Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зоопсихология с античных времен до создания первого эволюционного учения.






Изучение поведения животных привлекало внимание ученых на всех стадиях развития че­ловеческого общества.

Традиционно принято разделять историю зоопсихологии на два периода: 1) до создания Ч. Дарвином эволюционного учения в 1859 г.; 2) период после Дарвина. К последнему периоду часто применяют еще термин «научная зоопсихология», подчеркивая тем самым, что до разви­тия эволюционного учения эта наука не имела под собой серьезной базы и потому не могла считаться самостоятельной.

Одним из основных вопросов, который занимал умы исследователей античности, был во­прос о том, существует ли различие между сложной деятельностью животных и разумной деятельностью человека. Именно по поводу этого вопроса и происходили первые столкнове­ния философских школ. Так Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций (V в до н. э.) утверждали, что животное, как и человек, обладает душой. Однако, Лукреций неоднократно говорил, что це­лесообразные действия животных являются результатом своеобразного естественного отбора, так как выживать в меняющихся условиях могут лишь животные, обладающие полезными для организма свойствами.

В противоположность взглядам материалистов древнегреческие философы Сократ (470–399 до н. э.) и Платон (427–347 до н. э.) рассматривали душу как божественное явление, не свя­занное с телом. Животным же присуща только низшая форма души – побуждение, влечение. Позднее на основе этого мировоззрения были сформированы первые представления об ин­стинктах.

Взгляды Аристотеля (485–423 до н. э.)на проблемы души у человека и животных заметно отличались от взглядов предшественников. Человеку Аристотель приписал бессмертную «ра­зумную душу» – воплощение божественного духа. В отличие от человека, наделенного разу­мом, способностью к познанию и свободной волей, у животных имеется лишь смертная «чувст­венная душа». Однако Аристотель делал оговорку для млекопитающих, считая, что всем жи­вотным с красной кровью и рождающим живых детенышей присущи те же пять чувств, что и человеку. В течение всей жизни поведение животных направлено на самосохранение и продол­жение рода, мотивируется же оно желаниями и влечениями, ощущениями удовольствия или боли. Но среди прочих животных, считал Аристотель, присутствуют и животные разумные, ведь разум выражен у различных животных в разной степени.

Уникальность учения Аристотеля состоит в том, что при изучении поведения животных он опирался на конкретные наблюдения. У муравьев, изучением которых он занимался долгие годы, ученый подметил зависимость их активности от внешних факторов, в частности от осве­щения. Он указал на способность к научению у целого ряда млекопитающих и птиц друг у друга, описал случаи звукового общения животных, особенно в период размножения. Аристо­тель впервые начал разделять врожденные и приобретенные компоненты поведения. Он отме­чал у многих животных способность к индивидуальному научению и запоминанию выученного.

Стоики, в частности древнегреческий философ Хризипп (280–206 до н. э.), впервые дают определение инстинкта. Инстинкт понимается ими как прирожденное, целеустремленное вле­чение, направляющее движения животного на приятное, полезное и уводящее его от вредного и опасного. Показательны были опыты с утятами, высиженными курицей, которые тем не менее в момент опасности старались скрыться в воде. Эти действия животные совершают бессозна­тельно, так как разума у них просто-напросто нет. Инстинктивные действия животные осущест­вляют без понимания смысла своей деятельности, на основе чисто врожденных знаний. Осо­бенно показательно, по мнению стоиков, то, что одни и те же действия выполнялись всеми жи­вотными одного и того же вида одинаково.

Зоопсихология в XVIII–XIX вв. Следующие значимые исследования в области зоопсихо­логии были сделаны только после тысячелетнего перерыва.

Одним из первых зоопсихологов по праву можно считать французского философа-мате­риалиста, врача по образованию Ж.-О. Ламеттри (1709–1751). По мнению Ламеттри, ин­стинкты представляют собой совокупность движений, выполняемых животными вынужденно, вне зависимости от размышлений и опыта. Он полагал, что инстинкты направлены в первую очередь на выживание вида и имеют строгую биологическую приспособленность. Ламеттри пришел к выводу о постепенном увеличении психических способностей от более простых су­ществ к более сложноорганизованным и поставил на вершину этой своеобразной эволюционной лестницы человека.

