Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






GI10 шоу-сань-ли 1 страница






Гаваа Лувсан - Очерки методов восточной рефлексотерапии

www.e-puzzle.ru

ГАВАА ЛУВСАН

Очерки методов

ВОСТОЧНОЙ

рефлексотерапии

З-е ИЗДАНИЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ ИДОПОЛНЕННОЕ

Ответственный редактор

доктор медицинских наук, профессор

В.Н. Цибуляк

УДК 615.814.1

Очерки методов восточной рефлексотерапии / Гаваа Лувсан. — 3-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 432 с.

ISBN 5-02-029270-2.

 

В третьем издании книги подробно изложены методы восточной рефлексотерапии: корпоральное иглоукалывание и прижигание, поверхностное иглоукалывание, аурикулотерапия, традиционный массаж и наложение металлических пластин. Даны рекомендации по рациональному выбору как метода лечения, так и дозировки лечебного раздражения, по выбору точек воздействия при лечении болевых синдромов и послеоперационных осложнений функционального генеза. Описаны особенности терапевтического лечения некоторых болезней, клинические примеры, методики прижигания в особых случаях, а также лечебно-профилактические упражнения.

 

НОВОСИБИРСК " НАУК А"

СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1991

 

Книга адресована физиологам и врачам различных клинических специальностей.

Табл. 20. Ил. 147. Библиогр.: 87 назв.

4110000000-120

554—91 II полугодие

© Издательство " Наука", 1980

© Издательство " Здоров'я", 1986, с изменениями © Издательство " Наука", 1991, с изменениями

 

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие к третьему изданию 3

Предисловие ко второму изданию 4

Предисловие к первому изданию 7

Глава 1

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСТОЧНОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ 9

Значение древних основополагающих концепций

в традиционной медицине. —

Современные представления о лечебном действии

методов традиционной медицины 33

Глава 2

ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА. 35

Четыре метода диагностики 36

Пульсовая диагностика 37

Синдромальный диагноз. 42

Акупунктурная диагностика 46

Глава 3

ТОПОГРАФИЯ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВНЫХ ТОЧЕК 55

Постоянные классические меридианы —

Меридиан легких (Р) 62

Меридиан толстой кишки (GI) 65

Меридиан желудка (Е) 71

Меридиан селезенки — поджелудочной железы (RP) 81

Меридиан сердца (С) 87

Меридиан тонкой кишки (IG) 89

Меридиан мочевого пузыря (V) 94

Меридиан почек (R) 111

Меридиан перикарда (МО 117

Меридиан трех обогревателей (TR) 120

Меридиан желчного пузыря (VB) 126

Меридиан печени (F); 137

Заднесрединный меридиан (VG) 144

Переднесрединный меридиан (VC) 152

Чудесные меридианы (" сосуды-май") 158

Внемеридианные точки 167

Активные точки стопы 173

Определение местонахождения корпоральных точек 178

Мышечно-сухожильные меридианы 181

Локализация и терапевтическая характеристика точек

ушной раковины (АР) 198

1. Зона мочки уха 202

2. Зона козелка 203

3. Зона надкозелковой вырезки 204

4. Зона межкозелковой вырезки 205

5. Зона противокозелка, —

6. Зона противозавитка 207

7. Зона верхней ножки противозавитка 208

8. Зона нижней ножки поротивозавитка 209

9. Зона трехсторонней выемки 210

10. Зона ладьевидной выемки 211

11. Зона завитка 212

12. Зона восходящей части завитка 213

13. Зона ножки завитка —

14. Зона дна полости ушной раковины, прилежащая

к ножке завитка 214

15. Зона верхней части полости ушной раковины 215

16. Зона нижней части полости ушной раковины 216

17. Зона задней ушной раковины 217

18. Зона наружного слухового прохода 218

19. Новые аурикулярные точки —

Глава 4

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГЛОУКАЛЫВАНИЯ И ПРИЖИГАНИЯ 221

