Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция «человека географического» П. Видаля де ла Блаша (1845–1918). 12 страница






Биполярная система мира разделила Европу «железным занавесом». Континент стал «полем боя» двух сверхдержав, жесточайшей конфронтации Востока и Запада. В то же время Западная Европа сумела консолидироваться и сохранить положение одного из центров силы.

Распад СССР и мировой системы социализма привел к радикальному изменению геополитической обстановки на европейском континенте. «Железный занавес» рухнул, «холодная война» прекратилась, началось сближение Восточной и Западной Европы. Европа получила шанс расширить свое геополитическое пространство, увеличить мощь и влияние на мировую политику.

 

 
 

 


НОВЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЕВРОПЫ
ПОСЛЕ КРАХА БИПОЛЯРНОЙ СИСТЕМЫ

1. В результате ликвидации СССР, ОВД, СЭВ изменился баланс сил в Европе. Исчезла великая держава, оказывавшая в течение 3 столетий огромное воздействие на европейский континент. Россия не стала в этом отношении преемником СССР. Освободившийся политический вакуум пытаются заполнить и США, и европейские государства, как великие державы, так и в целом европейское сообщество. Возникли благоприятные условия для создания в лице Европы глобального центра силы. Для этого существует экономическая (25% мирового ВВП), военная, научно-техническая, цивилизационная база. Возрастающая конкуренция со стороны АТР также будет стимулировать формирование Европейского центра силы.

2. На территории бывшего СССР образовалось 15 новых государств. Все они вошли в ОБСЕ, таким образом, раздвинув рамки европейского геополитического пространства до Владивостока и Афганистана. В результате распада СССР, Югославии и Чехословакии в Европе появилось 23 новых государства.

3. Крах коммунистических режимов, изменение общественно-политического строя и внешнеполитической ориентации восточно-европейских стран фактически привел к воссозданию Центральной или Средней Европы (Центральная Восточная Европа – ЦВЕ), как особого геополитического пространства, состояние которого будет оказывать большое влияние на европейскую политику. Этот регион вновь, как это уже неоднократно бывало, становится ареной борьбы за сферы влияния.

4. Распад СФРЮ обусловил появление впервые в послевоенный период вооруженных конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, в Сербии (Косово). Конфликты до конца не урегулированы. В Боснии и Герцеговине и в Косово присутствуют миротворческие силы. Намерение Запада поддержать независимость Косово может спровоцировать возобновление конфликта.

В результате Балканы, как уже неоднократно бывало в истории Европы, становятся регионом нестабильности, новой «горячей точкой» планеты. Здесь возник сложный узел противоречий: между мусульманским и христианским миром, между католицизмом и православием, между великими державами, между самими балканскими государствами.

5. Объединенная Германия стала новым фактором европейской геополитики. Присоединение ГДР делает ФРГ самым сильным государством Европы. Горбачевский «подарок» немцы уже оценили как «дар судьбы», выпавший на их долю в XX в. от щедрот русской души. Германия без единого выстрела добилась решения тех задач, которые она ставила в ходе двух мировых войн.

Центральное положение Германии в Средней Европе позволяет ей осуществлять доминирование в Восточной Европе и хартленде (по схеме Маккиндера). Ослабление России и уход ее из восточно-европейского пространства облегчает осуществление этой задачи. Германия значительно укрепила свои позиции в Восточной Европе, 40% капиталовложений в этих странах приходится на ФРГ.

Исчезновение биполярной системы создало благоприятные условия для полного пересмотра геополитического статуса ФРГ, ликвидации состояния «экономический гигант и политический карлик». Она занимает ведущее положение в ЕС, усиливает свое влияние в НАТО.

Усиление Германии вызывает озабоченность Франции, Англии, Польши и других стран. Сильная Германия может быть и стабилизирующим, и дестабилизирующим фактором Европы. Она может стать мостом, соединяющим Западную и Восточную Европу, но может и взорвать этот мост. Она может оказывать положительное или разрушающее воздействие на интеграционные процессы, стабильность и безопасность Европы.

6. Интеграция Европейского Союза (ЕС) значительно прод- винулась.

· Реализуются положения Маастрихтского и Амстердамского договоров (1992, 1997 гг.) о едином валютном, платежном, политическом и оборонном союзе стран содружества.

· В 1995 г. в ЕС были приняты Австрия, Швеция и Финляндия, что значительно укрепило и расширило его возможности.