В середине XVIII в. французский философ и педагог Э.Б. Кондильяка (1715–1780), заме­тив сходство инстинктивных действий с действиями, которые выполняются по привычке, при­шел к выводу, что инстинкты произошли из разумных действий путем постепенного выключе­ния сознания. Таким образом, в основе любого инстинкта лежит разумная деятельность, кото­рая за счет постоянных упражнений вошла в привычку, а уж затем превратилась в инстинкт.

Подобная точка зрения на теорию инстинктов вызвала жаркие споры.

Французский биолог Ш.Ж. Леруа в 1802г. настойчиво доказывал, что психическая дея­тельность животных и особенно их инстинкты могут быть познаны лишь при наличии всесто­ронних знаний об их естественном поведении и с учетом их образа жизни.

Одновременно с ним изучением инстинктов животных занимался другой великий фран­цузский натуралист Ж.Л. Бюффон (1707–1788). Ученые-антропоморфисты пытались объяснить поведение животных, наделяя их чисто человеческими качествами (любовь, ненависть, стыд, ревность и другие). Бюффон доказал, что это не так и что многим поступкам животных нельзя подобрать адекватные «человеческие» объяснения. Согласно учению Бюффона животным, в ча­стности млекопитающим, свойственны разные формы психической деятельности, например ощущения и привычки, но не понимание смысла своих действий. Кроме того, животные, по мнению Бюффона, способны общаться, но их язык выражает лишь чувственные переживания. Бюффон настаивал на связи воздействий окружающей среды с внутренним состоянием живот­ного, видя в этом определяющий фактор его поведения. Он заострил внимание на том факте, что психические качества животного, его способности к научению играют такую же важную роль в выживании вида, как и физические качества. Все концепции Бюффона стали основой бу­дущей науки о поведении и психике животных. В своих поздних трактатах Бюффон утверждал, что сложные действия животных являются результатом сочетания врожденных природных функций, доставляющих животному удовольствие, и привычек. Эта концепция во многом пред­восхитила развитие зоопсихологии.

Дальнейшее становление зоопсихологии как науки тесно связано с другим направлением биологии – теорией эволюционного учения. Актуальной задачей биологов стало выявление того, какие черты передаются в поведении по наследству, а какие формируется в результате воздействия среды, какой признак является всеобщим, видовым, а какой – индивидуально при­обретаемым, а также каково значение разных компонентов поведения животных в процессе эволюции, где проходит грань между человеком и животным.

Первое эволюционное учение было предложено в начале XIX в. французским натурали­стом Ж.-Б. Ламарком (1744–1829, «Философия зоологии»). Ламарк положил в основу своей эволюционной концепции представление о направляющем действии психического фактора. Он полагал, что внешняя среда действует на животный организм опосредованно, путем изменения поведения животного. В результате этого воздействия возникают новые потребности, которые в свою очередь влекут за собой изменения в строении организма путем большего упражнения од­них и неупражнения других органов. Таким образом, любое физическое изменение базируется в первую очередь на поведении, т. е. он вслед за Э.Б. Кондильяком определял психическую дея­тельность как основу самого существования животного.

Ламарк доказывал, что даже самые сложные проявления психической деятельности разви­лись из более простых и должны изучаться именно в сравнительно-эволюционном плане. Все психические явления, по мнению Ламарка, теснейшим образом связаны с материальными структурами и процессами, и поэтому эти явления познаваемы опытным путем. Особое значе­ние Ламарк придавал связи психики с нервной системой. По мнению многих ученых-психоло­гов, именно Ламарк заложил основы сравнительной психологии, сопоставляя строение нервной системы животных с характером их психической деятельности на разных уровнях филогенеза.

Ламарк дал и одно из первых определений инстинкта, которое долгое время считалось классическим: «Инстинкт животных – это наклонность, влекущая (животное. – Авт.), вызывае­мая ощущениями на основе возникших в силу их потребностей и понуждающая к выполнению действий без всякого участия мысли, без всякого участия воли».

