Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Площадь Свободы






 

(Группа проходит вдоль Гостиного двора к точке, с которой видна ратуша)

 

Эта площадь хранит в своей памяти историю на протяжении пятисот лет. Отсюда пошел Минск каменный. Здесь поднял он к небу свои башни и купола. К сожалению, многое на этой площади утрачено. Однако площадь выжила и возрождается. В центре площади, как и прежде, возвышается здание ратуши… Восстановлен костел Пресвятой Девы Марии… Отреставрирован Гостиный двор… За ним сохранившийся собор Святого Духа, костелы бывших монастырей…

Новый центр города в ХУ1 веке закладывается на ровном плато, которое значительно возвышалось над существующей застройкой. Здесь формируется новая торговая площадь. Она была распланирована по новым принципам градостроительства. Большой прямоугольной площади суждено было стать административным, торговым и культурным центром города. С этого времени началось переустройство этой части Минска, но интенсивное строительство велось здесь только с начала ХУП века. Быстрое развитие город получает, когда становится административным центром самого крупного белорусского воеводства – Минского. Растет его территория, ширится торговля, возникают новые административные учреждения. Формируется архитектурный ансамбль площади. По периметру площади размещаются монументальные здания монастырей, строятся дворцы феодальной знати, дома купцов, богатых ремесленников.

Только к концу ХУШ века окончательно сформировался и архитектурный ансамбль площади Верхнего рынка. По своим очертаниям площадь приближалась к квадрату со стороной около 200 метров. В ансамбле площади сочеталась архитектура ренессанса, барокко, классицизма. Ее композиция распадалась на отдельные группы, которые и сейчас образуют интересное сочетание объемов и силуэтов. Огромные для своего времени монументальные строения, расположенные здесь, своими башнями поднимались над городом и придавали Минску выразительный архитектурный облик, определяли его вертикали и силуэт. В начале ХУП века Минск в новых своих границах был обнесен земляным валом с бастионами.

Сегодня архитектурный ансамбль площади Свободы - это фрагмент нашей исторической памяти, архитектурного наследия нашего народа. Это исторически сложившаяся художественная общность сооружений и зданий.

Какие из этих зданий сохранились?.. Какие исчезли?... На углу Интернациональной и Энгельса не сохранился комплекс доминиканского монастыря. В перестроенном виде дошли до настоящего времени базилианские монастыри – это здание областного Дома профсоюзов и ряд зданий за ним. И на этой же стороне - мужской и женский бернардинские монастыри. Там мы будем в конце экскурсии по площади.

С правой стороны площади находился костел и другие сооружения иезуитского коллегиума. Сохранился частично. Не сохранились здания с двух других сторон площади. Центральное место на площади занимала ратуша, недавно восстановленная (2004г.) по старым чертежам.

Монастыри вместе с ратушей сформировали интересный образ этой части города. Путешественники и ученые разных стран, посещавшие Минск в ХУШ-Х1Х вв., отмечали красоту и своеобразие его главной площади.

Экономическому развитию города, перестройке всей его жизни по западно-европейскому образцу содействовало получение городом самоуправления.

В 1499 году Минску было дано так называемое Магдебургское право (называлось по немецкому городу, где оно впервые появилось; принималось во внимание экономическое положение города). Из белорусских городов раньше Минска его получили Брест (1390 г.), Слуцк (1441 г.), Гродно (1496 г.), Полоцк (1498 г.). В то время это была самая совершенная система городского самоуправления. Власть в городе разделилась между избираемым магистратом и войтом, назначавшимся великим князем.

В это время земли Беларуси входили в состав Великого княжества Литовского. С Х1У в. в него входили все земли в границах современной Беларуси. В названии государства не отражалась его суть. Это была Белорусско-Литовская держава, государственным канцелярским языком которой был белорусский. Этот старобелорусский язык по традиции называли русским. Язык же жителей Московского княжества – тогда говорили «Московии» - «московским»; самих же жителей – «москалями», «московитами». На белорусском языке была написана и грамота о даровании городу магдебургского права и о разрешении строительства ратуши.

Центром многих европейских городов была рыночная площадь с ратушей. Здание ратуши возвышается в центре площади. Ратуша – символ городского самоуправления. В переводе с немецкого означает «дом собраний». Минская ратуша перестраивалась несколько раз. Сначала была деревянной, но перестраивалась и каменная. В конце ХУШ века зданию ратуши придаются черты классицизма. Это было прямоугольное сооружение, украшенное башней со шпилем. Его фасады имели скромную обработку, только торцы зданий были оформлены портиками и колоннами. Восстановленное здание увенчала 32-метровая башня с часами и гербом города, изображающим вознесение Богородицы.

