Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности игровой деятельности у животных






Игровая активность у животных проявляется в такое время, когда нет необходимости в других формах поведения, существенных для выживания, таких как питание или спасение от хищников. Детеныши млекопитающих проводят, играя, много времени – их игра представляет собой сложный комплекс поведенческих актов, которые вместе и составляют основное содержание поведения молодого животного до наступления половой зрелости. Взрослые периодически тоже могут играть, но с возрастом эта потребность ослабевает.

Игра у животных включает широкий круг видов деятельности: от двигательной активности, в которой смешаны стереотипы пищевого, полового или оборонительного поведения, до сложных, иногда неповторимых сценариев, изобретенных и спланированных применительно к обстоятельствам. Она предстает в различных формах:

► подвижные игры

► манипуляционные игры

► социальные (или коллективные)

► образное фантазирование

Подвижные игры включают в себя погони, преследование, подкрадывание, бег, прыжки и все элементы охоты за добычей. Важным компонентом подвижных игр являются игровые схватки, игра-борьба.

Манипуляционные игры, или игры с предметами, некоторые авторы считают наиболее «чистым» проявлением игры животных. Они характерны для млекопитающих, а также для некоторых видов птиц. В ходе игры с предметами формируются, упражняются и совершенствуются важные компоненты охотничьего, гнездостроительного, пищевого и других форм поведения взрослых животных.

Особый вариант манипуляционных игр – манипуляции с добычей, они составляют важнейший компонент становления охотничьего поведения молодых хищных млекопитающих. Детеныши разных видов кошачьих играют и с живой, и с мертвой, и с искусственной жертвой. От истинных охотничьих приемов эти игры отличаются произвольной последовательностью отдельных элементов, их незавершенностью, или повышенной интенсивностью. Интересно, что, в отличие от многих других животных, кошачьи продолжают активно играть и став взрослыми.[8]

Социальные или коллективные игры встречаются у животных, которые живут в сложноорганизованных сообществах. В процессе таких игр отрабатываются будущие социальные взаимодействия, закладываются основы иерархических отношений между участниками.

К таким играм относятся, например, игровая борьба. Например, у сурков: молодые животные часто и подолгу «борются», поднимаясь на задние конечности, и обхватывая друг друга передними. В такой позе они трясутся и толкаются. Часто наблюдается у них и игровое бегство, в то время как общеподвижные игры встречаются у молодых сурков редко.

Широко распространена игровая борьба у хищных. У куньих преобладают охотничьи игры (помимо общеподвижных), которые нередко переходят в игровую борьбу. Как и у других млекопитающих, преследователь и преследуемый в таких играх часто меняются ролями. У медвежат игровая борьба выражается в том, что партнеры толкают и «кусают» друг друга, обхватившись передними лапами, или наносят друг другу удары. Встречаются также совместные пробежки (или плавание наперегонки), игра в «прятки» и т.п.

Совместные игры львят заключаются, прежде всего, в подкрадывании, нападении, преследовании, и «борьбе», причем партнеры то и дело меняются ролями.

Игровая борьба и охота свойственна и другим представителям кошачьих. Так, притаившись за угольным ящиком, котенок выслеживает своего брата, который уселся посреди кухни и не подозревает об этой засаде. А первый котенок содрогается от нетерпения, точно кровожадный тигр, хлещет себя хвостом по бокам и проделывает головой и хвостом движения, также наблюдающиеся у взрослых кошек. его внезапный прыжок относится к совсем иной системе движения, назначение которых не охота, а драка. Вместо того чтобы прыгнуть на своего брата как на добычу - впрочем, это тоже не исключается, - котенок на бегу принимает угрожающую позу, выгибает спину и боком приближается к противнику. Второй котенок тоже выгибает спину, и оба некоторое время стоят так, вздыбив шерсть и изогнув хвосты.

Насколько известно, взрослые кошки подобной позиции по отношению друг к другу никогда не занимают. Каждый котенок ведет себя скорее так, словно перед ним собака, и все-таки их схватка развивается как подлинная драка двух взрослых котов. Крепко вцепившись друг в друга передними лапами, они кувыркаются самым невероятным образом, одновременно дергая задними лапами так, что, будь на месте второго противника человек, у него после игры были бы расцарапаны все руки. Сжимая братца в железной хватке передних лап, котенок энергично бьет его задними лапами с выпущенными когтями. В настоящей драке такие секущие, рвущие удары нацеливаются в незащищенный живот врага, что может привести к самым печальным результатам.

