Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 9. Спишите, раскрывая скобки. Объясните значение терминов-словосочетаний и написание окончаний слов.






Клеточный (мембрана), клеточный (оболочка), клеточный (строение), нервный (клетка), межклеточный (вещество), эндоплазматический (сеть), ядерный (оболочка).

Задание 10. Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения текста.

Клеточное строение организма

Как и все живое, организм человека состоит из клеток. Благодаря клеточному строению организма возможны его рост, размножение, восстановление поврежденных органов и тканей и другие формы деятельности. Форма и размеры клеток различны и зависят от выполняемой ими функции. В каждой клетке различают две основные части — цитоплазму и ядро, в цитоплазме, в свою очередь, содержатся органоиды — мельчайшие структуры клетки, обеспечивающие ее жизнедеятельность (митохондрии, рибосомы, клеточный центр и др.). В ядре перед делением к летки образуются особые нитевидные тельца — хромосомы.

Снаружи клетка покрыта мембраной, отделяющей одну клетку от другой. Пространство между клетками заполнено жидким межклеточным веществом. Главная функция мембраны состоит в обеспечении избирательного поступления различных веществ в клетку и выведении из нее продуктов обмена. Клетки организма человека состоят из разнообразных неорганических (вода, минеральные соли) и органических веществ (углеводы, жиры, белки и нуклеиновые кислоты).

Углеводы состоят из углерода, водорода и кислорода; многие из них хорошо растворимы в воде и являются основными источниками энергии для осуществления жизненно важных процессов.

Жиры образованы теми же химическими элементами, что и углеводы; они нерастворимы в воде. Жиры входят в состав клеточных мембран и также служат важнейшим источником энергии в организме.

Белки — главный строительный материал клеток. Строение белков сложное: молекула белка имеет большие размеры и представляет собой цепь, состоящую из десятков и сотен более простых соединений — аминокислот. Многие белки служат ферментами, которые ускоряют течение биохимических процессов в клетке.

Нуклеиновые кислоты, образующиеся в клеточном ядре, состоят из углерода, кислорода, водорода и фосфора. Различают два типа нуклеиновых кислот: 1) дезоксирибонуклеиновые (ДНК) находятся в хромосомах и определяют состав белков клетки и передачу наследственных признаков и свойств от родителей к потомству; 2) рибонуклеиновые (РНК) связаны с образованием характерных для этой клетки белков.

Вопросы:

  1. Из чего состоит организм человека?
  2. От чего зависят формы и размеры клеток?
  3. На какие две части делится клетка? Что в них содержится?
  4. Где образуются хромосомы?
  5. Чем покрыта снаружи клетка? Чем заполнено пространство между клетками?
  6. В чем заключается главная функция мембраны?
  7. Из каких веществ состоят клетки организма человека?
  8. Из чего состоят углеводы? Растворимы ли они в воде?
  9. Из чего образованы жиры? Растворимы ли они в воде?
  10. Каково строение белков? Для чего они служат?
  11. Из чего состоят нуклеиновые кислоты?
  12. Какие два типа нуклеиновых кислот различают? Что они определяют?

Задание 11. Выпишите из текста «Клеточное строение организма» конструкции, обозначающие квалификацию предмета.

Задание 12. Подберите к выделенным в тексте «Клеточное строение организма» существительным однокоренные глаголы. Обозначьте корень.

Задание 13. Выпишите из текста «Клеточное строение организма» сложносокращенные термины и запишите их полный вариант.

Задание14. Дайте устно полное определение понятия «клетка».

Задание 15. Прочитайте текст. Почему данный текст относится к учебно-научному стилю? Назовите его особенности. Найдите и запишите языковые средства, которые выполняют различные коммуникативные задачи.

Люди не всегда знали, из чего состоят организмы. То, что все ткани формируются из клеток, стало известно сравнительно недавно. Биология - наука, которая изучает это. Клеточное строение организма было впервые описано учеными Маттиасом Шлейденом и Теодором Шванном. Произошло это в 1838 году. Тогда теория клеточного строения состояла из таких положений: животные и растения всех видов сформированы из клеток; растут они с помощью образования новых клеток; клетка - самая малая единица жизни; организм - это совокупность клеток. Современная теория включает в себя несколько иные положения: клетка может произойти только от материнской клетки; многоклеточный организм состоит не из простой совокупности клеток, а из объединенных в ткани, органы и системы органов; клетки всех организмов имеют подобное строение; клетка считается сложной системой, состоящей из более мелких функциональных единиц; клетка представляет собой наименьшую структурную единицу, способную выступать в роли самостоятельного организма.

Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

1. Полый мешок, в котором на половину переваривается пища.

2. Мотор размером с кулак, который непрерывно гоняет кровь.

3.То, с помощью чего человек дышит.

4.Орган, который играет роль фотоаппарата.

5.Самый крупный и горячий как печка орган, который уничтожает микробы и яды в крови.

6.Органы, которые очищают кровь и отбросы выбрасывают в виде воды.

7.Эти органы пережевывают пищу.

8.Внутренний орган, который следит за правильной работой главных внутренних органов, заведует мыслями и чувствами человека.

9.Сложная система органов человека, которые взаимодействуют между собой и образуют единое целое.

10. Наименьшая единица живого организма.

VII. Литература

7. Жанпейсова У.А. – Русский язык для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2011. -114 c.

8. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-1» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы: Printmaster, 2013. -116 c.

9. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-2» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). Алматы: Printmaster, 2013. – 124 c.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.