Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Риски разливов нефти на море. Основными источниками разливов являются грузовые операции на терминалах, при которых происходит разрыв шлангов






Основными источниками разливов являются грузовые операции на терминалах, при которых происходит разрыв шлангов, поломки грузо­вых устройств, переливы танков и повреждение грузовых танков при швартовых операциях. Согласно исследованиям ТАСИС, частота разли­вов нефти более 1 тонны при заходе судов на терминал может считаться равной 5x10~. При этом доля разливов в интервале 1-10 тонн составля­ет 0, 79; в интервале 10-100 тонн - 0, 17, в интервале 100-1000 тонн -0, 036, а более 1000 тонн - 0, 008, то есть 96% всех разливов на термина­лах не превышает 100 тонн [74].

Таким образом, согласно данной статистике, на 100 тыс. заходов тан­керов на терминале может произойти два разлива нефти массой 100 тонн и более. Если исходить из этого, то, например, на терминале Приморск при достижении им проектной мощности в 60 млн тонн/год при отгруз­ке нефти в танкеры дедвейтом 120 тыс. тонн возможен один разлив в 400 лет объемом более 100 тонн.


Танкер у причала нефтетерминала Шесхарис

 

В Новороссийске 6 декабря 1999 года во время шторма с якорных це­пей сорвало сирийское судно «Адхаджи» водоизмещением 260 тыс. тонн. Став неуправляемым, оно устремилось под порывами ветра силой до 30 м/с в направлении берега и навалилось на причал № 2 нефтебазы «Шес-харис». Первыми под удар попали причальные сооружения и паропровод. Судно смяло трубы нефтепровода, и в море хлынул поток нефти. Шква­листый ветер и пятиметровые волны долгое время не позволяли устано-


Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

вить боковые заграждения и начать сбор разлившейся нефти. Благо, ветер дул в сторону берега и не давал пятну распространяться за акваторию пор­та. В течение суток порт находился под угрозой тяжелейшей катастрофы.

В Новороссийском порту также памятен пожар в октябре 2001 года на старом болгарском танкере «Хан Аспарух». Только благодаря герои­ческой работе спасателей 80 тыс. тонн нефти не загорелись, и танкер не взлетел на воздух.

Не существует такой организационно-технической структуры или та­кого оборудования для предотвращения и ликвидации разливов нефти, которые бы позволили исключить их полностью. Например, в крупней­шем нефтяном порту Европы - в Роттердаме, перевалившем в 2002 году около 190 млн тонн нефти, было зафиксировано более 420 крупных неф-теразливов.

В новогоднюю ночь 2002 года на нефтетерминале Порвоо (Финлян­дия) в Финский залив произошла утечка из-за разрыва трубопровода около 150 тонн дизельного топлива.

Еще больший риск разлива возникает при эксплуатации плавучих пе­регрузочных комплексов.

В 2003 году был принят в эксплуатацию рейдовый перегрузочный комплекс (РПК-1) в Кольском заливе для перевалки нефти НК «Юкос» из порта Витино (Кольский полуостров) южнее мыса Мишуки. В состав РПК входят 8 якорно-швартовных систем (якоря, бридели, бочки), по­зволяющих принимать и обеспечивать удержание танкеров-транспорти­ровщиков дедвейтом до 150 тыс. тонн при скорости ветра до 20 метров в секунду. К этим танкерам способны швартоваться для перегрузки нефти танкеры-челноки дедвейтом от 15 до 60 тыс. тонн. Комплекс работает в круглосуточном режиме. Его пропускная способность - до 5, 4 млн тонн нефти в год [101].

Компания «Роснефть» с середины февраля 2004 года также организует поставки нефти в Европу через плавучий терминал-накопитель (РПК-3) в Кольском заливе. Терминал-накопитель представляет собою танкер дед­вейтом 360 тыс. тонн, на который поступает нефть из Тимано-Печоры. Сырье доставляется в Кольский залив малыми танкерами с нового терми­нала «Роснефти» в Архангельске. В свою очередь, с танкера-накопителя нефть экспортируется супертанкерами дедвейтом 250-300 тыс. тонн. Пер­воначально планируется экспортировать по этому маршруту 5-6 млн тонн нефти в год. В перспективе объемы экспорта нефти по этой схеме могут достигать 40-50 млн тонн в год, т.к. в этот проект могут быть вовлечены перспективные месторождения (Приразломное, Ванкорское и др.) [52].

Из материалов рабочего проекта, следует, что вероятность аварии при перегрузке нефти с такого накопителя, расположенного в открытом море, составит примерно 10~, то есть один раз в 100 000 лет. При этом в каче­стве положительного примера беспроблемной, безаварийной эксплуатации







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.