Ламарк утверждал, что инстинктивное поведение животных изменчиво и тесно связано с окружающей средой. По его представлениям, инстинкты возникли в процессе эволюции в ре­зультате длительных воздействий на организм определенных агентов среды. Эти направленные действия привели к совершенствованию всей организации животного через формирование по­лезных привычек, которые закрепились в результате многократного повторения. Ламарк гово­рил о наследовании привычек, причем зачастую даже привычек, приобретенных в рамках од­ного поколения, так как никто еще не мог дать точный ответ, сколько нужно времени, чтобы под воздействием тех или иных упражнений у животного сформировался тот или иной ин­стинкт. Но одновременно Ламарк утверждал, что многие инстинкты крайне живучи и будут пе­редаваться из поколения в поколение, пока в жизни популяции не произойдет какого-либо кар­динального изменения. Ламарк видел в инстинктах животных естественные реакции последнего на воздействия среды, сформировавшиеся в процессе эволюции. При этом и инстинктивные действия также несут ярко выраженный приспособительный характер, поскольку постепенно закреплялись именно выгодные организму компоненты поведения. Однако и сами инстинкты рассматривались Ламарком как изменчивые свойства животного.

Развитие зоопсихологии и эволюционное учение Ч. Дарвина(1809–1882). Только после признания учения Дарвина в естествознании прочно утвердилась мысль о единой закономерно­сти развития в живой природе, о непрерывности органического мира.

Дарвин использовал сопоставление инстинктов у животных и человека, пытаясь доказать общность их происхождения. Он первым среди ученых-биологов отделял разумные действия, связанные с опытом отдельных особей, от инстинктивных действий, передаваемых по наслед­ству. Дарвин подчеркивал, что инстинкт – это такое действие, которое выполняется без получе­ния предварительного опыта и одинаково многими особями для достижения единой цели. Сравнивая инстинкт с привычкой, Дарвин говорил, что значительное число инстинктов не мо­жет зародиться из привычки одного поколения и быть наследственно передано последующим поколениям.

Дарвин подчеркивал большую роль естественного отбора в формировании инстинктов, отмечая, что во время этого процесса происходит накопление изменений, выгодных для вида, которое продолжается до возникновения новой формы инстинктивного поведения. Кроме того, он создал первое сравнительное описание инстинктов, свойственных как животным, так и чело­веку. Постоянное сопоставление чувств человека и животных для Дарвина являлось признанием общности биологических основ поведения животных и человека и предоставляло возможность изучения их эволюции.

Дарвин уделял мало внимания индивидуальному научению, так как не признавал его су­щественного значения для исторического процесса становления инстинктивного поведения. При этом в своих работах он часто ссылался на высокоразвитые инстинкты рабочих особей му­равьев и пчел, не способных к размножению и, следовательно, к передаче потомству накоплен­ного опыта.

Дарвин дал обоснованное естественно-научное объяснение целесообразности инстинктов животных. Он классифицировал инстинкты так же, как и классифицировал системы органов животного, подчеркивая, что естественный отбор сохраняет полезные изменения врожденного поведения и упраздняет вредные. Так как любые изменения поведения связаны с морфологиче­скими изменениями в нервной системе и органах чувств. Именно эти особенности строения нервной системы передаются по наследству и подвергаются изменчивости.

Дарвин говорил в своих работах и об иерархии инстинктов. Он полагал, что в процессе эволюции отдельные участки мозга, отвечающие за инстинкт, утратили способность отвечать на внешнее раздражение однообразно, т. е. инстинктивно, и у таких организмов проявляются более сложные формы поведения. Инстинктивные действия в большей степени господствуют у жи­вотных, находящихся на нижних ступенях эволюционной лестницы.

Как показали более поздние исследования, такая трактовка Дарвина не вполне корректна, и на каждом филогенетическом уровне эти элементы достигнут одинаковой степени развития.

Эволюционное учение Дарвина было положительно воспринято многими крупными уче­ными того времени: Э. Геккелем (1834–1919), Т.Г. Гексли (1825–1895), В. Вундтом (1832–1920), Г. Спенсером (1820–1903). Взгляды Дарвина на инстинкт как на врожденную форму по­ведения были поддержаны Т.Х. Морганом (1866–1945), Д. Роменсом (1848–1894) и многими другими исследователями, которые в своих работах продолжали развивать эту теорию.

