Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построение канвы




 

Построение канвы включает два самостоятельных действия: формулировку сверхзадачи и составление плана. Кратко охарактеризуем каждое из них.

Сверхзадача - это тот главный итог, тот "сдвиг" в сознании аудитории, который должен произойти в результате вашего выступления перед ней. Если никакой "подвижки" не планировалась или она не состоялась, то, стало быть, вам незачем было выходить на трибуну. Формулировка сверхзадачи устного выступления необходима еще и потому, что она, как и всякая осознанная цель, помогает оптимально построить план.

В данном случае план - это последовательность основных, логически связанных между собой мыслей. По правилам мнемотехники их, как вы знаете, не должно быть меньше пяти и больше девяти. Причем, вопрос о том, включать или не включать данный пункт в план, решается в зависимости от того, работает или не работает он на сверхзадачу. Все неработающие, пусть даже очень интересные отступления (мы их называем "хвостами"), должны быть отброшены безжалостно.

Есть еще одно правило, которого следует придерживаться, подбирая пункты плана. Оно вытекает из общего для книг, монографий, учебников, лекционных курсов, отдельных тем, статей и параграфов закона распределения плотности информации.

"Обратили ли вы внимание на то, что самая заумная книга начинается с простого. Первые фразы понятны даже неподготовленному читателю. Автор - сама любезность - берет читателя за руку и предлагает пройтись с ним по материалу книги, уверяя, что это нетрудно. Поверив автору, читатель следует за ним. В текст вводится первое понятие, смысл которого подробно объясняется. Потом второе, но его нельзя рассматривать без первого, поэтому плотность текста увеличивается.

В дальнейшем при введении новых понятий выводятся некоторые старые, но если вводится больше, чем выводится, то, информационная плотность растет и трудности понимания тоже. В одном месте читатель споткнулся, автор тотчас извинился перед ним и крепче сжал его руку. Но в другом сделал вид, что не заметил, как читатель, споткнувшись, чуть не упал. В третьем месте упал по-настоящему, тогда как автор, вместо того чтобы помочь подняться, стал его журить: вот, мол, какой тот неловкий.

Трудности чтения продолжают расти, а вежливость автора явно идет на убыль. И вот наступает момент, когда читатель приходит в отчаяние и бросает книгу. Тогда как, если бы еще немного помучиться, будет достигнута вершина и дальше пойдет спуск.

На этом спуске таится еще одна опасность: не у всех авторов хватает мужества вовремя кончить; они продолжают тянуть, плотность текста падает, и силы покорившего вершину тают не столько из-за дополнительных трудностей, сколько от скуки. Под самый конец часто бывает еще одна, небольшая горка - резюме, которая берется с хода, оттуда виден весь пройденный путь, но она довольно крута для того, кто предпочитает не читать книгу, а заглядывает в конец" [53; 124-126].



Эта цитата как нельзя лучше демонстрирует закон в соответствие с которым должна распределяться плотность информации в любом тексте, в том числе и в тексте устного выступления. При этом, выступающий имеет одно неоспоримое преимущество перед автором книги - он видит аудиторию, а потому может и должен предупредить момент, когда уставшие слушатели перестанут его понимать. Опытные ораторы имеют на этот случай интересный факт, занимательный случай, шутку или даже анекдот. А почему бы и нет? Лишь бы снять напряжение, облегчить восприятие, не дать аудитории "отключиться". Особенно хорошо, когда этот "громоотвод" не уводит в сторону и не повисает в виде не к месту пристроенного хвоста.

Чувствуется, нам тоже пора предпринять что-то в том же роде, а потому приведем пример. На лекции о психологических основах профориентации приходится много перечислять и анализировать из того, что можно и чего не следует предпринимать, занимаясь этим ответственным делом. Критикуя дни открытых дверей, проводимые некоторыми вузами и чувствуя, что запас внимания у слушателей на исходе, мы рассказываем им следующую историю: "Когда грешник умирает, он, согласно библейским законам, попадает сперва в чистилище. Там решается вопрос о том, где пребывать ему в дальнейшем, в раю или в аду? Ответ добывается очень просто: на одну чашу весов кладут совершенные при жизни добрые дела, на другую - грехи. Перетянет первая чаша - пожалуйте в рай, перетянет вторая - извольте в противоположную сторону. У одного грешника чаши уравновесились. Но там тоже демократия, личностные свободы и пр., короче, в таком случае предоставляется выбор. Грешник попался хитрый, выбирать не торопился, а пожелал прежде поглядеть, где что делается. Повели его в рай. Картина известная: сад, лужочек, праведники под яблоней сидят и песенки поют. Тихо все и благопристойно, но вот скучно... Пошел он в ад. А там музыка, пляски, оргии. Вино пьют и в карты играют. Подумал грешник, да и выбрал ад. А утром проснулся, чувствует, его на сковородке жарят:



- Ай, что такое, - кричит он, - где я?

- В аду, - отвечают, - как пожелал.

- А вчера где я был?

- Э, дорогой, это у нас агитпункт!

"Так вот, - заканчиваем мы обычно, - дни открытых дверей в вузах, техникумах, ПТУ и т.д. не должны быть похожи на этот агитпункт!" После дружного хохота слушатели, как правило, готовы простить мне еще пяток-другой скучных перечислений.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал