Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Булгаковой






(умерла в 1995г.)

 

бывшей при закрытии Глинской пустыни в 1961 г

 

В Глинскую пустынь я ездила два лета подряд. Там была чудесная служба, и почти круглосуточная. Она дарила такое состояние, что жалко было пропускать. Мы жили в селении в четырех километрах от Глинской, были молодые и ходили на службу по три раза в день.

А Глинская пустынь прежде была очень большая. И три четверти ее занимал тогда инвалидный дом. Были и безногие инвалиды. Самые несчастные люди. Им голодно там было. Они всегда приезжали на своих колясках к храму, к входу, хоть это строго запрещалось их начальством.

Монахи в храме просто так почти не стояли, размещались на клиросах. Очень полная была служба. Она начиналась часа в четыре с вечерних молитв. На всенощной читали Пролог несколько раз. Служба кончалась в 12 часов ночи. А в доме инвалидов для того, чтобы мучить больных, было неперестающее радио. И вот, выходишь из храма и слышишь, как на Спасской башне бьют часы. Чудно было. Идешь, ночь. Сначала болото, потом - лес.

Одно время, помню, была страшная засуха. Мы стоим на всенощной, в это время начинается буря. Ветер рвет во всю. И проливной дождь как стена. Кончилась всенощная, выходим. Прошли, может быть, с полкилометра, и все сухо. Только все деревья изорванны, и валяются ветки и листья. А дождя не было. Только монастырь полило.

К старцам я сама не обращалась - у меня был отец Борис (Архимандрит Борис Холчев - духовник Е. А.Булгаковой. Составленное ею жизнеописание о.Бориса помещено в журнале “Глаголы жизни” номер 2 за 1992 г.), он мне не велел ни к кому обращаться. Только один раз случай заставил. Когда попадалась машина в сторону монастыря, мы всегда старались подъехать. Я ехала как-то на грузовой машине, а у ворот - соскочила. И соскочила так больно - растянула себе связку, видимо. Тогда были старцы о.Серафим и о.Андроник. Я к отцу Серафиму: “Батюшка, вот, на одной ноге, так сказать, прискакала". " Иди, - говорит, - к отцу...(не помню сейчас, как его звали), он тебе поможет”. Я пошла. Стою в дверях и говорю: " Батюшка, я пришла к вам. Вот я ногу...” Он сначала как-то не обращал внимания, потом, в конце концов, подошел, молча так. Открыл шкаф, что-то подвигал туда-сюда, дал мне бутылочку и говорит: “Вот, примачивай этим". И у меня, действительно, все прошло. Монахи там были совершенно непохожи на Загорских. Когда я приехала в Загорск, мне было так странно, что здесь монахи смотрят по сторонам. Глинские были очень строгие.

Это были последние годы Глинской, в 61-м при мне ее закрывали.

В Глинскую пустынь ездило много людей. И всех не только хорошо принимали, но очень хорошо и провожали. У них была лошадка.

вот, кто уезжал, свои сумки клали на телегу. Слабые садились, остальные шли. И шел монах и всю дорогу читал какое-то поучение.

Самим глинским монахам пришлось расставаться с пустынью иначе.

Это было на Петров день. Накануне я была у всенощной. Не оставляло какое-то напряженное чувство. Конечно, монахи уже все знали, но им строго запрещено было говорить. Там электричества не было, а висело паникадило со свечами. Я как сейчас помню - иеродиакон колпачком гасит огоньки, и чувствуется, что это последнюю свечку, последний раз гасит. Когда кончилась всенощная никому не разрешили остаться ночевать в монастыре. Люди чувствовали - происходит что-то не то. Почти все оставались за воротами и ждали, что будет дальше.

Открыли ворота со стороны инвалидного дома, и оттуда поехали машины, мотоциклы. И всех монахов сажали и вывозили тем ходом, чтобы люди не видели. А стоявший у закрытых ворот уполномоченный по делам религии крикнул: " Это ваш Патриарх разрешил закрыть Глинскую пустынь". Крикнул прямо в народ.