Зоопсихология в России. Одним из крупных российских эволюционистов, работавших над учением об инстинкте одновременно с Ч. Дарвином, был профессор Московского универ­ситета К.Ф. Рулье (1814–1858). Рулье доказывал, что инстинкты являются неотъемлемой ча­стью жизнедеятельности животных и их следует изучать наравне с анатомией, экологией и фи­зиологией. Рулье особенно подчеркивал взаимосвязь инстинктов со средой обитания животных, он считал, что их возникновение и развитие тесно связано с другими проявлениями жизнедея­тельности.

Он полагал, что инстинкт – это выработанная условиями жизни конкретная реакция на проявления среды, которая сформировалась за многолетнюю историю вида. Основными факто­рами происхождения инстинктов, по Рулье, являются наследственность, изменчивость и повы­шение уровня организации животного в историческом процессе. Рулье также считал, что ин­стинкты высокоразвитых животных могут изменяться в процессе получения нового опыта.

В качестве примера сложного инстинкта, изменяющегося на протяжении всей жизни жи­вотного, Рулье приводил перелеты птиц. Вначале птицы летят только в силу инстинктивных процессов, которые они усвоили еще от родителей, и, ориентируясь на взрослых особей в стае, улетают еще до наступления холодов, но постепенно, накапливая знания, уже сами могут вести за собой птиц, выбирают лучшие, наиболее спокойные и кормные места перелета.

Дальнейшие работы по изучению инстинктов, послужившие формированию зоопсихоло­гии как науки, относятся к началу XX в. Именно в это время русский зоолог и психолог В.А. Вагнера (1849–1934) дал глубокий анализ проблеме инстинкта и научения. Эксперименты Ваг­нера затрагивали как позвоночных, так и беспозвоночных животных, что позволило ему сделать выводы о возникновении и развитии инстинктов в разных филогенетических группах. Он при­шел к выводу, что инстинктивное поведение животных возникло в результате естественного от­бора под воздействием внешней среды и что инстинкты нельзя считать неизменными. По Ваг­неру, инстинктивная деятельность – это развивающаяся пластическая деятельность, подвержен­ная изменениям под действием внешних факторов среды.

В последующие десятилетия многие российские ученые проводили исследования измен­чивости инстинктивного поведения животных и его связи с научением. Например, российский физиолог Л.А. Орбели (1882–1958) занимался анализом пластичности поведения животных в зависимости от степени их зрелорождения. Российский орнитолог А.Н. Промптов (1898–1948), изучавший поведение высших позвоночных (птиц и млекопитающих), выделил в их инстинк­тивных действиях целостные условно-рефлекторные компоненты, формирующиеся в процессе онтогенеза. А взаимодействие врожденных компонентов поведения с приобретенными на их основе в течение жизни условными рефлексами дает видотипичные особенности поведения, ко­торое Промптов назвал «видовым стереотипом поведения».

Гипотезу Промптова поддержала и развила его коллега, российский орнитолог Е.В. Лу­кина. В результате опытов с птицами отряда воробьинообразных она доказала, что молодые самки, гнездящиеся впервые в жизни, строят гнезда, характерные для своего вида. Но этот сте­реотип может нарушаться, если условия среды нетипичны.

В 1940-1960-х гг. зоопсихология наряду с генетикой в нашей стране была объявлена лже­наукой: закрывались многочисленные лаборатории, ученые подвергались массовым репрес­сиям. Только с середины 1960-х гг. началось ее постепенное возрождение. Связано оно в пер­вую очередь с именами таких крупных зоопсихологов, как Н.Н. Ладыгина-Котс (1889–1963) и ее ученик К.Э. Фабри (1923–1990), который разработал курс лекций по зоопсихологии и этоло­гии для факультета психологии МГУ. Основная тематика работ Фабри связана с изучением он­тогенеза поведения и психики животных, эволюции психики, психической деятельности прима­тов, этологических и биопсихологических предпосылок антропогенеза. Именно благодаря К. Фабри на русский язык были переведены многочисленные работы по зоопсихологии и этоло­гии, в том числе и классические работы К. Лоренца и Н. Тинбергена – основателей современной этологии.

В 1977 г. на базе факультета психологии МГУ была организована небольшая лаборатория зоопсихологии. Проводятся классические исследования, посвященные антропогенезу и эволю­ции психики человекообразных обезьян и человека. Ведутся и исследования прикладного ха­рактера, начало которым положил еще К. Фабри.