Побоксировав немного, котята выпускают друг друга, и тут обычно начинается увлекательная погоня, во время которой можно наблюдать еще одну систему грациозных движений. Когда убегающий котенок видит, что другой его настигает, он внезапно проделывает сальто, мягким, совершенно бесшумным движением проскальзывает под своего противника, вцепляется передними лапами в его нежное брюшко, а задними бьет его по мордочке.

Подобные совместные игры в большей степени являются тренировкой навыков, необходимых для охоты, в меньшей – развлечением.

Коллективные игры также необходимы для установления иерархии в отношениях между животными. Так, у псовых иерархические отношения начинают формироваться в возрасте 1–1, 5 месяца, хотя соответствующие выразительные позы и движения появляются в ходе игры уже раньше. У лисят уже на 32–34-й день жизни наблюдаются вполне выраженные «нападения» на собратьев с признаками импонирования и запугивания. В начале второго месяца жизни появляются иерархические отношения у койотов.

Такие игры содержат элементы грубой физической силы, признаки демонстрационного поведения, являясь средством психического воздействия на партнера, запугивания. Животные проявляют такие движения, как «трепание» партнера, наскакивание на него и т.п.

Животные могут коллективно заниматься манипуляционной игрой, включая в свои совместные действия какие-нибудь предметы в качестве объекта игры. В качестве примера такой игры можно привести описанные Вюстехубе совместные действия трех молодых хорьков с пустой консервной банкой. Будучи случайно уроненной в таз умывальника, эта банка затем многократно сбрасывалась ими туда, что производило соответствующий шумовой эффект. Когда же зверькам вместо банки давался резиновый мячик, хорьки с ним так не играли, но впоследствии находили другой твердый предмет – фаянсовую затычку, с помощью которой возобновляли ту же «шумовую» игру.

У диких четырехмесячных поросят немецкий этолог Г.Фрэдрих однажды наблюдал оживленную совместную игру с монетой: поросята нюхали и придавливали ее «пятачками», подталкивали, хватали зубами и подбрасывали ее вверх, резко вскидывая при этом голову. В этой игре одновременно участвовало несколько поросят, причем каждый из них старался овладеть монетой и сам поиграть с ней описанным образом. Фрэдрих также наблюдал совместные игры молодых кабанов с тряпками. Подобно щенкам, поросята хватали зубами одновременно одну и ту же тряпку и тянули ее в разные стороны. «Победитель» или убегал с тряпкой, или продолжал самостоятельно с ней играть, трепал ее и т.д.

В подобных «трофейных» играх отчетливо выступают и элементы демонстрационного поведения, причем достигается импонирующий эффект с помощью объекта – «посредника», точнее, путем демонстрации его обладания. Не меньшую роль играют, конечно, «оспаривание», захват, отнятие объекта, равно как непосредственная «проба сил», когда животные, схватившись одновременно за объект, тянут его в разные стороны.

Один из вариантов коллективных социальных игр – игры матери с детенышем. Они характерны для хищных млекопитающих, но особенно развиты и выражены у человекообразных обезьян, у которых мать играет с детенышем с первых же месяцев жизни и до окончания подросткового периода.

Гудолл подробно описывает игры матери-шимпанзе с детенышем. От матери младенец получает первый опыт социальной игры, когда та нежно покусывает его зубами или щекочет пальцами. Сначала игровые эпизоды длятся недолго, но около 6 месяцев детеныш начинает отвечать матери игровой мимикой и смехом, а продолжительность игры растет. Некоторые самки играют не только с младенцами, но и с детенышами довольно зрелого возраста. Одна из обезьян играла и в 40 лет: детеныши бегали вокруг дерева, а она стояла и делала вид, что пытается схватить их, или хватала тех, кто пробегал близко. Ее дочь также играла со своим потомством в течение довольно долгого времени.

Когда младенец достигает возраста 3–5 месяцев, мать позволяет другим детенышам играть с ним. Сначала это старшие братья и сестры, но с возрастом этот круг растет, а игры становятся продолжительнее и энергичнее.

