальных балансов и технологических расчетов, фотосъемка и видеосъемка.

Настоящий этап завершается обобщением и оценкой результатов аудита, составлением проекта отчета с выводами и рекомендациями и информированием о них заказчиков.

При выполнении 1 и 2 этапов, может быть выявлено, что имеющихся данных и информации по аудируемому объекту недостаточно для достижения целей, которые поставлены заказчиком аудита, что может служить основанием для прерывания аудирования и продолжения его после получения достаточно необходимой информации.

Этап 3. Разработка и согласование выходных документов по результатам аудита.

На этом этапе подготавливается проект отчета по ЭА и по результатам его обслуживания с учетом уточнений и замечаний.

Окончательный вариант отчета с выводами и рекомендациями предоставляется заказчику. Единых требований к содержанию отчета по ЭА нет. Для обязательного аудита целесообразно сформулировать единые требования к выводам и рекомендациям по результатам аудита, так как они являются основанием для принятия мер и заключения формулировки заключения специально уполномоченными государственными органами.

Этап 4. Использование результатов аудита заказчиком.

Все материалы, полученные в результате ЭА, и сам окончательный отчет являются конфиденциальной информацией, которая принадлежит, т.е. является собственностью заказчика ЭА. При реализации программы добровольного ЭА заказчик разрабатывает план действий по реализации рекомендаций с целью обеспечения соблюдения требований технических и правовых норм в области природопользования и охраны окружающей среды, создания системы управления окружающей средой, охраны здоровья людей [23].

Опыт ЭА свидетельствует о том, что существует множество возможностей эффективного использования его результатов. Это:

ü Идентификация ранее не учтенных источников воздействия на окружающую среду и отходов;

ü Оптимизация потребления ресурсов;

ü Обоснование целесообразности проведения дополнительных изысканий и НИОКР;

ü Обоснование и сравнение альтернативных вариантов, предложений по внедрению новой техники, природоохранных и других мероприятий;

ü Оценка дополнительных капитальных и производственных затрат по вариантам решений и срокам их окупаемости;

ü Определение вероятных источников финансирования (долевого участия предприятий в строительстве или реконструкции очистных сооружений и систем размещения и удаления отходов);

ü Возможное уменьшение или исключение существующих и снижение риска возникновение дополнительных штрафных санкций и эколого-экономической ответственности (возмещение ущерба);

ü Определение дополнительных затрат на развитие системы мониторинга и производственного экологического контроля;

ü Уменьшение производственных затрат и возможная прибыль, связанная с появлением дополнительной продукции.

При обязательном ЭА использование его результатов в компетенции заказчика аудита. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения по результатам обязательного ЭА определяются правилами (стандартами) аудиторской деятельности, разрабатываемыми специально уполномоченным государственным органом в области ЭА.

Экологический аудит объединяет программы и методики уже существующих видов аудита – производственного, финансового, аудита на соответствие.

Например, внутренний аудит предприятия включает анализ внутреннего контроля управления производственным процессом, оценку слабых сторон и неполадок контрольного оборудования, учёт риска для окружающей среды обследуемого объекта, сбор доказательств практической эффективности внутреннего экологической политики, оценку собранных материалов для определения недостатков проверяемой системы мероприятий по охране окружающей среды, представление отчёта о результатах экологического аудита.
На основе выводов экологического аудита разрабатывается план действий, уточняющий совокупность корректирующих мер [3], [23].

Наряду с внутренним экологическим аудитом, за рубежом часто используется и целевой экологический аудит, направленный на выявление воздействия на окружающую среду и включающий оценку аварий, инвентаризацию оборудования, оценку потенциального риска, оценку состояния окружающей среды.

Экологический аудит, направленный на оценку аварий, заключается в идентификации предприятий — возможных источников аварий, изучении качественного и количественного воздействия возможной аварии на состояние окружающей среды, подготовке соответствующих рекомендаций.

Экологический, аудит оборудования направлен на инвентаризацию природоохранного оборудования и его использования.

Оценка экологического риска ставит своей задачей изучение сценариев возможных аварий и их последствий для окружающей среды и населения. Анализ предусмотренных мер и средств предупреждения и ограничения последствий аварии, порядок расчёта ущерба, нанесённого деятельностью предприятия, детализацию средств смягчения этого ущерба, оценку воздействия на среду остаточного загрязнения, систему информирования надзорных организаций и граждан о возможной аварии.