 

2. Теории о происхождении психики.

 

Существует множество теорий происхождения психики. Все они отличаются друг от друга, но были приняты два общих положения. Первое положение заключается в том, что раз­витие психики начинается с усложнения деятельности животного. Второе положение заключа­ется в том, что психическое развитие животного не всегда бывает биологическим. Эти два по­ложения были доказаны А. Н. Леонтьевым и К. Э. Фабри. Все теории делятся на две группы. Биологические и социальные. Биологические теории говорят о том, что психика появилась у че­ловека в ходе биологической эволюции, а социальные говорят, что психика появилась в ходе развития человека как социального существа.

Теория А. Н. Леонтьева

Он разделял развитие психики на три основных этапа: стадия элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта. По теории Леонтьева «...животные на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий».2 Примером служит поведение инфузории туфельки, когда она обходит препятствия. Если она сталкивается с твёрдым препятствием, она отплывает и плывёт дальше, но под другим углом. Но если столкновение происходит с мягким препятствием, она пытается выбрать такую позицию, чтобы она соприкасалась с препятствием как можно большей поверхностью тела. Ю. Б. Гиппенрейтер описывает отличие стадии элементарной сенсорной психики от стадий перцептивной психики и стадии интеллекта следующими словами: " Пред­ставителя данной стадии (перцептивной) отражают внешнюю действительность в форме не от­дельных ощущений, а целостных образов вещей".

Теория Фабри

Теория Фабри была очень похожа на предыдущую, за исключением того, что Фабри объе­динял последние два этапа. Он делал это в связи с тем, что считал интеллект неотличимым от психики. Стадии развития психики делятся на уровни: высший и низший. Часто объединяют эти две теории в одну теорию Леонтьева – Фабри. По этой теории на стадии сенсорной психики (низший уровень) находятся простейшие одноклеточные животные, обладающие раздражимо­стью. Особенности поведения в данном случае выражаются в слабой пластичности поведения. На высшем уровне той же стадии живут многие беспозвоночные, за исключением социальных насекомых. Характерными особенностями считаются сложные поведенческие акты, но неспо­собность быстро менять поведение из-за врожденного характера поведения. Научение и услов­ные рефлексы находятся еще на низком уровне.

На стадии перцептивной психики (низший уровень) существуют насекомые, рыбы и дру­гие низшие позвоночные животные. Для них характерно активное поведение в процессе поиска положительных раздражителей, развито защитное поведение, однако преобладают врожденные (безусловные) рефлексы. Для высшего уровня перцептивной психики характерно преобладание сложных безусловных инстинктов. Примером животных на данном уровне развития психики могут служить птицы и низшие млекопитающие.

На наивысшем уровне перцептивной психики находятся высшие млекопитающие. Они от­личаются высокой способностью к обучению, высокой скоростью формирования условных рефлексов, активным поиском нескольких способов решения задачи, переносом способа реше­ния одной задачи на другие.

Теория Л. С. Выготского

Она получила название «культурно-исторической теории психики человека». Он считал, что на некотором этапе развития человека психика пошла другим, социальным путём развития. Его рассуждения можно разделить на три основные части. В первой части можно выделить два основных положения. Первое можно назвать «Человек и природа».3 На протяжении существо­вания животных они сами приспосабливались к окружающей среде, а человек, напротив, начал изменять мир вокруг себя. И так может делать только человек. Второе положение заключается в том, что человек смог достичь изменения окружающего мира только с помощью применения орудий. Вторую часть его рассуждений можно назвать «Человек и его собственная психика»5. Она также состоит из двух положений. Первое заключается в том, что когда человек научился овладевать природой, он так же научился овладевать и своей психикой. То есть человек нау­чился использовать не только орудия физического рода, но и орудия психологические. В этом как раз и заключается второе положение. Выготский говорит, что психологические орудия это знаки. Этой способностью, опять же, обладает только человек.