Игры многих животных, в частности шимпанзе, по мере взросления приобретают все более грубый характер и нередко заканчиваются агрессивно. Благодаря этому животное получает сведения о сильных и слабых сторонах своих партнеров по игре и об относительном иерархическом положении своей матери и матерей товарищей по играм. Наряду с этим детеныш учится драться, угрожать, устанавливать союзнические отношения. Это позволяет ему впоследствии успешнее отстаивать свои права и повышать социальный ранг.

Ряд исследователей приходит к выводам, что некоторым животным присущи и так называемые высшие формы игровой деятельности. К ним, в частности, Фабри относит манипуляционные игры молодых обезьян. Такие игры заключаются в сложном манипулировании предметом. Животное в ходе такой игры подолгу и сосредоточенно подвергает предмет разнообразным, преимущественно деструктивным воздействиям или даже воздействует ими на другие объекты.

Еще один, наиболее сложный, вид игр — «образное фантазирование» - игры с воображаемыми предметами или в воображаемых обстоятельствах. Игры с воображаемыми предметами описаны Хейсами у шимпанзе Вики, которая, как уже упоминалось, в течение довольно долгого времени изображала, что она возит на веревочке игрушку. Она придавала телу соответствующую позу, обводила отсутствующую «веревочку» вокруг препятствий и дергала ее, когда та застревала или цеплялась за воображаемое препятствие.

Ученым удалось также описать игровое поведение некоторых птиц. Например, у врановых, живущих на воле, отмечают разнообразные и сложные манипуляции с предметами. Иногда, например, можно наблюдать, как ворона на лету выпускает зажатую в клюве палочку или другой небольшой предмет и тут же ловит его, проделывая это несколько раз подряд. Характерны для них и другие весьма разнообразные подвижные игры: парные полеты, преследования, пируэты и кувыркание в воздухе, купанье в снегу, катанье с крыш и т.д.

Особенно разнообразны игры городских ворон. Достаточно часто можно наблюдать, как 2–3 вороны дразнят собаку. Они могут отвлекать ее от еды, могут заставлять гоняться за ними до полного изнеможения, могут заманивать на край оврага, чтобы собака свалилась в него, и т.п. Описано, что некоторые вороны играют даже с хозяевами собак, например, перехватывая из рук поводок.[19]

Коллективные игры птиц чаще всего представляют собой погони и передачи из клюва в клюв.

При всем многообразии форм игры у животных и птиц их объединяет несколько особенностей.

Во-первых, игры животного практически всегда сопряжены с большой подвижностью. В ходе таких игр развиваются такие физические способности ловкость, быстрота, реактивность, сила, а также некоторые двигательно-сенсорные координации (глазомер). В результате формируются проявления видотипичного поведения.

Во-вторых, характерной чертой игрового поведения животных является его сопряженность с перестройкой и сменой функций тех стереотипных фиксированных комплексов действий, которые составляют поведение взрослого животного. Зачастую они относятся к разным его категориям (половое, охотничье и т.п.), но переплетены в единый клубок.

Третья особенность игр у животных заключается в том, что они практически не приводят или приводят в гораздо меньшей, чем у человека, степени развития таких качеств как сообразительность, воображение, самосознание.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать выводы о том, что игровая деятельность у животных проявляется в различных формах и выполняет различные функции. Прежде всего, это функция становления поведения, физической тренировки необходимых в будущем навыков охоты, самозащиты, борьбы. Кроме того, игра выполняет познавательные функции, способствует исследованию окружающей среды, приобретению знаний о законах и явлениях окружающего мира. Третья функция игры у животных заключается в накоплении обширного индивидуального опыта, прежде всего, опыта взаимоотношений с себе подобными, который позже найдет применение в разнообразных жизненных ситуациях.

 

31. Адаптация к урбанизированной среде.

 

Поведенческая адаптация к урбанизированной среде, если под ней понимать не сами особенности поведения, обеспечивающие возможность существования животных в такой среде, а процесс приспособления, прилаживания к ней заключается в установлении широких и разнообразных связей со средой, в выработке способности быстро и точно ориентироваться на определенные свойства и отношения компонентов этой среды. Поэтому в качестве психологических механизмов поведенческой адаптации могут быть рассмотрены конкретные виды процессов, функция которых как раз и заключается в выявлении (и реализации) связей со средой. Мы относим к ним ориентировочно-исследовательскую деятельность, научение на основе подражания и игру. Рассмотрим их последовательно.