Среди разнообразия видов экологического аудита выделяют два основных: внутренний и внешний аудит.

Внутреннее ЭА является важным инструментом, обеспечивающим функционирование системы управления окружающей средой в организации вместе с этим, при проведении внутреннего ЭА обеспечение объективности и независимости результатов очень проблематично. Поэтому понятие “внутренний аудит” редко упоминается в нормативно - правовых актах и публикациях.

Внутренний экологический аудит - один из способов контроля за соблюдением деятельности звеньев структуры экономического субъекта, требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Целью внутреннего аудита является выявление проблемных участков в организации и разработка эффективных мероприятий по улучшению экологической ситуации.

Его основная задача – решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка экологической политики предприятия.

Внутренний аудит является неотъемлемой частью экологической политики предприятия. Он может быть независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:

ü содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

ü объемов показателей негативного воздействия на окружающую среду;

ü состояния внутреннего экологического контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта.

Как правило, функции внутреннего аудита включают в себя:

1. проверки систем внутреннего экологического контроля, мониторинга и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;

2. проверки информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе экологической отчетности;

3. проверки соблюдения природоохранного законодательства, различных нормативных актов, а также требований экологической политики предприятия, инструкций, решений и указаний руководства;

4. оценку эффективности экологической политики предприятия, оценку контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

5. разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по совершенствованию экологической политики предприятия [23].

Объективность внутреннего экологического аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представить отчеты только назначившему его руководству и этот отчет независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего экологического контроля и т.п.

Задачи внутреннего экологического аудита определяются руководством, исходя из потребностей управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом [43].

Внутренний экологический аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность экологической отчетности в соответствии с действующим природоохранным законодательством. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения в экологической политике предприятия [23].

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.

В таблице 2 перечислены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.

Таблица 2.

Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита

Факторы Внутренний аудит Внешний аудит
Постановка задач Определяется руководством исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)
Объект Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия Главным образом система учета и экологической отчетности предприятия
Средства Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита) Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами
Цель Определяется руководством предприятия Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности экологической отчетности и подтверждение соблюдения действующего природоохранного законодательства
Вид деятельности Исполнительская деятельность Предпринимательская деятельность
Организация работы Выполнение конкретных заданий руководства Определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки
Взаимоотношения Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него Равноправное партнерство, независимость
Субъекты Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом деятельности
Квалификация Определяется по усмотрению руководства предприятия Регламентируется государством
Оплата Начисление заработной платы по штатному расписанию Оплата предоставленных услуг по договору
Ответственность Перед руководством за выполнение обязанностей Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами
Методы Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности.
Отчетность Перед руководством Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

В условиях формирования рыночных отношений выявляется новое направление развития функций экологического аудита, как средства оптимизации и активизации предпринимательской деятельности на основе соблюдения принципов экологической политики. Одновременно с контрольными функциями экологический аудит выполняет экономическую и экологическую экспертизу по привлечению капитала, развитию инвестиций, внедрению ноу-хау, ресурсосбережению, снижению экологических издержек и т.д. [27].

Без введения системы независимого экологического аудита, невозможно сделать всестороннюю оценку влияния предприятия на окружающую среду, включая оценку количественных и качественных характеристик, степень риска, аварийности, эффективности выполнения природоохранных мероприятий и ведомственного контроля и другие направления [25].

Экологический аудит является особым механизмом экологической политики. Этот механизм более демократичен, чем остальные, и в большей степени универсальный, так как в процессе экологического аудирования производится независимая оценка соответствия или несоответствия проектной и технической документации. А также характеристик состояния окружающей среды, использования природных ресурсов и другой хозяйственной деятельности предприятия требованиям существующего законодательства и действующим нормативам в области охраны окружающей среды; дается оценка правильности выдачи предприятием информации о воздействии на окружающую среду; оценивается состояние окружающей среды на предприятии, территории. А эта информация в руках современного образованного менеджера может принести предприятию значительно больше пользы для успешного развития и выхода на международный уровень, чем государственный контроль и система мероприятий по управлению качеством окружающей среды, обязательная для исполнения – ОВОС, мониторинг. Эта информация позволит наметить стратегию вывода предприятия (отрасли) на современный уровень производства, принятый в развитых странах [52].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.