Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дагестанский государственный университет






 

Программа курса

«правовые основы журналистики»

Для студентов 3-го курса очного отделения

составитель – преп. Халимбекова М. С.

Программа утверждена

на заседании кафедры

 

 

Махачкала – 2006

Цели и задачи курса: раскрыть сущность и роль законодательства о средствах массовой информации (подотрасли информационного права) как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, связанные с профессиональной деятельностью редакторов и журналистов и возникающие в процессе создания и использования материалов СМИ, а также при возникновении, функционировании и закрытии организаций СМИ; изложить основные нормы и принципы регулирования свободы слова и печати, законодательства, механизма его применения в журналистике, его особенностей, процедур, тенденций, прав и обязанностей журналиста; ознакомить студентов с институтами и судебными делами в сфере информационного права в России и зарубежных странах.

 

Состав курса:

Лекции – 36 часов

 

Форма контроля – зачет

 

 

Содержание дисциплины по темам

1. Предмет и задачи курса «Правовые основы журналистики».

2. Государственная (национальная) политика в сфере СМИ.

3. Массово-информационное пространство.

4. Свобода информации.

5. Злоупотребление свободой средств массовой информации.

6. СМИ как объект права.

7. Название СМИ и товарный знак.

8. Институт учреждения СМИ.

9. Регистрация и лицензирование в сфере СМИ.

10. Правоотношения в области СМИ.

11. Экономические отношения в сфере СМИ.

12. Правовой статус журналиста.

13. Институт аккредитации.

14. Журналист и избирательные кампании.

15. Защита чести и достоинства.

16. Злоупотребление правами журналиста.

 

 

Распределение часов по темам

Наименование тем Кол-во часов Лит-ра
  Предмет и задачи курса «Правовые основы журналистики».   3, 4, 8, 14
  Государственная (национальная) политика в сфере СМИ.   5, 9, 12, 13, 14
  Массово-информационное пространство.   1, 3, 8, 10, 14
  Свобода информации.   1, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 14
  Злоупотребление свободой средств массовой информации.   1, 4, 11, 13, 14
  СМИ как объект права.   3, 4, 7, 8, 10, 13, 14
  Название СМИ и товарный знак.   7, 10, 13, 14
  Институт учреждения СМИ.   4, 7, 8. 10. 13, 14, 15
  Регистрация и лицензирование в сфере СМИ.   4, 8, 10. 13, 14, 15
  Правоотношения в области СМИ.   4, 8, 10, 13, 14, 15
  Экономические отношения в сфере СМИ.   2, 7, 8, 10, 14
  Правовой статус журналиста.   1, 3, 4, 8, 10, 11, 14
  Институт аккредитации.   8, 10. 14
  Журналист и избирательные кампании.   5, 10, 11, 12, 13, 14, 15
  Защита чести и достоинства.   4, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 14
  Злоупотребление правами журналиста.   1, 2, 3, 4, 6, 8, 11, 13, 14