В ХУП – ХУШ веке площадь Верхнего рынка стала основным торговым и культурным центром Минска. Тут устраивались шумные ярмарки, на которых можно было не только купить нужные товары и заключить выгодные сделки, но и увидеть выступления бродячих скоморохов, посмеяться над забавными проделками дрессированных медведей, посмотреть батлейку. На площади и в зданиях, расположенных на ней, проводились гражданские и религиозные праздники, устраивались мистерии, шествия, театральные представления. Наиболее значительными были праздники, которые проводились торговыми и ремесленными цехами у ратуши. Каждый цех имел свой штандарт и бубны, поэтому праздничные шествия членов цеха, одетых в яркие жупаны и куртки, с оружием, знаменами и музыкальными инструментами выглядели ярко и торжественно. В начале Х1Х века эти традиции постепенно угасли.

В конце ХУШ - начале Х1Х в. в здании ратуши находились суд, магистрат, гауптвахта, музыкальная школа и театр. По праздничным дням на открытой галерее второго этажа ратуши часто играл городской оркестр.

В 1851 году городские власти приняли решение о сносе ратуши, и в 1857 году она была снесена. Формальным поводом для сноса ратуши послужило то, что она, «занимая собой часть главной площади, стесняет ее и закрывает вид соборной церкви и вновь строящихся присутственных мест». По воспоминаниям же современников, ратуша была уничтожена потому, что «напоминала жителям о старинных обычаях, о магдебургском праве». На решении о сносе ратуши стоит собственноручная резолюция Николая 1. Ни один минчанин не пожелал участвовать в разборе ратуши даже за деньги. К ее сносу привлекли солдат и заключенных Пищаловского замка.

С северной стороны к ратуше примыкал гостиный двор - один из интересных памятников архитектуры Минска.

 

(Сменить точку обзора, повернуть группу лицом к гостиному двору)

 

Здание гостиного двора несколько раз перестраивалось, но первые этажи его, по традиции, до ХХ века отводились под торговые помещения. Само понятие «двор» означало как участок у дома, так и всякое крупное общественное здание. Название «гостиный двор» получилось от «гостьбы», т.е. «места торговли». Существующий ныне каменный комплекс гостиного двора был сооружен в ХУШ веке и, возможно, включил в себя часть более ранних построек.

Вначале это было массивное двухэтажное сооружение. Постепенно корпус гостиного двора расширяется, к его стенам пристраиваются другие дома и лавки. Последняя, самая крупная реконструкция этого сооружения проводилась в начале ХХ века. Тогда был достроен третий этаж, центральная часть была выделена фронтоном с растительным орнаментом. После реконструкции в помещении бывшего гостиного двора разместились: отделение Азово-Донского коммерческого банка, купеческий клуб, крупные магазины. В годы первой мировой войны тут находился госпиталь и камерный театр.

Это здание непосредственно связано с революционными событиями и становлением Советской власти в Беларуси и в Минске. Об этом сообщает мемориальная доска.

Вторая мемориальная доска говорит о том, что в годы Великой Отечественной войны в этом здании был приговорен к смерти (1944 г.) немецкий антифашист Фриц Шменкель, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза (1964 г.).

Окончательное завершение архитектурный ансамбль площади получил после возведения здесь комплекса иезуитского коллегиума – опорного пункта католического ордена иезуитов.

 

(Повернуть группу лицом к бывшему коллегиуму, поставить в точке лучшего осмотра здания костела)

Иезуитский коллегиум – так называли свои монастыри иезуиты - занимал западную сторону площади и состоял из двухбашенного костела с великолепным по пластике главным фасадом и прилегавших к нему монастырских зданий.

Резиденция иезуитов здесь стала формироваться в середине ХУП века (1654 г.) с подаренной ордену небольшой усадьбы, которая находилась на углу улицы Революционной (бывшей Койдановской) и площади. В Беларуси иезуиты появились значительно раньше – в 1564 году. Члены общества «Иисуса», как назывался этот католический монашеский орден, - это отряд верных и беспредельно преданных католицизму людей.

В это время земли Беларуси уже входили в объединенное государство – Речь Посполитую (после Люблинской унии 1569 г.). Великое княжество Литовское, опасаясь новой войны с Московским княжеством, вынуждено было пойти на государственный союз с Польшей – тогда говорили «Короной». И через несколько десятков лет (с 1696 г.) государственным канцелярским языком будет объявлен польский. Прежние документы, написанные на белорусском языке, сохранят свою силу и значение.

