Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Методы обучения и преподавания.






⃰ Репродуктивный: объяснение теоретического материала, языковой анализ различных жанров научного стиля, выполнение речевых и коммуникативных упражнений.

Наглядный: работа с таблицами.

Активный: лингвистическая игра; конструирование синквейна с опорными лингвистическими терминами и ключевыми словами речевой темы.

VI.Задания по теме:

Задание 1. Ознакомьтесь с теоретическими сведениями. Запишите наиболее важные положения. Cоставьте кластер, используя полученную информацию.

Текст (лат. textum - «связь, соединение») – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств.

Научный текст ( НТ ) – это сообщение, обладающее смысловой и структурной завершенностью и связанностью всех входящих в него самостоятельных предложений и информативных частей (абзацев, глав, разделов, параграфов).

Научные тексты содержат научную информацию. Выделяют тексты специальные - для профессионалов, научно-популярные - для массового читателя, учебно-научные – для обучения.

Основные признаки научного текста – логичность, смысловая целостность, связность, информативность. Логичность предусматривает логику изложения. Целостность текста определяется наличием границ текста (начала и конца) и обеспечивается регулярной повторяемостью ключевых слов. Связность текста – это единство содержания, структуры и связь предложений, абзацев.

Тема научного текста – это предмет или явление, которые рассматриваются в тексте. Тему раскрывает заголовок текста.

Микротема научного текста – это часть общей темы, состоящая из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон коммуникативную задачу текста. В тексте могут быть несколько микротем. Каждая из них может быть представлена одним или более предложениями. Формулировки микротем представляют план НТ.

С труктура научного текста включает: название (заголовок), вступление (введение), основную часть и заключение. Название НТ должна отражать тему и соответствовать содержанию текста. Вступление - вводная часть к раскрытию основной темы текста. Основная часть текста – это самая большая часть текста, в которой раскрывается тема. Заключение – это часть НТ, содержащая обобщение, итог.

Абзац – это смысловая часть текста, которая содержит определенную информацию и связана одной микротемой.

Задание 2. Прочитайте текст. Какую информацию он содержит? Для кого предназначен текст: для профессионалов, массового читателя или для учебных целей? Обоснуйте свой ответ. Объясните структуру текста: найдите вступление, основную часть и заключение.

Сердце человека

Наше сердце всегда первым откликается на потребности организма: будь то физические нагрузки, подъем в горы, воздействие эмоций или других факторов. Так, при средней продолжительности жизни человека в 70 лет оно сокращается свыше 2, 5 миллиардов раз. За это время перекачивается огромное количество крови, для перевозки которой потребовался бы состав из 4 000 000 вагонов. И эта работа выполняется органом, масса которого 250 г (у женщин) и немногим больше 300 г (у мужчин).
У людей, занимающихся спортом, сердце в состоянии напряжения может работать с частотой свыше 200 сокращений в минуту и при этом обладать удивительной выносливостью. В это время увеличивается сила и скорость сокращений сердца, а через его сосуды проходит крови в 4-5 раз больше, чем в состоянии покоя. Мышца сердца при этом не испытывает дефицита питательных веществ и кислорода. Однако нетренированным людям стоит только немного пробежаться, как у них появляется сердцебиение и одышка.

Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться и решить для себя: действительно ли так важны для нашего организма занятия спортом.
У человека, ведущего малоподвижный образ жизни, учащение сердечных сокращений не приводит к увеличению кровоснабжения сердца, как это требуется организму. В этом случае мышца сердца и скелетные мышцы получают недостаточное количество кислорода, работают в условиях кислородного голодания, в результате накапливаются вредные продукты обмена веществ, что приводит к более быстрому износу сердечной мышцы. Нетренированное сердце со слабой сердечной мышцей не может долго работать с повышенной нагрузкой. Оно быстро устает, причем кровоснабжение сначала ненадолго усиливается, а затем ухудшается.

Поэтому человек должен с детства заботиться о своем сердце и тренировать его. Подвижный образ жизни, физическая работа способствуют укреплению сердечной мышцы.