· В 2004 г. произошло расширение НАТО и Европейского Союза (ЕС). В ЕС были приняты 10 государств: Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Мальта. В 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния. Объединенный ЕС включает теперь 27 стран, территорию в 5 млн кв. км, население около 500 млн чел., с ВВП около 11 трлн дол. На все эти страны распространяются положения Шенгенских соглашений (1995 г.) о безвизовом транзите людей, товаров внутри ЕС.

· Разработана Конституция ЕС. Во многих странах успешно прошли референдумы по ее утверждению. Но в 2005 г. референдумы во Франции и Нидерландах отвергли Конституцию. Англия отложила проведение референдума по этому вопросу.

Расширение ЕС создает много проблем, от разрешения которых будет зависеть судьба единой Европы. Новые страны существенно отличаются от прежних членов ЕС уровнем социально-экономи­ческого развития, зрелостью демократических институтов, уровнем жизни (если сейчас разрыв между высшим и низшим доходом на душу населения в ЕС составляет 50%, то после расширения это соотношение составит 1: 3). Безвизовый режим вызвал большой приток дешевой рабочей силы в развитые страны из Восточной Европы.

7. Дезинтеграционные факторы.

Одновременно с интеграцией имеет место разъединение Европы, фрагментация политического пространства по иным, чем в годы холодной войны, причинам.

Во-первых, это группа стран, которые остались за рамками НАТО и ЕС, часть из них чувствуют себя дискриминированными, «государствами второго сорта».

Во-вторых, война в Ираке разделила Европу на ряд групп:

– Англия, Испания, Италия, все страны Восточной Европы безоговорочно поддержали американскую акцию;

– Франция, ФРГ, Бельгия выступили против войны в Ираке;

– Другие страны лавировали между этими основными позициями.

Хотя после окончания войны произошло некоторое примирение позиций, но принципиальные расхождения остались. Американцы вовсю эксплуатируют тезис о «старой Европе», консервативной и настроенной антиамерикански, и о «новой Европе», готовой к сотрудничеству с США в проведении их глобалистской политики. Ряд европейских стран приняли решение о выводе своих войск из Ирака.

В-третьих, не урегулирована до конца ситуация в бывшей Югославии, Боснии и Герцеговине, Сербии (Косово). Дезинтеграционные факторы определяют политическую ситуацию в Молдавии, Грузии, Азербайджане.

8. В начале 90-х гг. усилилось американское влияние в Европе.

Стратегия США в Европе была направлена на сохранение и расширение своего лидерства на континенте, «предотвращение стремления крупных индустриальных наций бросить вызов нашему лидерству или попытаться изменить установившийся политический или экономический порядок» (из документа Пентагона 1992 г.). Без больших усилий США оттеснили Россию из постсоветских стран Восточной Европы, подчинили своему влиянию страны Прибалтики. Миротворческие операции в бывшей Югославии проводились под руководством США и по их воле.

В началеXXI в. происходит охлаждение евро-американских отношений. Появились первые признаки кризиса атлантизма, сложившегося в годы холодной войны. Обе стороны не довольны друг другом. Европа претендует на большую самостоятельность, независимость от США, ее не устраивают силовые методы американской внешней политики и т.д.

США добиваются от Европы более существенной поддержки американской глобальной политики, более высокого вклада в обновление военного потенциала НАТО, его участия в стабилизации положения в Афганистане, Ираке, на Балканах и др.

Речь не идет о разрыве отношений. Хотя администрация Буша неоднократно заявляла о том, что Европа для США перестала быть главным регионом стратегических интересов, едва ли эти заявления можно комментировать как установку на разрыв отношений между Америкой и Европой. Слишком многое связывает два континента. Да и геополитические интересы США в Европе и на других континентах не могут быть реализованы без Европы. Но очевидно, что необходима новая основа евроатлантического партнерства, соответствующего современным условиям. Решение этой задачи требует более четкого определения геополитического статуса Европы:

– самостоятельный центр силы, независимый от США;

– сохранение в реформированном виде союзнических отношений США;

– раскол Европы на несколько геополитических группировок.

Европа пока не сделала своего выбора.

 

 


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Приоритетность европейского вектора геополитики страны обусловлена следующими обстоятельствами:

– РФ является европейской страной, треть ее территории и 3/4 населения приходятся на европейскую часть.

– Россия и Европа связаны в течение многих веков историческими, политическими, культурными отношениями. Россия (СССР) три столетия играла ведущую роль в европейской политике.

