Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жетончики. Вместо того, чтобы каждый раз за выполненное задание поощ­рять ребенка приятным делом, родители нередко растягивают период «зарабатывания» награды






Вместо того, чтобы каждый раз за выполненное задание поощ­рять ребенка приятным делом, родители нередко растягивают период «зарабатывания» награды. Для того, чтобы в этот пе­риод поддерживать мотивацию, они используют «накопитель­ную» систему - жетоны.

Реально жетончиками может служить что угодно. Их цен­ность, как и ценность денег, определяется тем, на что они мо­гут быть обменены. Жетончики служат мостиком, который соединяет работу, выполненную сейчас, и награду, которая последует в будущем. Вы можете воспользоваться чеками, та­лончиками, картонными звездочками, фишками от настольных игр или графическими обозначениями («галочками»), которые ставятся за выполнение определенных заданий, как у Билли (см. главу 1). Для ребенка значение такого вида поощрения заключается в осознании ценности каждого жетончика как час­ти торговой сделки. У Билли, если выпомните, 20 «галочек» - это цена участия в боулинге, чего Билли, насколько известно его маме, очень желал. Если ваша учебная программа предпола­гает эффективное использование жетончиков, ребенок должен уметь получить за них то, что для него представляется награ­дой.

Введение жетончиков в качестве поощрения - процесс не­хитрый, но постепенный. Когда ребенок поведет себя должным образом, тут же дайте ему жетон, похвалите его и коротко объяс­ните, что это значит, скажем: «Молодец! Вот тебе жетончик за то, что ты выбросил мусор» (или за что-нибудь еще). Первое время ребенок, может быть, не будет представлять себе, что та­кое жетоны и для чего они нужны. Вам следует продемонстриро­вать ему их обменную стоимость, например, так: «А сейчас, если ты дашь мне жетончик, ты сможешь получить... (скажем, люби­мое лакомство или маленькую игрушку, игру или книжку)». И, разумеется, эту награду надо дать немедленно.

Как научить ребенка пользоваться жетончиками Какими бы жетончиками вы ни решили воспользо­ваться - отметками в таблице, фишками для настоль­ных игр или монетками — ребенку потребуется опре­деленное время для того, чтобы понять, как важно ему их зарабатывать. Как мы уже отметили, начать вам придется с немедленного обмена жетонов на награ­ду, которой он будет рад. Сначала делайте это четко и определенно. Похвалите за сделанную работу и дайте жетон. Затем, как только вы вручите ему награду, сра­зу потребуйте отдать жетон вам. Проделывая все это, объясняйте каждый свой шаг: «Отличная работа, Франсиско, ты умылся без напоминания! Вот твоя от­метка (сделайте отметку в таблице и дайте ее Франси­ско). За что ты получил отметку? Верно, умылся сам. А теперь дай мне свою отметку (побудите Франсиско передать вам лист с таблицей) и посмотри, что ты по­лучаешь: стакан сока. Вот как надо!» Постепенно приучайте ребенка «хранить» жетончи­ки в течение более длительного промежутка време­ни (5, затем 10 или 15 минут; позже — до конца дня) прежде, чем обменять их на награду. Если надо, воз­вращайтесь к способу немедленного «отоваривания» с периодичностью, которая позволит вам удерживать интерес ребенка к жетонной системе. Запомните, уме­ние пользоваться жетончиками не приходит сразу!

 

Вы можете дать ребенку возможность заработать за урок не один жетончик, а несколько. Более того, за другие достиже­ния вне урока он тоже может получать жетоны. Научив его чув­ствовать ценность жетончиков, вы можете помочь ему копить их, как это делал Билли в рассмотренном нами примере. Тогда вам уже не нужно будет обменивать каждый жетончик, кактолько он заработан, на маленькое вознаграждение. Вместо этого у вас появится возможность обменять их на более суще­ственную награду в конце дня или в конце недели (или как только он накопит столько, сколько нужно, чтобы получить желаемое).

Жетонная система поощрения очень эффективна. Она удоб­на для вас и занимательна для ребенка. Однако, пользуясь ею, важно иметь в виду следующие правила:

1. Всегда четко определяйте заранее, что нужно сделать ре­бенку и сколько жетонов он за это получит. У него никогда не должно возникать ощущение, что зарабатывание же­тонов - это случайное дело. Наоборот, каждый раз ему не­обходимо знать, чего именно вы от него хотите и во сколько жетонов оцениваете его работу. Он никогда не должен по­лучать жетончики за невыполненное задание (разумеется, задание должно быть ему по силам).

2. Убедитесь заранее, что у вас имеются разные варианты «отоваривания» жетонов. Можно, например, постановить, что десерт будет стоить два жетона, возможность посмо­треть телевизор - три, а пара роликов - 60 жетонов. Варьи­руя типы поощрений, которые можно купить за жетоны, вы тем самым гарантируете устойчивость поддержания их ценности как вознаграждения.

3. Старайтесь по возможности больше привлекать ребенка к выбору как навыков, которые должны быть освоены, так и наград, которые за них можно заработать.

4. Еще раз напоминаем, что свои обещания нужно всегда вы­полнять. Жетонная система может быть хороша только при этом условии. Необходимо убедиться заранее, что как только ребенок заработает обещанную награду, вы сможете ее выдать.

 

 
 
Выученный урок «Когда все так тихо, я знаю, что они чем-то увлече­ны». Миссис Барнет помедлила у дверей детской. Лаура, ее дочка (девочка с особенностями развития), играла в учительницу, а Джил, двухлетняя сестрич­ка Лауры, с удовольствием играла ученицу, которой объясняют, что нужно делать, чтобы застелить по­стель. «Подоткни ее. Умница, Джил. Теперь с другой сто­роны. Умница!» Совсем недавно миссис Барнет сама начинала учить Лауру всем многочисленным действиям, из ко­торых состоит умение убирать постель, а теперь она не может без улыбки смотреть, с какой важностью дочка повторяет ее жесты и слова. «Положи подушку. Хорошо, накрой этим сверху. Хорошо, Джил». Лаура одобрительно кивнула и на­правилась к комоду. Она вынула из ящика красную звездочку и положила ее на лист бумаги Джилл точно так, как каждый день это делала для нее миссис Бар­нет. Лауре эти поощрения в виде звездочек уже были не нужны, хотя она с удовольствием принимала мороженое, стоившее пять заработанных звездочек. Но счастливая ее ученица, не знавшая пока как следует, что все это означает, радовалась своему сокровищу - звездочке: «Мама, смотри...»

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.