Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности высшей нервной деятельности подростков






В связи с половым созреванием у подростков в это время происходит гормональный сдвиг, оказывающий влияние на функциональное состояние коры больших полушарий. Уравновешенность возбуждения и торможения во втором детстве сменяется резким преобладанием возбуждения, его широкой иррадиацией, что проявляется в двигательной расторможенности, а иногда в нарушении адекватных реакций на условные раздражители и развитии фазовых состояний в коре.

Сила нервных процессов резко снижается, что приводит к быстрому развитию запредельного торможения под действием сильных раздражителей, к быстрой утомляемости подростков.

Ослабляется тормозящее влияние коры больших полушарий на подкорковые образования, что может приводить к нарушению вегетативных функций: одышке, болях в области сердца, сосудистых реакциях. Ослабление коркового контроля приводят к ярким неконтролируемым эмоциям.

Ослабление всех видов условного торможения отрицательно сказывается на поведении подростков и их способности к обучению. Вследствие ухудшения дифференцировки подростки допускают грамматические ошибки, с трудом усваивают новые понятия. Ухудшение запаздывания приводит к тому, что подростки крайне нетерпеливы, не выдержанны. Снижение условного тормоза делает подростков мало восприимчивыми к запрещающим раздражителям, что приводит к негативизму в их поведении, слабой дисциплине и самодисциплине.

Динамические стереотипы вырабатываются медленнее, чем в предыдущем периоде, но из-за ослабления угасательного торможения отличаются большой прочностью. Навыки, умения, привычки, возникшие у подростков, сложно переделать. Поэтому так важно способствовать формированию у подростков стереотипов, способствующих сохранению здоровья, лучшей социальной адаптации и предупреждать развитие стереотипов негативных, в частности, вредных привычек (курение, употребление алкоголя и т. п.).

Деятельность второй сигнальной системы действительности ослабляется, условные рефлексы на словесные раздражители вырабатываются медленно, речь отличается лаконичностью, замедленностью, часть подростков не может найти нужные слова, использует слова-паразиты.

Окружающим подростка взрослым необходимо учитывать указанные особенности ВНД подростка при его воспитании, планировании объема учебной нагрузки и ее структуры.

В силу повышенной утомляемости подростки нуждаются в режиме дня, полноценном отдыхе и питании.

Строя взаимоотношения с подростками, следует помнить, что этот возраст называют «трудным» потому, что в первую очередь он труден для них самих. Доброжелательность и понимание со стороны взрослых – необходимое условие для профилактики неврозов, агрессии и других негативных явлений, которые могут развиваться у подростков в неблагоприятных условиях.

К окончанию подросткового периода негативные тенденции в развитии ВНД сменяются позитивными, и ее показатели выходят на уровень взрослого человека.

 

 

Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.