– Для восстановления геополитического статуса великой державы Россия нуждается в поддержке со стороны Европы, в установлении более высокого уровня отношений с европейскими государствами.

– Безопасность России в большой степени зависит от позиции европейских стран. В свою очередь стабильность и безопасность Европы невозможно обеспечить без России.

– Взаимодействие РФ и Европы необходимы для решения глобальных проблем современности, для сохранения мира и урегулирования военных конфликтов, для создания более справедливого мирового порядка.

Европейская политика России (СССР) в послевоенный период прошла ряд этапов.

1. 1945–1970 гг. – деление Европы на проамериканскую и просоветскую, жесткое противостояние между ними, план Маршалла*, доктрина Трумена**, образование двух германских государств, венгерские события 1956 г. и Пражская весна 1968 г., создание НАТО и ОВД, ядерное устрашение и т.д.

2. 1970–1985 гг. – осуществление политики разрядки международной напряженности, мирного сосуществования двух систем, этап переговоров, развитие процесса сотрудничества в экономической, политической, культурной, научной, гуманитарной и других областях. Были заключены мирные договоры между ФРГ и СССР, ФРГ и ПНР, ФРГ и ЧССР, договоры между двумя германскими государствами и соглашение по Западному Берлину, Хельсинский Заключительный акт СБСЕ (СБСЕ – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.), много соглашений в торгово-экономи­ческой области и др.

3. 1985–1991 гг. – горбачевская политика нового политического мышления, деидеологизация международных отношений, либерализация внешней политики, приоритет общечеловеческих ценностей, стремление СССР войти в единый европейский дом, создать единую цивилизацию и т.д. Под этими прекрасными лозунгами происходил процесс ухода СССР из Европы, пересмотра Ялтинско-Потсдамских соглашений. Политика односторонних и неоправданных уступок М.С. Горбачева Западу (вывод советских войск из европейских стран, быстрое объединение Германии без каких-либо твердых гарантий учета интересов СССР, роспуск ОВД и СЭВ) привела к полной потере Восточной Европы как сферы влияния СССР, ослаблению международного авторитета страны, в конечном счете, способствовала развалу СССР.

4. 1991–1995 гг. – политика российского руководства не отличалась профессионализмом, осознанием национальных интересов, четкостью и последовательностью. В основе ее лежал следующий подход: европейские страны – естественные друзья и в перспективе союзники России. У России нет врагов и т.п. Поэтому был провозглашен и проводился курс на стратегическое партнерство с Западом, которое фактически свелось к полному подчинению российской внешней политики интересам Запада, прежде всего США. Из-за медлительности, пассивности, ошибок российского МИД не удалось выработать четкую, отвечающую национальным интересам концепцию европейской политики. Возросла финансовая, продовольственная зависимость РФ от Запада. Его культурная, идеологическая, информационная экспансия сказалась негативно на этических, нравственных устоях российского общества, размыла национальные ценности и традиции. Россия утратила статус не только сверхдержавы, но и великой державы.

5. С 1996 г. началось осуществление более продуманного, более самостоятельного курса России в Европе. Российское руководство освободилось от иллюзий конца 80–начала 90-х гг. о возможности «единого европейского дома», вступлении РФ в ЕС, пытается четко определить национальные интересы страны, реальные возможности и конкретные действия на европейском геопространстве.

По мере восстановления порядка в стране, выхода России из экономического кризиса ослабли каналы влияния Европы (финансовые и экономические прежде всего) на страну. Европейская политика РФ стала более самостоятельной, последовательной, соответствующей национальным интересам.

Отношение к России стран Европы определяется стремлением получить максимальную выгоду из распада мировой социалистической системы и СССР. Запад легко вытеснил нашу страну из Восточной Европы, теперь успешно это проделывает в Прибалтике и СНГ. Большинство политиков Запада не хотят, чтобы РФ осталась великой державой, но они не заинтересованы и в существовании нестабильной, хаотической, неуправляемой страны, понимая, что это окажет дестабилизирующее воздействие на Европу и на весь мир. С другой стороны, часть европейской политической элиты выступает за сохранение сильной и влиятельной России, рассматривая ее как серьезный противовес США и Германии.

Доминирующими в последние годы в европейской геополитике по отношению к РФ были следующие цели:

· борьба против великодержавности России;

· поддержка прозападных политических сил, усиление своего влияния в России и на постсоветском пространстве;

· экономическая экспансия в страну;

· препятствие процессу интеграции СНГ и т.д.