Сюда, в Лавру (Елизавета Александровна последние годы жила

в Сергиевом Посаде), приехали о. Сысой, о. Нектарий и о. Иоанн Маслов. Сейчас остался о.Нектарий, он уже очень дряхлый. А то он всегда, каждое утро, читал акафист Преподобному. У него до сих пор сильный голос.

Иные со старцами ушли на Кавказ, остальные - кто куда.

 

Сергиев Посад. 1992 г.

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Здесь, пользуясь официальными данными, помещаю краткие схемы-биографии главных старцев обители, чтобы легче было представить себе время и обстоятельства их жизненного пути.

 

О.СЕРАФИМ (АМЕЛИН)

 

Родился 21 июля 1874 г. в деревне Соломино Фатежского уезда Курской губернии.

 

В 1893 г. поступил в Глинскую пустынь.

В 1899 г. пострижен в рясофор, а в 1904 г. в мантию с именем Серафима.

В 1913 г. рукоположен в иеродиакона.

В 1917 г. рукоположен в иеромонаха.

В 1919 г. назначен казначеем обители.

После закрытия монастыря жил в с.Ковенки Шалыгинского района, работал столяром.

В 1941 г., когда в с.Ковенки был открыт Ильинский храм, о.Серафим служил в нем.

В 1942 г. вернулся в открывшуюся обитель.

В 1943 г. стал ее настоятелем.

В 1958 г. 18 октября скончался.

 

О. АНДРОНИК (ЛУКАШ)

 

Родился 12 февраля 1889 г. в с.Луппа Лохвицкого уезда Полтавской губернии.

В 1906 г. поступил в Глинскую пустынь.

В 1915 г. призван в армию, воевал, вскоре попал в плен к австрийцам.

В 1918 г. вернулся в обитель.

В 1920 г. пострижен в рясофор.

В 1921 г. пострижен в мантию с именем Андроник.

В 1922 г. рукоположен во иеродиакона.

В 1923 г. сослан на Колыму на пять лет. Освобожден досрочно и вернулся к еп. Павлину, у которого был келейником.

В 1926 г. рукоположен в Москве в храме Воскресения (Сокольники) во иеромонаха.

В 1927 г. пострижен в схиму (в связи с серьезным заболеванием).

В 1939 г. вторично осужден и сослан на Колыму.

В 1948 г. вернулся в Глинскую пустынь.

В 1961 г. после закрытия обители переехал в г.Тбилиси, где и скончался 21 марта 1974 г

 

О.СЕРАФИМ (РОМАНЦОВ)

 

Родился 28 июня 1885 г. в деревне Воронок Крупецкой волости Курской губернии.

В 1910 г. поступил в Глинскую пустынь.

В 1914 г. был взят в армию.

В 1916 г. после ранения возвратился в обитель.

В 1919 г. пострижен в мантию с именем Ювеналий.

В 1920 г. рукоположен во иеродиакона.

После закрытия обители в 1923 г. переехал в Драндский монастырь в Грузии.

В 1926 г. рукоположен в иеромонаха и пострижен в схиму с именем Серафим.

В 1928 г. закрыли и Драндский монастырь. О.Серафим жил в окрестностях Алма-Аты, работая на пасеке.

В 1930 г. арестован и выслан на строительство Беломорканала.

В 1934 - 1946 гг. о.Серафим жил в Киргизии.

В 1946 - 1947 гг. служил в Ташкенте в Кафедральном соборе.

В 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь.

После вторичного закрытия Глинской пустыни в 1961г.. о.Серафим переехал в г.Сухуми, где помогал клирошанам городского собора.

1 января 1976 г. скончался там же.


ПО ПИСЬМАМ О.СЕРАФИМА РОМАНЦОВА

 

Письма о.Серафима-духовника, как уже говорилось, были составными. Основную и часто большую часть составляли выписки из творений св. отцов и подвижников Церкви. От себя он добавлял (иногда тоже повторял, не указывая имени, святоотеческое наставление) то, что считал нужным. Поэтому выпишу только то, что было наиболее характерным в его письмах и, конечно, мне более необходимым. Здесь и его собственные высказывания и ответы.

