Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов. ве (Сахалин), Петропавловске-Камчатском, Санкт-Петербурге, Ас­трахани;






ве (Сахалин), Петропавловске-Камчатском, Санкт-Петербурге, Ас­трахани;

- морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) - в Мур­
манске, Владивостоке, Новороссийске, Санкт-Петербурге, Калинин­
граде, Астрахани;

- морские спасательные подцентры (МСПЦ) - в Архангельске, Южно-
Сахалинске, Петропавловске- Камчатском.

В составе БАСУ имеются 7 морских специализированных подразде­лений по ЛРН (морспецподразделений).

Госморспасслужба Минтранса России вместе с МСКЦ и МСПЦ и БАСУ образует функциональную систему сил и средств, которая входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций.

Госморспасслужба России входит в Перечень сил постоянной готов­ности федерального уровня единой государственной системы предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В целях снижения вероятности разлива и выполнения задач ликвида­ции последствий морских аварий на морских бассейнах в оперативной зоне ответственности России организовано постоянное несение аварий­но-спасательной готовности (АСГ) к ликвидации разливов нефти (ЛРН). В оперативную зону входят территориальное море и исключительная экономическая зона.

АСГ несут суда, плавучие и технические средства и персонал подраз­делений ФГУ «Госморспасслужба России» - бассейновых аварийно-спа­сательных управлений - БАСУ. Контроль за дежурством на бассейне осуществляет ФГУ «Госморспасслужба России» и администрация морс­кого порта (АМП), а также специализированная морская инспекция Рос-природнадзора.

К сожалению, количество специализированных судов и оборудования Госморспасслужбы России недостаточно для ликвидации возможных круп­ных разливов нефти. Госморспасслужба России не обновляет нефтесборное оборудование практически с 1989 года, за исключением ФГУП «Балтийс­кое БАСУ», которое пополнилось таким оборудованием в результате реа­лизации российско-датского и российско-финских совместных проектов. Осо­бенно остра проблема реагирования на разливы нефти в ледовых условиях. Она не решена полностью до сих пор ни в России, ни в других странах.

Обеспечение экологической безопасности при морских нефтяных пе­ревозках за пределами зон ответственности терминалов целиком ложит­ся на государственную систему реагирования.

Эта проблема стояла перед соответствующими системами реагирова­ния и в других странах. В ряде стран, например в США и Финляндии, она решена принятием законов о предотвращении загрязнения морской среды нефтью и другими вредными веществами.


Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Так, в США издан закон о нефтяном загрязнении 1990 года, на осно­вании которого создан Трастовый фонд обязательств по ликвидации не­фтяных загрязнений, который формируется за счет отчислений нефтя­ными компаниями с каждой тонны добытой и перевезенной морем не­фти. В этот фонд поступают и средства, взысканные с «виновника загрязнения». Поступающие средства расходуются на мероприятия по ликвидации загрязнения моря, независимо от того, известен загрязни­тель или нет, а также на техническое оснащение соответствующих госу­дарственных служб.

Аналогичная схема действует и в Финляндии, где в 1974 году принят закон о компенсационном фонде на случай загрязнения нефтью. Этот фонд находится вне государственного бюджета и управляется Министер­ством окружающей среды, на которое возложена задача борьбы с разли­вами нефти в море.

По признанию самого Минтранса России при существующем бюд­жетном финансировании системы реагирования на нефтяные разливы в море министерство не сможет обеспечить адекватную готовность к реа­гированию на разливы нефти. В этой связи возникает настоятельная не­обходимость разработки закона о защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения.

По мнению министерства, также назрела необходимость корректиров­ки постановлений Правительства Российской Федерации, регламентиру­ющих меры по предупреждению и ликвидации аварийных разливов не­фти и нефтепродуктов.

В ходе применения этих постановлений выявился ряд недостатков. В частности, несоответствие лучшей мировой практике по этой проблеме, противоречие с другими нормативными актами. В этих постановлениях не прописаны поручения Минтрансу России. Целесообразно исключить установленные максимально возможные объемы разлива нефтепродук­тов (1500 тонн) для стационарных и плавучих добывающих установок и нефтяных терминалов. Это положение дает основание предприятиям ог­раничивать свою ответственность за ликвидацию разливов нефти 1500 тоннами, в то время как разлив может составлять десятки тысяч тонн. Объемы разливов должны устанавливаться на основе результатов оцен­ки риска, а не нормативно.

Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти, на который возложена задача ликвидации разливов нефти в море. В Минтрансе России создана функциональная подсистема «Организа­ция работ по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов в море с судов и объектов, независимо от их ведомственной и националь­ной принадлежности». Данное предложение было согласовано с МЧС России, однако до конца эта проблема не была решена в связи с начав­шейся административной реформой.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.