Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава государства в системе органов государственной власти






Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Волгоградский институт бизнеса

Кафедра конституционного и административного права

 

Конституционное право

Тема №15. «Конституционно-правовой статус главы государства»

План

1. Глава государства в системе органов государственной власти

Конституционно-правовой статус монарха

Конституционно-правовой статус президента в республиках

Особенности конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации

Глава государства в системе органов государственной власти

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Важное место отводится главе государства.

Глава государства — это конституционный орган и одновре­менно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представиуельство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом го­сударственности, единства нации.

Его конституционно-правовой статус зависит от формы прав­ления и характера политического режима. Причем в рамках стран с одной и той же формой правления реальная политическая роль и объем властных полномочий главы государства могут серьезно различаться.

В качестве главы государства выступают:

- наследственный монарх, т. е. суверенное лицо, законно Властвующее по собственному праву и не связанное политиче­ской ответственностью (реже встречается институт выборного монарха, где последний избирается на определенный срок, на­пример Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты);

- выборный президент, т. е. должностное лицо (первый чи­новник в государстве), законно властвующее в течение опреде­ленного срока в силу прямого или косвенного народного воле­изъявления. Также известен институт пожизненного президен­тства, однако это исключение из общего правила. На пост главы государства может избираться любой гражданин, удовлетворяю­щий указанным в конституции и законе требованиям;

- узурпатор, т. е. лицо, властвующее без правовых основа­ний либо в силу произвольных оснований (например, лицо, пришедшее к власти после государственного или военного пе­реворота, незаконного захвата власти);

- коллегиальный орган в виде президиумов высшего предста­вительного органа и государственных советов, постоянных ко­митетов (бывшие социалистические страны в послевоенный период — Албания, Болгария, Венгрия, Польша). В Швейцарии существует Федеральный совет — коллегиальный орган, в со­став которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один год председателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государ­ства, но его реальные полномочия невелики.

Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю — регенту или регентскому совету. Кроме того, обязанности главы государства может выполнять должностное лицо, действующее от имени монарха в одном из государств, входящих в унию (например, в Австралии, Новой Зеландии, которые образуют унию с Великобританией, эти функ­ции выполняют генерал-губернаторы и лейтенант-губернаторы, назначаемые монархом по решению парламента каждого из этих государств).

В системе высших органов государственной власти глава го­сударства занимает формально-юридическое приоритетное по­ложение, хотя фактически оно может быть не столь значимо. В этом случае он выступает лишь в качестве официального сим­вола, не имеющего реальных властных полномочий. В странах, реализующих в той или иной мере принцип разделения влас­тей, глава государства может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистиче­ская монархия), так и быть частью национального представи­тельного органа государственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви власти, выполняя координирую - щую функцию (смешанная республика).

В различных сферах государственной деятельности главы государства наделяются общими полномочиями, которые мож­но разбить на несколько групп.

Во-первых, это представительские полномочия. Глава госу­дарства осуществляет функции верховного представительства государства вовне и внутри страны (подписывает международ­ные договоры, имеет право непосредственного обращения к главам иностранных государств и правительств, назначает дип­ломатических представителей, осуществляет аккредитацию представителей в зарубежных государствах, выступает с офици­альными обращениями к парламенту и посланиями к нации). Например, в США ежегодные послания Президента рассматри­ваются как изложение политической программы правитель­ственной деятельности на предстоящий период. В сфере между­народных отношений глава государства выступает от имени го­сударства в силу своего положения и не нуждается в каком-либо специальном уполномочии. К его компетенции в ряде стран отнесено объявление войны и подписание мирных договоров.

Во-вторых, это полномочия, связанные с управлением делами государства:

- в законодательной сфере (право созыва сессий парламента, право его досрочного роспуска, созыв чрезвычайных сессий, законодательная инициатива, право вето на законопроекты, вотированные парламентом, опубликование законов, право об­ращаться в органы конституционного контроля о конституци­онности того или иного акта);

- в сфере исполнительной власти (назначение главы прави­тельства и принятие его отставки, участие в формировании пра­вительства, решение стратегических вопросов военного управ­ления в качестве главнокомандующего вооруженными силами, введение особых режимов управления, издание собственных нормативных актов (в странах парламентской формы правления они обычно нуждаются в контрасигнатуре);

- в судебной сфере (назначение на судебные и высшие су­дебные должности, содействие в осуществлении решений судов и др.).

В-третьих, полномочия по конкретизации правового статуса личности (решение вопросов гражданства, предоставления по­литического убежища, осуществление права помилования и смягчения наказания, осуществление награждений, присвоение почетных, специальных и высших воинских званий).

В-четвертых, чрезвычайные полномочия. Глава государства объявляет чрезвычайное положение (осадное положение, воен­ное положение, состояние повышенной опасности), в связи с чем вправе принимать акты, имеющие силу закона. В этот пе­риод приостанавливается действие ряда конституционных норм, закрепляющих некоторые гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права и свободы, ог­раничиваются полномочия представительных органов: парла­мент лишается права выражения недоверия правительству.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.