Задание 3. Определите тему текста «Сердце человека». Сколько абзацев и микротем содержит данный текст? Запишите его название, тему и микротемы. Сформулируйте основную мысль текста.

Задание 4. Выпишите из текста «Сердце человека» словосочетания с числительными, записав числительные словами.

Задание 5. Прочитайте и озаглавьте текст. Разделите текст на абзацы. Сформулируйте тему и микротемы. Докажите, что данный текст является учебно-научным.

Ваша сердечно-сосудистая система переносит кислород и питательные вещества между тканями и органами. Кроме того, она помогает удалять из организма шлаки. Сердце, кровеносные сосуды и сама кровь образуют сложную сеть, по которой плазма и форменные элементы транспортируются в Вашем организме. Эти вещества переносятся кровью по кровеносным сосудам, а кровь приводит в движение сердце, работающее как насос. Кровеносные сосуды сердечно-сосудистой системы образуют две основных подсистемы: сосуды малого круга кровообращения и сосуды большого круга кровообращения. Сосуды малого круга кровообращения переносят кровь от сердца к легким и обратно. Сосуды большого круга кровообращения соединяют сердце со всеми другими частями тела. Значение кислорода. Клетки Вашего организма нуждаются в кислороде, и именно кровь переносит кислород от легких к различным органам и тканям. Когда Вы дышите, кислород проходит через стенки особых воздушных мешочков (альвеол) в легких и захватывается специальными клетками крови (эритроцитами).Обогащенная кислородом кровь по малому кругу кровообращения попадает в сердце, которое перекачивает ее по большому кругу кровообращения в другие части тела. Попав в разные ткани, кровь отдает содержащийся в ней кислород и забирает вместо него углекислый газ. Насыщенная углекислым газом кровь возвращается в сердце, которое снова перекачивает ее в легкие, где она освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом, завершая тем самым цикл газообмена.

Задание 6. Раскройте значение терминов по однокоренным словам.

Сердцебиение –сердце, биться; кровообращение –кровь, обращаться; кровоснабжение – кровь, снабжаться; кровеносный –кровь, носить; газообмен –газ, обменять.

Задание 7. Переведите термины на русский язык.

Қ ан, жү рек, жү ректік, қ анайналым, қ ан айналым шең бері, қ ан айналымының ү лкен шебері, қ ан айналымының кіші шең бері, қ анмен қ амтамасыз ету, жү рек қ ағ у, жү рек қ антамыр.

Для справок: сердце, сердечный, круг кровообращения, сердечно-сосудистый, малый круг кровообращения, сердцебиение, большой круг кровообращения, кровообращение, кровь, кровоснабжение.

 

Задание 8. Подберите к выделенным словам однокоренные антонимы.

Огромное количество крови, нетренированное сердце, увеличение кровоснабжения сердца, недостаточное количество кислорода, вредные продукты обмена веществ, быстрый износ сердечной мышцы, слабая сердечная мышца, кровоснабжение ухудшается, сложная сеть, малый круг кровообращения.

Задание 9. Спишите, вставляя пропущенные буквы.Укажите подстиль научного текста: специальный, научно-популярный или учебно-научный.

Сер …це – полый симметричный мышечный орган размером примерно с кулак человека, которому оно принадлеж…т. Сер…це разделен… на правую и лев… части, каждая из которых имеет две камеры: верхнюю (предсердие) для сбор… крови и нижнюю (желудочек) с впускным и выпускным клапан… для предотвращения обратного тока крови. Стенки и перегородки сер…ца представляя…т собой мышечн… ткань сложного слоистого строения, называемую миокардом. Сер…це обладает уникальн… свойством самовозбуждения, то есть импульсы к сокращению зарождаются в нем самом.

 

Задание 10. Прочитайте заголовок и начало текста. Назовите его основную тему. Проследите развитие темы в микротемы. Запишите микротемы в нужной последовательности, составив простой назывной план текста. Определите подстиль.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.