Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие буддизма с 1990 года






В Бурятии, Калмыкии, Туве, Санкт-Петербурге восстанавливаются уцелевшие буддийские храмы и открываются новые, при монастырях создаются учебные заведения, приглашаются тибетские учителя.

В России буддизм обретает также популярность среди русских и других народов.

В настоящее время в России представлены многие буддийские школы: тхеравада, несколько направлений Махаяны, в том числе японский дзэн, корейский сон и практически все школы тибетского буддизма.

Буддизм в Российской Федерации провозглашён одной из четырёх традиционных для России религий, наряду с православием, исламом суннитского толка и иудаизмом.

18—19 мая 2009 года в Москве впервые в России прошёл форум «Дни традиционного российского буддизма». Участие в этом мероприятии приняли представители Бурятии, Калмыкиии Тувы. В рамках форума состоялся диалог различных школ буддизма, практикующих буддистов и представителей российской буддологической школы. Форум проходил вМеждународном Центре-музее имени Н. К. Рериха[3][4].

 

Со временем буддизм расщепился на две основные ветви: либеральную (Махаяна — большая колесница, или широкий путь спасения) и консервативную (Теравада — путь старца и немногих). Эти ветви настолько отличаются друг от друга, что их можно рассматривать как разные религии.

Маха́ яна (санскр. म ह य ा न, дословно «Великая колесница»; кит. 大 乘, да-чэн; тиб. ཐ ེ ག ་ པ ་ ཆ ེ ན ་ པ ོ ་, theg-pa chen-po) — наряду с хинаяной[1] одно из двух основных существующих направленийбуддизма, отличающихся по философии и способам практики. Буддизм Махаяны возник в Индии и связан с одной из древних исторических школ буддизма — Махасангхикой. В течение своей истории буддизм Махаяны распространился из Индии в другие азиатские страны, такие как Китай, Япония, Вьетнам, Корея, Тибет, Непал, Бутан, Монголия, а также в отдельные регионы России.

Махаяна — Великая (Большая) колесница буддийского пути, проходя по которому, буддисты стремятся достичь Пробуждения во благо всех живых существ. В основе теории и практики Махаяны лежит развитие бодхичитты и внеличностной (запредельной) мудрости Праджняпарамиты.

Махаяна — это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы (вследствие чего изредка можно встретить ещё одно её название — Бодхисаттваяна). Она включает Сутру и Тантру.

Численность приверженцев Махаяны на конец XX века — около 600 миллионов человек.

Происхождение Махаяны[править | править исходный текст]

Истоки Махаяны всё ещё не вполне ясны[11], так как на Западе считается, что она существовала как отдельная школа в конкуренции с так называемой «Хинаяной». Из-за высокого почитания Будд и Бодхисаттв, Махаяна часто интерпретируется как более религиозная форма буддизма, возможно, берущая начало в почитании ступ[12], и поэтому часто сравнивается с европейской протестантской реформацией. Эти представления были в значительной степени уменьшены в наше время в свете гораздо более широкого круга ранних текстов, которые теперь стали более доступны.[13] Эти тексты Махаяны часто изображают строгое равнение на путь Бодхисаттвы, и участие в аскетическом идеале монашеской жизни, сродное идеям, выражаемым в Сутре о Носороге [14]. Старые взгляды о Махаяне в настоящее время в значительной степени отклонены и считаются ошибочными и неправильными по всем пунктам[15].

Самые ранние письменные свидетельства о Махаяне происходят от сутр, появившихся в начале нашей эры. Ян Натье отмечает, что в некоторых из самых ранних текстов Махаяны, таких как Ugraparipṛ ccha Sū tra используется термин «Махаяна», но нет доктринальных отличий между Махаяной в этом контексте и в текстах ранних школ. Нет и того, что «Махаяна» относится скорее к образу Будды Гаутамы и путиБодхисаттвы, стремившегося стать полностью просветлённым Буддой[16].