Общие представления о границах эффективности восточных

методов лечения 222

Правило бу—се и древние методы введения игл 226

Малое кровопускание 233

Современные методы воздействия 234

Дозировка лечебного раздражения —

Некоторые практические аспекты аурикулотерапии 241

Общие сведения об иглах и средствах прижигания 243

Глава 5

ВЫБОР ТОЧЕК ВОЗДЕЙСТВИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЯ 245

Общие рекомендации 253

Рекомендации по использованию акупунктурных точек 263

Неотложная терапия —

Лечение болевых синдромов различного

происхождения —

Лечение послеоперационного болевого синдрома

и некоторых функциональных осложнений 281

Лечение некоторых терапевтических заболеваний 286

Клинические примеры 307

Способы прижигания в особых случаях 319

Глава 6

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОВЕРХНОСТНОГО ИГЛОУКАЛЫВАНИЯ 320

Поверхностное иглоукалывание по ходу меридианов. 323

Область головы. 324

Область шеи 325

Область верхних конечностей. 326

Область нижних конечностей 328

Область груди, 330

Область живота —

Область спины 331

Рекомендации по использованию районов поверхностного иглоукалывания 332

Глава 7

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТРАДИЦИОННОГО МАССАЖА 335

Принципы и технические приемы традиционного массажа 336

Техника массажа 337

Дозировка лечебного раздражения 342

Общие рекомендации 343

Выбор места воздействия 344

Лечение некоторых заболеваний и болевых синдромов

традиционным массажем 348

Глава 8

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПЛАСТИН 382

Показания и техника применения пластин 383

Лечение некоторых заболеваний и синдромов пластинами 384

Глава 9

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ 389

Точки профилактики из " Золотых рецептов" —

Самомассаж и физические упражнения 390

Дыхательные упражнения 394

Оздоровительная гимнастика па-туань-чинь 396

Список рекомендуемой литературы 412

Указатель патологий и методов воздействия 417

Указатель таблиц.419

Перечень активных точек 14 меридианов..420


 

При подготовке третьего издания монографии нам была предоставлена возможность расширить некоторые разделы книги с целью облегчить восприятие основных методов древневосточной рефлексотерапии для широкого круга современных врачей, применяющих в своей работе иглоукалывание.

С этой целью мы даем более подробное описание основных теоретических аспектов древневосточной медицины: концепций у — сип, инь — ян, теории органических функций, а также синдромального диагноза. Дан полный перечень точек всех постоянных меридианов и точек ушной раковины, введено представление о сухожильных меридианах. Описан древний метод лечения — так называемое малое кровопускание.

В главу " Выбор точек воздействия и их сочетания" введены рекомендации по лечению некоторых терапевтических болезней, где мы постарались показать, на каких древних синдро- мальных диагнозах основаны те или иные рецепты точек, и дать примеры того, как современный врач может творчески осмыслить древневосточные синдромальные диагнозы.

В главе 9 представлены точки, используемые в целях профилактики или при обострении болезненного состояния, гигиенический профилактический самомассаж, а также китайская гигиеническая гимнастика для пожилых людей.

Доктор медицинских наук, заслуженный врач РСФСР Гаваа Лувсан

За годы, прошедшие со времени выхода пособия, произошли определенные изменения в понимании восточной рефлексотерапии; установилось отношение к этому методу лечения как к вполне современному и равноправному. Народная медицина разных стран привлекает все большее внимание врачей, понимающих, что нецелесообразно пренебрегать богатой эмпирикой, зарекомендовавшей себя в течение веков. Иглотерапия и другие виды древневосточной рефлексотерапии все шире применяются в различных областях медицины, все большее число врачей разных профилей овладевают этими методами лечения.

