Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эйткен, Р.






Ворон - Мастер Дзен: слова и дела мудрой пти­цы / Роберт Эйткен; пер. с англ. А.Ю. Патрикеева; ил. Д.Р.Кросби. – М. АСТ: Астрель, 2005. – 206, (2) с.: ил.

 

Книга куплена в магазине «Буквоед», Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, упакована на компьютере с помощью сканера Ланухумом и подарена Лотосу для его библиотеки.

 

Один из самых известных и уважаемых учи­телей дзэн-буддизма в Америке Роберт Эйткен в своей книге дает блестящее введение в дзэн-буддизм в виде сотни уроков, преподан­ных историями (и голосами) животных, среди ко­торых есть начинающие — Кряква и Крот — и те, кто уже сам начал учить других, вроде Ежихи, и настоящие мудрецы — Бурый Мед­ведь и сам Ворон — Мастер Дзэн.

Книга Роберта Эйткена является сборником оригинальных коанов — логических головоло­мок, парадоксов, загадок, используемых в неко­торых школах дзэн-буддизма.

Это учение отводит особую роль медитации как эффективному способу психотренинга в до­стижении сатори — душевного спокойствия, равновесия, внезапного просветления.

Медитация подразумевает созерцание, от­решение от мирской суеты, сосредоточение на одной мысли, на каком-то одном ощущении или предмете.

Участники медитации сидят лицом к стене, в позе лотоса, помогающей принять идеально спо­койное положение тела и отрегулировать дыхание. Такая медитация называется дзадзэн, до­словно «сидячий дзэн».

После медитации проводится практика — сессия вопросов и ответов — коанов. Учитель озадачивает учеников вопросами типа «Каков звук хлопка одной ладонью?» или «Обладает ли собака природой Будды?».

В таких вопросах и ответах не стоит искать формальной логики. Невнятность ответа пред­полагает подталкивание ученика к самостоятель­ному поиску ответа. В ответе часто шифруются аллюзии, иногда — ссылки на определенные буддийские сутры, притчи, даже стихотворения религиозного или философского характера. Важное значение имеет и многозначность слов, употребляемых в коанах.

 

 

Посвящается Тому Эйткену

читая ворона

Нельсон Фостер

 

Однажды, после того как Роберт Эйткен, или достопочтенный Учитель Эйткен, как его с любовью называют ученики, стал читать свои записи, я публично спросил его, откуда взя­лись эти истории. «Из глубокого сна», — отве­тил он. Тогда, следовательно, это книга снов, и, читая ее, входишь в мир сна, уносящий в давние времена, когда животные умели говорить, позна­вая и разъясняя глубочайшие истины.

Центральная фигура этого мира — Ворон, Мастер Дзэн — сам прямо утверждает это, предполагая, что у сна есть в конечном счете иной автор: «Мы дети из сна Будды Шакьямуни... — учит он. — Его присутствие — это кам­ни, выступившие из травы на дальнем краю на­шего круга. Мы совершаем поклоны и читаем сутры вместе с толпами его последователей на протяжении веков. Его благовония наполняют воздух. Его учение позволяет нам остановиться. Остановимся же вместе с ним».

Это приглашение заставляет вспомнить иной сон, записанный почти 2500 лет назад, вскоре после времен Будды.

Однажды Чуан Чу снилось, что он мотылек, порхающий здесь и там, счастливый и доволь­ный тем, что поступает, как заблагорассудится. Он не осознавал, что оп Чуан Чу. Внезапно он проснулся и стал тем самым Чуан Чу во плоти, ко­торого трудно с кем-то спутать. Однако он не знал, был ли он Чуан Чу, которому приснилось, будто он мотылек, или это мотыльку присни­лось, будто он Чуан Чу (1)

И в самом деле, чей же это сон? Снится ли Ворон Эйткену достопочтенному? Снится ли Во­рону Шакьямуни? Снимся ли Шакьямуни мы с вами, или же это нам, сущим, снятся другие?

Если этот дом с зеркальными стенами хоть немного знаком вам, возможно, именно в таком доме вы каждое утро выбираетесь из постели, работаете, встречаетесь с членами вашей семьи и друзьями. Мы, двуногие существа, исследуем особенности этого дома тысячелетиями, и снова и снова, когда наступает тишина, мы оказываем­ся в самой его середине, и перед нами встают бесчисленные вопросы, поднимающиеся из без­дны этой книги или нашего сна, кому бы это ни снилось: «Кто я, кто вы? Почему мы здесь? Ку­да мы идем? Что нам делать?»

Остановимся, предлагаю я, и позволим до­стопочтенному Ворону вести нас...

 

Нельсон Фостер преподает дзэн-буддизм в храмах Алмазной Сангхи в Калифорнии,

на Гавайях и является одним из редакторов альманаха «Ревущий поток: Новая книга для чтения Дзэн».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.