Третья часть рассуждений Л. С. Выготского можно назвать «Генетические аспекты» 5. Здесь Выготский говорит о том, что в процессе своего развития человек научился отдавать при­казы себе, хотя сперва он мог приказывать только окружающим его людям. Далее Выготский проводит параллель между культурным развитием человека и развитием ребёнка. Выготский сделал вывод о том, что как на протяжении развития всего человечества, так и на протяжении развития ребёнка, происходит процесс «интеоризации»7. В ходе него человек превращает внеш­ние воздействия во внутренние знаки.

Теория П. К. Анохина

Эта теория говорит о том, что на происхождение психики повлияла лишь биологическая эволюция человека. В своей теории П. К. Анохин называет несколько факторов, которые ока­зали сильное влияние на развитие психики человека. Также он описывает ту огромную роль, которую память играет в формировании психики.

 

3. Стадии и уровни развития психики и поведения животных.

 

«Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начи­ная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев, позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева – Фабри.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней (таблица). Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая – три уровня: низший, высший и наивысший».

Стадии и уровень психиче­ского отражения, его ха­рактеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых су­ществ, достигших этого уровня разви­тия
1. Стадии элементар­ной сенсорной психики. А. Низший уровень. При­митивные элементы чувст­вительности. Развитая раз­дражимость.   Б. Высший уровень. Нали­чие ощущений. Появление важнейшего органа мани­пулирования челюстей. Способность к формирова­нию элементарных ус­лов­ных рефлексов.     2. Стадия перцептивной пси­хики. А. Низкий уровень. Отра­жение внешней действи­тельности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействую­щих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челю­сти.   Б. Высший уровень. Эле­ментарные формы мышле­ния (решение задач). Скла­дывание определенной " картины мира". В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ори­ентировочно-исследова­тельской, подготовитель­ной фазы. Способность ре­шать одну и ту же задачу разными методами. Пере­нос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятель­ности примитивных ору­дий. Способность к позна­нию окружающей действи­тельности независимо от наличных биологических потребностей. Непосред­ственное усмотрение и учет причинно- следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт).   А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через из­менение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная спо­собность реагирования на биоло­гически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Разви­тая двигательная активность (пол­зание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Спо­собность избегать неблагоприят­ных условий среды, уходить от них, вести активный поиск поло­жительных раздражителей. Инди­видуальный опыт и научение иг­рают небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жест­кие врожденные программы.   А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммирован­ные компоненты. Двигательные спо­собности весьма сложны и раз­но­образны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положи­тельных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), разви­тое защитное поведение. Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.   В.Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследова-тельских форм поведе-ния с широким ис­пользованием ранее приобретен­ных знаний, умений и навыков. А. Простейшие. Многие низшие мно­гоклеточные орга­низмы, живущие в водной среде.   Б. Высшие (кольча­тые) черви, брюхо­ногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоноч­ные.     А. Рыбы и другие низшие позвоноч­ные, а также (от­части) некоторые высшие беспозво­ночные (членистоно­гие и головоногие моллюски). Насе­ко­мые. Б. Высшие позво­ночные (птицы и не­которые млекопи­тающие). В. Обезьяны, неко­торые другие выс­шие позвоночные (собаки, дельфины).

 

У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые с полным основа­нием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение, включающее:

· ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы ре­шения задачи;

· формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достиже­нию цели;

· сличение выполненных действий с исходным намерением.

Одним из источников, создающим существенные условия для формирования интеллекту­ального поведения, являются возрастающая сложность восприятия и большая прочность па­мяти. Этот факт был детально прослежен в экспериментах с так называемыми отсроченными реакциями. Животное помещалось на привязь, и на его глазах в ящик опускали приманку. Через некоторое время животное отпускали: если след в памяти сохранился, оно бежало к ящику, если нет, не следовало никаких действий. Приведем для примера длительность сохранения следов образной памяти у различных животных:

Крыса – до 10 – 20 секунд,

Собака – до 10 минут,

Обезьяна – до 16 – 48 часов.

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и дос­тигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верх­нюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, - история развития человеческого созна­ния. Главное отличие сознания человека состоит в том, что его появление обусловлено измене­нием законов, управляющих развитием психики. Если на всем протяжении истории животного мира общими законами, которым подчинялись законы развития психики, были законы биологи­ческой эволюции, то развитие психики человека начинает подчиняться законам общественно исторического развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.