Вышло значительное число новых фундаментальных руководств по рефлексотерапии как в СССР, так и за рубежом, а также публикаций, посвященных продолжению изучения механизмов действия иглотерапии, ее научных анато- м о - ф из и о л о г и ч ес к и х основ. Однако продолжает, к сожалению, существовать и скептическое отношение к древневосточным методам лечения, что связано, на наш взгляд, с незнанием принципов диагностики и лечения, на которых базировалась древневосточная медицина, а также с незнанием разумных границ применения этих методов лечения.

При подготовке пособия ко второму изданию мы сочли необходимым несколько расширить описание теоретических представлений древневосточных медиков и показать, на чем базируются те или иные древние правила иглотерапии. Мы сочли необходимым также подчеркнуть то, что философские взгляды древневосточных корифеев медицины были хотя и донаучными, но вполне материалистическими, что их диагностические приемы не потеряли ценности и в настоящее время, а принципы подхода к лечению больного соответствуют современным требованиям медицины.

Многие исследователи древневосточной медицины находят определенные аналогии, сближающие древневосточные и

современные представления. Так, древнее представление о пяти первоэлементах отражает материалистическое понимание мира и в том числе организма человека; представление о борьбе двух противоположных начал — инь и ян и о равновесии процессов инь — ян в здоровом человеческом организме отражает диалектичность мышления, позволяет создавать диалектическую модель болезни и может соответствовать современному представлению о гомеостазе. Теория о " жизненной энергии", циклично протекающей в организме, сближается с представлением об интегральной функцтш и биологических ритмах организма, которым придается теперь все большее значение.

Основное недоверие и скепсис даже у врачей, применяющих иглотерапию, вызывает теория так называемых меридианов, поскольку до сих пор не удалось найти им современного функционально-морфологического обоснования. Возможно, скептическое отношение зависит и от того, что эта теория связана с теорией " главных органов", являющейся, безусловно, архаичной, если исходить из современных функци- онально-морфологических представлений об органах человеческого организма. Но принимая во внимание как современное, так и древневосточное представление о целостности организма и целостности его функций, можно принять и теорию меридианов, хотя бы как схему для применения в лечении.

В практическом использовании древневосточных, методов лечения отрицание теории меридианов обедняет возможности врача (и это признается теперь подавляющим большинством врачей), поскольку теорией меридианов обусловливаются ценные приемы и принципы иглотерапии, разработанные в древности, эффективность которых проверена столетиями.

Расширение знаний современного врача об основах древневосточной диагностики и принципах и приемах лечения дает ключ к возможности правильного сопоставления современного диагноза и древневосточного диагноза, с которым в традиционной медицине связаны рекомендации по применению чжэнь — цзю-терапии, а также позволяет оценить медицинскую наблюдательность и мудрость основоположников древневосточной медицины.

Для повышения информативности пособия мы ввели описание расположения и показаний всех главных, или стандартных, точек, меридианов, а также точек, которые наиболее часто указываются в наших лечебных рекомендациях. Изложены топография чудесных меридианов, показания к их применению и порядок их использования. Даны общие представления о границах эффективности восточных методов лечения. Расширены практические сведения о прижигании; введена глава, освещающая метод поверхностного иглоукалывания. Особое внимание, в соответствии с нашей новой монографией (Москва: Наука, 1986), мы уделили так называемому правилу бу — се как в его древней трактовке, так и в современном представлении о дозировке лечебного раздражения, которое выбирает врач конкретно для данного больного, используя тот или иной метод рефлексотерапии.

Автор выражает сердечную признательность профессору

В.Н. Цибуляку и кандидату философских наук Н.А Назаровой. Особую благодарность автор приносит В.В. Злобиной, принявшей участие в подготовке второго издания.

Гаваа Лувсан

 

В последнее десятилетие внимание врачей-специали- стов, занимающихся лечением различного рода функциональных расстройств, болевых синдромов, вновь обращено к методам и приемам восточной рефлексотерапии. Древняя медицина Индии и Китая, Тибета и Монголии накопила богатейший опьгг по эффективному лечению многих заболеваний методами лечебного воздействия на точки акупунктуры, или биологически активные точки (БАТ). Как известно, к этим методам относятся иглоукалывание, прижигание, массаж, аппликация металлических пластин, использование местнодействующих отвлекающих средств.

