Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свойства внимания. - Распределение внимания






- Объем внимания

- Распределение внимания

- Концентрация внимания

- Устойчивость внимания

- Переключаемость внимания

 

Если такой прием применять постоянно, то при чтении конспекта найти любой раздел будет намного легче.

Однако возможности рукописи кое в чем даже шире, чем возможности полиграфии. Например, в ней без особых трудностей (стоит только поменять ручку) можно пользоваться цветом. Предположим, в тексте красным цветом выделяется то новое и наиболее важное, что вводится на данной лекции; фиолетовым - примеры и факты, подтверждающие это новое; зеленым - то, как это новое связано с предыдущим. Этот прием называется работа цветом по важности. Если потом прочесть выделенное только красным и зеленым, мы получим " скелет курса", то есть как раз то, с чего следует начинать чтение конспекта по известной уже нам формуле ОВОД.

Цветом можно пользоваться и для предупреждения типичных трудностей, связанных с формированием понятий. Так, несмотря на то, что на разницу между физиологической и психологической составляющими темперамента указывает каждый преподаватель, студенты на экзамене по общей психологии очень часто путают понятия " тип высшей нервной деятельности" и " тип темперамента".

Я почти не слышу неверных ответов после того, как на лекции по темпераменту попросил студентов написать на одной строке листа слева " ВНД", справа - " Темперамент" и поставить между ними знак равенства зеленым цветом и тут же знак неравенства - красным. Светофор в конспекте (так называется этот прием) сработал. Теперь студенты легко указывают не только на схожесть, но и на разницу в этих понятиях.

Другой пример. Зная по опыту, что на экзамене по педагогической психологии студенты дают неверное (житейское) определение понятию " обучение", на одной из лекций мы совместными усилиями и ко всеобщему удовольствию получили следующее " понятное и простое" определение: " обучение - это передача учащимся знаний, умений и навыков". Приписали к полученному определению полное авторство: " Студенты 2 курса исторического факультета ТГУ". Позже, убедив аудиторию в том, что знания, умения и навыки - не вещи и не деньги, их нельзя передать ни по наследству, ни каким-либо иным способом без соответствующей ответной активности ученика, мы предложили новое определение с акцентом на том, что обучение есть главным образом стимулирование и управление активностью учащихся по освоению передаваемых им знаний, умений и навыков. При этом старое определение мы попросили студентов перечеркнуть крест-накрест красным цветом. И этот " светофор в конспекте" вот уже сколько лет работает исправно.

Итак, в конспекте обязательно должны быть заголовки. Это не только ускоряет поиск нужной информации, но и улучшает запоминание.

Между заголовками и последующим текстом желательно оставлять просвет чуть больший, чем между строчками текста.

Разные по важности заголовки должны отличаться друг от друга либо размером шрифта (что менее желательно, т.к. отнимает много времени), либо смещением по полю листа влево, вправо или к центру.

Текст надо разнообразить, чтобы каждая страница имела свое лицо.

Очень хорошо, когда при написании конспекта используются цветные ручки. Однако таковых не должно быть больше трех, максимум - четырех, поскольку большое разнообразие, как мы уже знаем, - это то же однообразие.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.