Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции ПМПК






 

1. Экспертно-диагностическая

ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования которого затруднен. Речь идет об образовании ребенка в широком смысле слова: формирование знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостное развитие личности, способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет). Экспертные аспекты предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской и социальной помощи. Экспертно-диагностическая функция обеспечивает достоверность диагностики развития ребенка с опорой на следующие диагностические параметры:

 

а. Своевременная, комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии, препятствующих развитию детей от 0 до 18 лет и реализации по отношению к ним процесса образования.

 

· Своевременность диагностики (ранняя диагностика). Речь идет о как можно более раннем выявлении отклонений в развитии или постановке вопроса о подозрении на наличие отклонений в развитии с последующей адекватной процедурой диагностики.

 

· Комплексность предполагает учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики развития, выявляемых специалистами соответствующих профилей.

 

· Всесторонняя диагностика развития ребенка осуществляется специалистами разных профилей в рамках их профессиональных задач и компетенции.

 

· Динамические аспекты диагностики предполагают анализ анамнестических и катамнестических данных, " срезовые" или лонгитюдинальные исследования и наблюдения за развитием ребенка на разных возрастных этапах.

 

· Целостный подход к ребенку реализуется на основании всех вышеперечисленных аспектов диагностики развития. Он заключается в понимании закономерностей развития и создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме.

 

б. Определение специальных образовательных потребностей детей с откло­нениями в развитии. Имеются в виду потребности, связанные со следующими особенностями развития ребенка:

 

· Индивидуальная структура развития (особенности отклонении и резерв­ных возможностей развития)

· Возрастные особенности развития

· Интересы

· Способности

· " Социальная ситуация развития"

 

в. Определение специальных условий получения образования детьми с отклонениями в развитии:

 

· Тип, вид образовательного учреждения, осуществляющего или курирую­щего обучение и воспитание ребенка.

 

· Образовательная программа (содержание, уровень, направленность, степень дифференциации и индивидуализации).

 

· Формы получения образования (семейное образование, самообразова­ние, экстернат; в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной).

 

· Условия получения образования (фронтальное, индивидуальное, фронтально-индивидуальное обучение; обучение на дому; смешанное обучение — индивидуальный режим посещения уроков, один - два или более свободных дней в неделю в соответствии с показа­ниями и по согласованию с администрацией образовательного учреждения).

 

г. Направление детей с отклонениями в развитии для консультирования в учреждениях других ведомств, чтобы обеспечить им сопутствующую или основную помощь вне системы образования:

· Необходимость совмещения обу­чения и поддерживающего лечения.

· Приоритетность лечения при под­держивающем развитие ребенка обу­чении и воспитании

· Необходимость временного осво­бождения ребенка от учебной деятель­ности.

· Необходимость совмещения обу­чения с решением вопросов социаль­ной и правовой защиты ребенка.

 

д. Оформление коллегиального за­ключения на ребенка и рекомендаций по реализации образовательного мар­шрута и сопутствующей помощи вне системы образования (см. " Оформле­ние документации по результатам об­следования ребенка на ПМПК").

2. Информационная

 

Формирование информационной базы данных, необходимой для обеспечения деятельности ПМПК региона на всех уровнях

 

а. Формирование региональной ба­зы данных о детях и подростках с от­клонениями в развитии.

б. Формирование базы данных обучреждениях систем образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы региона, сотрудничающих с ПМПК и обеспечивающих процесс образования детей с отклонениями в развитии или содействующих его обеспечению.

в. Формирование базы данных об учреждениях Российской Федерации, в которые, при наличии показаний, ПМПК может направлять детей с отклонениями в развитии.

 

3. Аналитическая функция

 

а. Профессиональный анализ каждым специалистом " входящей" информации и результатов обследования ребенка на ПМПК. Формирование и проверка гипотезы о структуре и динамике развития ребенка:

· Планирование обследования ребенка на ПМПК на основании " первичного анализа".

