Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 10






Актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня, поскольку их удовлетворение является необходимым условием перехода на следующий уровень. Человек стремится подняться все выше и выше по «лестнице» мотивов, и это стремление в основном и определяет его поведение.

Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания, приобретающие различные формы эмоций, аффектов, стрессовых состояний, настроений, собственно чувств.

Эмоция (франц. emotion или лат. emovere – возбуждать, волновать) – это психический процесс, протекающий в форме переживаний и отражающий личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Эмоции способны предвосхищать ситуации, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Изменения во внешней или внутренней среде приводят к изменению в эмоциональной сфере, что отражается на особенностях поведения человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоции связаны со всеми другими психическими явлениями: ощущением, восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью.

Выделяют следующие основные аспекты анализа эмоций:

1. Физиологические механизмы эмоций: с помощью различных физиологических показателей возможно определение эмоции, переживаемой человеком.

2. Выражение эмоций (эмоциональная экспрессия): носит универсальный характер, что имеет приспособительное значение для выживания человека; мимические компоненты эмоций являются не только собственно выражением эмоций, но и фактором, усиливающим переживание эмоции.

3. Эмоция как результат оценки ситуации (когнитивная оценка ситуации): оценка ситуации играет ведущую роль в субъективной дифференциации эмоций; различные эмоциональные состояния являются оценкой перспективы в плане удовлетворения потребности; оценка собственного эмоционального состояния зависит от собственного физиологического состояния, на которое можно влиять с помощью обратной связи.

К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: собственно эмоции, аффекты, стрессы, настроения, чувства.

Собственно эмоция – эмоциональная реакция как на текущие события, так и на вероятные или вспоминаемые.

Известный психолог, исследующий эмоции, К. Изард выделил следующие эмоции, имеющие характерные нервный процесс, нервно-мышечные комплексы, субъективное качество: 1) интерес, 2) радость, 3) удивление, 4) страдание, 5) гнев, 6) отвращение, 7) презрение, 8) страх, 9) стыд, 10) вина; 11) (иногда выделяют утомление).

Эмоциональная реакция характеризуется длительностью (временем протекания), интенсивностью (может быть слабой или сильной), знаком («+», «-» и амбивалентной).

Психофизиолог В. Вундт выделил три пары понятий, которыми описываются эмоции:

1) возбуждение – торможение;

2) напряжение – разрешение;

3) удовольствие – неудовольствие.

Эмоции, стимулирующие активность (возбуждение) человека, побуждающие к поступкам, высказываниям, увеличивающие напряжение сил, называются стеническими ( греч. sthenos – сила).

Эмоции, тормозящие деятельность человека (наблюдается пассивность, созерцательность, расслабленность), называются астеническими.

Мощная кратковременная эмоциональная реакция, сопровождающаяся резко выраженными органическими изменениями, значительными изменениями сознания и нарушением контроля над действиями, называется аффектом (лат. affectus – душевное волнение, страсть). Аффект препятствует нормальной организации поведения, его разумности. Чаще всего аффект протекает в результате неудовлетворения очень важной для человека потребности.

Слабая длительная эмоциональная реакция, характеризующаяся направленностью (на объект или на себя), называется эмоциональным тоном.

Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и окрашивающее в течение значительного времени поведение человека. Настроение характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью (человек не замечает настроения). Настроение накладывает отпечаток на умственную деятельность, на особенность движений и действий человека, на эффективность деятельности. Настроение во многом зависит от состояния здоровья, особенностей нервной системы, удовлетворенности или неудовлетворенности человека.

Чувство – культурно обусловленный эмоциональный процесс, отражающий отношение человека к социальному объекту его устойчивых потребностей.

Чувства носят предметный исторический характер и связаны с представлениями человека об окружающем мире; они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в различные исторические эпохи. Сложившиеся как результат обобщения эмоционального опыта чувства являются ведущими образованиями эмоциональной сферы личности, определяя динамику и содержание ситуативных эмоций, настроений, аффектов. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой иногда годами жизни субъекта. Чувства выполняют в жизнедеятельности человека, в его общении с окружающими мотивирующую роль: в отношении окружающих человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства всегда связаны с работой сознания человека (в отличие от эмоций), могут произвольно им регулироваться, помогают в его взаимодействии с окружающими и формируют его отношение к себе. Чувства могут находиться в двух состояниях: актуальном, т.е. явном, и латентном, т.е. скрытом, потенциальном.