Ориентировочно-исследовательская деятельность животных как объект изучения имеет многолетнюю историю в недрах сразу нескольких наук и отдельных научных направлений – в физиологии, психофизиологии, бихевиоризме, этологии, поведенческой экологии и самой зоопсихологии.

В настоящее время в психологии ориентировочно-исследовательская деятельность животных рассматривается как деятельность, причиной появления которой служит нарушение ориентировки животного в ситуации на основе психического образа, т. е. когда ситуация не узнается им или узнается не полностью из-за появившейся новизны и животное не в состоянии сразу – посредством актуализации определенной части прошлого опыта – действовать в ситуации в соответствии с ее объективно существующими особенностями. Ориентировочно-исследовательская деятельность направлена на анализ новой ситуации, выяснение значения ее компонентов и перестройку поведения в соответствии с новой ситуацией, т. е. на формирование психического образа (или коррекцию имевшегося ранее образа ситуации, если изменения незначительны) этой ситуации и того, что в сложившихся обстоятельствах должно быть животным сделано… Согласно представлениям отечественных психологов, этот особый процесс взаимодействия животного со средой, развертывающийся как ответ на новизну ситуации, занимает совершенно определенное место в жизни животного и представляет собой целостную приспособительную деятельность.

Здесь следует отметить, что ряд психологов, преимущественно бихевиористской ориентации, придерживается несколько иного взгляда на функцию ориентировочно-исследовательской деятельности (чаще используется термин «исследовательское поведение»). Она расценивается как способ получения животным информации о среде, которая может пригодиться в будущем… Только позднее, с развитием когнитивной психологии, в зарубежной литературе стали появляться работы, в которых предпринимались попытки, совместив бихевиористский и когнитивный подходы к анализу ориентировочно-исследовательской деятельности, углубить представление о ее функции, введя в него модель мира, формированию которой и способствует исследование животным окружающей обстановки…

Согласно же нашему представлению (в развитие представлений А.В. Запорожца и П.Я. Гальперина), функция ориентировочно-исследовательской деятельности животных заключается не просто в ознакомлении с новым окружением в расчете на возможное использование полученного опыта в каком-то неопределенном будущем. На самом деле животное, оказавшееся в новой ситуации, просто «обречено» на развертывание ориентировочно-исследовательской деятельности, поскольку нарушена психическая ориентировка его в данной ситуации. Животное должно либо покинуть ее… либо начать исследовать. Поэтому функция ориентировочно-исследовательской деятельности прежде всего в срочном поведенческом приспособлении к конкретной новой ситуации, в обеспечении, с ее помощью, адекватного этой ситуации поведения через формирование (перестройку, коррекцию, дополнение) психического образа именно данной ситуации, и только как следствие ее функция заключается также и в обогащении, уточнении, перестройке образа мира данного животного и за счет этого в увеличении пластичности поведения его в целом.

Второй из психологических механизмов адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде – научение, основанное на подражании. В этой связи может возникнуть вопрос – почему в качестве самостоятельного механизма мы не выделяем самостоятельное, индивидуальное научение? Причина этого в том, что, как нам приходилось неоднократно убеждаться, у животных, находящихся непосредственно в среде обитания или в неволе, но в условиях, близких к естественным, практически не наблюдается тот вид научения, с которым имеют дело исследователи, работающие с животными в условиях лабораторного эксперимента, т. е. многократные, соединенные во времени и в пространстве, регламентируемые условиями опыта попытки получить подкрепление или избежать наказания. В естественных или близких к ним условиях процесс научения неотделим от ориентировочно-исследовательской деятельности животного, т. е. в процесс формирования образа новой среды включен и процесс выработки способов действия в ней, способов достижения цели… Взаимосвязь исследования и научения (выработки условных рефлексов) была подмечена еще в физиологических лабораториях И.П. Павлова… а впоследствии многократно подтверждалась и изучалась разными авторами. Поэтому в сложных, изменчивых естественных и близких к ним условиях, когда животное активно и само выбирает где, что и как ему делать, отделить собственно процесс научения как самостоятельный механизм поведенческой адаптации от ориентировочно-исследовательской деятельности практически не представляется возможным. В то же время, наблюдая за процессом освоения животным новой ситуации, можно видеть, как иногда оно постепенно прогрессирует в тех или иных способах взаимодействия с новой ситуацией (например, влезание домовой мыши на стол, когда животное, перепробовав около десятка способов, в конце концов останавливается на одном-двух и постепенно доходит в них до совершенства), на протяжении нескольких часов время от времени возобновляя их. Иногда бывает достаточно одного сочетания, чтобы образовалась устойчивая связь между найденным способом действия и достигнутой целью (например, манипуляции крысы с запором ловушки, в которую она попала, обследуя ее как новый объект, появившийся на знакомой территории: когда после продолжительного обследования ловушки и попыток освободиться ей это, наконец, удается, то в следующий раз она идет в нее уже целенаправленно и, съев приманку, с легкостью выбирается обратно).