Не существует никаких доказательств того, что Махаяна является отдельной формальной школой или сектой буддизма, но было то, что она существовала как определённый набор идеалов, а затем доктрин, для бодхисаттв[16]. Пол Уильямс также отметил, что в Махаяне никогда не было и никогда не пытались добиться отдельной Винаи или согласования с линией школ раннего буддизма, и поэтому каждый бхикшу или бхикшуни придерживались Махаяны формально и принадлежали к ранней школе. Это продолжается и сегодня с Дхармагуптакой, согласованной с линией вВосточной Азии, и Муласарвастивада, согласованной с линией в тибетском буддизме. Поэтому у Махаяны никогда не было отдельного соперника из ранних школ[17].

Китайский монах Ицзин, который побывал в Индии в VII веке, отличает Махаяну от Хинаяны следующим образом[18]:

Обе принимают одну и ту же Винаю, и у них есть общие запреты из пяти преступлений, и та же практикаЧетырёх Благородных Истин. Те, кто почитают бодхисаттв и читает сутры Махаяны, называются махаянистами, а те, кто этого не выполняет, называются хинаянистами.

Большая часть ранних сохранившихся свидетельств происхождения Махаяны приходит из ранних китайских переводов текстов Махаяны. Эти учения Махаяны впервые распространялись в Китае благодаря Локакшеме, первому переводчику сутр Махаяны на китайский язык во II веке.

Старейшие надписи[править | править исходный текст]

Самая ранняя каменная надпись, содержащая признаки Махаяны была найдена в Индии в Матхуре, и датируется около 180 г. На останках статуи Будды надпись гласит: «Сделано в 28 год правления царя Хувишки, … для Будды Амитабхи» (сегодня эти останки в музее Матхуры).

Однако, этот образ был сам по себе из крайне маргинальных и изолированных в общем контексте буддизма в Индии в то время, и при этом не было прочного и долгосрочные последствия[27]. Доказательства этимологии «Махаяны» в индийских надписях на период до V века очень ограниченны по сравнению с писаниями Махаяны, передающихся в то время от Центральной Азии в Китай[28][29].

Следует отметить, что эти расхождения между переводом текстов и эпиграфическими доказательствами предполагают существование отличий школ Махаяны от школ Хинаяны. Эта точка зрения была в значительной степени опровергнута в последнее время, так как Махаяна в настоящее время признаётся в качестве традиции в контексте ранних буддийских школ, а не как отдельное движение.

Поздний буддизм Махаяны[править | править исходный текст]

В период позднего буддизма Махаяны, развивалось четыре основных философских направлений: Мадхъямака, Йогачара, теория Тахагата-гарбхи, и буддийская логика[30]. В Индии Махаяну стали представлять две основные философские школы — Мадхьямака и позже Йогачара[31].

Наследие раннего буддизма Махаяны[править | править исходный текст]

Ранние формы Махаяны, такие как доктрины и учения Праджняпарамита, Йогачара, Природа Будды и Буддизм Чистой Земли всё ещё очень популярны в Восточной Азии. В некоторых случаях они получили достаточное развитие, в то время как в других ситуациях они рассматриваются более традиционно. Пол Уильямс отметил, что в этой традиции на Дальнем Востоке первостепенным было изучение сутр[32].

Наследие позднего буддизма Махаяны[править | править исходный текст]

Поздние формы буддизма Махаяны в Индии лежат в основном в школах Эзотерического буддизма. Они были заменены в Индии и Центральной Азии после прихода ислама (Суфизм и др.) и индуизма. Они по-прежнему существуют в некоторых районах Гималаев. В отличие от восточно-азиатских традиций, наблюдается сильная тенденция в тибетском буддизме и гималайских традициях косвенный подход к сутре, через посредство экзегетического трактата[32].

Махаяна

 