Различные способы воздействия на точки акупунктуры в настоящее время широко распространились в странах Европы, Азии, Америки. Специалисты убедились в несомненной их эффективности при многих заболеваниях.

В нашей стране в возрождении и дальнейшем развитии этих древних методов на научной основе большая роль принадлежит академику Б.В. Петровскому, который оказывает данной работе самое пристальное внимание и поддержку.

Следует отметить, что и в нашей стране, и за рубежом делаются усиленные попытки раскрыть механизм эффективности вышеназванных методов лечения. В этом направлении достигнуты определенные успехи. Однако предстоит еще огромная исследовательская работа, результаты которой позволят объяснить с позиций современной медицины многие детали рефлексотерапии.

В настоящей работе обобщены результаты многолетнего опьгга автора по применению классических лечебных методов воздействия на точки акупунктуры у больных различными заболеваниями. В книге даются практические рекомендации, разработаны показания и назначения дифференцированных приемов в зависимости от вида функциональных нарушений.

Впервые в отечественной литературе достаточно подробно описаны методы восточного массажа и изложена методика лечения некоторых заболеваний периферической нервной системы, органов дыхания, пищеварения и мышечных болей с помощью безболевой рефлексотерапии (аппликация металлических пластин).

Народная медицина Востока не претендует на универсальность. Она является одним из элементов комплексного воздействия на организм больного и не противостоит общепринятым классическим методам лечения. На современном этапе развития медицины успехи в диагностике и лечении болезней могут быть достигнуты при оптимальном сочетании наиболее эффективных методов и приемов народной медицины с новейшими методами лечения.

Автор выражает сердечную признательность и благодарность товарищам, помогавшим ему в работе, за ценные советы и замечания при подготовке рукописи к изданию: доктору медицинских наук Г.Н. Гиммельфарбу, кандидату медицинских наук В.Н. Цибуляку, Н.Н. Дроздовой, А.В. Луба- шевской и кандидату философских наук Н.А. Назаровой.

Все замечания и пожелания читателей автором будут приняты с благодарностью.

Гаваа Лувсан

Глава 1

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСТОЧНОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ

ЗНАЧЕНИЕ ДРЕВНИХ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ КОНЦЕПЦИЙ В ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЕ

В конце 2-го — начале 1-го тысячелетия до нашей эры мыслители Древнего Востока решали вопросы бытия на основе концепций у — син и инь — ян, которые отражают донаучный диалектический материализм. Это философское учение легло в основу практической медицины Древнего Востока.

Концепция у — син, очевидно, возникла раньше, чем концепция инь — ян; она отражает стихийно-материалистическую основу философских воззрений мыслителей Древнего Востока. Согласно этой концепции представление об окружающем мире отождествлялось с представлением о пяти стихиях (ветер, жара, влажность, сухость, холод) и пяти первоэлементах (дерево, огонь, земля, металл, вода). Носителем " начала" считался " воздух", или " животворное дыхание" (прана). Все явления мира укладывались в представление о пяти первоэлементах — первоосновы всего материального мира.

В окружающем мире (макрокосмос) человек является миром в миниатюре (микрокосмос), состоит из первоэлементов, которые попадают в организм с пищей, подчиняется общим законам природы, воздействию пяти " стихий", отличаясь от остального мира только наличием разума. Главный вывод из концепции у — син — поскольку эти первоэлементы материальны, то и мир в целом материален.

По представлениям древних ученых между всеми пятью первоэлементами существуют неразрывные связи — взаимозависимость и взаимное угнетение, которые и определяют состояние их непрерывного движения и изменения (син — движение). В древневосточной философии концепция у — син применялась для классификации как различных яв-

Стрелки внутри большого круга означают ограничивающие (деструктивные) связи; стимулирующие (созидающие) связи указаны стрелками по окружности большого круга.