 

1. Интересно, что едва ли не главной темой многих писем было убеждение в необходимости не смущаться. " Заметишь, что не удалось сделать все, что хотелось, скажи: " Господи, помилуй! " Надо бы заставить себя, да лень одолела - " Господи, прости". Если кого забывшись, осудишь - скорее кайся, если что нарушишь - тоже. Покаявшись, старайся не грешить, а на допущенном не останавливай внимание, чтобы всегда иметь покойный дух, ни на что и ни на кого не возмущайся".

2. " Учись переносить приятное с благодарением, неприятное - с молитвой покаяния, все же вообще - с преданностью Богу и благодарением, повторяя: " Слава Богу за все! "

3. Как одолеть тревоги? - " Во всем полагаться на Господа: в скорбях, болезнях, искушениях; возрастать в сознании: все от Бога и Господь всем управляет и все ведет ко благу, к душевной пользе и спасению".

4. О молитве. " Главное не в том, сколько прочитать, а прочитать внимательно, погружаясь в разум святых молитв, как рыба в воду от находящего обуревания.

5. " Оберегая душу от смущения, лучше уступить в чем можно, что не противоречит заповеди Божией, наблюдая за собою, чтоб в душе не оставить раздражения, гнева, обиды”.

6. " Руководствоваться словом Божиим всегда и во всем необходимо, наблюдая за тем, чтобы вера жизнью свидетельствовалась".

7. " Духовные богатства возрастают в терпении, а терпение испрашивается молитвой.

8. Идти ли в монастырь? - " Если чувствуешь, что можешь нести послушание, то поезжай в монастырь, а если еще не можешь, то живи дома".

9. Поздравляя с Пасхой, говоря о ней как о духовной весне, желая духовного пробуждения, старец напоминал, что " этому способствует молитва, память о Боге, страх будущих вечных мук и желание вечного блаженства".

10. В ответ на бесконечные жалобы на скорби, бессилие, уныние и другие препятствия к добродетельной жизни старец напоминал: " Познание своей немощи и смирение тверже всякой иной добродетели".

11. Если жаловались на усталость и неспособность ни на что, старец советовал дать душе отдых. Кому-то легче отдохнуть, переключившись на физический труд, кому-то в рукоделии, кому в занятиях ремеслами или в работе по хозяйству. Можно при этом не спеша читать молитву Иисусову. Кто любит читать акафисты - можно и акафисты, но один-два в два-три дня. Не больше, чтобы не было спешки и механического вычитывания.

12. " В церкви старайся стоять не бездумной головешкой", а слушать, что читают и поют. Нельзя разговаривать, а любящим поговорить можно сделать замечание, только без раздражения".

13. Батюшка подчеркивал и в словах, и в письмах, что надо выработать привычку сразу каяться, как только согрешил. Если есть кому сказать - хорошо, а если нет - перед Богом.

14. Многие жаловались на болезни, на что старец говорил: " Болезни допускаются тогда, когда мы не способны к подвигам. Наше горе в том, что мы очень нетерпеливы и малодушны".

15. Большим утешением в болезнях был бы навык непрестанной Иисусовой молитвы. Она " прививается" только при сокрушении о грехах и смирении. Старец говорил, что опытно знающие о том, какую радость дает молитва, уже не хотят перемен, так как боятся потерять молитву в суете будней.

16. " Осуждение ближних - душевная немощь, а не пустяк. Осуждающий разделяет ответственность с согрешившим".

17. Не любил старец утверждений о чьей-то духовной высоте, случаев " откровений" и того, что кому-то " дано пережить". Он предупреждал, чтобы не спешили верить таким, чтобы не было беды, когда слепой поведет слепого.

18. Убеждал старец держаться середины, не впадая ни в безумную радость, ни в чрезмерную скорбь. Крайности многих приводили к плохому концу, вплоть до самоубийства. Указан всем узкий путь в Евангелии, но есть на нем помощь и утешение - в молитве.

19. Когда тяжело вспоминать прошлое, лучше только покаяться в том, что было плохого, и больше об этом не думать. Чтобы не унывать и не расслабляться от этого - " вспоминай примеры великого милосердия Божия и к великим грешникам. Главное: не осуждай, не завидуй, знай себя и будь с Богом".