Концепция внешней политики РФ определяет отношения России с европейскими странами как традиционно приоритетное направление нашей внешней политики.

Основные цели европейской политики России:

1. Развитие многосторонних, равноправных отношений с европейскими странами в сфере региональной и глобальной политики.

2. Сотрудничество в сфере безопасности, создание системы, гарантирующей безопасность РФ.

3. Расширение экономического сотрудничества, преодоление сырьевого характера российского экспорта, создание взаимовыгодных условий для взаимодействия бизнеса.

4. Сотрудничество в области гуманитарных отношений, культуры, науки, образования.

5. Противодействие политике вытеснения России из постсоветского пространства.

Политика России была направлена на решение этих задач.

Политические отношения были связаны с деятельностью нашей страны в ОБСЕ, Совете Европы (не путать с ЕС) с 1997 г., других европейских организаций. Россия справедливо критикует обе организации за слабую эффективность, декларативность, бюрократизацию их деятельности, за предвзятое отношение к оценке политических и административных реформ в России.

Все эти годы у России складывались хорошие отношения с влиятельными европейскими странами – ФРГ, Францией, Италией, Испанией, Англией и многими другими. Большинство из них имеют общие с РФ подходы к решению европейских и глобальных проблем, к оценке методов и результатов американского лидерства в мире, роли ООН в мировой политике и т.д.

Вместе с Германией, Францией и Англией Россия участвует в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке, в Югославии и др., в переговорах по атомной программе Ирана.

В последние годы активизировались отношения России с ЕС. Сложился механизм сотрудничества, регулярно проводятся саммиты РФ – ЕС, на которых обсуждаются проблемы партнерства обеих сторон, принимаются документы, определяющие задачи и параметры сотрудничества.

На первый план в настоящее время выдвигается задача преодоления «правового вакуума» в отношениях России и ЕС:

– приспособление российского законодательства к законодательству ЕС;

– установление единых стандартов в финансовой сфере, бухучете, аудите и т.п.;

– внедрение единых правил конкуренции;

– определение ставок таможенных пошлин;

– установление визового режима для граждан России и российских товаров и т.д.

Естественно, что законы Европы мало подходят для уникальных условий России, поэтому необходимо защитить российские интересы, добиться права на учет специфических особенностей РФ, права вето на законы, которые не подходят России.

В последние годы разрабатываются планы создания 4 общих пространств Россия – ЕС (4 «дорожные карты»):

– экономика,

– безопасность,

– правовая, судебная система,

– гуманитарная сфера, культура, наука, образование.

Развитие экономического сотрудничества в 90-е гг. характеризовалось:

– завоеванием лидирующих позиций Европы на российском рынке,

– притоком европейских инвестиций и капиталов в российскую экономику,

– увеличением финансовой и технологической зависимости России от Европы,

– преобладанием сырьевого сектора в экспорте РФ в Европу,

– участием европейских компаний в модернизации некоторых отраслей и предприятий российской экономики: коммуникации, информационная сфера, пищевая промышленность и др.

Важной задачей европейской политики России является налаживание добрососедских отношений со странами Восточной Европы. Теперь, когда эти страны оформили свое членство в ЕС и НАТО, необходима новая стратегия отношений с этими государствами.

На страны ЕС приходится 36, 6% российского экспорта, а после присоединения к нему 12 новых государств эта цифра возрастет до 53–55%. Две трети совокупного российского экспорта в Европу составляют нефть, нефтепродукты, газ, древесина, черные металлы, алюминий, удобрения и т.п.

Российский импорт из Европы состоит из готовых изделий, прежде всего машин, оборудования и т.п.

Естественно, что такая структура торговли создает не очень благоприятные условия для производственной кооперации, углубления международного разделения труда, привлечения инвестиций, модернизации отечественной промышленности и т.д.

Расширение ЕС создало определенные трудности во взаимоотношениях России со странами Восточной Европы и Балтийскими республиками, произошел разрыв многих экономических соглашений со странами, вступившими в ЕС, поскольку эти соглашения противоречат нормам ЕС. Россия несет убытки от этого разрыва, поэтому необходимо добиваться сохранения в течение какого-то времени переходного периода.

На первый план выходит реализация программы создания общего европейского экономического пространства (ОЕЭП). Создан Постоянный совет партнерства (ПСП), в который входят министры иностранных дел, отраслевых министерств. ПСП является координирующим и распорядительным органом сотрудничества РФ и ЕС.

