Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проанализируйте конкретный случай.






Ребенку 7 лет. Учиться в первом классе общеобразовательной школы первый год. До этого воспитывался дома бабушкой, которая его очень любила и удкляла много внимания тому, чтобы он был сыт, не заболел, читала ему книги. По словам самой бабушки «ублажала, как могла». Мальчик привык, что все его желания выполнялись. Ему не были сделаны прививки из-за энсудативного диатеза и родители старались, чтобы он поменьше общался с детьми. С первых дней в школе начались конфликты. Мальчик не хотел идти в школу. На уроках порой не слышал учителя. Дома с заданиями справлялся, но любил, чтобы рядом был кто-нибудь из взрослых. В школе стал отставать в ученье. Родители обратились к знакомой учительнице – дефектологу за советом.

Назовите возможные варианты причин школьной неуспеваемости:

  1. отстает в умственном развитии;
  2. не сформирован навык общения со сверстниками;
  3. не сформировано внимание;
  4. избалован;
  5. эмоциональное напряжение, повышенная боязливость детей.
  1. Какие методики могут быть использованы для исследования восприятия учащихся 1 – 4 классов:
  1. таблица с заданием на установление простых аналогий;
  2. доски Сегена разных вариантов сложности;
  3. таблицы с изображением контуров, силуэтов, частей знакомых предметов;
  4. бланки корректурных проб;
  5. набор предметных картинок, разрезанных на 2 – 4 части по горизонтали, вертикали и диагоналям;
  6. картинки с изображениями, в которых надо определить правую, левую стороны, а также понятия «низ», «верх», «посредине»;
  7. заучивание 10 слов.
  1. Какие методики могут быть использованы для исследования мышления учащихся 1 – 4 классов:
  1. пирамида из 8 колец;
  2. доски Сегена (сложные варианты);
  3. кубики Кооса;
  4. последовательные картинки;
  5. простые аналогии;
  6. заучивание 10 слов;
  7. пиктограмма;
  8. классификация;
  9. тексты со скрытым смыслом;
  10. загадки.

24. Детям 9 лет. При выполнении ими методики «Доска Сегена» (самый легкий вариант) выявлено следующее:

Коля И. берет фигурки и бессмысленно манипулирует ими. Когда ему предложили положить каждую фигурку на свое место, начал наугад класть в пазы, не смущаясь, что не попал в них. Интереса не проявлял.

Витя Р. Самостоятельно (без показа ему способа действий) начал заполнять пазы. Действия на основе зрительного соотнесения фигуры и паза. Проявил выраженный интерес к заданию.

Саша В. Не сразу понял, что от него требуется, но после того, как учитель положил одну из фигур на место, начал выполнять задание. Действовал способом проб. Знакомые фигуры сразу же положил в соответствующие пазы, остальные пробовал, ошибался, но задание выполнил.

Чем можно объяснить характер деятельности детей:

  1. умственной отсталостью;
  2. несформированностью восприятия;
  3. непониманием устной инструкции;
  4. сниженным зрением;
  5. трудностями речевого контакта;
  6. нормальным уровнем умственного развития;
  7. несформированностью мотивации;
  8. слабостью волевых усилий;
  9. ЗПР
  1. Напишите термины к данным определениям:
  1. нарушение счета и счетных операций, как следствие локального поражения коры головного мозга……………………………………………………………………………
  2. совокупность сведений о болезни и развитии ребенка…………………….
  3. удушье плода при родах………………………………………………………
  4. состояние замкнутости, нарушение общения……………………………….
  5. сглаживание, исправление недостатков той или иной функции…………..
  6. нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга……………………………………………………………….
  7. замена слабых или выпавших функций организма другими родственными или близкими функциями………………………………………………………….
  8. недостаток какого-либо органа или выпадение какой-либо функции……………
  9. непропорциональное увеличение головы…………………………..
  10. непропорциональное, значительное уменьшение головы……………………..
  1. Основным механизмом психического развития является:

А) воспитание произвольности;

Б) формирование новообразований;

В) индивидуальный подход.

27. Личностное развитие – это:

А) комплекс социально – психологических свойств субъекта, проявляющихся в деятельности;

Б) система познавательных процессов, обеспечивающих адекватное поведение;

В) нормы поведения.

28. Методика «Сложная фигура» определяет:

А) уровень эмоциональной устойчивости;

Б) зрительно – пространственную координацию;

В) умение выделять фигуру из фона;

Г) уровень интеллектуального развития.

