Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные задачи дефектологии






Глубокое и разностороннее клинико-физиологическое и психо­лого-педагогическое изучение объективных закономерностей и осо­бенностей физического и психического развития детей с разными видами дефектов является одной из основных задач дефектологии.

Дефектология как целостная отрасль знания сложилась в ре­зультате развития и интеграции отдельных ее отраслей, установ­ления общих закономерностей развития, обучения и воспитания аномальных детей разных категорий. Выявление этих закономер­ностей возможно при условии комплексного, разностороннего под­хода к изучению аномальных детей различных специалистов (пе­дагогов, дефектологов, врачей, физиологов, психологов и др.).

Естественнонаучную основу специальных педагогик составля­ет разностороннее клиническое, физиологическое, психологическое изучение аномальных детей. Оно включает: определение сущности, структуры дефекта и коррекционно-компенсаторных возможностей ребенка с различными отклонениями в развитии; решение проб­лемы педагогической классификации аномальных детей с целью осуществления организации дифференцированного обучения и вос­питания; выявление и учет аномальных детей.

На основе научной разработки эти мероприятия должны осу­ществляться в раннем возрасте и по всем регионам страны. По­лученные данные используются для планирования и организации специальных детских учреждений с целью наиболее полного охва­та аномальных детей обучением.

С задачами выявления и учета непосредственно связана проб­лема научной разработки методов ранней диагностики аномалий развития. Разработаны методы выявления нарушений слуха уже на первом году жизни ребенка, что позволяет своевременно начи­нать работу по развитию слуха к речи. Успешно диагностируются на ранних этапах развития нарушения зрения и опорно-двигатель­ного аппарата. Диагностика нарушений умственного развития осуществляется на медико-педагогических комиссиях. Дефектология занимается разработкой теоретических вопросов, средств диагнос­тики, эффективных методик, гарантирующих надежные результаты отбора умственно отсталых детей, составляющих абсолютное большинство всех аномальных детей (при нарушениях слуха, зре­ния, двигательной сферы также нередко наблюдаются недостатки умственного развития). Однако ранняя диагностика нарушений ум­ственного развития в настоящее время остается несовершенной, требует глубокой научной разработки и нового подхода к органи­зации и работе комиссий по отбору детей в специальные детские учреждения

аномальных детей показала пре­имущество содержания их в условиях специальных педагогичес­ких учреждений. Обоснование и разработка принципов организации и развития сети специальных учреждений для об­учения, воспитания и развития аномальних детей.

Организация системы образования аномальных детей в нашей стране на общегосударственных принципах обеспечивает обяза­тельность, преемственность и сроки их обучения. Дефектология на­учно разрабатывает и практически решает проблему раннего (до­школьного) воспитания и обучения аномальных детей. Компенса­ция и коррекция дефектов развития успешно осуществляются в ус­ловиях раннего вовлечения аномального ребенка в процесс спе­циального обучения и воспитания.

Единство обучения и воспитания аномальных детей — один из основных принципов деятельности специальных школ.

Одним из ведущих принципов, обязательным для всех специаль­ных образовательно-воспитательных учреждений, является гуман­ное отношение к аномальным детям, уважение их человеческого достоинства.

детей Определение целей, задач, содержания и методов учебно-воспитательного процесса в учреждениях для аномальных. детей. Принципиальными для дефектологии являются вопросы о сущ­ности взаимоотношений общего и специального воспитания, о возможности лечебными мерами и средствами преодолеть дефекты развития, о возможности психолого-педагогическими средствами корригировать развитие аномального ребенка.

Специальные дидактические системы предусматривают для каждого типа спецшкол определенные принципы обучения, харак­терные формы организации учебного процесса, типичные сред­ства и методы обучения.

Изучаемым в школах учебным дисциплинам соответствуют спе­циальные учебники, методики, наглядные и технические средства обучения. Педагогические средства играют основную корригирую­щую роль в обучении аномальных детей, повышают их познава­тельные возможности, стимулируют остаточные функции дефект­ные анализаторов. Медико-лечебным средствам отводится вспо­могательная, дополнительная роль в необходимых случаях. «Ве-

роятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глу­хоту, и слабоумие, — писал Л. С. Выготский, — но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в пла­не медицинском и биологическом»1.

Умственное воспитание аномальных детей осуществляется в ходе усвоения основ наук. Общее образование неразрывно сое­динено с трудовым обучением и воспитанием. Физическое воспи­тание, с одной стороны, выполняет функцию укрепления физичес­ких качеств, развития пространственной ориентации и моторики, а с другой — выправляет и сглаживает последствия перенесенных заболеваний, т. е. несет коррекционную функцию.

Разработка системы профилактических мероприятий по преду­преждению аномального детства. Профилактика обеспечивается здоровыми условиями труда и быта населения, квалифицирован­ным медицинским обслуживанием, предупреждающим заболева­ния, охраной материнства и детства. Исключительно важное зна­чение для профилактики детской дефективности имеют санитар­ное просвещение и воспитание, пропаганда дефектологических знаний среди широких слоев населения.

Повышение эффективности процесса социализации аномаль­ного индивидуума на разных этапах развития. Дефектология из­учает широкий круг проблем жизни и деятельности взрослых ано­мальных лиц, их включения в социальную жизнь, трудовые кол­лективы, эффективности их трудовой деятельности. Советская де­фектология признает возможность формирования социально ак­тивной зрелой личности в результате последовательного и целе­направленного обучения, воспитания и развития аномального ре­бенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.