Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В В Е Д Е Н И Е. С детских лет известная почти каждому поговорка о том, что корни просвещения горьки, и лишь плоды его сладки






 

С детских лет известная почти каждому поговорка о том, что корни просвещения горьки, и лишь плоды его сладки, устарела и не может быть больше руководством к педагогической деятельности.

Пока на лозунге школы было написано " Знания любой ценой! ", акцент переносился на цели образования. При этом почти полностью игнорировались ценности средств и способов добывания знаний, тогда как, коли уж следовать логике альтернативного выбора, должно быть, скорее, наоборот. Из двух зол: " выпускник не усвоил объема программы" и " он не любит и не умеет учиться" - предпочтительнее первое, так как во втором случае он программы уже никогда не освоит.

В учебной деятельности способы и методы добывания знаний важны сами по себе, поскольку их наличие гарантирует будущую приемлемость и эффективность, в отличие от ситуативности и переменчивости требований к объему знаний.

Подобные мысли не сразу и не для всех стали очевидными, однако теперь уже мало кто сомневается, что главная задача школы (в том числе и высшей) состоит не в том, чтобы сообщить слушателям определенную сумму знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно. " Человеку теперь нельзя не учиться всю жизнь - не в образном, а в непосредственно практическом смысле", - писал видный представитель отечественной педагогики Ю.К.Бабанский [1; 3].

Чтобы ориентироваться в сложном, постоянно меняющемся потоке научной, политической и экономической информации, мы должны постоянно пополнять свои знания - таково требование времени.

Удовлетворяя ему, многие современные школы отводят специальное время на выработку у учащихся умений и навыков рациональной организации учебного труда. И превосходно делают! Но не поставлена ли и здесь " телега впереди лошади"?

Согласно известной педагогической аксиоме, воспитатель сам должен быть воспитан. В нашем контексте эта аксиома должна быть прочитана примерно так: преподаватель, перед которым поставлена задача научить вверенных ему учащихся приемам оптимальной организации учебного труда, сам в совершенстве должен владеть ими. Поэтому в педагогических лицеях, вузах, на факультетах университетов с педагогической специализацией речь должна идти о выработке у слушателей умения не просто учиться (в той или иной мере это делалось и раньше), в условиях нового социального заказа это умение должно быть доведено у них до высокой степени совершенства - такой, что здесь уместнее говорить о культуре учебного труда. А владеют ли ею наши выпускники?

Многолетний опыт работы в педагогическом вузе, посещение школ и беседы с учителями, анализ отчетов выпускников о стажерской практике не позволяют ответить на поставленный вопрос положительно. Увы, но и диплом о высшем образовании, оказывается, не помеха тому, чтобы читать однообразно и не целесообразно, не владеть приемами логической обработки информации, прибегать к механическому повторению, которое, как известно, не " мать", а " мачеха" учению.

Не владея культурой учебного труда сами, такие учителя не могут привить ее своим воспитанникам. Обнаруживается явное противоречие между запросами жизни и возможностями удовлетворения их со стороны молодых преподавателей.

Стремление хоть в чем-то способствовать разрешению названного противоречия привело нас в свое время к необходимости ввести в курс педагогической психологии раздел о культуре учебного труда, а неизменный интерес студентов к этой теме и невозможность полностью удовлетворить его в пределах названного курса - к мысли написать настоящее пособие. Несколько слов о его содержании.

Пособие состоит из двух разделов. В первом теоретическом разделе читатель найдет определения культуры учебного труда и других сопутствующих ему понятий, таких как рациональная организация труда, эффективность труда, научная организация умственного труда и др. Это тот краткий словарь, который мы используем в дальнейшем изложении. Здесь же показаны место и роль культуры учебного труда в системе высшего образования, дан перечень основных учебных умений и навыков, овладение которыми позволяет говорить об информационной культуре личности.

Необходимо отметить, что приводимый перечень не претендует на исчерпывающую полноту и оригинальность - есть и более подробные подходы к описанию данного предмета. Выбор и отнесение к понятию культуры учебного труда именно этих, а не других учебных умений и навыков обусловлен рядом соображений: их важностью для успеха учебного труда, нашим собственным представлением о его структуре, наконец, относительно большей разработанностью вопросов формирования указанных учебных умений и навыков в отечественной психологии.

Мы старались показать, что емкое и не простое понятие культуры учебного труда складывается из ряда маленьких культур. Описанию этих составляющих и посвящен второй основной раздел нашего пособия.

Знакомство с этим разделом даст читателю представление о культуре слушания, чтения и культуре конспектирования, как основных способах накопления информации. Далее описаны приемы творческой переработки накопленных знаний и способы выдачи их в виде письменного или устного сообщения. Заключительные параграфы второго раздела посвящены культуре использования времени и здоровому образу жизни как необходимым составным компонентам культуры учебного труда.

В приложение вынесен набор тестов, позволяющих диагностировать как отдельные компоненты, так и общее состояние информационной культуры личности (собственной или у другого человека) на данном этапе ее развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.