Постепенно иезуиты расширяли свои владения. Получив поддержку местной магнатской верхушки, иезуиты начинают перестраивать свою резиденцию. Была построена новая школа (1699 г.) - ныне здание музыкальной гимназии-колледжа при Академии музыки. Иезуиты всегда уделяли много внимания школе – и в постановке школьного дела они превзошли другие конфессии. Образование они давали хорошее.

Рядом со школой было начато строительство костела Иисуса, Марии и Св. Барбары (1700 г.).

В планировочной структуре всего ансамбля иезуитского коллегиума центральное место занимает костел Иисуса, Марии и Святой Барбары, переименованный позже (1820г.) в Мариинский. После недавней реконструкции теперь здесь кафедральный костел Пречистой Девы Марии.

Бушевавшая в Европе Северная война и частые захваты Минска воюющими сторонами – то шведами, то русскими - не помешали освятить новый костел (1710 г.). Дальнейшая его отделка и достройка продолжалась еще довольно долго, а башни были закончены только к 1730 году. Последним этапом формирования ансамбля стало сооружение здания самого коллегиума (окончательно завершено к 1750 г.).

Костел отодвинут в глубину квартала. На главном фасаде две пятиярусные башни. В глубоких нишах второго яруса башен размещались деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла. А фронтон на уровне третьего яруса украшала фигура Богоматери с младенцем. На третьем и четвертом ярусах были установлены колокола.

Храм представляет собой прямоугольное в плане здание. Интерьер храма был украшен орнаментальной и фресковой росписью, деревянными скульптурами местных мастеров, большим количеством полотен, среди которых были работы академика Петербургской Академии художеств И. Олешкевича (1777 – 1830). Он наш земляк - родился в Радошковичах.

Иезуитский коллегиум был в свое время одним из самых значительных сооружений на площади. Есть сведения, что во время Северной войны в 1706 году, когда в Минске стояли союзные войска, здесь останавливался Петр 1. Когда город заняли шведы, у иезуитов останавливался Карл ХП, а через 100 лет в 1812 году здесь жил французский маршал Даву. На площади проводились парады наполеоновских войск.

В здании слева от костела, где ныне музыкальный лицей, а раньше была школа иезуитов, в конце ХУШ века размещалась резиденция губернатора, которая находилась здесь до 1917 года. Центром губернии Минск стал в 1796 году, через три года после второго раздела Речи Посполитой, когда земли центральной Беларуси были присоединены к Российской империи. Название города перекочевало с польских карт и стало общеупотребительным как Минск.

В доме Минского губернатора в 1821-1822 годах часто бывал и работал в его библиотеке декабрист Никита Муравьев. В эти годы он начал писать первый вариант своей конституции, который вошел в историю как «Минский вариант». На здании большая мемориальная доска с бронзовым барельефом Н.Муравьева. Раскрытая книга символизирует его главный труд - конституцию. На доске надпись: «В 1821-1822 гг. это здание посещал руководитель Северного общества декабристов Н.М. Муравьев».

В бывшем доме губернатора работало первое правительство советской Беларуси, образование которой было провозглашено в Смоленске (1 января 1919 года). Мемориальная доска увековечивает первое место работы правительства БССР.

После Октябрьской революции 1917 года и образования БССР бывший коллегиум стал местом расположения первых правительственных органов республики вплоть до окончания строительства Дома правительства (1934 г.). Площадь еще с 1917 года стала называться площадью Свободы – тогда говорили «Пляц Волі». Названию города вернули историческую форму - Менск (до 1939 г.), но только в белорусском языке.

На этой стороне площади в доме - он последний перед высотным зданием, что на углу площади и Немиги - некоторое время (1922-1925гг.) размещался Институт белорусской культуры - предшественник Национальной Академии Наук. В угловой части дома установлен памятник репрессированному писателю Максиму Горецкому (1899-1939), автору первой «Истории белоруской литературы» (1920г.) – одному из основателей белорусской прозы.

Площадь Свободы всегда была неразрывно связана как с политической, так и культурной жизнью города, в частности с театральной. На ней были сосредоточены почти все театральные здания.

Первый театральный спектакль в Минске состоялся более 300 лет назад – в 1689 году - в здании школы иезуитов. Представления шли в некоторых других зданиях на площади и в специально отреставрированном под театр доме (1825г.) С этим зданием городского театра связано одно из знаменательных событий в музыкальной культуре Беларуси.

 

(Подойти ближе к улице Ленина, повернуть группу лицом к месту, где стоял дом с театральным залом)

Здание городского театра располагалось справа от нынешнего здания Академии музыки (показ фотографии).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.