Содержание тем и объем в часах лекционных занятий

Содержание темы Кол-во часов Лит-ра
  Предмет и задачи курса «Правовые основы журналистики».Предмет, структура и задачи курса. Понятие права. Публичное и частное право. Свобода мысли, слова и печати как неотъемлемое право человека. Источники права о СМИ: международные договоры, конституция, законы, указы президента и постановления правительства. Конституция РФ как основополагающий акт прямого действия. Запрет цензуры.   3, 4, 8, 14
  Государственная (национальная) политика в сфере СМИ.Соответствие норм российской конституции о свободе информации документам ООН и Совета Европы: Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Разграничение полномочий в сфере массовой информации между федеральными и местными органами власти. Законотворчество о СМИ в субъектах РФ. Роль Верховного и Конституционного судов в правовом регулировании СМИ. Государственные органы управления и контроля в сфере СМИ: Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Министерство по связи и информатизации.   5, 9, 12, 13, 14
  Массово-информационное пространство.Закон РФ «О средствах массовой информации». История принятия закона. Основные понятия, используемые в законе. Рассматриваемые в Государственной думе поправки к закону «О средствах массовой информации». Становление информационного законодательства в других странах бывшего СССР. Трудовые отношения в редакциях СМИ за рубежом.   1, 3, 8, 10, 14
  Свобода информации.Основные элементы свободы массовой информации: свобода искать, получать, хранить и распространять информацию. Злоупотребление свободой массовой информации. Запрет использования СМИ для призывов к насильственному изменению конституционного строя, для возбуждения национальной, классовой, социальной и религиозной вражды. Право и обязанности журналиста на сохранение в тайне конфиденциальных источников информации. Проект Федерального закона «О праве на информацию». Работа журналиста в законодательных органах власти.   1, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 14
  Злоупотребление свободой средств массовой информации.Уголовно-правовой генезис злоупотребления свободой массовой информации. Использование СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, использование в СМИ скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей. Кумулятивный принцип в институте ответственности за злоупотребление свободой массовой информацией. Механизм возложения ответственности за подобные нарушения.   1, 4, 11, 13, 14
  СМИ как объект права.Средства массовой информации как юридическая фикция. Редакции периодической печати, теле- и радиовещания как средство представления СМИ. Отношения представительства между представителем и представляемым. СМИ как периодическая форма публичного распространения массовой информации. Информационные агентства как обладатели нескольких статусов. СМИ как результат интеллектуальной деятельности. Средство индивидуализации и форма СМИ.   3, 4, 7, 8, 10, 13, 14
  Название СМИ и товарный знак.Право редакции на название. Средства индивидуализации как нематериальные активы. Отличия наименования СМИ от словесного товарного знака. Случаи недопуска регистрации товарных знаков. Сходство в правомочиях владельца товарного знака и учредителя СМИ. Случаи дублирования названий. Отсутствие правовой защиты «клонирования с вариациями». Судьба наименования в случае смены учредителя. Наименование СМИ и фирменное наименование.   7, 10, 13, 14
  Институт учреждения СМИ.Понятие учредителя. Редакция, журналист, издатель, распространитель, из взаимные права и обязанности. Договор между учредителем и редакцией. Редакционный устав. Особенности трудовых отношений в редакционных коллективах. Права на имущество редакции. Регистрирующий орган: контроль над деятельностью СМИ.   4, 7, 8. 10. 13, 14, 15
  Регистрация и лицензирование в сфере СМИ.Процедура регистрации СМИ. Уведомительный характер процедуры регистрации. Учет территории преимущественного распространения продукции СМИ. Обязательные сведения в заявлении на регистрацию. Судебная и административная практика по вопросам регистрации СМИ. Институт лицензирования СМИ. Пробелы в правовом механизме процедуры лицензирования. Судебная и административная практика по вопросам лицензирования вещания.   4, 8, 10. 13, 14, 15
  Правоотношения в области СМИ.«Внутренние» и «внешние» правоотношения в сфере массовой информации. Внутриредакционный менеджмент, органы управления и вопросы собственности в области СМИ. Редакция СМИ как юридическое лицо и самостоятельно хозяйствующий субъект. Проблема приведения организационно-правовых форм редакций СИМ в соответствие с требованиями ГК РФ. «Геометрия» правоотношений. Договор учредителя и редакции. Устав редакции и устав юридического лица. Законодательное ограничение прав учредителей. Действие устава. Различные организационно-правовые формы редакций.   4, 8, 10, 13, 14, 15
  Экономические отношения в сфере СМИ.Концентрация и монополизация в сфере СМИ. Организационно-экономические формы концентрации. Транспарентность СМИ. Обеспечение редакционной самостоятельности. Регулирование рекламы в средствах массовой информации. Экономическая поддержка СМИ. Система государственных дотаций.   2, 7, 8, 10, 14
  Правовой статус журналиста. Правовой статус журналиста в системе права массовой информации. Права и обязанности журналиста в ходе поиска и сбора информации. Права и обязанности журналиста в процессе передачи информации от журналиста к аудитории. Права и обязанности журналиста, реализуемые внутри редакции. Правовое состояние журналиста. Запрос информации. Ограничение доступа к информации.   1, 3, 4, 8, 10, 11, 14
  Институт аккредитации.Порядок аккредитации и ее лишения в государственных органах, организациях и учреждениях. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности и прочие нарушения прав человека. Мониторинг нарушения прав прессы и другая деятельность Фонда защиты гласности.   8, 10. 14
  Журналист и избирательные кампании.Роль СМИ в проведении предвыборных кампаний. Принцип равных прав доступа к СМИ кандидатов на выборные посты. Понятие и виды предвыборной агитации. Порядок предоставления бесплатного и платного времени в СМИ. Опубликование результатов голосования. Порядок использования данных социологических опросов. Организация контроля за соблюдение избирательного законодательства. Роль Центральной избирательной комиссии, судов. Понятие равных прав на Западе. Доступ оппозиции к СМИ. Регулирование политической рекламы.   5, 10, 11, 12, 13, 14, 15
  Защита чести и достоинства.Право на опровержение. Формы «загрязнения» информационного пространства. Основания освобождения редакции СМИ от ответственности. Право на ответ. Факт и оценка, сведение и мнение. Специфика рассмотрения в судах гражданских исков о защите чести и достоинства. Компенсация морального вреда. Клевета и оскорбление. Нарушение неприкосновенности частной жизни. Посягательство на общественную нравственность. Ненормативная лексика в СМИ. Законодательство РФ о защите общественной нравственности. Основные положения проекта Федерального закона «О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера». Стандарты морали и распространение сообщений и материалов непристойного содержания в СМИ США.   4, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 14
  Злоупотребление правами журналиста.Основные формы злоупотребления правами журналиста. Защита интересов меньшинств и других идентифицируемых групп. Ответственность за административные правонарушения в сфере массовой информации.   1, 2, 3, 4, 6, 8, 11, 13, 14