Общепринятой классификации видов чувств в настоящее время не существует. Обычно выделяют следующие виды чувств:

1) нравственные (этические) – доброта, любовь, сострадание, милосердие, преданность, гуманность;

2) интеллектуальные – любознательность, сомнение, удивление, радость открытия;

3) эстетические – наслаждение, восторг, юмор.

Иногда выделяют (В. А. Ганзен):

4) религиозные (вера);

5) социальные (желание общения).

 

9. Психические (функциональные) состояния человека

 

Объекты и явления внешней среды оказывают постоянное воздействие на организм человека и определяют его функционирование. Благодаря нервной системе и психике человек способен отражать окружающую действительность и регулировать параметры внутренней среды организма. Организм человека, как любой живой организм, существует благодаря возможности постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды: все системы и протекающие в организме процессы должны находиться в равновесном состоянии. До тех пор, пока равновесие сохраняется, организм живет и действует, причем постоянно стремится к сохранению своей стабильности. Получая сигналы об угрожающих изменениях, организм включает устройства, возвращающие ее в равновесное состояние. Это явление в психологии получило название гомеостаза.

Гомеостаз – это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам.

Организм человека, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно и приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится, что определяет возможность выживания человека как вида. Это явление получило в психологии (У. Кэннон) название адаптации. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек—среда».

Адаптация (лат. adaptatio – прилаживание, приспособление)– процесс непосредственного приспособления живого организма к условиям внешней среды, обеспечивающий его устойчивость.

При рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, которые в свою очередь оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма – функционального (психического) состояния организма.

Психическое (функциональное) состояние – целостная (интегральная) характеристика своеобразия протекания психических процессов в зависимости от отражаемых человеком предметов и явлений действительности, которая обусловливает выполнение его деятельности за определенный период времени.

Психические состояния характеризуются:

1) целостностью, т.е. выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики;

2) подвижностью, т.е. обладают изменчивостью;

3) относительной устойчивостью; динамика психических состояний менее выражена, чем у психических процессов;

4) взаимосвязью с психическими процессами и состояниями личности; психические состояния являются фоном протекания психических процессов;

5) индивидуальным своеобразием и типичностью; психические состояния выступают «строительным материалом» для формирования качеств личности;

6) крайним разнообразием и полярностью.

Любое психическое состояние человека (Е. П. Ильин) – причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и реагирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования:

– психического (переживаниями) – эмоционально-оценочное измерение;

– физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) – активационно-энергетическое измерение;

– поведенческого (мотивированное поведение) – мотивационно-побудительное измерение.

Всякое психическое состояние является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем; причем оно выражается не только в ряде психофизиологических показателей, но и в поведении человека.

Рассматривая психическое состояние, необходимо выделять две качественно различные сторонысубъективную и объективную. Субъективная сторона психического состояния относится к личностным образованиям и отражается в переживаниях субъекта, определяя особенности формирования мотивированного поведения. Объективная сторона психического состояния связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза. У человека субъективная сторона состояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдвиги, как правило, намного опережают объективные. Именно особенности личности во многом определяют характер психического состояния и являются одними из ведущих механизмов регуляции в процессе адаптации организма к условиям среды. Следовательно, психическое состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и от степени развития тех или иных волевых качеств. Имеются данные и о влиянии на психическое состояние интеллектуальных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психофизиологического единства личности.

Существует несколько классификаций психических состояний, которые во многом условны. Например, В. А. Ганзен выделяет следующие:

1. Положительные психические состояния человека: любовь, счастье; состояние профессиональной пригодности; состояние волевой активности; творческое вдохновение; решительность.

2. Отрицательные психические состояния: психическая напряженность; стресс; беспокойство, тревога; агрессия; фрустрация; персеверация (пассивное состояние); ригидность (сопротивление изменениям).