· Решение вопроса о процедуре и условиях обследования ребенка.

· Коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка.

 

б. Представление ежегодной аналитической справки по результатам деятельности ПМПК начальнику соответствующего управления образования (в конце календарного года, при необхо­димости - чаще):

· Содержание аналитической справки соответствует основным рубрикам аналитического журнала (см. ниже - " Формы внутреннего учета и контроля деятельности ПМПК").

· К аналитической справке прилагаются предложения по развитию системы специального образования на территории, обслуживаемой данной ПМПК.

 

4. Организационная функция

 

· Координация деятельности городских, районных ПМПК

· Кооперация (Р)ПМПК с другими ПМПК региона

· Разработка и контроль форм взаимодействия ПМПК разных уровней между собой, с другими учреждениями и ведомствами, с психолого-медико-педагогическими консилиумами (ПМПк) образовательных учреждений

 

5. Методическая функция

 

а. Проведение не менее четырех раз в год методических совещаний специалистами региональной ПМПК для специалистов муниципальных (городских, районных) ПМПК, специалистами муници­пальных ПМПК для членов психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений, находящихся на данной территории.

 

С учетом рекомендаций данного Руководства на всех трех уровнях системы ПМПК (региональная ПМПК, муниципальные ПМПК, психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) образовательных учреждений) используются:

 

· Единый пакет стандартизованных диагностических методик для обследований детей, в условиях ПМПК:

· набор диагностических методик для каждого конкретного ребенка индивидуален и соответствует плану обследования этого ребенка.

 

· Единые требования к формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности ПМПК

 

· Единые требования к процедуре обследования ребенка на ПМПК в соответствии с показаниями.

 

б. Обязательное для каждого специ­алиста ПМПК повышение квалификации на соответствующих курсах для специалистов ПМПК не реже одного раза в 5 лет. Отчет о результатах повы­шения квалификации перед собранием специалистов ПМПК в форме обобщенного устного сообщения с акцен­том на новых тенденциях в работе ПМПК.

 

6. Консультативная функция

 

Все специалисты, работающие в ПМПК, посредством профессионально организованных способов осуществляют:

 

а. Консультирование детей и подростков с отклонениями в развитии.

б. Консультирование лиц, представляющих интересы детей с отклонениями в развитии (родителей, законных представителей; педагогических, медицинских, социальных работников и др.)

 

7. Функция сопровождения

 

Контроль эффективности рекомендаций по отношению к детям, обследо­ванным на ПМПК (не реже одного раза в год) через психолого-медико-педагогические консилиумы образователь­ных учреждений и непосредственно через родителей (законных представи­телей) (см. ниже " Лист контроля динамики развития").

 

8. Просветительская функция

 

Просвещение осуществляется по во­просам, находящимся в сфере компе­тенции ПМПК, с использованием раз­личных форм (лекции, семинары, тре­нинги, консультирование и др.) и средств (печатная продукция, инфор­мирование населения через средства массовой информации, включая элек­тронные версии).

а. Просвещение населения.

б. Просвещение специалистов смежных ведомств, с которыми сотрудничает ПМПК.

в. Просвещение детского населения.

 

Функции ПМПК реализуются в сле­дующих формах:

· прием населения (экспертно-диагностическая, консультативная, аналитическая функции)

· организационно-методическая работа на рабочем месте и с нижестоящими структурами системы ПМПК (организационная, методическая информационная функции)

· просветительская деятельность

· контроль эффективности рекомендаций ПМПК (функция сопровождения)

 

Состав ПМПК

 

В штат муниципальных (городских и районных) ПМПК рекомендуется вводить, как минимум, 8 ставок: 5 из них - для следующих специалистов, работающих на постоянной основе: педагог-психолог (со специализацией по клинической (медицинской) или специальной психологии); учитель-олигофренопедагог, учитель-логопед; социальный педа­гог; воспитатель (специалист со сред­ним, педагогическим образованием); 3 ставки — для врачей, работающих на условиях совместительства или поча­совой оплаты (врач-офтальмолог, врач-отоларинголог, врач-ортопед, врач-генетик, врач-эндокринолог, а также — нейрофизиолог).