Контрольные вопросы по курсу:

1. Дать определение права массовой информации.

2. Что входит в понятие «цензура»?

3. Основные этапы существования цензурного ведомства в России.

4. Какие существуют источники права массовой информации в России?

5. Что представляет собой структура конституционного института свободы массовой информации?

6. Каковы основные положения закона РФ «О средствах массовой информации»?

7. История создания закона РФ «О средствах массовой информации»?

8. Законодательные основы распространения продукции СМИ?

9. Основные организационно-правовые формы существования редакций СМИ?

10. Что представляет собой право на опровержение и ответ?

11. Как осуществляется право журналиста на доступ к информации?

12. Каков правовой статус Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций?

13. Отношения СМИ и Избирательных комиссий?

14. Что входит в устав редакции и учредительный договор?

15. Как осуществляется защита журналистских источников информации?

16. Какие есть государственные и общественные структуры защиты гласности и свободы информации?

17. Что представляет собой процедура регистрации СМи?

18. Назовите основные формы злоупотребления правами журналиста?

19. В чем состоит суть Доктрины информационной безопасности?

20. Каковы механизмы возложения ответственности за злоупотребление свободой массовой информации?

21. Какие есть формы противоправного ущемления свободы массовой информации?

 

 

Литература

1. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учеб. / Под общей ред. акад. Б.Н. Топорнина. – СПб, 2001.

2. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону «Об авторском праве и смежных правах». – М., 1996.

3. Дозорцев В.А. Информация как объект исключительного права. Дело и право. – М., 1996.

4. Законодательство и практика средств массовой информации: Ежемесячный бюллетень Центра «Право и СМИ». – 1994 – 2002.

5. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира. – М., 1996.

6. Защита чести и достоинства: Теоретические и практические вопросы / Под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышева. – М., 1997.

7. Интеллектуальная собственность на телевидении и радио: Учеб. Пособие / Под ред. Э.П. Копылова, П. Круга. – М., 1998.

8. Копылов В.А. Информационное право. – М., 2002.

9. Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информации. – СПб, 2000.

10. Правовые и социально-экономические аспекты деятельности СМИ: Сб. статей / Отв. ред. Ю.В. Мишальченко. - СПб, 1996.

11. Профессиональная этика журналистов. Т. 1. Документы и справочные материалы. Фонд защиты гласности. – М., 1999.

12. Современное право средств массовой информации в США. – М., 1997.

13. Судебная палата по информационным спорам. Нормативные акты. Комментарии. Обзор практики. – М., 1995.

14. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – 2002.

15. Хоффман-Рим В., Монахов В. Право радио и телевидения в России. На пути к новой организации электронной прессы. – Спб, 1994.

 

Темы рефератов по правовым основам журналистики.

 

1. Источники законодательства о СМИ.

2. Массово-информационное право.

3. Государственная политика в области СМИ.

4. Свобода информации как основной принцип закона о СМИ.

5. Различия в регулировании электронных и печатных СМИ.

6. Избирательные кампании и СМИ.

7. Закон «О рекламе» как результат лоббистской борьбы.

8. Интернет и особенности его правового регулирования.

9. Интеллектуальная собственность как новая область права.

Правовые основы журналистики.

 

 

Контрольные вопросы по курсу

1. Что такое профессиональная этика журналиста?

2. Чем профессиональная этика отличается от профессиональной морали?

3. Охарактеризуйте первые журналистские кодексы?

4. Каковы особенности этики в телевизионной журналистике?

5. Что такое журналистский произвол?

6. Охарактеризуйте три комплекса представлений, необходимых для развитого профессионального журналистского сознания.

7. Охарактеризуйте формы личностного проявления сознания журналиста.

8. Каково содержание профессионального долга журналиста?

9. Каково содержание профессионального долга журналиста, описанное в «Международных принципах журналистской этики»?

10. Каковы противоречия между профессиональным и служебным долгом?