Итак, рассмотрим научение, основанное на подражании. Как уже упоминалось в предыдущем разделе данной главы, мы считаем этот путь выработки новых способов действия животного важнейшим условием успешного существования в городе таких видов, как серая ворона, домовая мышь и серая крыса. Что это действительно так и способности этих видов к научению при помощи подражания, выявленные в лабораторных экспериментах, находят применение в условиях обитания в городе, можно убедиться хотя бы на нескольких примерах.

Так, в отношении серой вороны известно, что в городских популяциях этих птиц сравнительно быстро распространился новый (ранее не наблюдавшийся) способ подготовки найденного ими сухого корма к потреблению – размачивание о в воде… Кроме того, имеются наблюдения, позволяющие предполагать, что скоро мы станем свидетелями распространения среди городских ворон еще одного (распространенного пока среди единичных особей) интересного способа обработки твердого корма – это сталкивание его на проезжую часть или даже подкладывание на рельсы трамвая. В отношении серых крыс также известны случаи быстрого, буквально в течение нескольких часов, распространения среди синантропной группировки крыс нового, найденного одной особью, способа выхода из верши, благодаря чему верша превратилась из ловушки в кормушку и дальнейшее использование этого орудия лова в данном местообитании крыс оказалось невозможным… Обладание способностью к научению при помощи подражания, корни которой, вероятно, кроются в видотипичном подражании (аллеломиметическом поведении), свойственном многим видам позвоночных животных… в условиях того особого «социума», который складывается у видов-эвсинантропов в урбанизированной среде, превращает этот способ формирования психического образа данной ситуации, способ овладения способом действия в ней во второй важнейший психологический механизм поведенческой адаптации по крайней мере основных, массовых видов-синурбанистов, таких, как серая крыса, домовая мышь и серая ворона. Индивидуальное приспособление на основе ориентировочно-исследовательской деятельности, когда каждое животное должно обязательно самостоятельно обследовать обстановку, выявить ее свойства, связи и отношения, найти способы действия в ней, дополняется основанным на общении животных друг с другом, за счет чего значительно обогащается образ мира каждого животного и резко возрастают его адаптационные способности. Насколько можно судить по литературе, подражание как прогрессивный способ научения присуще и другим видам высших позвоночных, обитающих в городе. Напомним ставший уже классическим примером факт быстрого распространения среди лазоревок и больших синиц в Англии способа добывания молока и сливок из бутылок при помощи проклевывания крышек.

Помимо быстрого и эффективного обогащения образа мира и возрастания адаптационных способностей каждой научающейся таким способом особи есть еще одна важная положительная сторона этого психологического механизма. Благодаря положительному подкреплению, которое получает животное, повторяя действия особи, за которой оно наблюдает, происходит закрепление и усиление самой способности обучаться таким эффективным способом точно так же, как закрепляется и усиливается способность к самостоятельному овладению животными различными навыками.

Третий из названных выше психологических механизмов – игра – также, как и предыдущий, тесно связан с особенностями «социума» тех же самых видов-синурбанистов, с их семейно-групповым образом жизни, но действие его относится преимущественно к ювенильному периоду онтогенеза.