20. " Утешительным снам не очень-то доверяй. Лучше не принять ангела, чем принять беса в виде ангела. Мы горды, легко можем ошибаться в этом".

21. Почему страдают невинные, даже дети? - " Может быть, для того, чтобы явились дела Божии, как было и Евангелии. Может быть, страдают телом, чтобы не страдать душой. Может быть, страдают теперь, чтобы не страдать вечно. Как бы ни было - мы все грешны и потому виновны, а страдания - необходимые лекарства. Скорбь терпение соделывает, терпение же - искусство, как у апостола сказано".

22. " Кто бы где бы ни был - без скорбей не прожить. Вооружайся терпением".

23. Неприятно всегда чувствовать зависимость... - " Научись принимать это как послушание и помни, что послушание с памятью о Боге и доверием к Нему выше трудов пустынника, живущего там по собственному избранию и усмотрению".

24. Поздравляя с праздником Рождества Христова, о.Серафим желал " приобрести смирение Христово в душе, без которого человек беден и всегда непокоен",

25. Как спасаться, если нет старцев? - " Все имеют скорби. Они заменяют старцев, так как их попускает Господь, зная сердце каждого. Никто не поможет и не изменит, если не менять себя. Начинать надо со внимания к языку и уму. И надо постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других".

26. Так хочется пожить поспокойнее... - " Не давай воли уму и языку. Ум займи чтением и молитвой, которой можно заниматься на всяком месте и при всех обстоятельствах, и язык укрощай благоразумным молчанием".

27. " Крест скорбей надо преобразить для себя в крест Христов. Господь его принял от Отца, не обвиняя иудеев, Каиафу, Пилата, но сказал: " Чашу юже даде Мне Отец...” Снисходи немощам других, не огорчая и не упрекая, не ропща".

28. " Не требуй от других совершенства, не ищи правды у них. Требуй только от себя и поймешь, как всем трудно. Требовательность (к другим) больше разрушает, чем созидает..."

29. " Старайся непрестанно устремлять свои помышления к Богу и Он сохранит среди клокочущего моря страстей".

30. " За то, что мы не так живем, как надо будем себя осуждать и просить у Господа прощения и милости. Поревнуем мытареву смирению - и довлеет нам

31. Как спасаться? - “Как мы внимаем посторонним мыслям и разговорам, так будем внимать молитве и чтению и следить за тем, чтобы не отвлекаться от этого спасительного занятия".

32. Как начать исправляться? - " Начинай каждый день утром полагать начало благое, прося словами Златоуста: " Господи, сподоби мя любити Тя..."

33. " Нельзя забывать, что на пути к Богу необходимо совершенное незлобие, благое смирение и послушание. Руководствоваться во всяком деле надо словом Божиим".

34. " Берегите душевный мир, он выше поста и молитвы".

35. " Нужно сокращать суету и избегать празднословия",

36. " Не стоит разбирать чужие мысли, доверять своим оценкам, вникать в чужие дела, кляузы, сплетни. Это враг старается рассеять и отвлечь от молитвы".

37. " Если душа боязлива, а кругом столько устрашающих искушений, надо особенно приучить себя помнить о присутствии Божием везде. Это скорее усвоится теми, кто привык к непрестанному покаянию. Теперь особенно надо учиться преданности воле Божией".

38. В наши дни, среди суеты и многопопечительности, трудно молиться. Поэтому надо учиться молиться короткими молитвами (можно Иисусовой), читая их, когда можно, вслух, только внимательно, не спеша, не механически".

39. " Не стоит терять время на отыскивание виноватых в своих огорчениях и на рассуждение о том, справедливо или нет допущенное испытание. Лучше проверить себя - могу ли я благодушно и благородно перенести оскорбление? "

40. Предостерегая от страшного вреда тщеславия, старец говорил, что " лишний раз покушать, побольше поспать, даже, рассердившись, покаяться, не так страшно, как принять внутреннюю бесовскую похвалу. Только истинное смирение недоступно тонкому внутреннему тщеславию".