 

В штат государственных (региональных) ПМПК дополнительно рекомендуется ввести 3-4 ставки для следующих педагогических работников: учитель методист начального образования сурдопедагог, тифлопедагог, педагог-психолог (дополнительно к основной ставке), ко­торые могут работать как на постоянной основе, так и на условиях совмести­тельства или почасовой оплаты.

 

При условии подписания рекомендованного выше приказа " О сопровожде­нии детей и подростков с отклонения­ми в развитии..." на уровне глав адми­нистраций регионов может быть обеспечена правовая защищенность постоянным медицинским работникам ПМПК. В этом случае в ПМПК всех уровней смогут работать на постоянной основе следующие медицинские работники: врач-педиатр, врач-психиатр (со специализацией по «Детской психиатрии»); врач-невропатолог (со специализацией по ''Детской невропатологии"); медсестра (специалист со средним медицинским образованием). За ними, в соответствии с рекомендо­ванным к подписанию приказом, будет сохранено постоянное место работы в системе здравоохранения при выпол­нении функциональных обязанностей работников ПМПК. По условиям опла­ты труда и продолжительности отпу­ска они приравниваются ко всем ос­тальным работникам ПМПК соответ­ственно должностям и квалификации (см. выше макет проекта приказа " О сопровождении детей и подростков с отклонениями в развитии учреждени­ями систем образования, здравоохра­нения, социальной защиты, правоохра­нительной системы", п. 5).

 

1. Заведующий ПМПК назначается на должность учредителем ППМС-центра, структурным подразделением которого является ПМПК, из числа вы­сококвалифицированных (не ниже 13 разряда по ETC) специалистов психолого-медико-педагогического профиля, имеющих дополнительную квалификацию по одной или нескольким из следующих специальностей: дефектология (коррекционная педагогика), специальная психология, клиническая (медицинская) психология.

 

2. Кроме штатных сотрудников к работе в ПМПК^на условиях совместительства или почасовой оплаты могут привлекаться врачи и педагоги, указанных выше специальностей, а также юрист и инженер по компьютерному оборудованию

 

3. Количество специалистов в ПМПК рассчитывается в зависимости от количества детского населения ре­гиона (муниципального образования). В соответствии с Типовым положени­ем об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центр), такое учреждение открывается, на 5 тысяч детей, проживающих в городе (районе). Количество сотрудников ПМПК, как структурного подразделения ППМС-центра, работающих на постоянной основе, рассчитывается пропорцио­нально количеству детского населения данного территориального образования. На количество детей до 5 тысяч в ПМПК приходится 8 постоянных сотрудников (специалистов): два врача, психолог, три педагога, воспи­татель, регистратор (медсестра).

 

Продолжительность и распределение рабочего времени, нагрузка

 

1. Продолжительность рабочего времени для Специалистов ПМПК равна 36 часам в неделю (согласно Постановлению министерства труда СССР № 41 от 15 августа 1991 г.).

2. Особенности деятельности ПМПК предполагают следующее распределе­ние рабочего времени в соответствии с функциями ПМПК:

а. 2/3 рабочего времени (24 часа в неделю) специалисты ПМПК, работающие на постоянной основе, осуществляют непосредственный прием детей и подростков, а также родителей (законных представителей), других лиц, представляющих интересы ребенка. В рамках этого времени осуществляются следующие функции ПМПК: 1). экспертно-диагностическая, 2) аналитическая, 3) консультативная.