3. Специфические психические состояния: медитация, гипноз; боль, анальгезия; эйфория, дисфория; вера.

Выделяют несколько типичных психических состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов.

Релаксация – состояние, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной (утомление, засыпание) и произвольной. Обычно произвольная релаксация вызывается в процессе аутогенных тренировок. Для релаксации характерны: высокая программируемость и возможность вызывать ее с помощью самовнушения, сниженный уровень самоконроля и критичности.

Сон – состояние, характеризующееся специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах: значительная обездвижимость и отключенность от сенсорных воздействий внешнего мира.

Оптимальное рабочее состояние – состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности, сопряженное с некоторым напряжением психических и физических механизмов регуляции. Это состояние часто называют состоянием комфорта. Это состояние при дальнейшем своем развитии переходит в утомление.

Утомление – состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, сопровождающееся субъективным ощущением усталости, физиологического дискомфорта, чувством вялости, слабости, потерей интереса к работе. Это состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность. Утомление имеет различный уровень проявления: физиологический, психологический, поведенческий. В зависимости от интенсивности и локализации нагрузок утомление может быть острым или хроническим.

Стресс – состояние, связанное с необычной или несвойственной для организма или какой-либо его системы реакцией на внутренний или внешний стимул. Часто состояние стресса (Г. Селье) рассматривается как неотъемлемая часть адаптационного процесса. Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение как общей работоспособности, так и эффективности функционирования отдельных систем и органов, а также истощение энергетических ресурсов, приводящее к неспособности человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Механизм возникновения стресса описал канадский биолог и врач Г. Селье. Все внешние воздействия в большей или меньшей степени вызывают в организме изменения, требующие адаптационной перестройки, совокупность которых называют реакцией тревоги. Через сутки после возникновения реакции тревоги в организме обязательно происходит новая серия изменений (присущая не только человеку, но и животным), называемая реакцией ожидания, которая делает организм, используя функциональные резервы, более устойчивым к воздействию, породившему эту реакцию. Если внешнее воздействие имеет суточную периодичность, то возникающая на следующие сутки под его влиянием реакция тревоги формируется уже на фоне реакции ожидания, образуя смесь реакции тревоги и ожидания. Восстановительные процессы, характерные для реакции ожидания, уменьшают изменения, происходящие во время реакции тревоги. Стрессорами для человека могут быть как физические, так и социальные раздражители, как реально действующие, так и вероятные.

В зависимости от интенсивности внешнего воздействия все реакции организма можно условно разделить на три фазы:

1. Фаза тревоги. Адаптационный процесс осуществляется за счет повышения функциональной активности органов и ткани, принимающей участие в данном процессе; происходит мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость.

2. Фаза резистенции (стабилизации). Адаптация осуществляется за счет структурных перестроек, повышая резервные возможности организма; отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма; параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне (на этом базируется тренировка организма к различным физическим и химическим воздействиям).

3. Фаза истощения. Функциональные резервы организма исчерпаны, структурные перестройки не в состоянии помочь органам и тканям, и им приходится функционировать с перенапряжением за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что ведет к развитию заболеваний и в конечном счете к гибели организма.

Крайне отрицательное проявление стресса носит название в психологической литературе дистресса.

Фрустрация (лат. frustratio – обман, тщетное ожидание, отсутствие) – это психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи. Иногда под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. Фрустрация обычно связана с диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации.

С точки зрения соответствия психического состояния человека в норме выделяют три основных типа состояний: норма, пограничное состояние, патология.

Пограничные психические состояния возникают вследствие несоответствия между имеющимися у человека социальными и биологическими возможностями переработки информации (имеется в виду ее количество и скорость переработки) и необходимостью осуществить переработку информации в конкретных условиях деятельности.

Регуляцию отрицательных психических состояний можно осуществлять следующим образом (Р. М. Грановская):

– изменить или ликвидировать раздражитель;

– уменьшить интенсивность раздражителя, сместив свою точку зрения на него;

– облегчить воздействие раздражителя с помощью включения ряда способов (например, аутогенная тренировка).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.