Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восстание 1609 года в Кукарке






Город Советск расположен на юго-западе Кировской области, на берегах рек Пижмы и Вятки. До 1918 года — слобода Кукарка (слобода — большое село с не крепостным населением). О том, что основана она, вероятно, марийцами, свидетельствует ее название. Кукарка по марийски означает «большой ковш» (кугу — большой, корка — ковш). Такое название было дано, по-видимому, из-за обилия рек.

Первое предположение объяснить образование слободы Кукарки как русского поселения выдвинуто Н. Золотницким в его книге «1 января 1866 года в Кукарке и краткий очерк слободы Кукарки». По мнению Золотницкого, Кукарку отняли у марийцев в конце XII века русские поселенцы на вятской земле.

Предположение сомнительно, ибо только через три с половиной столетия после XII века территория, где расположена Кукарка, была включена в состав русского государства (в 1552 году, после падения Казани, луговые марийцы присоединились к России). А. В. Эммауский («Исторический очерк Вятского края XVII-XVIII веков». Кировское книжное изд., 1951, стр. 67) и Н. П. Калистратов («Исторический очерк Марийской АССР». БСЭ, т. 26, стр. 276) основание Кукарки относят ко второй половине XVI века.

Границы Казанского ханства на севере проходили по рекам Пижме и Вятке. Луговые марийцы принимали участие в набегах казанских татар на соседние вятские земли. Так, в 1542 году татарская рать совершила разбойный поход через вятские земли на Устюг, захватив многие русские города и волости. Татары были разбиты на Маломе объединенными силами вятских городов, «только ушла лесом черемиса луговая на Пижму реку».

После взятия Казани и ликвидации Казанского ханства удмурты, чуваши, башкиры, мордова, марийцы не сразу покорились русскому государству. Подстрекаемые местной знатью, они оказывали упорное сопротивление, часто вступали в вооруженную борьбу. Московское правительство вынуждено было создавать укрепленные населенные пункты, возводить вокруг них крепостные стены. Так в 1588 году были поставлены Санчурск, Уржум, Яранск. Слобода Кукарка в начале XVII века также была укрепленным пунктом: «Кругом слободы острог, а на остроге 3 пищали затинных, да в казне 10 самопалов ручных». Кукарка, занимающая выгодное географическое Положение и находящаяся на стыке русских земель с землями марийцев и вотяков, основана, по-видимому, как и соседние с нею русские города-крепости, в конце XVI века.

В начале XVII века, когда Россия боролась с польской интервенцией, когда на юге и в центре страны проходило восстание под руководством Болотникова, приходят в движение народы Поволжья, происходят восстания в марийском крае и на юге вятской земли. Последние начались под влиянием крестьянской войны в центре и носили классовый характер, хотя и проходили под знаменем борьбы против боярского ставленника на престоле Василия Шуйского.

В 1606 году произошло восстание в г. Котельниче, в 1608 г. восстание охватило Яранский и Санчурский уезды, в январе 1609 года в руках восставших оказался Царевококшайск (Йошкар-Ола). К этому времени относятся и первые письменные упоминания о Кукарке, связанные с данными событиями. В конце января 1609 года в отписке из Котельнича в Хлынов князю Михаилу Ухтомскому сообщили, что 27 января из Кукарки в Котельнич пришли два ярыжных. Они поведали, что: «С Уржума де две недели по се число как пришли в Котельнич, а на Кукарке жили дни с четыре. А Уржум де и Малмыж, и Лаишево, и Арской и все пригороды около Казани и слободы, и около тех городов татаровя, и чуваша, и черемиса и по Казанской дороге, и до Кукарки служат и прямят государю царю и великому князю Василию Ивановичу всея Руси».

А вот прибывший в Котельнич тоже в конце января из Жерновогорского Предтеченского монастыря чернец Дмитрий сообщил, что в их монастыре богомолье идет по-старому за, Шуйского, а слобода перешла на сторону восставших. Слободчик Афанасий, однако, не принуждал еще монахов присягать новому царю. «Мы де крест целовали, — говорил он, — а сами себе не ведаем, что будет».

Зная о непрочности восстания в Кукарке, с Котельничской заставы послали в Кукарку своего агента «Ваську Дементьева» с грамотами с целью отколоть Кукарку от восстания, но слободчик Афанасий приказал схватить его и держать связанного под охраной.

Выжидательную позицию кукарские мятежники занимали недолго. Вскоре восставшие марийские и русские крестьяне напали на Жерновогорский монастырь, разграбили имущество, а затем сожгли и саму обитель. Восставшие отобрали у монахов жалованную грамоту на земли и угодья, которыми владел монастырь. Принадлежали монастырю леса и пашни, простирающиеся вокруг него на несколько верст, кроме того, у него были еще отхожие пашни. Сенные покосы и рыбные ловли монастыря тянулись вниз по Вятке до устья Пижмы, ему же отдан был перевоз через реку Вятку. (В конце века, в 1693 г., когда монастырь находился уже на месте нынешней Покровской церкви, крестьяне у него опять выкрали грамоты на земли и угодья, данные монастырю в 1653, 1668 и 1683 г г.).

Казанские воеводы против кукарских повстанцев послали войска под руководством Истомы Хвостова. Хвостову удалось разбить повстанцев. Кукарка была взята казанскими войсками и сожжена. В отписке казанских воевод Морозова и Вельского в Вятку от 23 марта 1609 года сказано об этом так: «...заворовали были на Кукарке кукарские мужики, и мы на тех кукарских воров посылали из Казани голову Истому Хвостова с казанской ратью. И Истома Хвостов тех воров побили наголову и многих живых поймали и слободу сожгли».

Характерно, что в этих документах не указано географическое положение Кукарки, значит, в этот период она была уже известным населенным пунктом на протяжении от Вятки до Казани.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.