Махаяна - это направление в буддизме, иногда называемое " северным буддизмом". Именно этот вариант буддийского учения распространился в Китай, Тибет, Монголию, Корею и Японию. Изначально буддизм Тхеравады был сосредоточен на медитации и концентрации, восьмеричном святом пути; в результате центральным моментом была монастырская жизнь и, как следствие, медитации отнимали черезчур много времени. Такое положение дел оставляло мало возможностей большинству людей для того, чтобы приобщиться к нему, поэтому в первом столетии нашей эры в рядах будистов произошел раскол, причем была предпринята попытка переформулировать учения Будды с тем, чтобы адаптировать их для большего количества людей. Они называли свой новый Буддизм " Большей колесницей" (буквально - " Большой воловьей повозкой"), или Махаяной - так как к нему могло приноровиться больше людей и больше верующих разного общественного положения. Они делали различие между собой и основным потоком буддизма тхеравады, пренебрежительно называя его Хинаяной или " меньшей колесницей". Однако махаянисты не считали, что дают Буддизму новый старт, скорее они претендовали на раскрытие изначального учения Будды, примерно также как протестантские реформаторы Христианства заявляли, что они не создают новое Христианство, но раскрывают его изначальную форму. Махаянисты заявляли, что их свод писаний представляет собой окончательное учение Будды. Тот факт, что этих учений не было на протяжении более пяти столетий, они обосновывали тем, что эти учения были секретными и их доверяли лишь наиболее приверженным последователям. Каковы бы ни были истоки Махаянских доктрин, они являют собой значительное отклонение в философии. Общая цель Махаяны сводилась к тому, чтобы передать религиозные полномочия большему числу людей, а не сосредотачивать их в руках нескольких. Махаянистам удалось превратить Буддизм в более эзотерическую религию, развив теорию ступеней буддовости. Высшей являлась собственно буддовость, которой предшествовало множество жизней в качестве Бодхисаттвы. Эта идея Бодхисаттвы была одним из основных нововведений Буддизма Махаяны. Термин Бодхисаттва, или " Мудрое существо", " душа, которой суждено достичь высшей Мудрости", изначально был введен для объяснения природы прошлых жизней Будды. Перед своей последней жизнью в облике Сиддхартха Гаутамы он много жизней работал над развитием соей буддовости. В этих прошлых жизнях он был бодхисаттвой, или " буддой в ожидании", совершая деяния, проявляя невероятное великодушие, любовь и сострадание по отношению к окружавшим его существам. Группа литературных произведений, посвященная прошлым жизням Будды называется " Джатаки", или " Истории о рождениях". В то время как мы ничего не знаем о наиболее ранних формах Буддизма, существует свидетельство о том, что наиболее ранние последователи верили в то, что был только один Будда и других не ожидается. Однако вскоре появилась и начала утверждаться доктрина о Майтрее, или " Грядущем Будде". Так буддисты верили в то, что второй Будда придет и очисти мир. Также они верили в то, что первый Будда предсказал имя Грядущего Будды, что значит, что Грядущий Будда уже существует на земле, переходя от одной жизни к другой. То есть некто, живущий на земле, уже Майтрея. Будущим Буддой может быть официант, принесший Вам еду, ребенок, играющий на улице или Вы сами. А что, если на земле больше одного Будды? Если их пять? Десять? Миллион? Тогда шансы того, что кто-то из Ваших знакомых в будущем станет Буддой сильно возрастают. Цель Буддизма Тхеравады практсчески недостижима. Для того, чтобы сделать буддизм более эзотерической религией Махаянисты изобрели два уровня, предшествующие достижению состояния Буддой. В то время как достижение состояния Будды - это высшая цель, человек может достичь состояния Пратъека-будды (единолично пробужденного), что значит, что он пробудился в истине, но держит это в тайне. Ниже уровня Пратъека-будды находится уровень архата или " достойной души" - человека, который узнал истину от других, и сам осознал ее. Буддисты Махаяны сделали достижение состояния архата целью для всех верующих. Верующий узнает истину, приходит к осознанию истины и потом уходит в Нирвану. За счет тезиса о том, что любой может достичь состояния архата, эта доктрина послужила основой для того, чтобы Махаяну стали называть " Большой Колесницей". Целью тхеравады было достижение личного спасения, цель Маханы - достижение состояния бодхисаттвы, отказ от личного спасения ради того, чтобы помочь другим живым существам и привести их к освобождению. В Махаяне активным началом выступает не воля индивида, а помощь бодхисаттв. И наконец, Махаянисты завершили превращение Буддизма из философии в религию. Буддизм Тхеравады утверждает, что Будда - это историческое лицо, которое после смерти перестал существовать. Однако среди буддистов были сильные тенденции к тому, чтобы почитать Будду как своего рода Бога, эти тенденции начались еще в ранний период жизни Будды. Махаянисты развили теологию Будды, называемой доктриной " Трех Тел", или Трикая. Будда не был человеком, как это утверждалось в буддизме Тхеравады, но был проявлением духовного существа. У этого существа - три тела. Когда он пришел на землю в форме Сиддхартхи Гаутамы, он принял форму Магического превращения (нирманакая). Это тело было эманацией Тела Благословения (Самбхогакая), которое живет на небесах в форме бога, управляющего вселенной. У Тела Благословеня существует много форм. Одно из них - Амитаба, который правит нашим миром и живет в раю, небесах, называемых Сукхавати, или " Земле чистого благословеня". В конце концов, тело благословения является эманацией Сущностного Тела (Дхармакая), которое является первоисточником всего во вселенной. Это сущностное Тело, первопричина и закон Вселенной стало синонимом с Нирваной. Это - приблизительно вселенская душа, а Нирвана стала соединением с этой вселенской душой.