В рамках представления о деятельностной природе психики, с позиций которого, напомним, мы подходим к выявлению психологических механизмов поведенческой адаптации видов-синурбанистов, игра животных рассматривается либо как развивающаяся деятельность, занимающая определенный период онтогенеза, деятельность, в ходе которой формируется поведенческий репертуар взрослого животного… либо как деятельность, в ходе которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе адекватного психического отражения ситуации, быстрое и точное управление любой нормой поведения… Поясняя свое представление о месте игры в жизнедеятельности животных, Д. Б. Эльконин описывает игру молодых животных как деятельность, в которой животное, манипулируя объектом (вещью), создает своими движениями неповторимые и непредвиденные вариации его положения и непрерывно действует с ним, ориентируясь на особенности этих быстро изменяющихся ситуаций. Он же делает важное предположение о пути развития игры в ходе онтогенеза самого животного. Она, по его мнению, должна развиваться от деятельности с максимально развернутой ориентировочной частью (когда животное только обследует ситуацию, содержащую элемент новизны, подтверждает или изменяет значение ее объектов, примеривает и видоизменяет свои действия, намечает для них новый или обновленный путь) и незаконченной свернутой приторможенной исполнительной частью (добавим к этому, что нередки случаи, когда животное вообще неожиданно для наблюдателя обрывает игру и потом начинает ее снова либо переключается на другую деятельность, – известно же, что одной из специфических особенностей движений в игре является их незавершенность, отсутствие исполнительного звена) к деятельности с максимально свернутой, мгновенной и точной ориентировочной частью. Как совершенно верно замечает Д.Б. Эльконин, свернутость, мгновенность и точность ориентировки взрослого животного, включаясь в его повседневные виды деятельности, и создают иллюзию полного отсутствия в них психической регуляции. Поэтому игра молодых животных, с точки зрения этого автора (которую мы полностью разделяем), есть упражнение не отдельной двигательной системы или отдельного вида инстинктивного поведения (как это издавна, со времен К. Гросса (1916), считали многие исследователи игр животных), а упражнение в быстром и точном управлении поведением в любых его формах на основе образа конкретной ситуации.

Иными словами, игра, являясь содержанием определенного периода жизни животного, обеспечивает в дальнейшем саму возможность психической ориентировки его в изменчивых ситуациях. Поэтому вполне справедливо предположить, что в условиях суперизменчивой урбанизированной среды можно ожидать, как и в случае с ориентировочно-исследовательской деятельностью, усиление, прогрессивное развитие игровой деятельности у видов-синурбанистов, особенно у эвсинантропов, по сравнению с близкими видами, менее склонными или вовсе не склонными к синантропизму. Чем более богата и разнообразна по внешним проявлениям их игра, чем продолжительнее игровой (ювенильный) период онтогенеза (и в целом пребывание в семье), тем, видимо, большим адаптационным потенциалом поведения обладает вид-синурбанист.

 

32. Общественное поведение животных. Основные типы сообществ животных.

 

Общественное поведение – одна из важнейших форм видоспецифического поведения, изучение которого составляет обширный раздел этологии с момента ее возникновения и до настоящего времени. Благодаря многочисленным исследованиям типы организации сообществ (или социодемографических систем) и характер внутригрупповых отношений описаны достаточно подробно у большого числа видов.

Характер внутривидовых взаимоотношений особей тесно связан с различными типами их распределения в пространстве. Как правило, исследователи выделяют два основных типа использования территории. Первый – это не перекрывающиеся между собой и не защищаемые участки обитания отдельных особей или семей, второй – не перекрывающиеся, но защищаемые территории. Первый тип характерен для " социальных" видов животных, второй – для " территориальных" или одиночных видов. Даже у животных, относящихся к одиночным видам, существуют периоды жизненного цикла, когда они вступают в контакт с особями своего вида, например в сезон размножения. Взаимоотношения между самцами и самками, в особенности в брачный период, также относятся к категории внутривидовых общественных отношений.

Минимальная социальная ячейка, цельность и самостоятельность которой поддерживаются в основном ее собственными, внутренними механизмами, называется микропопуляцией. Феномен микропопуляции особенно подробно изучался у домовой мыши, и применительно к этому виду микропопуляция называется " демом". По определению Н.П. Наумова (1977), подобное объединение особей именуется " парцеллой".

Исследование динамики численности популяций показало важную роль поведения особей в этих процессах (Шилов, 1977).

Видоспецифические особенности социальной организации более заметны в процессе формирования группы, а не в стабильный период ее существования. В качестве примера сравниваются социальные отношения и особенности агрессивных контактов у нескольких близкородственных видов песчанок. Оригинальный научный подход, реализованный в этом исследовании (Гольцман и др., 1983; 1994), представляет собой, с одной стороны, прямое развитие классических этологических методов (наблюдение в естественной или " полуестественной" среде, сравнение близкородственных видов), а с другой – их принципиально новое развитие, поскольку он позволяет перенести внимание со статичной картины структуры группы на динамику ее формирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.