б. При ежегодном планировании дея­тельности специалисты ПМПК вправе распределять 2/3 годового рабочего времени, необходимого для непосредственного приема лиц; обратившихся в ПМПК в соответствии с реальным запросом, в частности с запросом на комплектацию специальных (коррекционных) образовательных учреждений (то есть, например, в марте - апреле вести прием детей и подростков ежедневно).

в. Практика работы многих ПМПК Российской Федерации показывает, что просветительскую функцию можно успешно осуществлять на базе образовательных учреждений во время каникул и т.д.

г. Общей рекомендацией необходимо считать гибкий подход к вопросам распределения рабочего времени в соответствии с региональными, местными, сезонными особенностями работы ПМПК с учетом цели и функций ПМПК.

д. На первичный прием одного ребенка или подростка и сопровождающих его родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц в среднем отводится два часа (астрономические), на повторный прием - один час. В течение этого времени специалисты проводят анализ первичной информации, коллегиальное планирование обследования и непосредственное обследование ребенка или подростка, консультирование, родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц, оформление заключения и рекомендаций, коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка с другими специалистами, окончательное оформление коллегиального заключе­ния и рекомендаций и представление их родителям (законным представителям).

е. Среднее количество еженедельных обследований (приемов) детей и подростков каждым специалистом ПМПК составляет не менее 12-ти (при первичном приеме) и не более 24-х (при повторных приемах). Таким образом, минимальное количество приемов детей в год каждым специалистом рас­считывается по формуле:

12 приемов детей умножить на коли­чество рабочих недель в год.

 

Раздел II. АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК

 

Планирование деятельности ПМПК

 

1. Примерное календарное планирование деятельности ПМПК (с учетом форм работы и сезонных особен­ностей задач, стоящих перед ПМПК; при 5-дневной рабочей неделе

 

2. График работы ПМПК составляет­ся на каждую неделю с учетом реально­го запроса на прием населения (в соот­ветствии с записью детей на обследование в ПМПК). На прием населения отводится в среднем 24 рабочих часа в неделю. В приеме населения принимают участие все специалисты ПМПК. Остальное время (12 часов в неделю.) распределяется на выполнение организа­ционно-методической, просветитель­ской и контролирующей (сопровожде­ния) деятельности. При повышенном за­просе на прием населения заведующий ПМПК информирует специалистов ПМПК о соответствующем перераспре­делении рабочего времени с последующей корректировкой плана ПМПК.

 

3. Индивидуальное планирование деятельности каждого специалиста (в структуре плана и графика работы ПМПК, с учетом нагрузки на каждого специалиста).

 

Время приема детей и подростков является.единым для всех специалистов ПМПК Остальное время распределяется по согласованию с заведующим ПМПК в зависимости от запроса и пред­почтительных для каждого специалиста форм деятельности. Каждый специалист составляет еженедельный график по той же форме, по которой составляется еженедельный график деятельности ПМПК с учетом 36-часоврй рабочей недели.

 

Обращение в ПМПК

 

1. Инициатор обращения.

 

Инициаторами обращений в ПМПК могут быть родители (законные пред­ставители) и, с согласия родителей (за­конных представителей), — работники учреждений и ведомств, сотрудничаю­щих с ПМПК, обнаруживших показа­ния к направлению ребенка на ПМПК.

 

2. Показания к направлению детей и подростков на ПМПК.

 

Отклонения в развитии, препятству­ющие пребыванию, адаптации, разви­тию и образованию (обучению, воспи­танию) детей и подростков от 0 до 18 лет в учреждениях системы образова­ния, в семье, в социуме.

 

3.Направление на ПМПК.

Направление на ПМПК
Учреждение (ведомство)  
   
  (официальное название учреждения)
направляет  
  (ФИО ребенка, возраст, адрес)
На обследование ПМПК в связи с:  
(Указываются конкретные показания к направлению ребенка на ПМПК)
   
   
Приложение (перечень документов, направляемых  
обратившимся учреждением в ПМПК):  
   
Печать учреждения  
Подпись руководителя учреждения  
               

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.