 

лений природы, так и органов, тканей и эмоций человека (рис. 1). В соответствии с отношениями, установленными этой концепцией между пятью первоэлементами, объясняются отношения между физиологией и патологией человеческого организма и между организмом и внешней средой, что составляет основу клинической практики врачей традиционной восточной медицины.

Первоэлементы представляют собой как бы символы основных составляющих материального мира и вместе с тем движения: дерево — возрождение и рост, огонь — наивысшее развитие, максимальная активность, металл — начинающийся упадок, вода — минимальная активность, пассивная сила, земля — центр циклических изменений. В теории у — сип определяются следующие виды отношений между пятью первоэлементами: нормальные взаимостимулирующие и взаимоугнетающие связи, патологические — избыточное и обратное угнетающие действия. Под стимулирующими свя-

ю

зями, стимуляцией, следует понимать действие, способствующее возникновению и развитию.

Последовательность взаимостимуляции пяти первоэлементов такова: дерево порождает огонь, огоньземлю, земляметалл, металлводу, вода порождает дерево. В этих отношениях каждый первоэлемент одновременно является стимулируемым и стимулирующим. Стимулирующий элемент образно представляется как " мать", а стимулируемый — как " сын" (см. рис. 1). Например: вода — стимулирующий элемент для дерева, т.е. вода — " мать" дерева, а огонь — стимулируемый элемент по отношению к дереву, т.е. огонь — " сын" дерева.

На основе концепции у — сын построено правило лечения иглоукалыванием " мать — сын", позволяющее усиливать или ослаблять " поток энергии" в меридиане, где эта энергия нарушена. Первоэлемент " мать" способен передавать питающую энергию, а первоэлемент " сын" — реципиент, принимающий эту энергию. Если возникает патология одного из первоэлементов (меридианов), но воздействие непосредственно на нарушенный меридиан нежелательно, то используют правило " мать — сын". Согласно этому правилу рассматриваются три первоэлемента (меридиана): 1) с нарушенной энергией; 2) предшествующий ему и 3) следующий за нарушенным (рис. 2). Если в нарушенном меридиане (например, в желчном пузыре, дерево) выявлена избыточная энергия, то можно воздействовать на тонизирующую точку меридиана " сын" (тонкая кишка, огонь) или на седативную точку меридиана " мать" (мочевой пузырь, вода); в случае недостаточности энергии в нарушенном меридиане (дерево) воздействие оказывается на тонизирующую точку меридиана " мать" (вода) или на седативную точку меридиана " сын" (огонь).

Под угнетением, взаимоугнетающими, деструктивными связями, понимается сдерживание и ограничение. Порядок взаимоугнетающих связей между пятью первоэлементами таков: дерево угнетает землю, земляводу, водаогонь, огоньметалл, металл угнетает дерево, т.е. в этих взаимоотношениях каждый из пяти первоэлементов является одновременно и угнетаемым и угнетающим; например, с одной стороны, дерево угнетается металлом, а с другой — дерево угнетает землю.

В сложной естественной взаимосвязи между предметами и явлениями обязательно должны быть как стимулирующие, так и ограничивающие связи. Без стимулирования не было бы развития, а развитие и рост без ограничения могли бы оказаться вредоносными, например: дерево стимулирует огонь и вместе с тем угнетает землю, а земля в свою очередь стимулирует металл и угнетает воду. Таким образом, стимуляция ограничивается угнетением, а угнетение восполняется стимуляцией, т.е. благодаря этим воздействиям поддерживается необходимое (физиологическое) равновесие, обепечивающее нормальное развитие предметов и явлений (гармонию).