 

ИЗ НАСТАВЛЕНИЙ О.АНДРОНИКА

 

У келейника о.Андроника сохранилась тетрадь, в которой старец делал выписки из прочитанного. Судя по дате, он начал ее в то время, когда был назначен благочинным. В этой тетради есть большие выписки из Евангелия, Апостола. Не помню, чтобы он цитировал их на ходу, потому выписала те краткие изречения святых отцов, которые чаще всего слышались и которые вместе со словами псаломскими были ему, видимо, более по душе. Здесь же и его передача общего святоотеческого опыта.

1. " Знай себя и будет с тебя".

2. " Сон моея лености ходатайствует души моей муку".

3. " День и ночь молиться надо".

4. " Книги читаем, а сами не исполняем. Горе нам, если внезапная смерть настигнет".

5. " В церкви не говори".

6. " В молитве надо просить: " Господи, даждь ми слезы и память смертную", иначе ад нас ожидает".

7. " Возлюби труд и скоро пошлется тебе спокойствие от Бога.

8. " Приятнее Богу смирение грешника, чем гордость праведника".

9. " Понуждай себя в рукоделии и будет обитать в тебе страх Божий".

10. " Не тщеславься и не смейся".

11. " Что в юности посеешь, то в старости пожнешь".

12. “Не подражай фарисею, который все держал напоказ".

13. " Да не возглаголют уста твои дел человеческих".

14. " Спи мало, в меру, и будут наблюдать за тобою ангелы".

15. " Если хочешь обрести покой в этом и будущем веке, то при всяком случае говори: " Кто я? " И не осуждай никого". Авва Пимен.

16. " Боюсь трех вещей: когда умру, как умру и где обрящусь".

17. " Пред небом и землей мы должны отдать Богу ответ во всей жизни, а ты смеешься...”

18. " Люби более молчать, нежели говорить, ибо молчание собирает сокровище, а говорливость расточает". Авва Исайя.

19. " Старчество наше состоит в том, чтобы человек обуздал язык свой". Авва Тимофей.

20. " Монах, не удерживающий языка своего, во время гнева, никогда не удержит своих страстей".

21. " Всяким хранением блюди каждый свое сердце". Авва Геронтий.

22. " Монах должен носить такую одежду, которую никто не взял бы, если бы выбросить ее из кельи". Авва Памва.

23. " Если желаешь Царства Небесного, презирай богатство и ищи воздаяния Божия” Авва Исидор.

24. " Жить тебе по Богу невозможно, когда ты сластолюбив и сребролюбив". Авва Исидор.

25. " Простота и немечтание о себе очищает от злых помыслов". Авва Исайя.

26. " Если кто обращается с братом с хитростью, не минует печали сердечной".

27. " Если желаешь спасения, делай все то, что приводит к нему".

28. " Не живи в том месте, где видишь, что тебе завидуют, иначе не будешь иметь успеха". Авва Пимен.

29. " Не монах тот, кто жалуется на свой жребий. Не монах тот, кто воздает злом за зло. Не монах тот, кто гневается". Авва Пимен.

30. " Сила Божия не может обитать в человеке, преданном страстям". Авва Пимен.

31. Поистине мудр тот, кто не словом поучает, но назидает делом".

32. " Старец сказал, что если дерево не будет колебать ветер, то оно не будет расти и не даст корней. Так и монах, если не будет терпеть искушений, не станет мужественным “.

33. " Много значит молиться без развлечения, а еще более - петь без развлечения".

34. " Малодушие и порицание кого-либо в мысли не позволяет человеку видеть свет Божественный",

35. " Старец сказал, что начало спасения - познание самого себя".

36. " Любовь славы человеческой рождает ложь". Авва Исаия.

37. " Подражай мытарю, чтобы не подвергнуться осуждению с фарисеем".

38. " Старца спросили: " Почему так восстают против нас демоны? " Он ответил: " Потому что мы отвергли наше оружие: бесчестие, смирение, нестяжательность и терпение".

39. " Старца спросили: " Что такое смирение? " Он сказал: " Когда согрешит против тебя брат твой и ты простишь ему прежде, нежели он перед тобою раскается".