Идея ОЕЭП заключается в том, чтобы постепенно подключить Россию к интеграционному процессу ЕС, но четкого механизма осуществления этой цели не существует.

После российско-украинского «газового конфликта» некоторые лидеры Европы заговорили об «энергетическом шантаже» России, об угрозе энергетической безопасности Европы. Строительство северного газового трубопровода в Германию через Балтийское море также встречено с неодобрением рядом стран.

Европа долго сопротивлялась приему России в ВТО, выдвигала неприемлемые для России условия: установление мировых цен на энергоносители, сокращение государственной поддержки сельского хозяйства (хотя в Европе эта поддержка составляет около 40%, а в России – 2% ВВП) и т.п. В настоящее время все страны Европы дали согласие на вступление РФ в ВТО.

Россия все последние годы досрочно погашает свои долги Парижскому клубу кредиторов. Европа также получает хорошие дивиденды от размещения средств российского Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов в европейских банках.

Проблемы сотрудничества в сфере безопасности

Концепция внешней политики РФ определяет главную цель европейской политики России – создание стабильной системы общеевропейской системы безопасности. Все 90-е гг. Россия считала основой европейской безопасности деятельность ОБСЕ.

На Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 г. была подписана Хартия европейской безопасности, в которой были определены основные направления и механизм обеспечения европейской безопасности.

Однако время, прошедшее после 1999 г., свидетельствует о том, что ОБСЕ не смогла реализовать идею создания коллективной безопасности в Европе.

В самой Европе нет единства по этому вопросу: идет процесс расширения НАТО, ЕС провозгласил необходимость создания собственной оборонной системы.

Поскольку уже 26 стран Европы выбрали альянс для обеспечения своей безопасности, ясно, что отношения с ним становятся важной задачей обеспечения российской безопасности.

Организация Североатлантического союза (НАТО) была создана в 1949 г. для защиты Европы от «со­ветской угрозы». Ликвидация СССР и ОВД сделали существование альянса бессмысленным. Но США не хотели роспуска НАТО (М.С. Горбачев предлагал одновременный роспуск НАТО и ОВД).

В 1991 г. была принята новая стратегическая концепция, в которой были определены новые функции организации:

– обеспечение безопасности и стабильности в Европе;

– сохранение стратегического баланса сил;

– превращение НАТО из военно-политической в политическую организацию, форум обсуждения проблем европейской безопасности;

– усиление взаимодействия НАТО и ЕС;

– участие в миротворческой деятельности, в том числе и за пределами Европы.

Таким образом, НАТО брала на себя миссию обеспечения безопасности на всем европейском континенте и даже за пределами его. Это решение обозначило поворот в политике стран альянса по отношению к бывшим социалистическим государствам. Созданная в 90-х гг. для этих целей организация «Партнерство ради мира» (ПРМ) объединила страны Восточной Европы, РФ, постсоветские республики и предложила заменить конфронтационные отношения на партнерское взаимодействие.

Ослабление России и вывод войск из Восточной Европы (декабрь 1994 г.) ускорили принятие решения о расширении НАТО, что аргументировалось необходимостью укреплении европейской безопасности, стабильности в Восточной Европе, оказания помощи в укреплении демократии и рыночных реформ в постсоциалистических странах и т.п.

Расширение НАТО прошло в два этапа:

– в 1999 г. были приняты Польша, Венгрия и Чехия,

– в 2004 г. членами стали Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения, Румыния.

Причины расширения НАТО:

1. НАТО – главный инструмент обеспечения американского лидерства в Европе и мире. «Расширение НАТО является решающим элементом стратегии США и их союзников в построении неразделенной, мирной Европы»[50], – утверждается в Стратегии национальной безопасности США. На юбилейном саммите НАТО в Вашингтоне в апреле 1999 г. была принята новая стратегия блока, в которой предусматривается:

– расширение зоны ответственности НАТО не только на государства-участницы, но и на другие государства (нарушение статьи 5 Устава), т.е. глобализация миссии НАТО, подключение ее к выполнению США роли мирового «шерифа»;

– использование силы для решения конфликтных ситуаций без санкции ООН;

– право на вмешательство во внутренние дела государств под предлогом защиты демократии, прав человека и т.д.

Зоной своей ответственности лидеры НАТО объявляют Балканы, Восточную Европу, Ближний Восток, Северную Африку, Закавказье, СНГ и др.

2. Держать под контролем Россию и постсоветское пространство.

3. Европа поддерживает расширение НАТО, видя в альянсе средство сдерживания усиливающейся Германии.