29. Методика Тотенса предназначена для:

А) определения уровня личностного развития;

Б) творческого развития;

В) интеллектуального развития.

30. Какой основной критерий личностного развития:

А) реализация возрастных задач;

Б) уровень умственного развития;

В) уровень эмоциональной устойчивости.

31. Определите из указанных ниже потребностей ту, без которой немыслимо осуществление деятельности (с позиции иерархии потребностей):

А) потребность самоактуализации;

Б) потребность в безопасности и принятии;

В) потребность в достижении.

32. Какие дефекты речи являются наиболее тяжелыми (с точки зрения этиологии):

А) органические центрального происхождения;

Б) органические переферического происхождения;

В) функциональные.

33. С какой аномалией можно спутать моторную алалию:

А) с умственной отсталостью;

Б) с тугоухостью;

В) с психическими заболеваниями.

34. Какой из указанных диагнозов являются правильным:

А) псевдобульбарная дизартрия;

Б) псевдобульбарная дизартрия. Дислалия;

В) псевдобульбарная дизартрия. Нарушение звукопроизношения. ОНР (3 уровень).

35. Какой уровень речевого развития является наиболее тяжелым:

А) 1 уровень;

Б) 2 уровень;

В) 3 уровень.

36. Какой тип общения ребенка со взрослым является ведущим в первом полугодии его жизни:

А) познавательный;

Б) эмоциональный;

В) предметно – действенное сотрудничество.

37. Что такое амбивалентное поведение малыша:

А) разнонаправленное поведение, возникающее в конкретной ситуации;

Б) немотивированное поведение, сопровождающееся агрессией;

В) проявление активности и любознательности.

38. Каковы основные условия развития речевой функции в младенчестве:

А) наличие говорящих взрослых;

Б) воспитание ребенка в семье;

В) эмоциональное общение ребенка, совместное предметное сотрудничество, слышимая речь.

39. Каковы признаки восприятия ребенком слышимой речи:

А) повышенное эмоциональное реагирование;

Б) зрительное сосредоточение ребенком на источнике звука;

В) активная предметная деятельность.

40. Что такое внеситуативные формы общения:

А) совместная предметная деятельность ребенка со взрослым;

Б) умение манипулировать предметами;

В) способность ребенка «действовать в уме».

41. Какой наиболее эффективный способ получения качественной диагностической информации:

А) тесты;

Б) медицинское обследование;

В) наблюдение.

42. Какое значение имеет исследование детского самосознания для психологической диагностики:

А) определение уровня интеллектуального развития;

Б) определение уровня эмоционального развития;

В) определение уровня личностного развития.

43. Какими методами можно исследовать уровень понимания ребенком смысла ситуации?

А) беседа;

Б) игра;

В) рассказы.

44. Назовите основные показатели понимания рассказа ребенком:

А) персонификация, драматизация;

Б) пересказ;

В) ответы на вопросы.

45. В чем различия в формировании понятий у нормы и ЗПР?

А) в том, что ЗПР реагирует ситуационно;

Б) в том, что ЗПР больше опирается на запоминание, на формальные признаки; нет внутренней логики;

В) в том, что ЗПР оперирует логическими приемами при осмыслении понятий.

46. В чем содержание психодиагностического обследования младшего школьника?

А) в оценке уровня умственного развития;

Б) в оценке уровня личностного развития;

В) в комплексной оценке ребенка при помощи методов экспертной оценки, наблюдения и проективных методик.

47. В чем заключается основная проблема (трудность) младшего школьника?

А) в достижении высокой успешности в учебной деятельности;

Б) в организации оптимальных отношений с одноклассниками;

В) во внутреннем переходе от мотива «Я хочу» к мотиву «Я должен».

48. Какова динамика психодиагностического обследования младшего школьника?

А) необходимо начать с выявления умственного развития ребенка;

Б) необходимо начать с организации психологического контакта с ребенком;

В) необходимо начать с выявления успешности ребенка в школе.

 

КЛЮЧ

  1. б
  2. в
  3. а
  4. а
  5. б, д, е
  6. а) имбоцильность

Б) ЗПР

  1. б, в, м, н, о
  2. а, в, г, е,

9.

Умственная отсталость ЗПР Нормальное умственное развитие
2, 3, 5, 7, 12, 13, 14, 15, 17, 20 11, 14, 18 4, 6, 8, 9, 10

 

10. 2

11. 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.