40. " Старцы говорили: " Когда мы не имеем брани, тогда должны смиряться, ибо Бог, знает нашу немощь, охраняет нас. А если будем хвалиться этим, то отнимется у нас охранение и мы погибнем".

41. "...Если тебе действительно явится ангел, не принимай, говоря: " Я, живущий в грехах не достоин видеть ангела".

42. " В чем преуспевание духовное. - В смирении. Насколько кто смирился, настолько преуспел".

43. " Чистота сердца доказывается нерассеянною молитвою".

44. " Мир души от повиновения сил ее уму”.

45. " Душевный пост состоит в отвержении попечений".

46. " Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего”. Авва Моисей.

47. " Три главных делания необходимы: бояться Бога, молиться и делать добро ближнему". Авва Пимен.

48. " Человек, познавший сладость кельи, избегает ближнего, хотя любит и почитает его”. Авва Феодор.

49. " Кротость является в терпении".

50. " Все, что выше сил - от бесов". Авва Пимен.

51. " Не оставь воли Божией для исполнения воли человеческой".

52. " Страх Божий хранит человека от греха”.

53. " Многие говорят о совершенстве, но мало кто достигает его на самом деле". Авва Пимен.

54. " Господь до тех пор хранит душу твою, пока ты хранишь язык свой".

55. " Если будешь соблюдать молчание, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил". Авва Пимен.

56. " Все грехи мерзость перед Богом, но мерзостнее всех гордость сердца”.

57. " Страсти рождаются от нерадения".

58. " От многих попечений и рассеянности рождаются страсти”.

59. " Где бы ты ни был не высказывай себя остроумным и учительным, но будь смиренномудр, и Бог дарует тебе умиление. Авва Пимен.

60. " Не любопытствуй и не расспрашивай о суетных делах мира".

61. " Люби молиться часто, чтобы просветилось сердце твое".

62. " Любяй же неправду, ненавидит свою душу”.

63. " Необходимо заботиться о стяжании духовного делания (" умной молитвы")".

64. " Если не будем осторожно вести себя внешне, то не сможем сохранить и внутреннее”.

65. " Не позволяй себе ни слышать, ни говорить о чем-нибудь неполезном для души".

66. " Этот век дан для покаяния. Если истратишь его попусту, живя худо, то очень пожалеешь потом, не найдя его вторично".

67. " Если ты не смиришься, то Я смирю тебя", - сказал Господь.

68. " Молитва, совершаемая с небрежением и леностью - празднословие".

69. " Предпочитаю правило легкое, но постоянное, правилу трудному вначале, потому вскоре оставленному”.

70. Венец монаха - смиренномудрие. Злословие есть смерть души". Авва Ор.

71. Берегись лености, она потребит весь плод трудов твоих".

72. " Телесные труды охраняют человека от врагов его: грехов и демонов".

73. " Во всем себя принуждать - путь Божий".

74. “Какое дело монаха? - Рассуждение! ”

75. " Нет ничего хуже осуждения".

76. " Послушание бывает за послушание. Кто Бога слушает, того Бог послушает",

77. " Люби смирение и оно покроет тебя от грехов".

78. " Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя и ты впадешь в руки врагов твоих".


 

 

Редкий пример

 

О. архимандрит Серафим (Амелин) мало писал, большей частью поручая это о. Серафиму-духовнику. О его устроении свидетельствуют не столько записи особых чудесных проявлений помощи Божией, сколько хранящееся в глубине души у всех, кто с ним встречался, ощущение удивительной тишины. В его присутствии не было нужды в словах. Никогда больше не приходилось мне встречаться с таким убедительным подтверждением того, что " молчание - тайна будущего века". Перед ней все благоговели, кто понимал ее и кто впервые с ней столкнулся. Помню, рассказывали об одном милиционере, который приезжал в обитель с каким-то очередным указанием " сверху" Он удивлялся " Что за старик!? Еду дорогой злой-презлой, думаю: сейчас разнесу всех. Войду к нему, поговорю. Ничего особенного не скажет, все такое простое, всем известное, а я и крикнуть не могу, пошуметь, страху нагнать. Как подменили меня. Соглашаюсь с ним, как дурак, а ведь хотел перевернуть все, чтоб боялись, долго помнили”.

