Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России. другие опасные производственные объекты расположены в пойме и на низких террасах;






другие опасные производственные объекты расположены в пойме и на низких террасах;

- эрозионные и русловые процессы, вызывающие разрушение элемен­
тов инфраструктуры, в первую очередь линейных сооружений: до­
рог, трубопроводов, подводных переходов, искусственных насыпей
дорог, фундаментов зданий и сооружений;

- склоновые процессы, в первую очередь - оползневые и солифлюк-
ционные, обвальные и обвально-осыпные, угрожающие линейным
сооружениям, а также площадным элементам инфраструктуры -
промплощадкам и резервуарным паркам, ДНС, ЦПС, ЦППН и др.;

- термокарстовые процессы, просадки и провалы, деформация фун­
даментов и оснований, спровоцированная ускоренная эрозия и
солифлюкция, угрожающие площадным объектам нефтяного про­
изводства.

Морозное пучение почвогрунтов - также существенный фактор ава­рийности трубопроводов, проложенных траншейным способом, напри­мер, на севере Республики Коми, севере Тюменской области и др. тер­риториях.

Внутренняя и внешняя коррозия как природный фактор аварийнос­ти - одна из основных причин аварий на нефтепроводах.

Очевидно «цепное» взаимовлияние: природные факторы рисков при своей реализации могут инициировать проявление негативного влияния техногенных факторов.

Землетрясения - одна из естественных и частых причин возможных крупных аварий на нефтепроводах.

3 ноября 2002 года на Аляске произошло мощное землетрясение в 7, 9 балла, которое по статистике могло произойти лишь раз в 600 лет. Бла­годаря грамотным инженерным решениям, принятым при строительстве трансаляскинского нефтепровода, сильнейшие толчки не смогли разру­шить целостность трубы.

Для проектирования этого нефтепровода собрали ведущих сейсмоло­гов и геологов США. Первейшей их задачей стало выявление и картиро­вание мест потенциальной сейсмической активности вдоль маршрута тру­бы, пересекавшего три активных тектонических разлома. Проектировщи­ки определили, что самая большая угроза нефтепроводу от землетрясения находится на участке разлома Денали, а также около порта Валдиз, где 1300-километровую трубу планировали завершить терминалом для пере­качки нефти в танкеры. Американские инженеры смогли обеспечить в рай­оне разлома Денали особую подвижность трубопровода. Он был проло­жен над землей на специальных вертикальных стойках с компенсаторами, позволяющими трубе при необходимости скользить по поперечной метал­лической балке. В некоторых местах трубопровод лежал почти на земле, на длинных металлических рельсах, по которым труба могла перемещать-


Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

ся почти на 6 метров по горизонтали и - при помощи специальной гра­вийной подушки - на 1, 5 метра по вертикали. Кроме того, зигзагообраз­ная трасса трубы позволяла ей «растягиваться» и «сжиматься» при очень сильных продольных сейсмических колебаниях, а также при температур­ном расширении и сжатии металла. Такие технологии позволили трубо­проводу двигаться вместе с подвижками земной коры и оставаться целым.

На новой карте сейсмического районирования России северо-восточ­ный Сахалин и прилегающие к нему участки шельфа, где ведутся нефте-разработки, отмечены как высокосейсмичные. И у нас, как в 70-х годах на Аляске, стоит задача перекачки нефти туда, где ее круглый год смогут забирать танкеры, не опасаясь тяжелых льдов. «Эксон нефтегаз лими-тед» (ЭНЛ) строит нефтепровод с месторождения Чайво поперек север­ной части острова и Татарского пролива на материк - в порт Де-Кастри. «Сахалин энерджи» решила проложить две трубы (с нефтью и газом) с севера на юг Сахалина до поселка Пригородное на побережье Анивского залива. При этом на севере их трассы пройдут по территории с сейс­мичностью 9~10 баллов. В этих условиях защита трубы от разрывов при подвижках земной коры представляет первостепенную задачу.

Сахалинцы никогда не забудут страшную трагедию Нефтегорска 1995 года. Тогда землетрясение не только принесло невосполнимую боль че­ловеческих утрат, но и оставило долго не заживающие раны на теле зем­ли. Около 200 порывов трубопроводов компании «Сахалинморнефтегаз», пронизывающих весь север Сахалина, залили нефтью огромные простран­ства. По нерестовым рекам она ушла в заливы и Охотское море.

По данным АО «Сахалинморнефтегаз», в результате майского зем­летрясения 1995 года, прямые потери нефти компании были оценены в 9, 3 млн тонн, были повреждены около 300 км магистрального неф­тепровода и более 100 км промысловых нефтепроводов, произошло свыше 100 порывов нефтепроводов и коллекторов нефтяных скважин. Объем разлитой нефти составил 6 000 тонн (по другим сведениям -десятки тысяч тонн). Природе был нанесен огромный ущерб - вполне закономерный, поскольку все нефтепроводы были традиционно закопа­ны в грунт и не были рассчитаны на сейсмические потрясения. А при ликвидации последствий нефтяники ограничились тем, что просто за­рыли загрязненную нефтью почву.

В техническом задании сахалинского проекта заложена 8-балльная сейсмостойкость буровых платформ и промышленных сооружений, но нефтегорское землятресение заставляет ориентироваться на 10-балльную отметку.

Годовые объемы нефти, перекачиваемой сегодня по всем трубопрово­дам на севере Сахалина, составляют около 1, 5 млн тонн. По шельфовым проектам планируется много больше. Нефтепровод компании ЭНЛ рас­считан на 12 млн тонн в год, а «Сахалин энерджи» - на 6-8 млн тонн.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.