11. В чем заключается суть понятия «профессиональная ответственность журналиста»?

12. Перечислите факторы риска журналистской деятельности.

13. Что стоит за понятием «профессиональная совесть журналиста»?

14. Что отличает категории «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь»?

15. Что такое «самооценка личности»?

16. Что стоит за понятием «честь мундира?

17. Охарактеризуйте четыре основных принципа профессиональной этики журналиста?

18. Что такое репутация?

19. Какого рода сведения, считаются порочащими честь, достоинство, деловую репутацию?

20. Какими нормами регулируются отношения журналиста с аудиторией?

21. Какими нормами регулируются отношения журналиста с героями публикаций?

22. Какими нормами регулируются отношения журналиста с источником информации?

23. Какими нормами регулируются отношения журналиста с коллегами?

24. Какими нормами регулируются отношения журналиста с автором?

25. Какими нормами регулируются отношения журналиста с героями?

26. Какими нормами регулируются отношения журналиста с властью?

 

Тесты по курсу

«Профессиональная этика журналиста»

 

Определяющими в профессиональной этике журналиста являются:

а) нормы морали нравственности;

б) отношения с властью;

в) профессиональные принципы и законы.

 

Первым писаным кодексом журналистов считают:

а) «Хартию нравственности»;

б) «Хартию поведения»;

в) «Хартию морали».

 

Когда был принят первый кодекс профессиональной этики журналиста в нашей стране:

а) в 1994 г.;

б) в 1989 г.;

в) в 1991 г.

 

Часть общественного сознания, которая возникает в его структуре как проекция специализации трудового опыта конкретных профессиональных групп, обозначается понятием:

а) «индивидуальное сознание»;

б) «профессиональное сознание»;

в) «профессиональная мораль».

 

Какой из этих комплексов не является определяющим для развитого профессионального журналистского сознания:

а) знания;

б) правила и нормы;

в) опыт;

г) профессионально-нравственные ценности и образцы поведения.

 

Профессионально-нравственные представления индивидуального сознания журналиста не включают:

а) профессионально-нравственные взгляды;

б) профессионально-нравственные чувства;

в) профессионально-нравственные убеждения;

г) профессионально-нравственные эмоции.

 

Профессиональные принципы – это:

а) правила морального поведения в процессе профессиональной деятельности;

б) методы сбора информации;

в) методы предъявления информации.

 

Какая из этих категорий является ключевым звеном в системе регуляторов журналистского поведения:

а) профессиональный долг;

б) профессиональное достоинство;

в) профессиональная ответственность.

Выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые журналисты берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни определяет понятие:

а) «профессиональной обязанности»;

б) «профессионального долга»;

в) «профессиональной задачи».

 

Объективную основу содержания категории «профессиональная ответственность» составляет:

а) удовлетворение тех или иных общественных потребностей;

б) зависимость между результатом профессиональной деятельности и последствиями, которые он может иметь для общества;

в) заинтересованность журналиста в достижении успеха.

 

Определяющими в категории «профессиональная совесть» являются:

а) эмоциональные состояния, переживаемые человеком в ходе работы;

б) умственные способности человека;

в) физические возможности человека.

 

Какие категории отражают ценностно-ориентированные представления:

а) профессиональные принципы и нормы;

б) профессиональное достоинство и честь;

в) профессиональные обязанности и задачи.

 

Свобода прессы – это:

а) использование прессы в частных интересах и целях;

б) удовлетворение потребностей аудитории;

в) возможность строить деятельность прессы в соответствии с ее внутренними законами, не допуская насилия над ее природой.

 

Что не относится к источнику информации в журналистике:

а) документы;

б) тайна;

в) человек;

г) предметно-вещественная среда.

 

 

Профессионально-нравственная норма «уважать право человека на неприкосновенность частной жизни» является определяющей в отношениях:

а) журналиста и коллег;

б) журналиста и героя;

в) журналиста и аудитории.

ЛИТЕРАТУРА

1.Закон «О средствах массовой информации» // Законодательст­во Российской Федерации о средствах массовой информации. - М., 1996.

2. Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Профессиональная этика журналистов. - М., 1999. - Т. 1.

3.Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учеб, пособие.-М., 1999.

4. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: Учеб. Пособие. – М., 1999.

5. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2001

6. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В2 т. – М., 1998.

7. Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. – М., 1997.

8. Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской професии. – М., 1994.

 

9. Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики. – М., 1994.

 

10. Право и этика в работе журналиста.- Екатеринбург, 1996.

 

11. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М., 1998.

 

Программа составлена на основе программы к. ф. н. доцента кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ Лазутиной Г. Л.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.