Если святые отцы говорили, что " много великих и славных, но тайны открываются смиренным", то пример о.Серафима-настоятеля приоткрывал тайну этой реальности, возможности на нашей земле нездешнего света и красоты смирения. Глядя на него, нельзя было не вспомнить общее мнение святых отцов о том, что не понять, а тем более нельзя захотеть для себя иной жизни в мире, если не встретится человек, хотя бы в какой-то мере осиянный этим светом. Свет этот приоткрывает иной мир, где иные ценности, где евангельский призыв: " Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной" - единственный закон и норма. Ни одного слова не сказал об этом о. настоятель. Это теперь приходится подбирать слова, чтобы хоть как-то удержать впечатление, которое осталось от общения с ним. Пример его говорил без слов, что всякое самомнение, занятость собой, сосредоточенность на себе - только болото, из которого трудно вырваться, но в которое очень легко попасть, даже не заметив под ногами трясины. Лучше было бы не ограничиваться рассуждениями, а подтвердить фактами, но они растворялись в одном факте существования старчества Оно было фундаментом обители, духовно согревавшей, укреплявшей, воодушевлявшей, побуждавшей к новой жизни несчитанные тысячи паломников со всей России (не говоря, разумеется, об Украине, ведь обитель была на украинской земле). Думаю, что не будет преувеличением сказать, что о.Серафим-настоятель был в этом фундаменте краеугольным камнем. Подтверждением этой мысли считаю тот факт, что очень скоро после кончины о.Серафима обитель была закрыта вторично. Такое бывало в истории отечественных обителей: Зосимова пустынь около Троице-Сергиевой Лавры была закрыта вскоре после кончины настоятеля, о. Германа, в 1923 году.

Из личных воспоминаний могу сказать о ярком живом ощущении присутствия о. Серафима в обители, которое сопровождало на каждом шагу в последний мой приезд в Глинскую пустынь в 1959 году, уже после смерти о. Серафима. С его образом у меня в душе слилось радостное и благодарное чувство, вызванное редкостным его даром незримо укрывать, как облаком, глубоким покоем душевным, когда уже нечего больше желать, когда полное удовлетворение всем, совершенное довольствие и тишина, мир. Наверное, тот самый, о котором Церковь молится: “О свышнем мире...” Если говорить о письменных " следах" устроения настоятеля Глинской пустыни, то не случайно именно такая выписка была кому-то дана из кельи почившего: “Пейте укоризну. как воду “.

Заканчивая воспоминания, не могу не отметить одной их особенности: они держат в своей власти и не перестают удивлять. Удивляет прежде всего то, что так не похоже на привычное нам. Одни забыли, другие и представить себе не могут, что исконно русское благочестие держалось глубокой и искренной верой, совершенной свободой от всего показного, наносного, чуждого миру иночествующих. И, конечно, нелицемерным смирением. Жизнь перед Богом - наверное, так можно кратко определить это чудо наших дней, светлой полосой заката озарившее нависший над нами мрак греха. В этом сиянии многие увидели бездонное чистое небо и, как могли, потянулись к нему, ощутив Бога своего, звавшего народ очнуться и покаяться.

 

Составитель

 


 

Содержание

 

От составителя.................................................

 

ГЛИНСКАЯ МОЗАИКА.....................................

 

Галина Александровна Пыльнева

Глинская мозаика........................................

 

Ольга Николаевна Вышеславцева

Глинская пустынь.........................................

 

Игорь Николаевич Бируков

Мои встречи с Глинской...................................

 

Александр Александрович Солодовников

Старец Андроник...............................................

 

Слава Богу за все

Воспоминания протоиерея Василия Серебренникова.....

 

Светлой памяти

священно-схиархимандрита Серафима.....................

 

Рассказ Елизаветы Александровны Булгаковой......

 

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................

 

о.Серафим (Амелин)..............................

о.Андроник (Лукаш).................................

о.Серафим (Романцов).........................

 

По письмам

о.Серафима Романцова..................................

 

Из наставлений о.Андроника........................

 

Редкий пример..............................................

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.