Тхерава́ да, стхавиравада (пали: theravā da, санскр. थ े र व ा द, theravā da IAST ; स ् थ ा व ि र व ा द, sthā viravā da IAST «учение старцев» / «учение старейших») — старейшая сохранившаяся школа буддизма. Эта школа достаточно консервативна, и в целом ближе к раннему буддизму, чем другие существующие буддийские традиции.[1] Многие века именно эта школа являлась доминирующей религиозной традицией в Шри-Ланке и большей части Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд). Тхеравада также практикуется меньшинствами в Китае (дайцы, хани, ва, ачаны, буланы), Вьетнаме (кхмеры), Бангладеше (народы баруа, чакма, магх, танчангья), Малайзии и Индонезии. С недавнего времени Тхеравада набирает популярность в Сингапуре и на Западе. На сегодняшний день, насчитывается более 150 миллионов буддистов тхеравады (также известных как тхеравадинов), и за последние несколько десятилетий Тхеравада стала укореняться на Западе[2] и в Индии.

Тхеравада и термин «Хинаяна»[править | править исходный текст]

Распространённое по сей день наименование этой и некоторых других школ буддизма «Хинаяна» («Малая колесница») встречает сопротивление со стороны некоторых последователей школы Тхеравада, так как те считают, что оно подразумевает неблагоприятное сравнение с Махаяной — «Большой колесницей», а кроме того, имеет ещё и оскорбительный смысл. Однако основной смысл термина «Хинаяна» заключается в том, что её последователи, в отличие от последователей Махаяны, считают своей целью освобождение. Целью же практики Махаяны является достижение состояния Будды для помощи всем живым существам. Многие махаянские учителя и ваджрачарьи, например Далай-лама XIV, подчеркивают важность уважения к учениям и школам хинаянского толка как неотъемлемой части Учения Будды.

Основы[править | править исходный текст]

Тхеравада — самая консервативная школа буддизма. Цель последователя Тхеравады — достижение состояния, полностью свободного от всех загрязнений и заблуждений. По сравнению с махаяной для Тхеравады характерно применение рационалистического подхода и сравнительная простота ритуала.

Тексты этой ветви буддизма — палийский канон — записаны на языке пали, одном из пракритов древней Индии.

История[править | править исходный текст]

Считается, что Тхеравада сложилась во время Третьего буддийского собора, ок. 250 г. до н. э, в Индии, в правление императора Ашоки. Благодаря его прозелитической деятельности Тхеравада стала известна также на эллинистическом Западе (Александрия, Антиохия, Афины и др). Некоторые из Эдиктов Ашоки были написаны на древнегреческом и арамейском языках.

В настоящее время она является основной школой буддизма в Шри-Ланке (ок. 70 % населения) и большинстве континентальных стран Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд). Тхераваду также традиционно практикуют некоторые национальные меньшинства Юго-Западного Китая, Вьетнама, Бангладеш, Малайзии. Сравнительно недавно Тхеравада также получила распространение в Сингапуре и Австралии.

В 1891 году Дхармапала основал «Maha Bodhi Society», ознаменовав начало буддийского возрождения в Индии.

В современном мире насчитывается порядка 100 млн последователей Тхеравады. В Новейшее время она распространилась в США и Европе.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.