4. Восточная Европа через расширение блока стремится быстрее интегрироваться в западноевропейские структуры, получить поддержку в осуществлении реформ, защиту от «российского империализма», гарантии своей безопасности.

5. Расширение НАТО и перевооружение новых ее стран сулит большие военные заказы американскому и европейскому ВПК.

Расширение НАТО стало возможным также в результате серьезных просчетов советских и российских политиков в начале 90-х гг. Хотя руководители НАТО заявляют, что расширение не направлено против России, каждому думающему человеку ясно, что нет смысла в существовании военного блока, если для него не существует угроз.

Расширение НАТО имеет ярко выраженную антироссийскую направленность и создает серьезную угрозу безопасности нашей страны:

1. К границам России приближается военная группировка, во много раз превосходящая российский потенциал: в 4 раза – по численности вооруженных сил и обычных вооружений, в 5 раз – по численности населения, в 10 раз – по размерам военных расходов, в 24 раза – по объему ВВП. Такое соотношение сил принуждает Россию увеличить военные расходы и задействовать доктрину ядерного сдерживания.

2. Военный потенциал НАТО сдвигается на 650–750 км к востоку. Авиация и ракеты альянса могут в короткие сроки накрыть всю европейскую часть РФ.

Политика России не отличалась последовательностью и четкостью. Все 90-е гг. главной целью России было не допустить расширения блока на Восток. Но эта цель не была достигнута. Первое расширение НАТО сопровождалось заключением в мае 1997 г. «Основопо­лагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО», в котором гарантировалось:

– неразмещение на территории вновь принятых стран ядерного оружия,

– неразмещение постоянных контингентов обычных вооруженных сил.

В начале XXI в. политика России по отношению к блоку претерпела существенные изменения:

– из официальных оценок исчез вывод о том, что расширение НАТО – это угроза безопасности РФ;

– на более высокую степень поднялось сотрудничество России и НАТО.

В мае 2002 г. на саммите альянса в Риме был создан новый постоянный совет Россия – НАТО (так называемая «двадцатка», после расширения 2004 г. – формат 26 стран НАТО + РФ), с более широкими функциями, чем прежний совет. Созданы новые структуры координации деятельности в борьбе против международного терроризма, урегулирования военных конфликтов, обеспечения международной безопасности и т.п. Активизировали свою деятельность представительство России в Брюсселе и представительство НАТО в Москве.

Расширение НАТО ставит перед Россией ряд новых проблем:

– сохранение положений «Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности» (1997 г.) о неразмещении на территории вновь принятых членов альянса ядерного оружия, постоянных контингентов вооруженных сил НАТО;

– реальные контуры европейской системы коллективной безопасности: будет ли основой ее ОБСЕ, как это мы предлагали долгое время, или НАТО, и тогда встает вопрос приема России в блок и соответствующая реорганизация альянса;

– адаптация Договора о сокращении обычных вооружений в Европе 1990 г. к современным условиям. Руководство Европы затягивает решение этой проблемы, выдвигая требование вывода российских военных баз из Грузии и Молдавии.

На наш взгляд, система безопасности Европы, возникшая в годы холодной войны, должна быть радикально изменена, приспособлена к современным условиям.

Россия, государства СНГ, все европейские государства должны стать равноправными участниками этой системы. Ядром такой системы может быть абсолютно новый институт европейской безопасности. В качестве варианта не исключается и радикально реформированный североатлантический блок.

По принципиальным проблемам обеспечения региональной и международной безопасности (борьба против международного терроризма, организованной преступности, нераспространения ОМУ, урегулирование конфликтов и др.) у России и европейских стран существуют совпадающие или близкие позиции.

Существуют хорошие перспективы сотрудничества РФ и Европы в военно-технической сфере, реализации проекта создания нестратегической ПРО, в освоении космоса и др.

 
 
?

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие изменения в геополитическом положении Европы произошли после распада биполярной системы?

2. «Кто мы в этой старой Европе?» Как русские отвечают на этот вопрос? Как Европа смотрит на Россию?

3. Реальна ли задача интеграции России в ЕС? Какова стратегия ЕС в отношении РФ?

4. Сформулируйте основные задачи российской политики в Восточной Европе?

5. Что несет России расширение НАТО на Восток?

6. В чем смысл новой стратегии НАТО?

7. Каково отношение европейских стран к гегемонии США на континенте и в мире?

8. Сформулируйте основные цели российской политики в Европе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.