Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Апостериорная настройка аудитории






В нашем случае это вестибюль и сама учебная аудитория. Есть целый пласт научного, восходящего к вековым религиозным традициям, знания о том, как путем организации среды, окружения и интерьера психологически настроить слушателя на восприятие информации. Нельзя, например, как это у нас часто бывает, чтобы человек, входящий в учебный корпус, упирался, извините, лбом в стену. Путь к знаниям должен идти наверх, по парадным ступеням. Увы, но такое почему-то можно встретить только в старых, дореволюционных зданиях.

Мы не склонны призывать к перестройке наших вестибюлей. У нас более скромная задача: показать возможности апостериорной настройки на примере использования оной из характеристик интерьера - цвета. В целом апостериорную настройку слушателей должна выполнять культура учебного заведения, представление о которой читатель может получить, познакомившись с соответствующим тестом в приложении.

Цветопсихологи установили, что цвет действует на человека эмоционально и физиологически: он меняет показатели кровяного давления, частоты дыхания, кожно-гальванические характеристики, поднимает или ухудшает настроение и т.д. Изучив проявление этих закономерностей в количественном отношении, они пришли к выводу, что каждый человек реагирует на цвет по-своему, по-своему реагирует и каждая возрастная группа. В результате появились интересующие нас рекомендации. Обратите внимание, они касаются окраски только одной из стен - передней, на которую учащиеся и студенты смотрят целый день.

" Полезно, считают цветопсихологи, чтобы первоклассник смотрел на красную стену: тогда усваивать он будет лучше и уставать меньше. Для второклассника рекомендуется оранжево-красный или оранжевый, для третьеклассника - оранжевый или желтый, четвероклассника - желто-зеленый, пятиклассника - зеленый. Только потом в небольшой дозе можно использовать темно-синий, который по соседству с желтым не будет казаться слишком мрачным и холодным... Студентам и взрослым проще сидеть и слушать, но приходится быть более сосредоточенными. Отсюда, цвет передней стены нейтральный, и все внимание сконцентрировано на лекторе [53; 69-70].

Что касается боковых стен, то они тоже принимают участие в апостериорной настройке аудитории. Но, поскольку влияние цвета, помимо возраста, зависит от многих других факторов (изучаемого предмета, мотивации, манеры изложения материала и др.), цветопсихологи рекомендуют читателям, руководствуясь общими закономерностями восприятия цветов [53; 70-72], подбирать колер для боковых стен самостоятельно. Приводя ниже эти закономерности, нам не остается ничего иного, как повторить их рекомендации.

БЕЛЫЙ - расширяет помещение, поднимает потолок, немного осветляет, но это безжизненный цвет, пустота, " бездонное отверстие", он гасит раздражение, но быстро утомляет. При плохом освещении становится серым.

СЕРЫЙ - мертвый, беспросветный, успокаивает, но отдаляет перспективы, советует ни во что не вмешиваться.

ЧЕРНЫЙ - " бесконечная стена", давит, угнетает, страшит, но в малой дозе помогает сосредоточиться.

КРАСНЫЙ - цвет силы, здоровья, учащает пульс и дыхание, протягивает руки, дразнит, возбуждает, воодушевляет на сиюминутные действия, срывает с места и ускоряет бег, но слабых и уставших он раздражает, особенно в большом количестве.

РОЗОВЫЙ - возбуждает в меньшей степени и не способен стимулировать на реальные результаты.

ОРАНЖЕВЫЙ - опасный цвет, потому что возбуждает и никуда не ведет, и тогда энергия становится источником раздражения, отсюда требуется строгая дозировка, и тогда оранжевый согревает, радует и одухотворяет.

КОРИЧНЕВЫЙ - защищающий, уютный, но если все стены коричневые, слушатели становятся вялыми, инертными, апатичными, а когда раздражены, их долго не удается успокоить.

ЖЕЛТЫЙ - возбуждает и уводит в будущее, заставляя надеяться, верить, фантазировать и мечтать; в окружении этого цвета становится светло, весело, все кажется простым и хочется разговаривать.

ЗЕЛЕНЫЙ - успокаивает, обезволивает, усыпляет. По этой причине запрещается красить ступени лестниц в зеленый цвет, из-за чего люди чаще спотыкаются, падают и ломают ноги.

СИНИЙ - тоже успокаивает, понижает давление и делает более редким дыхание, и тогда хочется полежать, отдохнуть, погрустить, пофилософствовать.

ГОЛУБОЙ - расслабляет и успокаивает, мечты становятся безмятежными, безответственными, порхающими, хочется ни с кем не ссориться, путешествовать и вообще жить в свое удовольствие.

ФИОЛЕТОВЫЙ - скрытая активность (" в тихом омуте черти водятся"), вызывает внутреннее возбуждение, делает человека более внушаемым.

ЛИЛОВЫЙ - дает тот же эффект, что и фиолетовый, но действует слабее, способствует меланхолическому настроению.

Комбинируя эти цвета, всегда можно добиться желаемого эффекта. Однако, апостериорная настройка через интерьер - это не только окраска стен, но и их оформление. В идеале стены аудитории должны быть свободными от плакатов, макетов, муляжей, приборов, рисунков и т. п. Обилие постоянно присутствующего в аудитории наглядного материала рассеивает внимание и мешает сосредоточиться. Эти совершенно необходимые в учебном процессе вещи должны быть вносимы и выносимы из аудитории или, по крайней мере, убираемы в закрытые шкафы. Вместе с тем у нас, да, вероятно, и в любом вузе, всегда можно найти аудитории, где оформители сделали все, чтобы слушатели игнорировали кафедру и смотрели только по сторонам.

Как видим, настройка аудитории дело длительное, непростое, но при желании вполне одолимое. И если реклама уже сделана и аудитория настроена, то сообщение к этому времени должно быть готово. Ну, а если нет, то им срочно надо заняться.

Выделяют три стадии подготовки к устному выступлению: 1) построение логической канвы, 2) организация формы сообщения, 3) репетиция.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.