В случае избыточности или недостаточности одного из пяти первоэлементов между ними возникают ненормальные, патологические, виды взаимодействия, определяемые как избыточное и обратное угнетающие действия. Избыточное угнетающее действие проявляется в чрезмерном патологическом угнетении той из двух взаимодействующих сторон, которая уже ослаблена. Направленность избыточного угнетения в цикле пяти первоэлементов такая же, как при нормальном физиологическом угнетении, но это — патологическая взаимосвязь, которая появляется при определенных условиях.

Обратное угнетающее действие означает ослабление первоэлемента, который оказывает прямое угнетающее действие за счет чрезмерного развития угнетаемого элемента. Направленность обратного угнетающего действия противоположна направленности прямого угнетающего действия в цикле у — сын (рис. 3). Избыточное и обратное угнетения, возникающие в результате патологии — избыточности или недостаточности одного из пяти первоэлементов — чаще проявляются одновременно, например: если первоэлемент дерево избыточен, то он избыточно угнетает первоэлемент землю и оказывает обратное угнетающее действие на первоэлемент металл. Если же первоэлемент дерево недостаточен, то, наоборот, он испытывает на себе одновременно и обратное угнетение со стороны первоэлемента земля, и избыточное угнетение со стороны первоэлемента металл.

-

 

a — при синдроме избыточности первоэлемента дерево возникает обратное угнетающее действие на первоэлемент металл: сплошная стрелка — постоянная функциональная ограничивающая (угнетающая) связь, штриховая стрелка — патологическое угнетение; 6 — при синдроме недостаточности первоэлемента дерево возникает усиление прямой угнетающей связи (изображено штриховой линией) и обратное угнетение со стороны первоэлемента земля (изображено сплошной стрелкой); в — общее схематическое изображение постоянных и патологических угнетающих (деструктивных) связей в цикле пяти первоэлементов: сплошной линией внутри крута указаны постоянные угнетающие связи, штриховой линией — временные патологические деструктивные связи.

 

Взаимосвязи между пятью первоэлементами используются в традиционной восточной медицине для объяснения отношений между органами чжанфу и их меридианами, между человеком и окружающей средой, но главным образом для объяснения причин и механизмов развития болезненного состояния в рамках древневосточных руководящих синдромов. Так, например, болезненное состояние легких (органа и его меридиана) возможно из-за поражения самих легких, но не исключены варианты возникновения этого состояния в связи с другими воздействиями: а) патология селезенки (по правилу " мать — сын"); б) патология почек (по правилу " мать — сын", но в обратном направлении); в) патология сердца (чрезмерное угнетение металла (легкие) огнем (сердце)); г) патология печени (обратное угнетение металла (легкие) деревом (печень)).

Считалось, что возникновение всякого заболевания можно проследить, опираясь на концепцию пяти первоэлементов; например, частые в детстве болезни, относящиеся к меридиану легких, могут приводить к болезням, относящимся к меридиану почек: меридиан легких — металл, меридиан почек — вода; металл — " мать" воды и т.п.

На основе концепции у — син в традиционной медицине продолжают существовать такие понятия, как главные точки первоэлементов, обладающие широким спектром действия и широко используемые в иглотерапии (их называют также античными точками). Эти точки соответствуют точкам пяти стихий или так называемой агрессивной (повреждающей) энергии и используются в профилактике обострений хронических болезней, при изменениях погоды, а также для улучшения общего самочувствия (табл. 1). Все главные точки первоэлементов расположены на конечностях — на расстоянии от локтевых или коленных суставов до кончиков пальцев (рис. 4).

Концепция инь — ян составляет диалектическую основу мировоззрений Древнего Востока. В ней рассматриваются два противоположных взаимозависимых начала всех явлений макро- и микромира.

Согласно концепции инь — ян, все существующие в природе предметы и явления имеют два взаимно противоположных начала, обозначаемых инь и ян, которые не только противоположны, но и взаимообусловлены, отношения между ними составляют основной закон существования материального мира. Эти отношения между предметами и явлениями всей природы характеризуются взаимоотрицающими, взаи- мообусловливающими и взаимопревращающими связями, которые в восточной медицине объясняют физиологию и патологию организма и используются в традиционной диагностике и лечении различных заболеваний.

Противоположность между инь и ян — это обобщенное объяснение противоречия и борьбы двух противоположностей в предметах и явлениях природы. Так, свет и тьма, не-

Меридиан   Главные точки первоэлементов и точки агрессивных факторов    
  Дерево — ветер Огонь — жара Земля — влажность Металл — сухость Вода — холод  
Легких (металл) РП шао-шан _ РЮ юй-цзи Р9 тай-юань Р8 цзин-цюй Р5 чи-цзе  
  < щу 1)   (шу 2) (шу 3) (шу 4) (шу 5)  
Толстой кишки GI3 сань-цЗянь GI4 хэ-гу GI5 ян-си GI11 цюй-чи GI1 шан-ян GI2 эр-цзянь  
(металл) (шу 3) (шу 3) (шу 4) (шу 5) (шу 1) (шу 2)  
Желудка (земля) Е43 сянь-гу Е42 чун-ян Е41 цзе-си Е36 цзу-сань- Е45 ли-дуй Е44 нэй-тин  
  (шу 3) (шу 3) (шу 4) ли (шу 5) (шу 1) (шу 2)  
  Селезенки — под RP1 инь-бай RP2 да-ду RP3 тай-бай RP5 шан-цю RP9 инь-лин-цюань
  желудочной же- 1 (шу 1)   (шу 2) (шу 3) (шу 4) (шу 5)
лезы (земля)              
Сердца (огонь) С9 шао-чун С8 шао-фу С7 шэнь-мэнь С4 лин-дао СЗ шао-хай  
    (шу 1)   (шу 2) (шу 3) (шу 4) (шу 5)
Тонкой кишки ЮЗ хоу-си IG4 ванъ-гу IG5 ян-гу IG8 сяо-хай IG1 шао-цзэ IG2 цянь-гу  
(огонь) (шу 3) (шу 3) (шу 4) (шу 5) (шу 1) (шу 2)  
Мочевого пузыря V65 шу-гу V64 цзин-гу V60 кунь-лунь V4CH54) вэй- V67 чжи-инь V66 цзу-тун-гу  
(вода) (шу 3) (шу 3) (шу 4) чжун (шу 5) (шу 1) (шу 2)  
Почек (вода) R1 юн-цюань R2 жань-гу R3(5) тай-си R7 фу-лю R10 инь-гу  
  (шу 1)   (шу 2) (шу 3) (шу 4) (шу 5)  
Перикарда (огонь) МС9 чжун-чун МС8 лао-гун М07 да-лин МС5 цзянь-ши МСЗ цюй-цзе  
    (шу 1)   (шу 2) (шу 3) (шу 4) (шу 5)
  Трех обогревателей TR3 чжун-чжу TR4 ян-чи TR6 чжи-гоу TR10 тянь- TR1 гуань-чун TR2 е-мэнь
  (огонь) (шу 3) (шу 4) (шу 4) цзин (шу 5) (шу 1) (шу 2)
  Желчного пузыря VB41 цзу-линь- VB4Q цю-сюй VB38 ян-фу VB34 ян-лин- VB44 цзу-цяо- VB43 ся-си
(дерево) ци (шу 3) (шу 3) (шу 4) цюань (шу 5) инь (шу 1) (шу 2)  
  Печени (дерево) F1 да-дунь F2 син-цзянь F3 тай-чун F4 чжун-фэк F8 цюй-цюань
  (шу 1)   (шу 2) (шу 3) (шу 4) (шу 5)  
                             

На «wb-меридианах таких точек пять, на яя-меридианах — шесть; эти же точки носят название «коренных точек» (точка-корень — шу 1).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.